Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ.




(т. е. содержательная и формообразующая методология)

Концептуальная (касается теоретических основ) и инструментальная (касается психологических практик) методологии должны находиться в единстве.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ включает: принципы, законы и закономерности, категории, понятия, теории, концепции, идеи (т.е. весь теоретический фундамент психологии).

 Концептуальная методология выполняет несколько функций:

1) ориентирующая функция ( ориентирует направление движения психологии).

2) предсказательная функция (перспективно ли данное направление).

3) классифицирующая функция ( выделение разных направлений).

4) оценивающая функция.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ включает: исследовательские принципы, методы и методики исследования, технологию ( или психотехнику).

Инструментальная методология направлена прежде всего на оценку практической деятельности. Ее функции:

1.  ориентирующая,

2.  оценивающая,

3.  предсказательная (каков будет результат).

 

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Предмет психологии есть система ее понятий (категорий), теорий, углубляемых ее методами и предельно кратко сформулированных в ее принципах.

Бассин Ф. В.: «Предмет психологии - значимые переживания».

В различных направлениях психологии предмет определяется по разному.

Существовало несколько точек зрения на предмет психологии:

1)  «предметом психологии является душа. Душа - это начало и основной объяснительный принцип того, что происходит с человеком». Это донаучное представление.

2)  «предметом психологии является душа». Эта точка зрения принадлежит школе ассоцианизма. Сознание объявляется основополагающей категорией и приравнивалось к понятию «психика». Ассоцианисты достаточно детально разработали категорию сознания методом интроспекции.

3)  «предметом психологии является поведение». Эта точка зрения принадлежит бихевиористам. Основной причиной этой точки зрения явилось разочарование в интроспективном методе. Бихевиористы считали, что в психологии нужно исследовать только то, что повторяемо, видимо.

В настоящее время исследователи не могут прийти к одной точки зрения .

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

n наблюдение,

n эксперимент,

n опрос,

n анализ результатов деятельности,

n биографический,

n контент - анализ,

n моделирование,

n сравнительные методы.

Вопрос: насколько полон этот перечень? Могут ли возникнуть новые методы?

Возникает проблема классификации методов исследования (а также методав воздействия).

Г. Пырьов предложил свою классификацию:

1. Наблюдение бывает двух видов:

а) объективное:

- непосредственное (индивидуальное - коллективное; интенсивное - пассивное; клиническое),

- опосредованное (анкеты, вопросники, изучение продуктов деятельности),

б) самонаблюдение:

    - непосредственное (словесные отчеты),

     - опосредованное (дневники, автобиографии, воспоминания и т.д.).

2.  Группа методов моделирования:

- физическое,

- математическое,

- имитационное,

- схематичное,

- кибернетическое моделирование.

3.  Группа вспомогательных методов:

- физиологические,

- фармакологические,

- биохимическое,

- графические методы,

Эксперимент делится на:

- лабораторный,

- естественный,

- психолого- педагогический (формирующий и констатирующий).

 

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ.

Психологические приннципы реализуются в систематизации методов психологического     исследования.

Отражение

внешние-------------------------------------внутренние

основные методы

наблюдение

опрос

эксперимент

условия

естеств

искуств

естеств

искуств

естеств

искуств

вид деятельности

  п р п р п р п р п р

 

  восприятия                      
средства знак отражение                      
отражения моделирование                      
  техн отражение                      
                             

 

«Р»- репродуктивный вид деятельности,

«П»- продуктивный вид деятельности.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Литература :

1). Методы социальной психологии /под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова, Л.,77 г.

2)  Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология. Программа. М., 1972 г.

3)  Процессы соц. Исследования /под ред. Ю. Е. Волкова., М, 1975 г.

 

Самая главная проблема: взаимосвязь и взаимопроникновение теории и практики. Всякий метод (исследовательский или терапевтический) строится на конкретной психологической теории. Психологическая теория может быть эксплицитной (статьи, публикации), а может быть имплицитной (внутренней).

Метод - это форма организации определенного способа познания.

Методика - это конкретная реализация метода, которая включает в себя описание объекта и процедур изучения, а также способы фиксации и обработки полученных результатов.

Техника исследования- это совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Процедура - это общая система действий и способов организации исследования.

 

АЛГОРИТМИЗИРОВАННАЯ ПРОЦЕДУРА СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

1. Разработка программы исследования:

 А). Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.

Проблема - это противоречие между потребностью, необходимостью что - то сделать, что- то достичь, знать и незнанием путей, средств, способов, приемов реализации этой необходимости.

Объект - это все то, что содержит явно или нет противоречие, порождает проблему.

Предмет - это те или иные значимые свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению.

 Б). Определение цели и задач исследования.

Цель ориентирует исследователя на анализ проблемы в двух направлениях:

 - теоретическом (изучить литературу по данной проблеме),

 - практическом (подбор методики исследования).

Можно выделить 3 типа задач:

 - теоретические задачи ( изучить литературу),

 - исследовательские задачи (их бывает 2 -3),

 - задачи практического плана ( разработка психокоррекционной программы),

В). Интерпретация основных понятий. Бывает двух родов:

 - теоретическая (реферирование источников по проблеме исследования: кто как понимал данное понятие),

 - эмпирическая (изучение данного понятия).

Г). Предварительный системный анализ объекта исследования. Предполагает выделение элементов, уровней, взаимосвязей, условий и т. д.

Д). Выдвижение рабочих гипотез.

 Гипотеза - это обоснованное научное предположение.

Гипотезы бывают: первичные - вторичные; основные - гипотезы следствия; описательные - объяснительные.

2.  Определение эмпирических объектов исследования ( определение выборки). В социологии существуют формулы для определения размера выборки.

3.  Разработка методики данного психологического исследования.

4.  Проба методики ( пилотаж), ее доработка, проверка надежности.

5.  Сбор первичной информации ( пилотажное исследование).

6.  Логическая и количественная обработка собранных данных.

7.  Интерпретация результатов, выводы, отчеты.

 

ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ.

Главная проблема - проблема факта.

Факт - (лат.) "совершившееся", "сделанное".

Вопрос: Как отнестись к выражению: "с фактами не спорят"?

Измерение - это сравнение с эталоном.

                                      

                                  ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ШКАЛЫ.

1.шкала наименований (неупорядоченная шкала),

2.шкала порядка (осуществляется ранжирование),

3.интервальная шкала (фиксируется не только порядок, но и равный интервал),

4.пропорциональная шкала (это высший тип шкал. Имеется нулевая отметка).


ШКАЛЫ ОЦЕНОК (их классификация):

1)  по объекту суждения:

а) о выраженности видов поведения у других,

б) о себе,

в) о свойствах объекта.

2)  по внутренней структуре шкал:

а) монополярные шкалы (например, от 0 до 10),

б) биполярные шкалы( например, от -10 до 10).

3)  по форме:

а) числовые (например, 1, 2, 3, ...),

б) вербальные (например, сильно - слабо; да - нет ),

в) графические (например, min ----- max ).

 

 

МОДЕЛИ ЭКСПЕРИМЕНТА.

Г. Кемпбелл "Модели экспериментов в социальной психологии".

Самая широкая модель:

R O X O                         - это план истинного эксперимента.

R O   O                             

R    X O                        Х - формирующее воздействие,

R         O                         R - рандомизация группы,

                                             O - тестирование.

 

                                                

ОБРАБОТКА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ (группы обработки):

1)  выявление меры центральной тенденции (мода, медиана, среднее).

2)  корреляционный анализ (выявление взаимозависимости между переменными).

3)  меры изменчивости (дисперсия, среднее квадратичное отклонение).

4)  определение типа распределения (обычно - нормальное распределение Гаусса, оно нужно для нормирования).

5)  регрессионный анализ (изучение зависимости измерения среднего значения переменной от одной или суммы фактов).

6)  факторный анализ (для выявления скрытых признаков).

7)  моделирование (математическое).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...