Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ.




Методологический анализ базируется на философском принципе различения и тождества, а также на психологических принципах:

1)  зависимость - свобода (от культуры, от традиций развития современной науки, от тенденции развития науки, от новых направлений).

2)  единство внешней и внутренней детерминации (с одной стороны - это внутренние проблемы, с другой - это парадигмы науки, научного познания).

3)  рефлексия и предвосхищение (необходимо учитывать и знать этапы развития психологии, историю психологии; прогнозирование развития науки, теории)

4)  принцип активности и адаптивности (с одной стороны - изучение практики, с другой - изучается, какой эффект оказывает теория, выявляется точка роста развития теории, трудности, проблемы).

КАТЕГОРИЯ "ЧЕЛОВЕК".

Включает следующие понятия:

n индивид,

n личность,

n индивидуальность - типичность,

n характер,

n темперамент,

n способности,

n природа и сущность человека.

В психологии существуют различные определения человека. Наиболее распространенное: "Человек - это биологическое существо".

Но это определение не совсем понятно. Нужно рассматривать эту категорию с точки зрения философии (Франк, Бердяев, Соловьев, Федоров, Хайдеггер, Гегель):

"Человека нужно соотносить либо с богом, либо с миром в целом".

Шпрангер, Хайдеггер: "Культура является природой человека".

Сущностью человека является значимость, которая включает в себя мотивы, ценности, цели, потребности.

 

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ И ЧЕЛОВЕК.

Человек - это самое широкое понятие, это носитель культуры.

Индивид - это биологическое существо.

Личность - это социальная единица.

Самое главное в человеке - это регуляцияотношений с внешним миром. Регуляцию помогают осуществить 3 блока: блок ценностно - смысловых содержаний (ценности, культура, мотивы, цели, притязания), блок активности (внешней и внутренней), блок рефлексии (выполняет функцию обратной связи).

Регуляцию человек может осуществить на трех уровнях: операциональный (уровень конкретных ситуаций), тактический (постановка целей и т.д.),стратегический (ориентация на ценности и тенденции).

                                   ЦСС

 

                                                           

 

 


                  Ч     И

                       Л  Р

                        

                         

 

   АКТ.                                       РЕФЛ.

 - это динамичная система, центральным элементом является регуляция. Самый простейший уровень регуляции происходит на уровне индивида. Личностный уровень более сложен, где область регуляции - это социальные отношения. Человеческий уровень имеет более широкий масштаб.

 

Теория личности должна иметь: структуру, мотивацию, развитие личности, психопатологию, изменения личности, психокоррекцию, проблему психического здоровья, проблему нормы.

 

 

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ТИПИЧЕСКОЕ.

В психологии чаще говорят об индивидуальном, а реже - о типическом. Ноэто не совсем правильно. В человеке 80% типического и 20% индивидуального.

Проблема индивидуального в психологии все же дается поверхностно, а на самом деле это проблема сложна и интересна. Индивидуальное ставят в один ряд с такими понятиями, как "индивид" и "личность".

"Типическое" и "типологическое" - это не одно и тоже. А в психологии часто эти понятия не разводят. Типическое - это повторяющееся, а типологическое - это особенности, характерные для групп.

К индивидуально-типическим (типологическим) особенностям относятся: темперамент, характер и способности.

Проблема: что взять в основе динамической характеристики нервной системы? Гиппократ предлагал жидкости, другие авторы - конституцию, третьи - соотношение вегетативной и центральной нервной системы.

Ученики Мерлина доказали, что темперамент может изменяться в процессе жизни (т.к. они считали темперамент психологической характеристикой личности, а не особенностью нервной системы).

Изучением темперамента в последнее время занимались Гиппенрейтор, Бодалев.

Характер - это типичный вид отношений. Проблема характера изучена не до конца.

Проблемой способностей занимались: Теплов, Шадриков, Лейтес.

Лейтес говорил, что существует 2 основания способностей: повышенная активность и высокая степень саморегуляции, которая включает в себя самоизучение, рефлексирование.

Ф. Раемсон выделяет понятие "внутренний допинг" - т.е. человек сам себя подпитывает, чтобы добиваться высоких результатов.

Проблема: Что такое способности? Нет однозначного ответа.

Существует еще одна проблема: проблема соотношения понятий "темперамент", "характер", "способности":

                                     эффективная сторона

                                           (способности)

 динамическая сторона                                содержательная сторона

(темперамент)                                                    (характер)


                                        регуляция

 

 

КАТЕГОРИЯ "КУЛЬТУРА".

n социально - психологические механизмы (игра, ритуал, обряд, традиция, мифология, магия и т.д.),

n культура психической деятельности (психотип, организация психической деятельности, культура чувств).

 

Культура - это все то, что программирует человека, стимулирует, дает возможность реализовать ценности.

Культура доминирует жизнь человека. Когда говорим о культуре, часто встает проблема культа (культ - это поклонение, культивирование - это взращивание).

Социально - психологические механизмы - это механизмы производства, выращивания человека. Без этих механизмов человек невозможен. В этих механизмах проявляются психологические механизмы - механизмы воздействия. Их 2 типа: механизмы интеграции (внушение, заражение, подражание, убеждение) и механизмы отстранения (контрподражание, контрвнушение и т.д.).

 

КАТЕГОРИЯ "РЕГУЛЯЦИЯ".

n регулятивный акт,

n внимание,

n воля,

n ценностная ориентация.

 

СТРУКТУРА РЕГУЛЯТИВОГО АКТА.

          А

К  / ----à / В                                    А - альтернативы

----à / ----à / ----à                                К - критерий

      / ----à /                                          В - выбор

\___________/

обратная связь

~~~~~~~~~~~~~~~~~~

     контекст

 

Сутью регулятивного акта регулятивного акта является выбор, а регуляция - это направленная система регулятивных актов.

Гальперин: "внимание  - это свернутый самоконтроль познавательной сферы". Внимание является системообразующим фактором познавательной сферы.

Добрынин ввел понятие "значимость " в проблеме внимания.

Внимание - регулятор познавательной деятельности. Отражение (ощущение, восприятие), сохранение и переработка (память), Опережающее отражение (мышление) - все это пронизывает внимание.

То, что касается внимания, связано с волей .

Селиванов : "воля - преодоление внутренних препятствий".

В 70 г. Иванников сформировал новый подход к воле: Воля - преобразование ценностно - смысловых образований. Этот подход интересен.

Воля заключается в том, чтобы изменить свои пристрастия, мотивы.

Ценностные ориентации также регулируют поведение.

Мартин Рудич выделил следующие категории ценностей:

1)  инструментальные (ценность - качество (например, честный)),

2)  терминальные (ценность - цель(например, получить высшее образование)).

Возникают проблемы соотношения (1) и (2). То, что человек называет как важное, еще не значит, что это управляет поведением.

Шаров ввел еще и третью категорию:

3)  экзистенциальные

3 пары ценностей:

а) рациональное - иррациональное,

б) эмоционально положительное - эмоционально отрицательное,

в) созидающая активность - разрушающая активность.

 

КАТЕГОРИЯ "ЗНАЧИМОСТЬ".

n психологическое понимание ценностей,

n смысл,

n мотив,

n цель.

Психологическая проблема: как связать между собой понятия "ценность", "мотив", "цель", "смысл"?

2 точки зрения:

Мотив - ситуативное побуждение к деятельности,

-нечто обобщенное ( = ценность).

Божович: "Мотив отвечает на вопрос "зачем?".

Мотивы можно дифференцировать по степени обобщенности. Можно построить следующую иерархию:

- ситуативный уровень регуляции - мотивы,

- тактический уровень - цель и смысл,

- стратегический уровень регуляции - ценность.

 

В последнее время очень популярно понятие "смыслообразование" (Асмолов, Зейгарник, Братусь, Петровский).

Смысл - это то, ради чего совершается деятельность.     

В данном вопросе существует некоторая неуверенность. Это понятие больше декларируется, чем исследуется. Но это понятие требует исследований, т.к. оно входит в ядро личности.

 

КАТЕГОРИЯ "АКТИВНОСТЬ".

n деятельность (жизнедеятельность). Работы Обульхановой - Славской (жизненная позиция, стратегия жизнедеятельности, модели и тип жизнедеятельности).

n самореализация (гуманистическая психология).

n свобода (фикционализм: чем мы больше говорим о свободе, тем мы более зависим от нее; а зависимость - это уже не свобода ).

n виды деятельности (коммуникативная, познавательная).

n цель и смысл жизнедеятельности (Франкл).

n периодизация жизнедеятельности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...