Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Объект и основные проблемы языкознания .
Лингвистика - одна из наиболее древних и разветвлённых наук. Сложности этой науки объясняются такими причинами, как: a) множеством конкретных языков, на которых говорит человечество; b) глубиной и различием внешних связей языка с иными системами - природой, обществом, культурой, искусством, наукой, в частности психологией, и поведением человека; c) различиями в подходе к языку самой науки о нём, различиями принципов, аспектов, методов и методик изучения языка. В результате всего вышесказанного выделяют несколько «полей» членения науки о языке : 1)структурное членение даёт фонетику и фонологию, лексикологию, морфологию и синтаксис, что является актуальным для любой национальной лингвистики; 2)этноязыковое членение способствует отдельным конкретным языкам; где выделяют науку о русском языке, языке хинди, английском языке, китайском и т.д.; 3)социальное варьирование выделяет науку о литературном языке, диалектологию, учение о стилях языка, наука о языке художественной литературы; учение о языке науки и т.д.; 4)четвёртое членение соответствует направлениям, школам, методам и методикам исследования языка и даёт такие варианты лингвистики , как сравнительно - историческое языкознание, описательную лингвистику, структурное языкознание, дескриптивную лингвистику, трансформационную грамматику, этнолингвистику, психолингвистику и т.д.. Каждая страна, в которой существует своя лингвистическая традиция, даёт свой вариант науки о языке . поэтому выделяют французское яз-е, американское, русское, чешское, индийское и др., каждое из которых отличается друг от друга принципами, методами и методиками изучения языка. Например, в русском языке ( и это одна из сильных сторон нашей науки) очень чётко различаются автономные области науки - фонетика и фонология, лексикология, семасиология, фразеология, словообразование, грамматика с делением на морфологию и синтаксис, учение о стилях. Далеко не вся зарубежная лингвистика, даже европейская и североамериканская, принимает такое членение. Например в 40-60 годы 20 века в американской науке о языке сформировала школы дескриптивной лингвистики (ведущие представители: З.Харрис, Ч.Хоккет, Дж.Трейджер, Б.Блок, К.Пайк, Ю.Найда) и трансформационной грамматики ( З.Харрис, Н.Хомский ). Однако ни та, ни другая не дали чёткого различия структурным областям языка: дескриптивная лингвистика свела почти всё к своеобразно понимаемой морфологии, а трансформационная грамматика - к столь же своеобразно понимаемому синтаксису.
Место языкознания в современной лингвистике.
Общее языкознание занимает среди множества лингвистических наук особое место : оно изучает язык как инвариант ( фр* - математическая величина, остающаяся неизменной при тех или иных преобразованиях ), реализуемый в разных конкретных языках и представляет собой общую теорию языка и науки о нём. Все конкретные языки, даже очень далёкие друг от друга ( например, языки разных семей ) всё же сохраняют что - то общее между собой и в применении, и в своём « устройстве », и своих внешних связях, и в своём функционирование, и в своей истории. Если бы этого общего не было, невозможно было бы то практическое соотношение разноязычных знаковых систем, которое постоянно осуществляется в практике перевода с одного языка на другой, а также в практике перевода с языков древних на современные. Вот некоторые общие признаки различных конкретных языков: a) все языки служат людям в качестве средства общения; b) все языки участвуют в формировании и выражении мысли; c) все языки имеют звуки, слова, грамматику; слова во всех языках обладают значениями; d) языки могут функционировать в устной и письменной формах, вторая из этих форм закономерно возникает на определённой ступени социального развития коллектива - носителя языка; e) все языки при соответствующих исторических условиях получают литературное нормирование и стилевое членение.
В прошлом главное место в лингвистике занимало сравнительно-историческое языкознание, поэтому и общее языкознание понималось как сравнительно-историческое описание многих языков. Однако в настоящее время положение изменилось, наука о языке в состоянии отличить общее языкознание от сравнительно-исторического или сопоставительного описания нескольких и даже многих языков. Сейчас общее языкознание стремится к тому, чтобы выработать теорию, применимую для объяснения многих языков вместе и каждого языка в отдельности.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 242. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |