Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ПСИХОЛОГИИ.Стр 1 из 4Следующая ⇒
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ. (ЛЕКЦИИ А.С. ШАРОВА)
ВЫПОЛНИЛА: СТ. ГР. П - 51 ЛОГВИНЕНКО Д. В. ОМСК, 1998 г. В настоящее время очередной кризис психологии, значит и актуальны методологические проблемы. В последнее время появились новые направления, течения, практики и т. д. в психологии. Эти течения очень броские, но разобраться в них поможет только методология. МЕТОДОЛОГИЯ - взгляд на психологию с более высоких позиций. В переводе с греческого : "мето" - "после, за, через"; "логос" - "слово". Методология - движение к основаниям психологии и рефлексия этого движения. МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Культивирование методологии имеет как «+», так и «-»: «+»: она выполняет рефлексивные функции, помогает преодолеть кризисы в науке, помогает самоопределению. «-»: 1) излишнее теоретизирование, 2) отрыв от практики, 3) идиалогизация науки.
КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ ПСИХОЛОГИИ. Т. е. это те периоды, когда проблемы методологии обсуждались особенно остро. 1). 60 - 70-е годы 19 века. - Первые психологические программы; - Сеченов «Рефлексы головного мозга», «Кому и как разрабатывать психологию». - Вундт; Наблюдается парадигма объективной ( психология органов чувств ) и субъективной ( психология духа ) психологии. 2). Рубеж 19 - 20 в.в. Борьба двух методологий, которые лежат в основании объясняющей психологии ( стремится найти общие механизмы и закономерности ) и понимающей психологии ( Дильтей ). 3). Начало 20-х годов 20 века. Борьба за новую психологию, против редукционизма ( сведение к простому, примитивному) и против дуализма ( разделение души и тела). Осуществляются попытки построения марксистской психологии ( Выготский, Корнилов, Бехтерев и др.). 4). Начало 50-х годов. Пересмотр методологических позиций психологии. Психологию пробуют повернуть к физиологии. Становится проблема предмета психологии, методов исследования. 5). 90-е годы 20 века. Новая социальная и внутри психологическая ситуация. Широкое распространение различных учений, в том числе психоанализа, гуманистической психологии.
Все кризисы психологии идут по биполярной шкале: Рациональное ------------------------------------------------------иррациональное - естественно- научная парадигма, подход; - гуманитарное направление; - объективная психология; - гуманистический подход; - физиологическая психология; - субъективистская психология; - бихевиоризм; - понимающая психология; - психоанализ; - идеографическая психология. - гештальтпсихология.
В каждом из направлений в психологии имеется как рациональное, так и иррациональное. Развитие психологии идет путем колебания от иррационального к рациональному. В камках этих полюсов можно рассматривать кризисы психологии.
Методология становится предметом специальной теоретической рефлексии, начиная с Древней Греции : Сократ рассматривал диалектическую природу мышления как совместное добывание истины от смутных представлений к определенным (использовал метод «повивальной бабки» = /позднее/ «сократовская беседа»). Платон заложил учение о понятиях и категориях, он искал принцип всякой вещи, т. е. идею.; разделял познание человека на 3 составляющие : мнение ( обывательские суждения), рассудок ( в нем лежит классифицирующее начало), разум ( оперирует понятиями). Цитаты Платона : « Познание идей - это есть подлинное знание, постижение идей связано с разумом»; « Диалектикой называется познание посредством понятий»; « Определять понятия очень важно для серьезного разговора»; « Определять понятие нужно посредством понятия»; « Движение к общей идеи идет путем сопоставления мнений и отыскания противоречий в них. Это движение дает подлинное знание». Платон говорил о культивировании диалога. Диалогизм очень продуктивен, т. к. В нем формируется мышление. Учеником Платона был Аристотель ( перипотетик). Он создал учение о категориях как организующих формах разума. « Высшее мышление - это открытие последнего основания истинны». Выделял 3 вида высшего мышления : рассуждающее мышление, интуитивное мышление, мудрость ( умение обобщать и открывать новое). По направленности мышления выделял теоретическое и практическое мышление. Кант ввел принцип достоверности знания, разработал учение об апперцепции как сумме первоначальных впечатлений, анализировал априорные формы созерцания и мышления. Гегель разрабатывал категории и законы диалектики, разработал систему категорий, обозначил законы диалектики, говорил о тезисе, антитезисе, синтезе.
ИДЕАЛЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. В истории развития науки можно выделить 3 идеала : 1). АНТИЧНЫЙ ИДЕАЛ, ориентировались на познание сущности, оперировали идеальными объектами, характерны теоретические процедуры ( доказательства, строгость, решение задач). «+»: особое значение придавали логике; «-»: нет требований к экспериментальной проверке. 2). ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНЫЙ ИДЕАЛ. Включает в себя особенности античного идеала + ориентация на инженерию и технику. 3). ГУМАНИТАРНЫЙ ИДЕАЛ ( доминирует в настоящее время). Особенности: - ценностное отношение предворяет исследование ( «+»: гуманно, «-»:искажаетдействительность) - рефлексивность знаний, т. е. мысль о мыслях; - объект изучения - живой человек; - объект понимается как текст.
Естественно - научный и гуманитарный идеалы можно рассмотреть с точки зрения рационального и иррационального:
рац.---------------------------------------------иррац. Естеств. - научн. идеал гуманитарный идеал (научное мышление) (мистическое мышление)
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ПСИХОЛОГИИ. это основа всякого методологического анализа. В него входят: n феномены, n свойства, n особенности, n качества, n атрибуты, n категории, n понятия, n принципы, n законы, n закономерности.
Феномен - ( греч. -«являющийся»), Это понятие было введено Аристотелем и обозначает внешне познаваемое, проявляемое. Свойство отражает нечто, присущее феномену, его частичное сходство или различие с другими, т. е. свойство - это часть феномена. Особенность - это такое свойство, которое четко отличает данный феномен от других. Т. е. особенность выделяет самое существенное в свойствах феномена. Качество - это система наиболее существенных свойств, дающая феномену определенность. Гегель : «нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть». Атрибут - это особое, существенное качество, без которого нельзя судить о феномене. Атрибут выражается в понятиях. Выделить атрибут очень сложно. Категория - (греч. - «суждение, высказывание, определение») - это основные и наиболее существенные понятия. Платонов выделяет следующие категории: - психика, сознание, человек, психическое развитие и т. д., считая, что категории - это такие понятия, которые совпадают с предметом психологической науки. Категории раскрывают свое содержание через понятия. Шаров выделяет следующие категории психологии: человек, культура, регуляция, значимость, активность, отражение. Понятия, которые описывают категории: ЧЕЛОВЕК: индивид, личность, субъект, индивидуальность, темперамент, характер, способности, природа и сущность человека. КУЛЬТУРА: социально - психологические механизмы (ритуалы, традиции, обряды, игра, магия), культура психической деятельности (это понятие ввел Абаев Н. В., его книга «Чань - буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае»: «Всякой культуре присуща психическая деятельность, психический тип. Культура психической деятельности определяет режим функционирования психики в разных культурах». Абаев вводит понятие психогогика -это наука, направленная на формирование типа психической деятельности ). РЕГУЛЯЦИЯ : регулятивный акт, внимание ( по Гальперину: - это свернутый самоконтроль), воля, ценностные ориентации как ценностные механизмы регуляции. ЗНАЧИМОСТЬ ( это ядро человека):ценность, смысл, мотив, цель, эмоции и чувства, переживания. АКТИВНОСТЬ : деятельность, жизнедеятельность, самореализация, свобода. ОТРАЖЕНИЕ : ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, сознание, самосознание. Понятие - это целостная совокупность суждений, мыслей, в которых что - либо утверждается об отличительных или наиболее существенных признаках объекта. Понятия могут быть собраны не только в систему, но и в тезаурус - это сгруппированные термины, составляющие смысловую систему. Платонов составил словарь тезаурусов. Закономерность - это объективно существующая, повторяющаяся причинно - следственная связь явлений. Если она познана и изучена, то формулируется в виде закона. В психологии один закон ( закон Вебера - Фехнера ) и много закономерностей. Принципы - (лат. «основа» ) - это основное положение, исходный пункт, кратко сформулированная теория, концепция. Выделяют принципы бытия и познания. Как правило, все психологические принципы связаны с психологическими категориями. Существует 2 источника возникновения принципов: философия и практика. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ:
- принцип деятельности (Леонтьев), - принцип единства сознания и деятельности ( Рубинштейн С. Л.), - генетический принцип ( Выгодский), - принцип саморегуляции ( Обульханова - Славская), - принцип единства человека и окружения ( К. Левин), - принцип детерминизма. Возникает вопрос: полон ли перечень принципов? Возникает проблема упорядоченности и иерархичности принципов психологии. Шаров предлагает упорядочить принципы следующим образом: (1) Система принципов идет из базового отношения «человек - мир». Это отношение анализировали Гегель, Франк, Хайдеггер, Рубинштейн С. Л. (2) Из этого отношения возникает философский принцип - принцип различения и тождества (авторы: Гегель, Хайдеггер). (3) Психологические принципы (пары): 1. Принцип активности (изменение окружающего мира) и адаптивности (приспособление к окружающему миру), 2. Принцип зависимости и свободы (свободный человек - это человек, который все осознает, а также имеет возможность выбора). 3. Принцип единства внешней (мир и культура) и внутренней (мотивационно - смысловая сфера) детерминации. 4. Принцип рефлексии и предвосхищения (в регуляции жизнедеятельности человек обязательно должен рефлексировать, а также для жизнедеятельности очень важно прогнозирование ( целеполагание, постановка задач, предвосхищение, принятие решения )). Эти пары принципов охватывают проблему регуляции с разных сторон, и базируются они на принципе различения и тождества. Эти пары включают в себя другие принципы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 418. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |