Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Методологический анализ базируется на философском принципе различения и тождества, а также на психологических принципах: 1) зависимость - свобода (от культуры, от традиций развития современной науки, от тенденции развития науки, от новых направлений). 2) единство внешней и внутренней детерминации (с одной стороны - это внутренние проблемы, с другой - это парадигмы науки, научного познания). 3) рефлексия и предвосхищение (необходимо учитывать и знать этапы развития психологии, историю психологии; прогнозирование развития науки, теории) 4) принцип активности и адаптивности (с одной стороны - изучение практики, с другой - изучается, какой эффект оказывает теория, выявляется точка роста развития теории, трудности, проблемы). КАТЕГОРИЯ "ЧЕЛОВЕК". Включает следующие понятия: n индивид, n личность, n индивидуальность - типичность, n характер, n темперамент, n способности, n природа и сущность человека. В психологии существуют различные определения человека. Наиболее распространенное: "Человек - это биологическое существо". Но это определение не совсем понятно. Нужно рассматривать эту категорию с точки зрения философии (Франк, Бердяев, Соловьев, Федоров, Хайдеггер, Гегель): "Человека нужно соотносить либо с богом, либо с миром в целом". Шпрангер, Хайдеггер: "Культура является природой человека". Сущностью человека является значимость, которая включает в себя мотивы, ценности, цели, потребности.
ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ И ЧЕЛОВЕК. Человек - это самое широкое понятие, это носитель культуры. Индивид - это биологическое существо. Личность - это социальная единица. Самое главное в человеке - это регуляцияотношений с внешним миром. Регуляцию помогают осуществить 3 блока: блок ценностно - смысловых содержаний (ценности, культура, мотивы, цели, притязания), блок активности (внешней и внутренней), блок рефлексии (выполняет функцию обратной связи). Регуляцию человек может осуществить на трех уровнях: операциональный (уровень конкретных ситуаций), тактический (постановка целей и т.д.),стратегический (ориентация на ценности и тенденции). ЦСС
Ч И Л Р
АКТ. РЕФЛ. - это динамичная система, центральным элементом является регуляция. Самый простейший уровень регуляции происходит на уровне индивида. Личностный уровень более сложен, где область регуляции - это социальные отношения. Человеческий уровень имеет более широкий масштаб.
Теория личности должна иметь: структуру, мотивацию, развитие личности, психопатологию, изменения личности, психокоррекцию, проблему психического здоровья, проблему нормы.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ТИПИЧЕСКОЕ. В психологии чаще говорят об индивидуальном, а реже - о типическом. Ноэто не совсем правильно. В человеке 80% типического и 20% индивидуального. Проблема индивидуального в психологии все же дается поверхностно, а на самом деле это проблема сложна и интересна. Индивидуальное ставят в один ряд с такими понятиями, как "индивид" и "личность". "Типическое" и "типологическое" - это не одно и тоже. А в психологии часто эти понятия не разводят. Типическое - это повторяющееся, а типологическое - это особенности, характерные для групп. К индивидуально-типическим (типологическим) особенностям относятся: темперамент, характер и способности. Проблема: что взять в основе динамической характеристики нервной системы? Гиппократ предлагал жидкости, другие авторы - конституцию, третьи - соотношение вегетативной и центральной нервной системы. Ученики Мерлина доказали, что темперамент может изменяться в процессе жизни (т.к. они считали темперамент психологической характеристикой личности, а не особенностью нервной системы). Изучением темперамента в последнее время занимались Гиппенрейтор, Бодалев. Характер - это типичный вид отношений. Проблема характера изучена не до конца. Проблемой способностей занимались: Теплов, Шадриков, Лейтес. Лейтес говорил, что существует 2 основания способностей: повышенная активность и высокая степень саморегуляции, которая включает в себя самоизучение, рефлексирование. Ф. Раемсон выделяет понятие "внутренний допинг" - т.е. человек сам себя подпитывает, чтобы добиваться высоких результатов. Проблема: Что такое способности? Нет однозначного ответа. Существует еще одна проблема: проблема соотношения понятий "темперамент", "характер", "способности": эффективная сторона (способности) динамическая сторона содержательная сторона (темперамент) (характер)
регуляция
КАТЕГОРИЯ "КУЛЬТУРА". n социально - психологические механизмы (игра, ритуал, обряд, традиция, мифология, магия и т.д.), n культура психической деятельности (психотип, организация психической деятельности, культура чувств).
