Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Состояние здоровья ребенка.




Показано, что наилучшим образом адаптация осу­ществляется у детей, относящихся к 1-й группе здоро­вья (приблизительно 12% по сообщениям, прозвучав­шим на всероссийском семинаре по актуальным вопро­сам гигиены детей и подростков в МЗ РФ 1998 г.). Наи­худшие результаты отмечались у детей Ш-й группы здо­ровья. У 88% детей из этой группы адаптация проте­кала неблагополучно: наблюдались нервно-психичес­кие отклонения, снижение содержания гемоглобина. У 40% из них в этот период ухудшалось состояние здо­ровья и они были отнесены к IV-й группе (частые обо­стрения основного заболевания). У детей с заболева­ниями нервно-психической сферы хорошая адаптация — явление очень редкое (8%), у 42% отмечается за­трудненная адаптация, у 50% — не наступает вовсе.

Для 6-летних детей имеется перечень заболеваний, служащих медицинскими показаниями к отсрочке поступления в школу с 6 лет. Отсрочка на год дается, если на протяжении последнего года ребенок пере­нес следующие острые заболевания: инфекционный гепатит, пиелонефрит, гломерулонефрит, миокардит (неревматический), менингит, менингоэнцефалит, ту­беркулез, ревматизм в активной фазе, болезни кро­ви, ОРВИ (4 раза и более в год). Кроме того, показа­нием к отсрочке служит большое число хронических заболеваний, обострение которых наблюдалось в тот же период времени (заболевания сердечно-сосуди­стой системы, органов дыхания, пищеварения, пече­ни, почек и др.).

Микросоциальные семейные условия.

5. Имеет значение такжепредварительное пре­бывание детей в детском саду, поскольку в препо­давании в 1-м классе сохраняется так называемый "игровой" метод, а в подготовительных группах дет­сада используются элементы школьного обучения, т.е. имеет место "взаимопроникновение детского сада и школы", способствующее более быстрому приспособ­лению детей к занятиям.

6. Содержание обучения и методика препода­вания (особая, приближенная к методике препода­вания в детских дошкольных учреждениях).

7. Роль учителя, его ровное доброжелательное отношение к детям, особенно из "неблагополучных" семей.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

В 1979 г. впервые были изданы "Методические рекомендации по определению степени функцио­нальной готовности детей к поступлению в школу", а в 1984 г. вышел приказ МЗ СССР "О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовке детей к обучению в школе". Здесь пред­усмотрен полный охват комплексными медицински­ми осмотрами детей за год до начала обучения в школе с обязательным определением функциональ­ной готовности к обучению.

Первое углубленное обследование детей прово­дится в октябре-ноябре года, предшествующего по­ступлению в школу. Углубленный медицинский ос-мотр (плановая диспансеризация) проводится в дет­ском саду или детской поликлинике педиатром, ото­ларингологом, офтальмологом, психоневрологом, хи­рургом-ортопедом, стоматологом. В те же сроки вра­чом детского дошкольного учреждения или детской поликлиники у всех детей проводится психофизиоло­гическое исследование развития школьно-необходи­мых функций в соответствии с инструкцией к прове­дению психофизиологического исследования. Ре­зультаты медицинского и психофизиологического обследования детей заносятся в медицинскую карту развития ребенка. Детям, имеющим отклонения в со­стоянии здоровья, назначается комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Дошкольникам, у ко­торых выявлено отставание в развитии моторики и речи, рекомендуется комплекс упражнений по их кор­рекции. Рекомендованные лечебные и оздоровитель­ные мероприятия осуществляются врачами-специа­листами детской поликлиники. Занятия по устранению дефектов звукопроизношения проводятся врачом-логопедом. Упражнения или занятия по развитию моторики (рисование, лепка, игра с мелкими кон­структорами и т.д.) могут проводиться воспитателя­ми детского сада или родителями. Контролирует вы­полнение назначенных мероприятий участковый пе­диатр или врач дошкольного учреждения.

Повторный медицинский осмотр всех детей осу­ществляется перед поступлением в школу (в апреле, мае — теми же специалистами). Одновременно про­водится повторное психофизиологическое обследо­вание детей, признанных неготовыми к школе при первом обследовании. Заключение о степени готов­ности к обучению в школе дается по совокупности данных медико-педагогической комиссией при дет­ской поликлинике (врач школы, педагог, логопед и педиатр).

Не готовыми к обучению считаются:

1) дети, имеющие отклонения в состоянии здоро­вья, указанные в перечне медицинских рекомендаций к отсрочке поступления в школу детей 6-летнего воз­раста;

2) отстающие в биологическом развитии;

3) выполняющие тест Керна-Ирасека с оценкой 9 баллов и более;

4) имеющие дефекты звукопроизношения. В настоящее время рекомендуется формировать для детей с недостаточно развитыми школьно-значи­мыми навыками так называемые классы коррекции (выравнивания), занятия в которых должны быть на­правлены на развитие речи, зрения, слуха, тактиль­ной чувствительности пальцев и т.д.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИИ И РЕЖИМА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ В 1-Х КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Режим дня детей, обучающихся в школе с 6-лет­него возраста, должен приближаться к таковому в детских дошкольных учреждениях. В связи с этим адаптация шестилеток к учебному режиму наилучшим образом осуществляется в случае, когда 1-й класс занимается на базе детского дошкольного учрежде­ния, т.е. школа "приходит" в детский сад. При этом дети находятся в привычных условиях, имеется все необходимое для выполнения основных режимных моментов (организация занятий, сна, прогулок, пита­ния детей). При невозможности использования дет­ских дошкольных учреждений необходимо в обще-образовательнойшколе создать для 6-летних детей особый режим существования.

1. Помещения, предназначенные для шестилеток, следует выделять в обособленные учебные секции (не более чем на 2-3 класса), размещенные в отдельном отсеке или блоке на первом или втором этаже для удобной связи со школьным участком. Желательно иметь отдельный вход. Для правильной организации режима продленного дня рекомендуется следующий набор помещений:

 классная комната (из расчета 2,4 м2 на 1 чело­века);

 спальная комната (из расчета 2,0 м2 на 1 чело­века);

 игровая комната (из расчета 2,0 м2 на 1 человека);

 рекреация (из расчета 1,0 м2 на 1 человека);

 гардероб для верхней одежды;

 столовая (отдельное помещение или специаль­ные столы в общем обеденном зале).

В случае невозможности обеспечить полный на­бор помещений рекомендуется комбинированное их использование. Наиболее целесообразно сочетать спальное помещение с игровой или игровую с рекреа­цией (общая площадь помещений должна быть не менее 75 м2). Все помещения должны иметь удобную связь между собой и с общешкольными помещения­ми, которые используются учащимися 6-летнего воз­раста (физкультурный и обеденный залы, кабинет врача и т.п.). Гигиенические требования к освещению, микроклимату, оборудованию классных комнат, иг­ровых, спальных помещений должны строго соблю­даться. Туалеты с умывальными размещаются вблизи основных помещений, используемых 6-летними деть­ми, и оборудуются санитарными устройствами с уче­том роста детей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...