Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Расчет оптимальной величины партии в условиях неопределенности на примере скоропортящегося товара – газет.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Потребность выявлена. Происходит выявление общей потребности. Спецификация. Решается задача MoB (Make or Buy) – произвести на своем предприятии или купить. Факторы в пользу производства на своем предприятии: · затраты на производство меньше, чем затраты на покупку; · потребность в изделиях стабильна и достаточно высока; · изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании и с имеющимися кадрами; · изделие может быть поставлено в любое время. Факторы в пользу покупки на стороне: · затраты на покупку меньше, чем затраты на производство; · потребность в изделиях невысока; · на предприятии отсутствует необходимое оборудование и кадры; · изделие не может быть поставлено в любое время. Источники. Для поиска потенциальных поставщиков используется: · изучение рекламных материалов (специализированные журналы, фирменные каталоги, объявления в СМИ); · посещение различных выставок, ярмарок, аукционов; · Интернет, проведение конкурсов или тендеров; · письменные переговоры между поставщиком и потребителем (твердая или свободная оферта). По итогам этих поисков формируется перечень потенциальных поставщиков и отбираются подходящие. Оценка источников. Оставшееся количество потенциальных поставщиков оценивают с помощью различных критериев (от 3-5 до 60 критериев). Основные критерии оценки: · качество поставляемых материальных ресурсов; · номенклатура; · надежность поставщика; · потенциальные возможности поставщика (имеются ли производственные мощности и кадры для изготовления необходимых партий, как осуществляется контроль и т.д.); · финансовые условия (предоставление скидок, кредитов, рассрочек и т.д.); · удаленность поставщика от потребителя; · имидж поставщика; · отсутствие негативных сообщений о нем от партнеров по бизнесу или в СМИ; · способность к контракту на длительные сроки; · способность отправлять мелкие партии; · наличие сопутствующих сервисных услуг (возврат, упаковки и т.д.) и др. У каждого потребителя свои критерии в зависимости от деятельности и т.д. Методы выбора поставщика: 1) оценка рейтинга поставщиков по намеченным критериям на основе баллов; алгоритм: · выбор значащих критериев; · определение значимости критериев; · оценка каждого поставщика по каждому критерию в баллах; · определение произведения значимости критерия на оценку в баллах; · определение суммарного значения произведений по каждому поставщику (критерий выбора поставщика – максимальное значение);
2) метод расстановки приоритетов; алгоритм: · выбор значащих критериев; · выбор конкретного количества поставщиков; · оценка попарного сравнения поставщиков по системе «лучше/хуже/равно» по каждому критерию; · составление матрицы неравенств, в которой неравенства заменяются соответствующими цифрами «1,5/1/0,5»; · определяется сумма значений каждой строки; · определяется абсолютный приоритет поставщика по каждому критерию умножением вектора-строки на вектор-столбец и сумма этих значений; · определяется относительный приоритет каждого поставщика по каждому критерию путем деления абсолютного приоритета к суммарному значению; · составляется матрица смежности критериев (критерии сравниваются между собой так же попарно); · определяется относительный приоритет каждого критерия; · определяется комплексный приоритет суммой значимости критерия на относительный приоритет данного поставщика по данному критерию (критерий выбора поставщика – максимальной значение);
3) модель для оценки выбора поставщика в долгосрочном периоде; включает 2 блока: формирование предварительного портфеля поставщиков: □ выбор критериев оценки; □ построение матрицы mxn, где m – количество критериев, n – количество поставщиков; □ формирование ряда граничных значений значащих параметров (определяется верхняя и нижняя граница параметров); □ формирование предварительного портфеля поставщиков по следующему правилу – если хотя бы один из параметров выходит за рамки граничных значений, то i-й поставщик исключается из рассмотрения; формирование окончательного портфеля поставщиков: □ определение ограниченного количества значащих параметров; □ по каждому поставщику в соответствии с выбранными параметрами определяется экономический эффект (поставщик выбирается по максимуму экономического эффекта). 4) выбор территориально удаленного поставщика на основе анализа полной стоимости: вывод о целесообразности закупок в городе N делают в том случае, если разница в цене будет выше кривой поставщика, т.е. выше всех дополнительных затрат, возникающих в связи с переносом закупки в территориально удаленное место. Преимущества использования нескольких поставщиков: · конкуренция между поставщиками, приводящая к снижению цен; · снижение вероятности сбоев при поставках; · более легкое удовлетворение меняющегося спроса. Преимущества использования одного поставщика: · более прочные взаимоотношения между поставщиком и потребителем; · меньший объем отклонений в характеристиках материалов и их поставках; · использование форвардных сделок, т.е. закупки материальных ресурсов на несколько периодов вперед по более низким ценам. Переговоры. Проводятся с целью установления приемлемых для обеих сторон условий закупки и поставки материальных ресурсов, а также их юридического оформления и закрепления в договоре на поставку. Основные решаемые вопросы: · качество продукции; · цена; · график поставки; · величина поставляемых партий; · условия оплаты. Соглашения. В результате переговоров заключается контракт (договор), в котором оговариваются общие требования к поставляемым материальным ресурсам, требования к сопровождающим их документам, к срокам и формам оплаты, величинам партии и др., а также права, обязанности и ответственность сторон за невыполнение данных обязательств (штрафные санкции и т.д.). Управление взаимодействиями. На этом этапе осуществляется контроль за выполнением обязательств поставщика, получение и проверка заказа в соответствии с договором. Алгоритм методики оценки деятельности поставщика: · выбор критериев оценки; · определение значимости критериев в долях от единицы; · определение нормативного уровня степени выполнения каждого критерия; · разработка системы штрафных санкций; · осуществляется оценка поставщика. Потребность удовлетворена. Заказанная продукция получена, все этапы пройдены.
3.4. Особенности закупки материалов по системе «точно в срок» («just in time»). Сравнение систем организации поставок:
3.5. Показатели закупочной логистики: · доля поставки данного поставщика от общего объема поставок; · стабильность тесноты связи поставщика и потребителя; · частота поставок – число поставок в анализируемом периоде по видам используемых материальных ресурсов; · средний интервал поставки; · комплектность поставок – готовность поставок к процессу производства; · скорость реализации товаров, поставленных данным поставщиком (скорость обращения); · доля возвратов в общем объеме поставленных каждым поставщиком материальных ресурсов; · безопасность доставки; · ошибки при доставке; виды ошибок: поставки с дефектами; поставки ошибочно посланной продукции; неполные поставки; поставки с опозданием; преждевременные поставки; · потери при доставке – определяется соотношением потерь в денежном выражении к стоимости перевозимого груза в процентам; · количество процедур заказов в час; · затраты на обработку одного заказа; · комплексный показатель выполнения обязательств по поставкам материальных ресурсов: Ккомп=(1-Кн)*Касс*Кк, где Кн – коэффициент невыполнения обязательств по поставкам в установленные сроки; Касс – коэффициент выполнения обязательств по ассортименту; Кк – коэффициент выполнения обязательств по качеству продукции; · равномерность поставок – поступление товаров равными по размеру партиями через равные промежутки времени; алгоритм определения коэффициента равномерности: определение объема поставок за рассматриваемый период; определение средней величины поставки; определение отклонений от средней величины; определение квадрата отклонений и их суммы; определение среднеквадратического отклонения ς; определение коэффициента вариации V=ς/Псред, где Псред – средняя величина поставки; определение коэффициента равномерности Кр=1-V или 100-V(%) (чем он меньше, тем лучше); · ритмичность поставок – соблюдение сроков и размеров поставок, оговоренных в контракте с учетом сезонных и циклических особенностей производства, продажи или потребления; определяется коэффициент аритмичности: Кар=Пi=1n|1-Пф/Пд|, где Пф – фактическая поставка за i-й промежуток времени, Пд – поставка по договору (чем Кар ближе к 0, тем ритмичнее поставки).
Лекция 4. Теория управления запасами. 4.1. Понятие и причины возникновения запасов. 4.2. Виды запасов в логистических системах. 4.3. Расчет оптимального размера текущего запаса в условиях определенности. 4.4. Расчет оптимальной величины партии в условиях неопределенности. 4.5. Нетипичные случаи расчета оптимальной величины партии. 4.6. Расчет величины страхового запаса. 4.7. Системы управления запасами.
4.1. Понятие и причины возникновения запасов. Запасы – необходимые условия, помогающие выжить предприятию или человеку в экстремальных условиях. Негативные последствия высокого уровня запасов: · большие затраты на содержание запасов в надлежащих условиях; · замораживание финансовых средств в запасах; · снижение оборачиваемости оборотных средств; · большая потребность в складских помещениях; · экономический риск в связи с ухудшением качества или морального старения материальных ресурсов; · ограничение возможности территориальных оптово-торговых предприятий по продаже материальных ресурсов; · и др. Положительная роль высокого уровня запасов: · ослабление зависимости между поставщиком и потребителем; · сглаживание колебаний спроса; · сокращение затрат по заготовке материальных ресурсов; · и др. Причины возникновения запасов: · наличие дефицита: o естественного (обусловленного ограниченностью тех или иных материальных ресурсов); o технологического (образуется из-за того, что выпускают не то, что нужно потребителю); o искусственного (нарочно скрываемый товар); · несоответствие объема поставки объему разового потребления; · разрыв во времени между моментом поставки материалов и моментом их потребления; · сезонное обеспечение некоторых производств необходимыми товарами (материалами, сырьем); · возможность экономии на оптовых скидках при больших поставках; · возможность экономии на транспортных расходах при транспортировке больших партий; · низкое качество закупаемых материальных ресурсов; · климатические условия местности и географическое размещение предприятий; · возможность экономии на издержках по оформлению заказа; · и др.
4.2. Виды запасов в логистических системах. По назначению: · производственные – средства производства, поступившие на склады предприятия, но ещё не вовлеченные в производственный процесс: o текущий запас – запас в любой конкретный момент времени; предназначен для бесперебойного процесса производства между двумя очередными поставками; может быть максимальным qmax (в момент поставки; qmax=p-*t), средним qср (половина максимального: qср = qmax/2) и минимальным qmin (равным 0 перед очередной поставкой); o страховой (гарантийный) запас – предназначен для обеспечения непрерывного хода производства, для сокращения логистических и финансовых рисков, связанных с отклонениями от нормальных условий; o подготовительный запас – предназначен для подготовки материальных ресурсов и готовой продукции к производственному потреблению; o сезонный запас; o устаревший (неликвидный) запас; · товарные – готовая продукция, предназначенная для конечного потребителя, а также запасы, находящиеся на пути следования от поставщика к потребителю. По месту нахождения продукции в логистическом канале и их виду: · материальные ресурсы; · незавершенное производство; · полуфабрикаты; · готовая продукция; · тара; · возвратные отходы. По отношению к логистическим функциям или операциям: · в снабжении; · в производстве; · у потребителей (сбытовые, товарные запасы); · в пути (транспортные); · складские.
По отношению к звену логистической системы (к логистическим посредникам): · у поставщиков; · у потребителей; · у торговых посредников. По времени (позволяет выделить различные количественные уровни запасов): · максимальный производственный запас – рассчитывается для того, чтобы рассчитать складские площади для хранения материальных ресурсов: qmax.пз = qmax.тек + qстр; · средний производственный запас – рассчитывается для того, чтобы определить издержки по хранению запасов (затраты на содержание запасов): qср.пз = qст.тек + qстр; · минимальный производственный запас – рассчитывается для того, чтобы определить момент заказа следующей партии: qмин.пз = qстр;
учет производственных запасов ведется в натуральном, условно-натуральном, стоимостном выражении и в днях обеспеченности. 4.3. Расчет оптимального размера текущего запаса в условиях определенности. Допущения при определении оптимальной величины партии текущего запаса: · годовая потребность в материальных ресурсах известна; · величина спроса неизменна; · выполнение заказа происходит мгновенно; · время опережения известно и постоянно; · расходы на оформление заказа не зависит от величины партии; · цена на материалы неизменна в течение рассматриваемого периода времени; Критерий оптимизации размера запаса – минимум общих затрат на выполнение и доставку заказа, а также на содержание запаса на складе в течение рассматриваемого периода времени. Суммарные затраты включают в себя: · затраты на приобретение: Спр = Ц*Q, где Ц – цена за единицу, Q – годовая потребность; · накладные расходы: Сн = С1*n, где С1 – расходы на оформление и доставку одной партии заказа, n – количество поставок в год; n = Q/q, где q – величина партии. · затраты на хранение и содержание запасов: Схр = С2*q/2, где С2 – затраты на хранение единицы запаса в год, q/2 – средняя величина партии. Т.о., суммарные затраты С∑ = Спр + Сн + Схр = Ц*Q + С1*n + С2*q/2 (руб/год). Суммарные затраты на партию: С∑.парт = Ц*Q + С1 + С2*q/2*t = Ц*Q + С1 + С2*q2/2р- (руб/парт); t=q/р- , где р- - средний дневной расход. Суммарные затраты на единицу изделия: С∑.изд = Ц + С1 /q + С2*q/2р- (руб/ед). Для определения величины оптимальной партии берется производная от С∑.изд : dС∑.изд/dq. Получаем формулу определения величины оптимальной партии Уилсона: qопт = 2С1*р-/С2сут = 2С1*Q/С2год. Пример: письменно. Накладные расходы С1 относят к условно-постоянным расходам, и эти расходы связаны с оформлением и выполнением заказа на одну поставку (одну партию). Они включают в себя затраты: · по оформлению сети поставщиков; · по размещению заказов; · по заключению и оформлению договоров; · по разъездам и командировкам; · почтово-телеграфные и телефонные; · часть транспортных, которые не включены в цену товара; · управленческие (содержание офиса, ФОТ, ЕСН службы закупок); · по приемке грузов и складированию; · по экспедированию грузов; · на содержание собственного транспорта; · по сверке документов по прибытии груза; · связанные с претензионно-исковой работой. С2 – затраты, связанные с содержанием запасов (10-40% от стоимости самих запасов). Они включают в себя затраты: · связанные с самим процессом хранения: o заработная плата обслуживающего персонала; o коммунальные платежи; o арендная плата за помещение; o земельный налог; o амортизация зданий и оборудования (осуществление текущих ремонтов и обслуживания); o на регламентные работы (инвентаризация); o страхование и др.; · связанные с замораживанием средств в запасах; · на содержание транспорта и подъемно-транспортных средств, находящихся на складе; o электроэнергия; o топливо и масла; o амортизация; o налог на транспортные средства; o страхование;
· убытки от хранения запасов: o порча и ухудшение качества товара; o моральный износ; o естественная убыль; o хищение.
4.4. Расчет оптимальной величины партии в условиях неопределенности. Расчет оптимальной величины партии в условиях неопределенности на примере скоропортящегося товара – газет. В США продавец газет составил следующие зависимости:
Ежедневная прибыль рассчитывается следующим образом: При 30: 1,2*0,1 + 1,35*0,2 + 1,5*0,35 + 1,5*0,25 + 1,5*0,1 = 1,44 (максимальная). и т.д. Определение оптимальной партии в условиях неопределенности на основе анализа предельных величин: Суть: начиная с заказа самого маленького объема сравнивать преимущества и недостатки заказа на 1 изделие больше. Р – вероятность продажи (использования) одной дополнительной единицы товара. 1-Р – вероятность того, что данная единица товара не будет продана (использована). MR – предельный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара. MC – издержки от непроданной дополнительной единицы товара.
Р*MR ≥ (1-P)*MC => P ≥ MC/(MC+MR). Подставим значения из примера: Р ≥ 0,1/(0,1+0,05) = 0,67. Накопительная вероятность при спросе = 30 наиболее приближена к 0,67 => 30 газет – оптимальная партия.
4.5. Нетипичные случаи расчета оптимальной величины партии. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 232. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |