Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Краткий обзор научных взглядов трёх лингвистов XX века на проблему ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
"язык - речь" Фердинанд де Соссюр Проблема языка как объекта лингвистики осложнилась в настоящее время различием и даже противопоставлением языка и речи; языка, речи и нормы. Дихотомия (разделение целого на части) "язык - речь" связана с именем и работами выдающегося лингвиста 20 века Фердинанда де Соссюра (1857 - 1913) из Швейцарии, хотя ему принадлежит не сама идея, а то, что она стала в его теории одним из принципов лингвистического исследования. Сама же идея высказывалась и до, и после С. Здесь можно назвать имена Вильгельма фон Гумбольдта, Штейнталя, Потебни, Бодуэна де Куртенэ, Фортунатова, Щербы, Смирницкого. Однако лишь в работе С. "Курс общей лингвистики" эта идея была положена в основание языковедческой теории. Суть его теории: "Язык не деятельность говорящего. Язык - это готовый продукт, пассивно регистрируемый говорящим..." "Речь есть индивидуальный акт воли и разума, в котором следует различать: 1) комбинации, в которых говорящий использует код языка с целью выражения своей мысли; 2) психофизический механизм, позволяющий ему объективировать эти механизмы". По мнению С., язык - определённая часть речевой деятельности. Он является совокупностью условностей, принятых коллективом, чтобы обеспечить реализацию способности к речевой деятельности, существующей у каждого носителя языка. В противоположность этому, по словам С., язык представляет собой целостность сам, являясь отправным началом (принципом) классификации. Отводя ему первое место в речевой деятельности, С. говорит о естественном порядке в этой совокупности, которая иначе не поддаётся классификации. Речевая деятельность, по С., имеет разнородный характер, а язык - явление однородное - это система знаков, в которой единственным существенным является соединение смысла и акустического образа, причём оба эти компонента знака в равной мере психичны. Язык, по С., есть система знаков, выражающих понятия; его можно сравнить с письменностью, азбукой для глухонемых, с символическими обрядами, с формами учтивости, с военными сигналами и т.д. Он только наиважнейшая из систем. Т.о., изучение речевой деятельности делится на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т.е. нечто социальное по существу и не зависящее от индивида; это наука чисто психическая; другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т.е. речь, включая фонацию; она психофизична. Цитирование высказываний Ф.де.С. помогает увидеть, что основоположник лингвистического структурализма серьёзно выдвинул проблему "язык - речь", но не разрешил её. Учёный рассматривает речь то как индивидуальный акт воли и разума, то как индивидуальную сторону речевой деятельности. Ни то, ни другое истолкование речи не даёт, видимо, лингвистического. Лингвистика не изучает индивидуальные акты воли и разума.Этим занимается психология или психолингвистика. Индивидуальные или общие стороны речевой деятельности были, есть и остаются объектом изучения психологии и физиологии высшей нервной деятельности, но не лингвистики. Ф. де С. не создал завершённой теории различения языка и речи, но его заслуга состоит в том, что он первым сделал это различение одним из принципов научного исследования языка. Незавершённость и противоречивость его теории вызывает новые попытки её разрешения, но пока нет ясного обоснования различения языка и речи. нет и ясного понимания в этом плане объекта лингвистического исследования.
Л. В. Щерба В статье "О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании" учёный-лингвист обосновывает различение речевой деятельности. языковой системы и языкового материала. Может показаться, что Щ. переименовал триаду Соссюра, однако такое предположение ошибочно. Процессы говорения и понимания являются речевой деятельностью, заявляет Щ. (первый аспект языковых явлений). На основании всех аспектов говорения и понимания той или иной общественной группы создавались словари и грамматики языков, которые могли бы называться просто языками, но которые Щ. называет языковыми системами (второй аспект языковых явлений), оставляя за словом "язык" его общее значение. Все языковые величины, имеющиеся в словаре и грамматике, Щ. называет языковым материалом (третий аспект языковых явлений). Это не что иное, как тексты. Что же такое сама языковая система? Это, по мнению Щ., есть то, что объективно заложено в данном языковом материале и что проявляется в индивидуальных речевых системах, возникающих под влиянием этого материала.Следовательно, в языковом материале и надо искать источник единства языка внутри данной общественной группы.
Схема языковой системы |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 209. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |