Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ПСИХОЛОГИИ.




ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ

ПСИХОЛОГИИ.

(ЛЕКЦИИ А.С. ШАРОВА)

                                                          

ВЫПОЛНИЛА:

СТ. ГР. П - 51    

ЛОГВИНЕНКО Д. В.

ОМСК, 1998 г.

В настоящее время очередной кризис психологии, значит и актуальны методологические проблемы.

В последнее время появились новые направления, течения, практики и т. д. в психологии. Эти течения очень броские, но разобраться в них поможет только методология.

МЕТОДОЛОГИЯ  - взгляд на психологию с более высоких позиций. В переводе с греческого : "мето" - "после, за, через"; "логос" - "слово".

Методология - движение к основаниям психологии и рефлексия этого движения.

МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

 Культивирование методологии имеет как «+», так и «-»:

«+»: она выполняет рефлексивные функции, помогает преодолеть кризисы в науке, помогает самоопределению.

«-»: 1) излишнее теоретизирование,

2)  отрыв от практики,

3)  идиалогизация науки.

 

КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Т. е. это те периоды, когда проблемы методологии обсуждались особенно остро.

1). 60 - 70-е годы 19 века.

 - Первые психологические программы;

 - Сеченов «Рефлексы головного мозга»,

            «Кому и как разрабатывать психологию».

- Вундт;

Наблюдается парадигма объективной ( психология органов чувств ) и субъективной

( психология духа ) психологии.

2). Рубеж 19 - 20 в.в.

Борьба двух методологий, которые лежат в основании объясняющей психологии  ( стремится найти общие механизмы и закономерности ) и понимающей психологии        ( Дильтей ).

3). Начало 20-х годов 20 века.

Борьба за новую психологию, против редукционизма ( сведение к простому, примитивному) и против дуализма ( разделение души и тела). Осуществляются попытки построения марксистской психологии ( Выготский, Корнилов, Бехтерев и др.).

4). Начало 50-х годов.

Пересмотр методологических позиций психологии. Психологию пробуют повернуть к физиологии. Становится проблема предмета психологии, методов исследования.

5). 90-е годы 20 века.

Новая социальная и внутри психологическая ситуация. Широкое распространение различных учений, в том числе психоанализа, гуманистической психологии.

 

Все кризисы психологии идут по биполярной шкале:

Рациональное ------------------------------------------------------иррациональное

- естественно- научная парадигма, подход;             - гуманитарное направление;                                                                                                                               

- объективная психология;                                          - гуманистический подход;

- физиологическая психология;                                 - субъективистская психология;

- бихевиоризм;                                                              - понимающая психология;

- психоанализ;                                                               - идеографическая психология.

- гештальтпсихология.

 

В каждом из направлений в психологии имеется как рациональное, так и иррациональное. Развитие психологии идет путем колебания от иррационального к рациональному.

В камках этих полюсов можно рассматривать кризисы психологии.

  

Методология становится предметом специальной теоретической рефлексии, начиная с Древней Греции :

Сократ рассматривал диалектическую природу мышления как совместное добывание истины от смутных представлений к определенным (использовал метод «повивальной бабки» = /позднее/ «сократовская беседа»).

Платон заложил учение о понятиях и категориях, он искал принцип всякой вещи, т. е. идею.; разделял познание человека на 3 составляющие :                                                   мнение ( обывательские суждения), рассудок ( в нем лежит классифицирующее начало), разум ( оперирует понятиями).

Цитаты Платона :

« Познание идей - это есть подлинное знание, постижение идей связано с разумом»;

« Диалектикой называется познание посредством понятий»;

« Определять понятия очень важно для серьезного разговора»;

« Определять понятие нужно посредством понятия»;

« Движение к общей идеи идет путем сопоставления мнений и отыскания противоречий в них. Это движение дает подлинное знание».

Платон говорил о культивировании диалога.

Диалогизм очень продуктивен, т. к. В нем формируется мышление.

Учеником Платона был Аристотель ( перипотетик). Он создал учение о категориях как организующих формах разума. « Высшее мышление - это открытие последнего основания истинны».

Выделял 3 вида высшего мышления : рассуждающее мышление, интуитивное мышление, мудрость ( умение обобщать и открывать новое). 

По направленности мышления выделял теоретическое и практическое мышление.

Кант ввел принцип достоверности знания, разработал учение об апперцепции как сумме первоначальных впечатлений, анализировал априорные формы созерцания и мышления.

Гегель разрабатывал категории и законы диалектики, разработал систему категорий, обозначил законы диалектики, говорил о тезисе, антитезисе, синтезе.

 

 

ИДЕАЛЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.

В истории развития науки можно выделить 3 идеала :

1). АНТИЧНЫЙ ИДЕАЛ,

ориентировались на познание сущности, оперировали идеальными объектами, характерны теоретические процедуры ( доказательства, строгость, решение задач).

«+»: особое значение придавали логике;

«-»: нет требований к экспериментальной проверке.

2). ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНЫЙ ИДЕАЛ.

Включает в себя особенности античного идеала + ориентация на инженерию и технику.

3). ГУМАНИТАРНЫЙ ИДЕАЛ ( доминирует в настоящее время).

Особенности:

- ценностное отношение предворяет исследование ( «+»: гуманно,

                                                                             «-»:искажаетдействительность)

- рефлексивность знаний, т. е. мысль о мыслях;

- объект изучения - живой человек;

- объект понимается как текст.

 

Естественно - научный и гуманитарный идеалы можно рассмотреть с точки зрения рационального и иррационального:

 

рац.---------------------------------------------иррац.

       Естеств. - научн. идеал                гуманитарный идеал

       (научное мышление)                     (мистическое мышление)

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ПСИХОЛОГИИ.

это основа всякого методологического анализа. В него входят:

n феномены,

n свойства,

n особенности,

n качества,

n атрибуты,

n категории,

n понятия,

n принципы,

n законы,

n закономерности.

 

Феномен - ( греч. -«являющийся»), Это понятие было введено Аристотелем и обозначает внешне познаваемое, проявляемое.

Свойство отражает нечто, присущее феномену, его частичное сходство или различие с другими, т. е. свойство - это часть феномена.

Особенность - это такое свойство, которое четко отличает данный феномен от других. Т. е. особенность выделяет самое существенное в свойствах феномена.

Качество - это система наиболее существенных свойств, дающая феномену определенность. Гегель : «нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть».

Атрибут - это особое, существенное качество, без которого нельзя судить о феномене. Атрибут выражается в понятиях. Выделить атрибут очень сложно.

Категория - (греч. - «суждение, высказывание, определение») - это основные и

 наиболее существенные понятия. Платонов выделяет следующие категории:

- психика, сознание, человек, психическое развитие и т. д., считая, что категории - это такие понятия, которые совпадают с предметом психологической науки.

Категории раскрывают свое содержание через понятия.

Шаров выделяет следующие категории психологии: человек, культура, регуляция, значимость, активность, отражение.

Понятия, которые описывают категории:

ЧЕЛОВЕК: индивид, личность, субъект, индивидуальность, темперамент, характер, способности, природа и сущность человека.

КУЛЬТУРА: социально - психологические механизмы (ритуалы, традиции, обряды, игра, магия), культура психической деятельности (это понятие ввел Абаев Н. В., его книга «Чань - буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае»: «Всякой культуре присуща психическая деятельность, психический тип. Культура психической деятельности определяет режим функционирования психики в разных культурах». Абаев вводит понятие психогогика -это наука, направленная на формирование типа психической деятельности ).

РЕГУЛЯЦИЯ : регулятивный акт, внимание ( по Гальперину: - это свернутый самоконтроль), воля, ценностные ориентации как ценностные механизмы регуляции.

ЗНАЧИМОСТЬ ( это ядро человека):ценность, смысл, мотив, цель, эмоции и чувства, переживания.

АКТИВНОСТЬ : деятельность, жизнедеятельность, самореализация, свобода.

ОТРАЖЕНИЕ : ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, сознание, самосознание.

Понятие - это целостная совокупность суждений, мыслей, в которых что - либо утверждается об отличительных или наиболее существенных признаках объекта. Понятия могут быть собраны не только в систему, но и в тезаурус - это сгруппированные термины, составляющие смысловую систему. Платонов составил словарь тезаурусов.

Закономерность - это объективно существующая, повторяющаяся причинно - следственная связь явлений. Если она познана и изучена, то формулируется в виде закона. В психологии один закон ( закон Вебера - Фехнера ) и много закономерностей.

Принципы - (лат. «основа» ) - это основное положение, исходный пункт, кратко сформулированная теория, концепция. Выделяют принципы бытия и познания. Как правило, все психологические принципы связаны с психологическими категориями.

 Существует 2 источника возникновения принципов: философия и практика.

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ:

 

- принцип деятельности (Леонтьев),

- принцип единства сознания и деятельности ( Рубинштейн С. Л.),

- генетический принцип ( Выгодский),

- принцип саморегуляции ( Обульханова - Славская),

- принцип единства человека и окружения ( К. Левин),

- принцип детерминизма.

Возникает вопрос: полон ли перечень принципов?

Возникает проблема упорядоченности и иерархичности принципов психологии.

Шаров предлагает упорядочить принципы следующим образом:

(1) Система принципов идет из базового отношения «человек - мир». Это отношение анализировали Гегель, Франк, Хайдеггер, Рубинштейн С. Л.

(2) Из этого отношения возникает философский принцип - принцип различения и тождества (авторы: Гегель, Хайдеггер).

(3) Психологические принципы (пары):

1. Принцип активности (изменение окружающего мира) и адаптивности (приспособление к окружающему миру),

2.  Принцип зависимости и свободы (свободный человек - это человек, который все осознает, а также имеет возможность выбора).

3.  Принцип единства внешней (мир и культура) и внутренней (мотивационно - смысловая сфера) детерминации.

4.  Принцип рефлексии и предвосхищения (в регуляции жизнедеятельности человек обязательно должен рефлексировать, а также для жизнедеятельности очень важно прогнозирование ( целеполагание, постановка задач, предвосхищение, принятие решения )).

Эти пары принципов охватывают проблему регуляции с разных сторон, и базируются они на принципе различения и тождества. Эти пары включают в себя другие принципы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 368.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...