Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные представления о моделях сестринского дела. Принципы выбора модели сестринского ухода.




Модель - это образец, по которому что-то должно быть сделано. Модель сестринского дела - это направление на достижение цели.

Значение моделей сестринского дела для развития сестринской специальности очень велико, если раньше сестра только ухаживала за тяжелобольными пациентами, то сейчас сестринский персонал совместно с другими специалистами видит главную задачу в поддержании здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечении максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Действуя подобным образом, новая концепция заменит давно установившуюся иерархическую и бюрократическую систему организации сестринского дела профессиональной моделью. Высококвалифицированная практикующая сестра должна иметь достаточно знаний и навыков, а также уверенности, чтобы планировать, осуществлять и оценивать результаты ухода, отвечающего потребностям конкретного пациента. При этом делается особый акцент на уникальность вклада сестринского ухода в выздоровлении, восстановлении здоровья.

Разработано несколько различных моделей. Содержание каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, ее политики, общепризнанных ценностей, системы здравоохранения, религии, так и от философии и убеждений конкретного человека или группы людей, разрабатывающих ту или иную модель.

ВРАЧЕБНАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) МОДЕЛЬ

Врачебная модель хорошо знакома большинству отечественных сестер, так как именно на неё ранее была ориентирована подготовка сестринского персонала в нашей стране.

Исследователи в области сестринского дела обратили внимание, что представления о Основные положения модели

Согласно врачебной модели, человек (пациент) представляет собой набор органов (сердце, лёгкие, желудок и т.д.) и физиологических систем (система дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д.).

Источник проблем пациента. При этой модели считается, что социальное поведение и многие особенности психологического поведения человека являются следствием изменений, происходящих в физиологических и биохимических системах организма. При таком подходе человек рассматривается как пассивный носитель болезни.

Сестринское дело при этой модели связано исключительно с физиологическими потребностями человека, т.е. уход направлен на поддержание функции того или иного органа или системы, а не на восстановление (сохранение) здоровья человека в целом.

Направленность сестринского вмешательства определяется врачом, а не сестрой и зависит исключительно от нарушения деятельности определённых органов и систем, например одышка, кашель, запор и т.д.

Цель ухода состоит в том, чтобы устранить (уменьшить) патологические изменения в конкретных физиологических или анатомических системах организма, восстановив их деятельность до прежнего устойчивого уровня. В данной модели интересы пациента редко находятся в центре внимания. Цель ухода, как правило, определяется врачом и направлена на быстрое и эффективное устранение (уменьшение) нарушений деятельности того или иного органа или системы.

Способы сестринского вмешательства также направлены на «приведение того, что остро нуждается, в хорошее состояние». Выбор способа, как правило, зависит от опыта врача, и набор сестринских вмешательств практически одинаков для различных пациентов, имеющих одно и то же заболевание (одинаковые симптомы).

Итоговая оценка качества и результатов ухода во врачебной модели не обязательна. Но если она все-таки проводится, определяется степень ухода при устранении (уменьшении) патологических нарушений функций той или иной физиологической системы или анатомического органа.

МОДЕЛИ Н. РОУПЕР, В. ЛОГАН, А. ТАЙЭРНИприменяют в сестринском процессе. При первичной оценке медицинская сестра должна собрать данные о жизнедеятельности (потребности) пациента.

При планировании ухода сестра записывает как действительные, так и потенциальные проблемы, цели ухода и сестринские вмешательства, которые будут предприняты.

Сестринские вмешательства должны:

• предупредить развитие потенциальных проблем;

• снять (уменьшить) тревогу пациента;

• предоставить пациенту возможность обращаться за помощью и принимать её для повседневной жизнедеятельности;

• помочь решить действительные проблемы.

• проведении итоговой оценки сестра устанавливает, на достигнуты первоначально поставленные цели, а также на полезной и эффективной оказалась данная модель сестринского дела.

МОДЕЛЬ Д. ДЖОНСОН

В своей модели Д. Джонсон (1968), в отличие от В. Хендерсон и Я. Роупер, предлагает радикально уйти от врачебных представлений о человеке и сосредоточить сестринскую помощь на поведении людей, а не на их потребностях.

Основные положения модели

Пациент — это «индивид, имеющий набор взаимосвязанных систем поведения, причём каждая из них стремится к балансу и равновесию внутри себя».

Человек имеет 7 главных подсистем, которые, так или иначе, изменяют его поведение.

Источник проблем пациента. Д. Джонсон полагает, что болезнь, изменение образа жизни могут разбалансировать подсистемы поведения человека. Сестринский уход должен быть направлен на восстановление равновесия.

Направленность сестринского вмешательства. Чтобы определить направленность вмешательства, надо оценить состояние пациента относительно каждой подсистемы. Эту оценку осуществляют в два этапа: 1) определяют, позволяет ли поведение пациента предположить нарушение равновесия в какой-либо подсистеме; 2) определяют причины этого нарушения (органические или функциональные).

Цель ухода. Нарушение равновесия внутри подсистем поведения — повод для сестринского ухода. Целью ухода может быть восстановление (максимально, насколько возможно) равновесия в каждой подсистеме и между ними. Он может быть направлен на изменение:

• мотивов поведения;

• действия подсистемы, ограниченного прошлым опытом человека;

• поведения человека, определяемого прошлой предрасположенностью к тому или иному типу действия;

• установки, создаваемой окружающей средой (1-й тип) или прошлым опытом (2-й тип).

Сестринское вмешательство. Д. Джонсон предлагает 4 направления сестринских вмешательств:

• контроль или ограничение поведения какими-то рамками;

• защита от угроз и других факторов, вызывающих стресс;

• торможение (подавление) неэффективных реакций;

• стимулирование к изменению поведения, партнерство, помощь в виде опеки.

Оценка качества и результатов ухода. Д. Джонсон полагает, что, во-первых, можно оценить результаты ухода в пределах той или иной подсистемы по поведению пациента, т.е. по изменениям, вызванным теми или иными структурными нарушениями в организме человека. В том случае, если ожидаемые результаты связаны с запланированными изменениями окружающей среды, оценивается изменение поведения, обусловленное сестринским вмешательством, направленным на окружение в связи с функциональными изменениями. Если сестринское вмешательство не привело к ожидаемому результату (цели), вновь формулируются новые цели и новые вмешательства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...