Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные вехи истории сестринского дела.




Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК 01 Теория и практика сестринского дела

 

Сборник лекций

Методические рекомендации для преподавателей

Г



История сестринского дела.

План.

1. Основные вехи истории сестринского дела.

2. Основоположники сестринского дела.

3. Деятельность Международного и Российского общества Красного Креста.

 

Основные вехи истории сестринского дела.

Содержание сестринского дела менялось на протяжении веков так же, как менялись запросы общества и условия жизни. Сегодня однозначно ответить на вопрос, что такое сестринское дело, очень трудно. В настоящее время существует множество определений этого понятия. Каждое из них выводилось под влиянием целого ряда факторов: конкретного исторического периода, социально-экономического уровня и географического положения страны, потребностей в сестринской помощи, количества медицинских сестёр и выполняемых ими обязанности, взглядов и опыта человека, которые объясняют значение этого термина. Если попросить людей разного возраста, любых профессий и слоёв общества определить, что такое сестринское дело, то получим различные толкования.

Чувство любви к ближнему во все века было присуще человеку. Согласно христианской религии, ближний — это тот, кто создан по образу и подобию Божьему, то есть все люди. Одним из многочисленных проявлений любви к ближним стал уход за больными. Причем, женщине в большей степени, чем мужчине, приходилось ухаживать за больными.

У народов Древнего мира уход за больным осуществляли родственники. Специальных людей, которые посвящали бы себя делу ухода за больными, не было, исключение составляли лишь женщины, занимающиеся оказанием помощи роженицам и новорожденным. Вначале это были пожилые родственницы, но со временем появились особые специалисты. Наибольшего развития организация подобной помощи достигла у греков и римлян.

В Древней Греции были акушерки, которыми, по определению Гиппократа, могли быть только рожавшие женщины, а также женщины с большим жизненным опытом.

В Афинах и Риме заболевших бедняков и раненных в сражениях воинов лечили в домах богатых граждан, где уход за ними осуществляли женщины. Однако в полном объеме развитие дела ухода за больными получило только с распространением христианства. При церквах и монастырях стали возникать богадельни, или "диаконии", предназначенные вначале для больных монахов и монахинь, а позже и для всех больных. Уход за больными в этих заведениях считался еще у первых христиан богоугодным делом, ему посвящали себя почти все члены общины, но, в основном, женщины и диаконисы. Уже тогда было замечено, что у постели больного женщины чаще, чем мужчины, проявляют выдержанность и легче переносят беспокойные ночи и дни, полные тревог и забот о больном.

К XI веку относится создание во многих городах Западной Европы (Нидерланды, Германия и др.) общин женщин и девиц для служения делу милосердия и ухода за больными. В летописях этих стран упоминается о многих женщинах, принадлежащих даже к княжескому роду, которые посвящали свою жизнь уходу за прокаженными в первых общественных больницах. Так, в XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская, которая отличалась глубокой религиозностью и любовью к людям, всю свою жизнь посвятила служению делу милосердия. В возрасте 20 лет она на свои средства построила госпиталь, организовала приют для подкидышей и сирот, в которых сама много работала.

В 1235 г. Елизавета была причислена к лику святых и в ее честь была основана католическая община "елизаветинок" — из пожелавших последовать ее примеру. В мирное время сестры общины ухаживали только за больными женщинами, а в военное время — и за мужчинами, нуждающимися в медицинской помощи.

В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия. В этом году в г. Шатиньоне в одной из своих проповедей он обратил внимание прихожан на крайне тяжелое материальное положение одной бедной семьи, члены которой были больны. Пораженные красноречием проповедника слушатели (и особенно женщины) стали помогать не только этой семье, но и всем больным прихода. Для правильного распределения помощи Викентий Поль решил организовать общество и принялся за составление устава. "Милосердие к ближнему, — говорится в этом уставе,— есть вернейший признак христианина, и одним из главных дел милосердия является посещение бедных, больных и всякого рода помощь им". Вначале общество называлось "общество милосердия", а члены его — "служительницы бедных". Они должны были по очереди брать ежедневно из общего склада необходимую провизию, приготовлять из нее пищу и разносить больным. Но задача этого общества состояла не только в оказании материальной и физической помощи, но и духовной. "Служительницы бедных" старались научить больных лучше жить и достойно умирать, поэтому они совмещали свои посещения с религиозными беседами, чтением и наставлениями.

В Германии общины сестер милосердия были созданы еще в 1808 г. В Италии сестры милосердия появились лишь в 1821 г. Их главной задачей был уход за заразными больными, которых не принимали больницы. Два раза в неделю они посещали на дому больных, имеющих хронические заболевания, и снабжали их пищей и лекарствами, которые были назначены врачами.

К концу XIX века существовало 60 общин, из которых 35 находились в Германии, 6 — в России, 3 — в Швейцарии, 3 — во Франции, 2 — в Голландии, 2 — в Англии и по одной общине в Венгрии, Дании, Швеции, Норвегии и США, объединявших более 8000 сестер. Их благотворительная деятельность осуществлялась в 1780 учреждениях. Начиная с середины XIX века католические монахини и протестантские диаконисы оказывали медицинскую помощь и осуществляли уход за ранеными во время военных действий. На принципиально новой организационной основе и на более высоком качественном уровне женский труд стал применяться при оказании медицинской помощи раненым в период Крымской войны (1853—1856 гг.).

Впервые в России женщин стали привлекать для ухода за больными в госпиталях и лазаретах при Петре I. По его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых служили женщины. Вскоре привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам.

В 1728 г. вновь делали попытки привлечения женщин к работе с больными в госпиталях и лазаретах. Для этого медицинская канцелярия ввела в штаты госпиталей должности для женщин. Однако в период царствования Екатерины I женский труд в госпиталях был отменён. В середине XVIII в. вновь начали использовать женский труд в больницах. Привлекали «баб-сидельниц» — жён или вдов больничных солдат.

В 1763 г. в связи с созданием в Москве новой больницы на 25 коек, которую назвали Павловской, появилась потребность в женском труде. В 1775 г. при открытии в Москве Екатерининской больницы на 150 коек в её штате предполагалось «сидельников мужеска и женска пола — 24».

В то же время специальных сестёр для ухода за больными в светских больницах, видимо, не было. Сестринское дело в России началось в 1803 г., когда появилась служба «сердобольных вдов». В этом же году в Москве и Петербурге при воспитательных домах были созданы вдовьи дома для призрения неимущих, увечных и престарелых жён и вдов, состоящих на государственной службе солдат, оставшихся без средств к существованию.

В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны (вдовы императора Павла I) из Петербургского вдовьего дома на добровольных началах были приглашены и направлены в больницу женщины, для того чтобы ходить и смотреть за больными. Вдовы осуществляли надзор в больницах, наблюдали за порядком раздачи и приёма пищи, приёмом лекарственных средств, опрятностью больных, чистотой их постели и белья. Сердобольные вдовы должны были владеть и некоторыми медицинскими приёмами для оказания помощи больным. После годичного испытания 12 марта 1815 г. 16 из 24 сердобольных вдов были приведены к присяге и императрица на каждую посвященную возложила особый знак — золотой крест на зелёной ленте, на одной из сторон которого было написано: «Всех скорбящих радость», а на другой — «Сердоболие» Сердобольные вдовы — предшественницы сестёр милосердия. В последующем почти ежегодно (вплоть до 1886 г.) других вдов после испытательного срока, который включал дежурства в больнице под руководством опытных коллег и главного врача в течение 1 года, в церкви вдовьего дома приводили к присяге. Вместе со свидетельством им вручали золотой крест.

В 1818 г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского (сестринского, акушерского) персонала. Преподавание велось врачами по учебнику Христофора фон Оппеля. Это было первое руководство на русском языке для специальной подготовки персонала по уходу за больными, которое вышло в свет в 1822 г.

Опытный врач и первый организатор службы сестринской помощи в России X. Оппель писал: «Без надлежащего хождения и смотрения за больными и самый искусный врач мало или никакого даже в восстановлении здоровья или отвращения от смерти сделать не может, и поэтому предмет сей особенно заслуживающий внимания благодеятельного правительства о жизни граждан пекущегося».

X. Оппель описал принципы отбора ухаживающего персонала, требования к их физическим и нравственным качествам, т.е. впервые давались основы деонтологии. Отдельные главы пособия были посвящены особенностям ухода за тяжелобольными, выздоравливающими, травмированными, умирающими, ранеными, младенцами и в особенности за больными «с прилипчивыми болезнями».

X. Оппель уделял большое внимание гигиеническим условиям содержания больных. Описаны методики выполнения основных медицинских процедур и приёма лекарственных средств.

В течение последующих 32 лет, начиная с 1829 г., благотворительную организацию, созданную императрицей Марией Фёдоровной и включающую воспитательные дома, женские приюты и госпитали, возглавляла императрица Александра Павловна. В 1844 г. (за долго до создания Международного Красного Креста) в России появились первые общины сестёр милосердия, которые управлялись Комитетом и Попечительным советом.

В российских сестринских школах медицинские сестры не были связаны брачными узами, что позволяло им полностью отдаваться своему служению.

В 1844 г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской в Петербурге было отбыто светское сердобольное заведение — первая в России община сестёр милосердия, получившая название Свято-Троицкая. В общину принимались вдовы и девицы всех сословий в возрасте от 20 до 40 лет. Прежде чем получить звание сестры милосердия, женщины должны были отработать в общине в течение года. Процедура зачисления в сестры милосердия проходила в торжественной обстановке, так же как при посвящении в сердобольные вдовы.

После литургии, совершенной митрополитом Санкт-Петербургским, на каждую принимаемую в сестры возлагался золотой крест с изображением на одной стороне Пресвятой Богородицы с надписью "Всех скорбящих радость", а на другой — с надписью "Милосердие". Принимаемая в сестры произносила присягу, в которой были следующие слова: "...буду тщательно наблюдать все, что по наставлению врачей будет полезным и нужным для восстановления здоровья вверенных моему попечению болящих; все же вредное для них и запрещенное врачами всемерно удалять от них".

По Уставу сестры милосердия не должны были иметь ни собственной одежды, ни мебели, ни собственных денег. "Все, что может за свои услуги сестра получить подарками или деньгами — говорилось в Уставе, — принадлежит общине". Если имелись нарушения, сестра исключалась из общины по Уставу, но в истории общины не было такого случая.

При создании общины количество сестер милосердия было определено в 30, испытуемых — в 20 человек. Звание сестер милосердия в течение года получали 3—4 человека. Богадельня общины имела 6 коек для неизлечимых больных; для сирот и детей неимущих было 70 мест; в исправительной школе обучались 20 детей; только в первые 11 лет в отделении "кающихся" находились 446 человек.

Существовала община на благотворительные средства. В 50-е годы община переживала трудный период — хозяйство пришло в расстройство, ухудшилась дисциплина сестер, встал вопрос об ее закрытии. Однако с 1859 г., когда общину возглавила Е. А. Кублицкая, ее деятельность стала возрождаться.

Для удовлетворения потребностей общества в сестрах милосердия новые подобные общины были созданы в Петербурге и Одессе. В Москве в конце 1850-х годов в лечебнице для чернорабочих дежурства несли монахини из Вознесенского монастыря. Прототипом общин сестёр милосердия, которые начали создаваться в России в 1854 г., был Институт сердобольных вдов, упразднённый в 1892 г.

В 1866 г. княгиня Н. Б. Шаховская создала общину сестер милосердия "Утоли моя печали" (название иконы Божией Матери). При общине, созданной при тюремной больнице, позднее были открыты сиротский приют для девочек, больница и амбулатория. Впоследствии община стала самой крупной в России, в 1877 г. она насчитывала 250 сестер милосердия.

В Севастополе в музее Черноморского флота вместе с другими реликвиями войны хранится фотография 1901 г. На ней среди 13 Участников обороны Севастополя можно увидеть немолодую женщину в белом платке и тёмном платье с тремя медалями. Её зовут Даша Севастопольская.

Ей было 15 лет, когда она подстриглась под мальчишку, надела старенький матросский костюм, бескозырку и стала похожа на юнгу. Это она сделала для того, чтобы попасть в войска, обороняющие Севастополь. Недалеко от окопов Даша устроила пункт первой помощи, который оказался в центре потока раненых. Н.И. Пирогов в письме к жене сообщает: «Когда наши войска, потеряв сражение 8 сентября, возвращались обратно после продолжительной и упорной битвы к Севастополю изнурёнными, обессиленными физически и морально, со множеством раненых и изувеченных, истекающих кровью, Дарья "обратилась" в сестру милосердия и принялась безвозмездно помогать страдальцам. К счастью, нашёлся в её повозке и уксус, и кое-какое тряпьё, которое употребила она для перевязки ран... Проходившие мимо неё команды с ранеными являлись к ней, как на перевязочный пункт за помощью, и только тогда прекратилось пособие, когда израсходовались у неё все заготовленные запасы».

Таким образом, повозка Даши была первым перевязочным пунктом, а сама она — первой сестрой милосердия. На протяжении всей осады Севастополя она проводила дни и ночи на перевязочном пункте, на коромысле приносила воду солдатам, стирала им бельё, бинты, перевязывала раненых.

В документах 1854 г. упоминается, что «...в ухаживании за больными и ранеными в Севастополе оказывает примерное старание девица по имени Дарья, которой была вручена медаль "За усердие" на Владимирской ленте для ношения на груди и 500 рублей серебром».

После первой бомбардировки Севастополя в октябре 1854 г. началась почти годичная осада города англо-франко-турецкими войсками. В этом же месяце в Петербурге для ухода за ранеными и больными не только на перевязочных пунктах, но и в военных госпиталях великая княгиня Елена Павловна (сестра императора Николая I) на свои средства учредила и организовала Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия для попечения о раненых и больных воинах.

Она предложила знаменитому хирургу Н.И. Пирогову организовать женский уход за ранеными и больными на поле битвы. Н.И. Пирогов принял предложение великой княгини.

5 ноября 1854 г. в церкви Михайловского дворца (ныне — Русский музей) состоялась торжественная церемония открытия Крестовоздвиженской общины. После литургии сестры милосердия во главе с начальницей А. П. Стахович дали клятву, в которой были такие слова: "...доколе сил моих станет, употреблять буду все мои попечения и труды на служение больным братьям моим".

Утром 6 ноября 1854 г. первый отряд из 28 человек прибыл в Крым. Главной начальницей этого отряда была Александра Петровна Стахович. В январе 1855 г. в Севастополь прибыл 2-й отряд сестёр милосердия во главе с М. Меркуловой. Начальницей 3-го отряда была Екатерина Михайловна Бакунина. По его инициативе впервые в истории военно-полевой хирургии сестры милосердия и врачи были разделены на четыре группы. Первая группа обязана была сортировать поступающих по тяжести ранений, а тех, кто нуждался в срочной операции, немедленно передавали второй группе. Третья группа осуществляла уход за ранеными, которые не нуждались в срочном оперативном лечении. Четвертая группа, состоявшая из одних сестер и священника, занималась безнадежно больными и умирающими. Наконец, две сестры-хозяйки занимались раздачей раненым вина, чая или бульона. Сестры-хозяйки хранили всю провизию. Это была первая "специализация" среди сестер, учитывающая уровень их знаний и способностей, а также практическую необходимость в этом роде деятельности.

Работать сестрам приходилось в ужасных условиях. Изо дня в день, по словам Пирогова, выполнялось от 150 до 200 ампутаций и других тяжелых операций. Нередко раненые располагались в палатках-лазаретах. Однажды, вспоминал Пирогов, над этим лагерем мучеников разразился ливень, промочивший насквозь не только людей, но и матрацы под ними. Когда кто-нибудь входил в эти палатки-лазареты, со всех сторон раздавались стоны о помощи. И сестры милосердия, стоя в лужах на коленях перед больными, оказывали им посильную помощь.

Помимо лечебной работы, сестры осуществляли контроль за деятельностью интендантов. Это было вызвано тем, что государственные деньги, отпущенные для госпиталей, разворовывались, по меткому выражению Н. И. Пирогова, "даже днем". Таким образом, по словам Н. И. Пирогова, у сестер милосердия появилась новая функция — "нравственный контроль" за действиями госпитальной администрации.

Тогда же появился 4-й отряд сестёр милосердия во главе с Е.М. Бакуниной, который сопровождал раненых при дальних перевозках. Многие сестры милосердия умирали от тифа, некоторые были ранены или контужены. Однако они, перенося безропотно трудности и опасности, жертвуя собой бескорыстно, служили раненым и больным.

Н И Пирогов (1853) писал: «Первым крестовоздвиженским сестрам пришлось идти прямо в огонь Крымской кампании... Если они так будут заниматься, как теперь, то принесут, нет сомнения, много пользы. Они день и ночь попеременно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают и при операциях, раздают больным чай и вино, наблюдают за служителями и смотрителями, и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную боль страданий и бедствий».

Впервые в мировой истории сестры милосердия стали оказывать помощь раненым и больным на поле битвы.

В октябре 1855 г. в Севастополе Н.И. Пирогов для каждой категории сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины разработал подробную инструкцию деятельности. Членами общины были женщины разных сословий и уровня образования.

Среди начальниц отрядов особое место занимает Е. М. Бакунина. Отец Е.М. Бакуниной — генерал-губернатор Петербурга, мать — племянница М.И. Кутузова. Е.М. Бакунина получила прекрасное всестороннее образование. С начала Крымской войны, узнав об организации Крестовоздвиженской общины и преодолев громадное сопротивление родных и знакомых, добилась зачисления в отряд и отправки в Севастополь. Е.М. Бакунина стала постоянной помощницей Н.И. Пирогова при хирургических операциях, ухаживала за ранеными и больными при их транспортировке из Севастополя.

После Крымской войны Е.М. Бакунина принялась за создание новой общины сестёр милосердия. К сожалению, её борьба против превращения общины в религиозный орден, предложения по совершенствованию подготовки сестёр милосердия не принесли успеха.

После поездки в Германию и Францию, куда Е.М. Бакунина отправилась для ознакомления с деятельностью сестринских общин, у неё появилось твёрдое убеждение в том, что в основу таких общин следует положить не религиозные, а моральные принципы. Неважно, к какому вероисповеданию принадлежит медицинская сестра, а важны её общественные взгляды и моральные принципы. Однако с её убеждениями не согласилась великая княгиня Елена Павловна, и летом 1860 г. Е.М. Бакунина навсегда простилась с общиной, где она была сестрой-настоятельницей. На склоне лет Е.М. Бакунина написала «Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины 1854—1860 гг.». Е.М. Бакунина считается родоначальницей сестринской службы и сельской медицины в России.

Простившись с общиной, Е.М. Бакунина в своём имении в Тверской губернии организовала на собственные средства небольшую лечебницу для крестьян. Е.М. Бакунина обращалась за советом к врачам, приглашая их на собственные средства из города. Вскоре (также на собственные средства) у себя в лечебнице она поставила несколько кроватей и в собственном доме устроила аптеку, где сама готовила лекарства. Её самостоятельная деятельность в течение 7 лет принесла свои плоды: местное губернское земство приступило к организации общественной медицинской помощи сельскому населению. Лечебница Е.М. Бакуниной вошла в общеземскую сеть, ей в помощь был назначен фельдшер, и три раза в регулярно приезжал врач.

По предложению земского собрания Е.М. Бакунина приняла на обязанности попечительницы медицинских учреждений Новоторжокского уезда Тверской губернии.

В 1877 г. в 65-летнем возрасте Е.М. Бакунина вновь оказалась на Кавказе, где она по просьбе Российского общества Красного Креста возглавила работу отрядов сестёр милосердия.

Всего на театре военных действий работали 160 сестёр милосердия, 17 из них погибли при исполнении обязанностей.

Параллельно Крестовоздвиженской общине по другую линию фронта в расположении английских войск начала свою благородную деятельность английская сестра милосердия Ф. Найтингейл (1820—1910), которая во всём мире считается основоположницей сестринского дела.

Своё предназначение уже в юности Ф. Найтингейл видела в избавлении людей от болезней, которые можно предупредить. Она решила стать медицинской сестрой в 20 лет. Однако её мечте не суждено было сбыться, поскольку общество имело якобы неопровержимые доказательства распутного поведения медицинских сестёр. В связи с этим женщины её круга (семья принадлежала к высшему обществу) не могли думать о профессии медицинской сестры. Ф. Найтингейл обратилась к религии. Чтение книг по медицине и уходу за больными, посещение больниц, уход за детьми, живущими в трущобах, приближали её мечту, которая осуществилась только в 33 года после её стажировки в больнице, принадлежавшей католической организации «Сестры милосердия». В 1853 г. Ф. Найтингейл становится надзирательницей в заведении для больных женщин благородного происхождения в Лондоне. Её обязанности: наблюдение за работой медицинских сестёр, состоянием медицинского оборудования, контроль за приготовлением лекарств. Заведение было образцовым, но Ф. Найтингейл обосновала необходимость создания специальной школы для медицинских сестёр.

В 1854г. английские войска высадились в Крыму, чтобы помочь Турции в войне с Россией. После битвы под Севастополем в английской газете «Тайм» появилась заметка о том, что больных и раненых английских солдат оставляют умирать без всякой помощи в английском военном госпитале в Скутари недалеко от Константинополя.

21 октября 1854 г. в Турцию прибыл отряд из 38 медицинских сестёр во главе с Ф. Найтингейл. Работая старшей медицинской сестрой в госпитале, она на собственном опыте убедилась, что, улучшая санитарные условия в госпитале и казармах, можно резко снизить смертность и спасти тысячи жизней.

Несмотря на многочисленные административные обязанности, Ф. Найтингейл ухаживала за больными ночью. Солдаты называли её ангелом-хранителем. Г. Лонгфелло (1857) писал: «Она одна с не­большой лампой в руках исходила многие мили среди беспомощных страдальцев».

Ф. Найтингейл вернулась в Англию в июле 1856 г. в возрасте 36 лет всемирно известной, поскольку её работы по статистике, показавшие, как дорого обходятся Англии болезни солдат и какова эффективность улучшения санитарных условий, сделали борьбу за реформу системы медицинского обслуживания в английской армии успешной. В 1857 г. её «Заметки по вопросам, касающимся охраны здоровья, эффективных мер и управления госпиталями в Английской армии» привели к созданию Королевской военно-медицинской комиссии, результатом работы которой явились реформы, улучшившие санитарное состояние казарм и военных госпиталей. Кроме того, в результате реформ было создано военно-медицинское училище, разработаны программы специальной подготовки, предъявляющие высокие требования к деятельности медицинской сестры.

Ф. Найтингейл всё время стремилась ухаживать за больными, но после возвращения из Крыма она большую часть времени тяжело болела и фактически была прикована к постели. Превозмогая немощь, она написала свои знаменитые «Записки об уходе» (1859), где дала определение сестринскому делу как профессии, показала его отличие от врачебного дела. По её модели сестринского дела были созданы первые сестринские школы сначала в Европе, затем и в Америке. В Англии в честь Ф. Найтингейл такая школа была открыта в 1860 г. на средства, собранные общественностью. Профессиональные ценности, описанные Ф. Найтингейл как обязательные в деятельности медицинской сестры, не изменились до нашего времени.

Международный совет медицинских сестёр (МСМС), создан- 1899 г. по инициативе Британской национальной ассоциации медицинских сестёр, в 1910 г. после смерти Ф. Найтингейл принял решение об увековечивании памяти великой основоположницы сестринского дела и создании в её честь мемориала - Фонда последипломного образования. Этот фонд предоставлял условия и средства, позволяющие медицинским сестрам из разных стран совершенствовать свои профессиональные знания и заниматься научными исследованиями в области сестринского дела.

С 1971 г. день рождения Ф. Найтингейл — 12 мая — объявлен МСМС как Международный день медицинских сестёр. Международным комитетом Красного Креста в 1912 г. учреждена медаль имени Ф. Найтингейл, которой награждают медицинских сестёр, проявивших героизм на войне. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. 46 медицинских сестёр в нашей стране были награждены этой медалью.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1733.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...