Культура - это все то, что программирует человека, стимулирует, дает возможность реализовать ценности. Культура доминирует жизнь человека. Когда говорим о культуре, часто встает проблема культа (культ - это поклонение, культивирование - это взращивание). Социально - психологические механизмы - это механизмы производства, выращивания человека. Без этих механизмов человек невозможен. В этих механизмах проявляются психологические механизмы - механизмы воздействия. Их 2 типа: механизмы интеграции (внушение, заражение, подражание, убеждение) и механизмы отстранения (контрподражание, контрвнушение и т.д.).
КАТЕГОРИЯ "РЕГУЛЯЦИЯ". n регулятивный акт, n внимание, n воля, n ценностная ориентация.
СТРУКТУРА РЕГУЛЯТИВОГО АКТА. А К / ----à / В А - альтернативы ----à / ----à / ----à К - критерий / ----à / В - выбор \___________/ обратная связь ~~~~~~~~~~~~~~~~~~ контекст
Сутью регулятивного акта регулятивного акта является выбор, а регуляция - это направленная система регулятивных актов. Гальперин: "внимание - это свернутый самоконтроль познавательной сферы". Внимание является системообразующим фактором познавательной сферы. Добрынин ввел понятие "значимость " в проблеме внимания. Внимание - регулятор познавательной деятельности. Отражение (ощущение, восприятие), сохранение и переработка (память), Опережающее отражение (мышление) - все это пронизывает внимание. То, что касается внимания, связано с волей . Селиванов : "воля - преодоление внутренних препятствий". В 70 г. Иванников сформировал новый подход к воле: Воля - преобразование ценностно - смысловых образований. Этот подход интересен. Воля заключается в том, чтобы изменить свои пристрастия, мотивы. Ценностные ориентации также регулируют поведение. Мартин Рудич выделил следующие категории ценностей: 1) инструментальные (ценность - качество (например, честный)), 2) терминальные (ценность - цель(например, получить высшее образование)). Возникают проблемы соотношения (1) и (2). То, что человек называет как важное, еще не значит, что это управляет поведением. Шаров ввел еще и третью категорию: 3) экзистенциальные 3 пары ценностей: а) рациональное - иррациональное, б) эмоционально положительное - эмоционально отрицательное, в) созидающая активность - разрушающая активность.
КАТЕГОРИЯ "ЗНАЧИМОСТЬ". n психологическое понимание ценностей, n смысл, n мотив, n цель. Психологическая проблема: как связать между собой понятия "ценность", "мотив", "цель", "смысл"? 2 точки зрения: Мотив - ситуативное побуждение к деятельности, -нечто обобщенное ( = ценность). Божович: "Мотив отвечает на вопрос "зачем?". Мотивы можно дифференцировать по степени обобщенности. Можно построить следующую иерархию: - ситуативный уровень регуляции - мотивы, - тактический уровень - цель и смысл, - стратегический уровень регуляции - ценность.
В последнее время очень популярно понятие "смыслообразование" (Асмолов, Зейгарник, Братусь, Петровский). Смысл - это то, ради чего совершается деятельность. В данном вопросе существует некоторая неуверенность. Это понятие больше декларируется, чем исследуется. Но это понятие требует исследований, т.к. оно входит в ядро личности.
КАТЕГОРИЯ "АКТИВНОСТЬ". n деятельность (жизнедеятельность). Работы Обульхановой - Славской (жизненная позиция, стратегия жизнедеятельности, модели и тип жизнедеятельности). n самореализация (гуманистическая психология). n свобода (фикционализм: чем мы больше говорим о свободе, тем мы более зависим от нее; а зависимость - это уже не свобода ). n виды деятельности (коммуникативная, познавательная). n цель и смысл жизнедеятельности (Франкл). n периодизация жизнедеятельности.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 247. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |