Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономические институты и их функции в системе «национальная экономика».




 

Следующую за индивидом совокупность субъектов хозяйствования (см. табл. 1) можно обобщить понятием институциональной структуры экономики, которое входит составной частью, но не составляет всего содержания понятия “институт”. Социально-экономический институт представляет собойсубъекты хозяйствования, связи, отношения и нормы социально-экономической жизни, которые имеют устойчивый характер и сохраняются длительный период времени (как правило, несколько десятилетий). Таким образом, понятие института оказывается близким по смыслу категориям “структура экономики” и “организация”, но не тождественным им. Понятие организации, во-первых, отражает не только устойчивые, но и неустойчивые компоненты и связи, тогда как “институт” - лишь устойчивые; во-вторых, организация представляет собой взаимодействие частей целого, тогда как институт не является процессом, а, скорее, результатом взаимодействия. Структура экономики отражает совокупность компонентов и внутренних связей системы, а институт может быть как частью структуры национальной экономики (т.е. “встроенным”), так и частью среды. Так, государственные институты, как в виде норм, регламентаций экономической деятельности, так и как государственные организации, являются внешними по отношению к экономической жизни, выступают ее институциональной средой. Тем не менее, называть все экономические институты “институциональной средой экономики”, было бы ошибкой, как и отнесение всех экономических институтов к области надстройки, поскольку большая их часть является базисной (фирмы, рыночные связи, отношения собственности и многие другие).

Значение исследования экономических институтов при анализе национальной экономики как результата кооперативного взаимодействия институтов и индивидов, трудно переоценить, поскольку именно институциональный аспект позволяет рассматривать национальную экономику и ее компоненты в их целостности с системных позиций. Вне экономических институтов национальную экономику представить невозможно. Любая экономическая деятельность (да и деятельность вообще) возможна только в соответствующих институциональных рамках, по крайней мере, в современном обществе.

Экономические институты, в свою очередь, представляют собой продукт, полученный в результате непреднамеренной, спонтанной самоорганизации индивидов, а не в ходе чьих - либо целенаправленных действий. Спонтанность самоорганизации подчеркивает и К. Поппер. Он пишет, что институты “...представляют собой результаты человеческих действий и решений и изменяются под их влиянием. Однако, это не означает, что все они сознательно спроектированы ... Наоборот, даже те институты, которые возникают как результат сознательных и непреднамеренных человеческих действий, оказываются, как правило, непреднамеренными и часто нежелательными побочными следствиями таких действий. ... большинство тех немногих институтов, которые были сознательно и успешно спроектированы (скажем, новый университет или профсоюз), никогда не функционируют в соответствии с планом их создания...”[9] Этот обоснованный вывод ставит под сомнение возможность успешного осуществления социально - экономических “экспериментов” по преобразованию институтов в соответствии с теорией (“социализм в отдельно взятой стране”) или по примеру экономически-развитых стран. Итог подобных экспериментов вполне закономерен: “Хотели как лучше, а получилось как всегда”, - т.к. преобразование каждого института затрагивает потребности, интересы и ценности многих индивидуумов, действующих исходя из них и вносящих поэтому в процесс преобразования непредвиденные действия и их последствия.

Итак, возникновение экономических институтов носит характер спонтанной самоорганизации, в основе которой лежит разделение труда, вызванное различием системы потребностей, интересов и ценностей индивидов. Поэтому исходными для исследования экономических институтов будут понятия потребности и интереса. Следовательно, и конкретно - исторический тип социальных и экономических институтов определяется не господствующими видами деятельности (которые институтами оформляются) или общественными отношениями (последние входят в понятие института), а наиболее актуализированными в конкретный промежуток времени потребностями и системой наиболее значимых интересов индивидов.

Сущность социально-экономических институтов проявляется в их функциях.

Экономические институты выполняют интегрирующую функцию, способствуя реализации индивидов как субъектов общественного производства и существенно облегчая налаживание экономических связей, обеспечивая экономию на трансакционных издержках.

Информационная функция экономических институтов заключается в накоплении, селекции и передаче информации в пространстве и во времени. Выполняя информационную функцию, экономические институты обеспечивают непрерывность общественного воспроизводства.

Регулирующая функция: социально - экономические институты направляют деятельность экономических субъектов в русло, наиболее полезное экономике в целом[10] и пытаются приостановить деятельность субъектов, приносящую отрицательные последствия.

Негэнтропийная функция проявляется в обеспечении устойчивости, повышения уровня организованности национальной экономики, способности в определенной мере гасить возникающие флуктуации.

Обеспечение последней функции становится возможным благодаря тому, что взаимоотношения индивида и институтов отличаются определенным неравноправием: реализуя свою деятельность, порожденную потребностями, через какой - либо институт, индивид бывает вынужден приспособить систему своих потребностей и интересов или способы их удовлетворения к институциональным нормам, тогда как влияние отдельного индивида на институты обычно ничтожно мало. Это объясняет и возможность выполнения институтами интегрирующей функции. Тем не менее, подавление флуктуаций со стороны индивидов возможно лишь до определенного предела, за которым следует либо формирование конкурентного института, либо разрушение старого и передача его функций новому институту в точке бифуркации. Т.е. изменение институтов является функцией общества в целом, а не отдельного индивида. Изменившиеся институты, в свою очередь, оказывают влияние не только на функционирование национальной экономики, но и на поведение других институтов и каждого индивида.

 

 

5 ВОПРОС










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 683.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...