Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОТРИЦАТЕЛЬНО ВЛИЯЮЩИЕ НА ОРГАНИЗМ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НА КОМПЬЮТЕРЕ
Длительное пребывание'у экрана компьютера без соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм небезопасно для здоровья и может повлечь за собой развитие некоторых заболеваний. На состояние здоровья могут влиять такие факторы, как: длительное статистическое напряжение, являющееся причиной мышечно-скелетного нарушения, утомление мышц рук и позвоночника, напряжение глаз, нарушение зрения, воздействие электростатических и электромагнитных полей. Надо сказать, существует тесная взаимосвязь между эргономикой (научная организация рабочего места и уровень психологических расстройств) и нарушением здоровья. ЗРЕНИЕ И КОМПЬЮТЕР Анатомо-физиологические особенности глаза у детей С возрастом утолщается сетчатая оболочка, расширяется слой палочек, продолжается миелинизация зрительного нерва. Размеры глазного яблока после 10-летнего возраста увеличиваются очень медленно. В возрасте 3-7 лет происходит дальнейшее совершенствование зрительных функций. В дошкольном возрасте у многих детей еще сохраняется дальнозоркость. К 7-10 годам у большинства детей рефракция глаза становится соразмерной. Функции глаза совершенствуются. Темпы увеличения остроты зрения существенно различаются у детей даже одного возраста. Глаз обладает различной световой чувствительностью к разным длинам волн монохроматических излучений в диапазоне 380-700 нм. Наибольшая чувствительность глаза днем — в спектре 555 нм. Светотехнические параметры дисплея (цветовые параметры, скорость смены информации, яркость экрана дисплея и частота смены кадров), размеры экрана и символов, общая освещенность экрана в помещении влияют на состояние органов зрения. Низкий уровень освещенности экрана ухудшает восприятие информации, а слишком высокий приводит к уменьшению контраста изображения знаков на экране, что вызывает утомление глаз. Работа на близком расстоянии (менее 50 см) вызывает покраснение глаз, слезотечение, резь в глазах. Расстройство зрения у пользователей видеодисплейных терминалов (ВДТ) проявляется сначала повышенным зрительным утомлением, а затем приводит к функциональным нарушениям (астенопия — резь и ощущение инородного тела в глазах, покраснение глаз), на зрительное утомление влияет необходимость постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру. Применение цветных дисплеев существенно увеличивает диапазон фактических возможностей, однако специфические особенности цветных телевизионных мониторов (в частности, более низкая четкость изображения, так называемое не сведение цветов) увеличивают опасность неблагоприятного влияния дисплеев на зрения школьников. Занятия с использованием таких компьютеров могут создавать зрительные перегрузки при той же напряженности и длительности учебной деятельности, которая соответствует гигиеническим нормам. В результате однообразных, постоянно повторяющихся действий у глаз не бывает необходимых фаз расслабления, они не имеют возможности перемещаться с темного на светлое, с близких объектов на удаленные, с мелких предметов на крупные, чтобы испытывать необходимый контраст. Таким образом, центральное и периферическое зрение не подвергаются нагрузке (центральное зрение позволяет рассматривать мелкие детали, периферическое дает возможность ориентироваться в пространстве). Это приводит к тому, что глаза напрягаются, их работоспособность снижается и общее состояние зрения ухудшается. Исследования показывают, что у школьников старших классов снижается устойчивость аккомодации после 45 мин работы с компьютером, а у учащихся младших классов — после 20 мин. Можно сказать, что работа с ВДТ вызывает напряжение зрительной функции, которая обусловлена рядом причин: 1. Символы на экране не имеют такой четкости, как печатный текст. 2. Символы на экране часто имеют непривычную форму. 3. Необычный контраст между фоном и символами наэкране ВДТ. 4. Осознанное или бессознательное восприятие дрожания или мелькания изображения. ДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ КОМПЬЮТЕРОВ Известно, что переменное электрическое поле вызывает ощутимые физиологические реакции и приводит к нарушению иммунной, нервной и сердечнососудистой систем организма. Анализы показывают, что эти излучения влияют на биологические процессы в организме человека, резко изменяется химический состав мочи и потребность организма в ряде минеральных веществ. При этом отмечено увеличение выброса одних веществ (Са, Ва, AI) с резким сокращением других (Fe, P), т.е. происходит определенный перекос в минеральном обмене. Это объясняется либо непосредственным влиянием этих факторов на ионные каналы клеточных мембран, либо активацией надпочечников, гормоны которых влияют на минеральный обмен. Имеются данные, показывающие, что при работе с дисплеем в течении 2-6 и более часов в день повышается риск заболевания экземой из-за наличия электростатического и возможно электромагнитного полей, которые являются причиной повышения концентрации положительных аэроионов в рабочей зоне. Одним из наиболее распространенных источников электромагнитных загрязнений является компьютер. Некоторые исследования показывают, что хроничес; кие воздействия компьютерного излучения приводят к изменению лимфацетарной системы крови и нарушениям иммунной системы. Электромагнитные поля мешают проявлению новых условных рефлексов, ухудшают процесс запоминания. ВЛИЯНИЕ НА ЦНС Ритмические сигналы, исходящие от монитора, могут быть причиной плохого самочувствия из-за повышения судорожной готовности организма детей. При длительной работе на компьютере у некоторых школьников отмечаются психологические расстройства, раздражительность, нарушение сна и нежелание приступать к работе с компьютером. При более длительной работе на компьютере у школьников отмечается снижение работоспособности и сдвиги в функциональном состоянии организма, такие как нарушение цветоразличия, головная боль, возникновение негативного эмоционального состояния (чаще депрессия). При длительной работе на ЭВМ снижается скорость восприятия и переработки информации, ухудшается концентрация, внимание, увеличивается коэффициент утомляемости. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ При длительной работе на компьютере отмечается нагрузка на остисто-крестцовые мышцы, а также могут отмечаться хронические боли шейного и подвижного отдела позвоночника из-за вынужденной рабочей позы. Выполнение большего количества локальных движений при малой общей двигательной активности, а также неправильное положение кистей рук во время работы могут быть причиной болезни периферических нервов мышц и сухожилий: 1. Ущемление медиального нерва рук. 2. Тендовагинит кистей, запястья и плеч. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 504. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |