Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы управления материальными потоками в производственных логистических системах




Производственная логистика

1. Сущность и задачи производственной логистики

2. Методы управления материальными потоками в производственных логистических системах

Сущность и задачи производственной логистики

Производственный процесс с точки зрения логистики можно считать состоящим из трех этапов:

1) закупка необходимых материальных ресурсов (сырья, материалов, комплектующих изделий и др.);

2) изготовление продукции;

3) реализация произведенной продукции как товара.

Другими словами, в производственном процессе совмещаются собственно производство (этап 2) и коммерческая деятельность по снабжению (этап 1) и сбыту готовой продукции (этап 3). Такую деятельность принято называть производственно-коммерческой или предпринимательской, а логистику - предпринимательской.

Для успешной предпринимательской деятельности требуется непрерывно отслеживать ситуацию на рынке и организовывать производство с учетом этой ситуации. Поведение фирмы в рыночной среде определяется рядом факторов: издержки фирмы, спрос на продукцию и ее цена, капитал фирмы, цены на сырье, материалы и комплектующие изделия, состояние конкуренции на рынке, платежеспособность потребителей и пр.

Конкурентоспособность любого товара определяется тремя параметрами: себестоимостью, качеством и ценой. Следовательно, все перечисленные параметры конкретного товара должны находиться на конкурентоспособном уровне. В условиях достаточной конкуренции конкурентоспособная цена для данного товара выполняет роль своеобразной планки, в которую должны “вписаться” издержки производства этого товара или, другими словами, себестоимость товара. Затраты фирмы можно подразделить на издержки производства, определяемые стоимостью изготовления продукции или оказания услуг, и издержки заготовки и распределения,обусловленные обеспечением производства необходимыми ресурсами и реализацией произведенной продукции. Имеются данные, говорящие о том, что издержки производства на современной, постиндустриальной стадии составляют примерно 25%, в то время как издержки заготовки и распределения приближаются к 75% от совокупных затрат фирмы. Другими словами, именно в сфере коммерческой деятельности и предпринимательской логистики заложен основной резерв повышений конкурентоспособности товаров.

Таблица

Развитие структуры издержек фирмы, %

Вид издержек Ремесленное производство Промышленное производство Постиндустриальное производство
Производство 75 50 25
Заготовка и сбыт 25 50 75

 

Если ранее одним из важнейших показателей эффективности предприятия выступал коэффициент загрузки оборудования, то сейчас на передний план выходят такие факторы как

- строгое соблюдение сроков выполнения заказов;

- низкий уровень запасов;

- сокращение времени прохождения ресурсов через производственную подсистему фирмы;

- соблюдение условий сервиса.

Перечисленные показатели уже являются логистическими категориями, и оптимизировать их уровень не прибегая к методам логистики, в рамках традиционной системы организации производства не представляется возможным.

При оптимизации логистических процессов необходимо иметь в виду следующие составляющие логистических издержек:

- транспортно-заготовительные расходы, связанные с организацией заказа и его реализацией, с заготовкой и доставкой товарно-материальных ценностей: затраты на формирование сети поставщиков, выбор и оценку партнеров, услуги связи, командировочные, представительские и другие расходы, недостачи и потери в пути в пределах нормы естественной убыли;

- расходы на формирование и хранение запасов - затраты потребителя, связанные с текущим обслуживанием запасов (уплата налогов, проведение инвентаризаций, плата за банковский кредит), издержками хранения, стоимостью рисков;

- транспортные издержки -это естьчасть транспортно-заготовительных расходов включающая затраты на перевозку продукции от производителя до потребителя: оплата тарифов, затраты на погрузочно-разгрузочные работы, оплата услуг экспедиторов;

- издержки хранения - часть расходов на формирование и хранение запасов: затраты по содержанию складов, зарплата складского персонала, стоимость продукции в пределах ее естественной убыли, административно-управленческие расходы.

При реализации логистической концепции фирмы решаются следующие задачи:

1) проводится анализ организационной и производственной структуры предприятия, системы управления фирмой; изучаются заказы покупателей, планируется сбыт, объемы поставок и запасов, структура потока материалов и издержек фирмы (в целом фирмы и логистических издержек);

2) создается структурное подразделение фирмы для осуществления проекта логистики, охватывающего ряд подсистем: маркетинг сбыт, материально-техническое обеспечение, производство, распределение, кадры, финансы и бухгалтерию;

3) разрабатывается стратегия логистики, к главным целям которой относятся повышение конкурентоспособности фирмы, рост ее доходов, прибыли, рентабельности, оборота, реализации;

4) с учетом целей и требований логистики разрабатывается план организационных мероприятий по внедрению и реализации логистической структуры фирмы (Табл.)......

Ясно, что не представляется возможным создание универсальной логистической системы. В каждой фирме такая система будет обусловлена как спецификой рыночной экономики, так и внутрисистемными особенностями.

 

Методы управления материальными потоками в производственных логистических системах

Системы продвижения материальных потоков делятся на два типа: толкающие и тянущие.

Толкающая система(push system),  иногда ее называют “выталкивающей”, представляет собой систему подачи материалов, деталей или узлов в производственный процесс или с предыдущей технологической операции на последующий независимо от того, нужны ли они в данное время и в данном количестве на последующей технологической стадии. Другими словами, детали подаются в соответствии с заранее сформированным жестким графиком. Такая система характерна для традиционной организации производства; она менее способна к гибкой перестройке, к реагированию на колебания спроса. В такой системе каждый производственный участок или отделение имеет информационные и управляющие связи с центральным органом управления.

Первой системой толкающего типа была система МРП - система планирования потребности в материалах (Material Requirements Planning, MRP), разработанная в 60-е годы. Исторически различают системы двух типов - MRP-I и MRP-II.

Что же такое MRPII?

MRPII - это не просто набор программных модулей.

MRPII - не предназначен для использования только в производственной сфере.

MRPII - это не преходящее явление, которое может исчезнуть.

Это специально разработанный набор методов управления бизнесом, которые поддерживаются вычислительными системами. Чтобы использовать эти методы на благо своего бизнеса, люди должны понять системы, принципы их работы и принять их всем сердцем.

Для дальнейшего объяснения потребуется обратиться к деятельности производственного предприятия, где в процессе производства создается добавочная стоимость, которая добавляется к стоимости покупных материалов до того, как продукция попадет к заказчику. Если предприятие занимается чисто коммерческой деятельностью, можно использовать аналогичную системе MRPII систему DRP (планирование ресурсов для управления коммерческой деятельностью). Если предприятие занимается посреднической деятельностью, MRPII также может быть использован, но обычно MRPII применяется на производственных предприятиях.

Главная задача любого производственного предприятия состоит в зарабатывании денег. Если MRPII не будет помогать в достижении этой цели, значит ее применение приведет к дополнительным и бесполезным и дорогостоящим накладным расходам. Компании процветают и приходят в упадок в зависимости от своей способности добиваться запланированного уровня доходов, получения соответствующей прибыли от инвестиций для своих акционеров и не менее важным является оборот денежной наличности. Другими словами, необходимо обеспечивать заказчиков необходимыми товарами в нужное время и в нужном месте (как для компании, так и для заказчика).

MRPII предназначен сократить расходы и время, затрачиваемые на изготовление продукции, что в свою очередь позволит сократить текущие расходы, запасы незавершенного производства и получить более прибыльную продукцию. Он также может помочь компании организовать более своевременную доставку продукции на рынок и гибко реагировать на изменение спроса. Следовательно, применение MRPII позволит избежать потерь времени и денег на изготовление ненужной продукции. Дополнительным преимуществом применения интегрированной вычислительной системы может стать сокращение административных работ и ускорение передачи информации.

Итак, что мешает добиться таких улучшений? Общеизвестно, что первым препятствием являются не технологии и не отсутствие инвестиций в средства производства и улучшение качества, а проблема состоит в том, что сложно координировать работу всей компании по одному и тому же плану. Это не означает, что отдельные мероприятия по усовершенствованию, например, проектно-конструкторских работ или повышению качества, не являются важными - но все они будут более эффективными, если будут являться частью одной программы усовершенствования деятельности компании. В его основе должен лежать выработанный на верхнем уровне реально выполнимый план, в котором должны быть определены общие обязательства компании, включая финансовые обязательства и обязательства по производству и сбыту продукции. Такой план является эффективным, если он отражает позитивную стратегию руководства, направленную на получение прибыли, сокращение уровня запасов и текущих расходов и затем доводится до сведения каждого работника предприятия.

Люди уже давно поняли, что для управления работой предприятия требуется единый последовательно разработанный план, который охватывает все функциональные подразделения и контролируется сверху. На его основе вырабатываются более детальные планы с четкой постановкой практических задач. Планы всех функциональных подразделений должны быть нацелены на одни и те же задачи по всей компании. MRPII был разработан, чтобы удовлетворить эти потребности. Единый последовательный план - это основная идея; разукрупнение на планы отдельных подразделений - это методические приемы; связи - это вычислительная система.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 141.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...