Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОТРИЦАТЕЛЬНО ВЛИЯЮЩИЕ НА ОРГАНИЗМ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НА КОМПЬЮТЕРЕ




Длительное пребывание'у экрана компьютера без соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм небезопасно для здоровья и может повлечь за собой развитие некоторых заболеваний. На состояние здо­ровья могут влиять такие факторы, как: длительное статистическое напряжение, являющееся причиной мышечно-скелетного нарушения, утомление мышц рук и позвоночника, напряжение глаз, нарушение зре­ния, воздействие электростатических и электромагнитных полей. Надо сказать, существует тесная взаи­мосвязь между эргономикой (научная организация рабочего места и уровень психологических расстрой­ств) и нарушением здоровья.

ЗРЕНИЕ И КОМПЬЮТЕР

Анатомо-физиологические особенности глаза у детей

С возрастом утолщается сетчатая оболочка, рас­ширяется слой палочек, продолжается миелинизация зрительного нерва. Размеры глазного яблока после 10-летнего возраста увеличиваются очень медленно.

В возрасте 3-7 лет происходит дальнейшее совер­шенствование зрительных функций. В дошкольном возрасте у многих детей еще сохраняется дальнозор­кость. К 7-10 годам у большинства детей рефракция глаза становится соразмерной. Функции глаза совер­шенствуются.

Темпы увеличения остроты зрения существенно различаются у детей даже одного возраста.

Глаз обладает различной световой чувствитель­ностью к разным длинам волн монохроматических излучений в диапазоне 380-700 нм. Наибольшая чув­ствительность глаза днем — в спектре 555 нм.

Светотехнические параметры дисплея (цветовые параметры, скорость смены информации, яркость экрана дисплея и частота смены кадров), размеры экрана и символов, общая освещенность экрана в помещении влияют на состояние органов зрения.

Низкий уровень освещенности экрана ухудшает восприятие информации, а слишком высокий приво­дит к уменьшению контраста изображения знаков на экране, что вызывает утомление глаз.

Работа на близком расстоянии (менее 50 см) вызы­вает покраснение глаз, слезотечение, резь в глазах.

Расстройство зрения у пользователей видеодис­плейных терминалов (ВДТ) проявляется сначала по­вышенным зрительным утомлением, а затем приводит к функциональным нарушениям (астенопия — резь и ощущение инородного тела в глазах, покраснение глаз), на зрительное утомление влияет необходимость постоянного перемещения взора с экрана на клавиа­туру.

Применение цветных дисплеев существенно уве­личивает диапазон фактических возможностей, однако специфические особенности цветных телеви­зионных мониторов (в частности, более низкая чет­кость изображения, так называемое не сведение цве­тов) увеличивают опасность неблагоприятного влия­ния дисплеев на зрения школьников. Занятия с ис­пользованием таких компьютеров могут создавать зрительные перегрузки при той же напряженности и длительности учебной деятельности, которая соответ­ствует гигиеническим нормам.

В результате однообразных, постоянно повторяю­щихся действий у глаз не бывает необходимых фаз расслабления, они не имеют возможности перемещать­ся с темного на светлое, с близких объектов на уда­ленные, с мелких предметов на крупные, чтобы испы­тывать необходимый контраст. Таким образом, цент­ральное и периферическое зрение не подвергаются нагрузке (центральное зрение позволяет рассматри­вать мелкие детали, периферическое дает возможность ориентироваться в пространстве). Это приводит к тому, что глаза напрягаются, их работоспособность снижа­ется и общее состояние зрения ухудшается.

Исследования показывают, что у школьников стар­ших классов снижается устойчивость аккомодации после 45 мин работы с компьютером, а у учащихся младших классов — после 20 мин.

Можно сказать, что работа с ВДТ вызывает напря­жение зрительной функции, которая обусловлена рядом причин:

1. Символы на экране не имеют такой четкости, как печатный текст.

2. Символы на экране часто имеют непривычную форму.

3. Необычный контраст между фоном и символа­ми наэкране ВДТ.

4. Осознанное или бессознательное восприятие дрожания или мелькания изображения.

ДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ КОМПЬЮТЕРОВ

Известно, что переменное электрическое поле вызывает ощутимые физиологические реакции и при­водит к нарушению иммунной, нервной и сердечно­сосудистой систем организма.

Анализы показывают, что эти излучения влияют на биологические процессы в организме человека, рез­ко изменяется химический состав мочи и потребность организма в ряде минеральных веществ. При этом отмечено увеличение выброса одних веществ (Са, Ва, AI) с резким сокращением других (Fe, P), т.е. проис­ходит определенный перекос в минеральном обмене. Это объясняется либо непосредственным влиянием этих факторов на ионные каналы клеточных мембран, либо активацией надпочечников, гормоны которых влияют на минеральный обмен. Имеются данные, по­казывающие, что при работе с дисплеем в течении 2-6 и более часов в день повышается риск заболевания экземой из-за наличия электростатического и воз­можно электромагнитного полей, которые являются причиной повышения концентрации положительных аэроионов в рабочей зоне.

Одним из наиболее распространенных источников электромагнитных загрязнений является компьютер. Некоторые исследования показывают, что хроничес;

кие воздействия компьютерного излучения приводят к изменению лимфацетарной системы крови и нару­шениям иммунной системы.

Электромагнитные поля мешают проявлению но­вых условных рефлексов, ухудшают процесс запоми­нания.

ВЛИЯНИЕ НА ЦНС

Ритмические сигналы, исходящие от монитора, могут быть причиной плохого самочувствия из-за по­вышения судорожной готовности организма детей. При длительной работе на компьютере у некоторых школьников отмечаются психологические расстрой­ства, раздражительность, нарушение сна и нежелание приступать к работе с компьютером.

При более длительной работе на компьютере у школьников отмечается снижение работоспособнос­ти и сдвиги в функциональном состоянии организма, такие как нарушение цветоразличия, головная боль, возникновение негативного эмоционального состоя­ния (чаще депрессия). При длительной работе на ЭВМ снижается скорость восприятия и переработки ин­формации, ухудшается концентрация, внимание, уве­личивается коэффициент утомляемости.

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

При длительной работе на компьютере отмечает­ся нагрузка на остисто-крестцовые мышцы, а также могут отмечаться хронические боли шейного и под­вижного отдела позвоночника из-за вынужденной рабочей позы.

Выполнение большего количества локальных движений при малой общей двигательной активнос­ти, а также неправильное положение кистей рук во время работы могут быть причиной болезни перифе­рических нервов мышц и сухожилий:

1. Ущемление медиального нерва рук.

2. Тендовагинит кистей, запястья и плеч.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 447.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...