Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сочетания, которые опираются на протяжённость, называются синтагмами. Это позволяет выделить словосочетание (синтагму).




Ассоциативные отношения соединяют элементы в потенциальный и мнемонический ряд (т.е. находятся в мозгу). Возникнув в мозгу, эти отношения объединяют слова по общности корня (обучаю – обучение).

«Вся совокупность установившихся (узуальных) отношений и составляет язык, определяя его функционирование».

Все члены системы находятся в равновесии, поэтому система является замкнутой. Язык социален. Чем он отличается от других социальных факторов? Ответ: язык имеет знаковый характер. «Язык есть система знаков, выражающих идеи».

 

                  Учение о знаках

 

«Мы называем знаком комбинацию понятия и акустического образа».

Акустический образ – не материальный звук, а представление, которое получает человек органами чувств. Акустический образ – психический отпечаток звука. Акустический образ и понятие обладают психическими свойствами, из чего следует, что «языковой знак есть двусторонняя психическая сущность». Центральным знаком в механизме языка является слово. У знака есть свойства, которые его отличают:

1) языковой знак всегда произволен (нет прямой связи между знаком и предметом, который он обозначает), например, слово «солнце» в каждом языке звучит по-разному;

2) производность знака (всегда ограничен законами развития конкретного языка);

3) линейность, изменчивость (неизменчивость), значимость.

 

 

Лингвистические взгляды А.А.Потебни

                          (1835 – 1891)

 

Ряд учёных называли его идеалист – психологист, другие – объективный идеалист, эмпирик, сенсуалист. Большое влияние на становление его взглядов оказала философия Гумбольдта и Штейнталя. Представители этой теории исходили из положения, что язык является самосознанием, мировоззрением, логикой духа народа, следовательно, и изучать язык нужно как выражение духа народа. Дух народа проявляется в языке, а затем уже в нравах, обычаях, поступках и т.д. Отсюда трепетное отношение П. к фольклорному материалу, изучение которого привело автора к пониманию особого происхождения человеческого мышления. П. понимал, что мышление – результат деятельности второй сигнальной системы + труда. Из этого следует утверждение П. о единстве теории и практики.

«Практика и теория (в широком смысле слов) – стороны, различимые только мыслью, а в действительности тесно связаны».

Практика сама по себе будет недостаточна для продолжения действительности, т.к. не даёт возможности изменить её в изменяющихся условиях. Исключительная практичность бала бы для человека смерти подобна. То же самое П. говорит и об исключительной теоретичности, значит, всё должно рассматриваться в единстве. П. остаётся на позициях психологизма, несмотря на видимую материальность взглядов, особенно это касается связи языка и мышления. «Область языка далеко не совпадает с областью языка».

В истории человечества был период, когда язык не был напрямую связан с мышлением. Язык – необходимое условие мысли человека, даже если человек находится в уединении.

Существуют объекты мышления (предметный мир), объективная действительность. Объект мышления – взаимосвязь предметов, взаимоотношения между ними.Человек воспринимает предмет сразу несколькими органами чувств, следовательно, предмет воспринимается в нескольких признаках, следовательно, предмет есть совокупность признаков. Эта совокупность – центр по отношению к другим признакам, которыми обладает данный предмет, но которые не заметил человек. Этот центр – центр образа (внутренняя форма), из которой рождается мотивировка предмета. Познание мира идёт через сравнение, поэтому и появляется слово. Сравнение даёт возможность сложить представление о познаваемом предмете. Представление – обозначение нового признака + основа уже существующего понятия.П. вывел приём аналитического познания образа.

Мыслительная деятельность человека делится на несколько этапов:

1) то, что я вижу – предмет (мы его воспринимаем как существующий признак);

2) внутренняя форма;

3) чувственный образ предмета

4) совокупность восприятий;

5) представление предмета;

6) на основе сравнения – его восприятие.

Всё это – первый акт мысли – апперцепция. Потом появляются суждения как основная форма мысли, их совокупность – понятие как высшая форма деятельности мозга.

 

 

                            Учение о слове

При определении слова П. указывал на единство звучания и значения. Слово – единство членораздельных звуков и значения, либо звуковое единство представления с внешней стороны и значения – с внутренней. Такая деятельность позволяет слову функционировать. Если у слова отобрать сочетание звуков, то они в отдельности перестают быть словом. Определение слова как единства звучания и значения предполагает наличие 3-го элемента – представления (содержание мысли или способ изображения данного значения). Таким образом, всякое слово без исключения состоит из 3-х обязательных элементов: членораздельных звуков, представлений о нём и значения. Значение и представление не совпадают: значение шире представления. Образ слова предшествует представлению, а значение слова объединяет чувственный образ, обобщает, абстрагирует, следовательно, становится шире представления. Пример: слово «защита» в широком значении стремимся оторвать от узкого представления «щит», т.о. растёт несоответствие между представлением и значением.

В слове П. различает внешнюю форму (звуки), содержание, которое объективировано с помощью звуков, и внутреннюю форму слова(ближайшее этимологическое значение слова). Т.о., П. впервые пытается рассмотреть вопрос об отношении формы и содержания в слове.

П. рассматривает в слове 2 содержанияобъективное, т.е. ближайшее этимологическое значение слова (оно всегда заключает только один признак), и субъективное, в котором признаков может быть множество. В значении слова для каждого человека содержится что-то субъективное, но люди в процессе общения всё-таки понимают друг друга, т.к. в словах есть нечто общее, понятное всем, говорящим на данном языке. Это «одинаковое» и есть ближайшее этимологическое значение слова, или объективное содержание. П. считает, что ещё на ранних стадиях развития мышления за основу имени любого предмета брался его самый яркий признак.

Внутренняя форма является центром образа, т.е. таким признаком, который преобладает над всеми остальными. Если внутренняя форма ясна для носителя языка, то слово мотивированно (подснежник, подорожник), если нет – немотивированно (ложка, вилка).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...