Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально-культурных и туристских услуг.




Сертификация представляет собой форму подтверждения соответствия определённых объектов требованиям технических регламентов, стандартов или условиям договоров, осуществляемой Национальным органом по сертификации.

Система сертификации – это совокупность правил выполнения работ по сертификации, её участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Схема сертификации – это форма сертификации, определяющая совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательства соответствия услуг установленным требованиям.

Сертификат соответствия – это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических документов, пополнениям стандартов или условиям договоров.

Орган по сертификации – это юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Аккредитация – это официальное признание органом по аккредитации компетентности физических лиц или индивидуальных предпринимателей выполнять работы в определённой области оценки соответствия.

Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, стандартов или условиям договоров.

Оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдение требований, предъявляемых к объекту.

 

Цели сертификации:

­ создание условий для деятельности на товарном рынке РФ, а также на международном рынке и в научно-техническом сотрудничестве;

­ содействие в выборе продукции;

­ защита от недобросовестности исполнителя;

­ контроль безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан.

 

Нормативно-правовая база сертификации в сфере СКС и туризма:

§ ФЗ от 27.12.2002г. №184 – ФЗ «О техническом регулировании»

§ Постановление Госстандарта России:

­ от 10.05.2000г. №26 «Правила по проведению сертификации в РФ».

­ от 05.08.1997г. №17 «Правила сертификации работ и услуг в РФ».

­ от 17.03.1998г. №11 «Об утверждении Положения о Системе сертификации ГОСТ Р» с изменениями от 22.04.2002г.

­ от 17.03.1998г. №12 «Об утверждении правил по сертификации: Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в системе».

­ От 26.09.2001г. №82 «О создании Государственной регистрации Системы добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категории».

­ от 21.08.2003г. №97 «Об утверждении нормативных документов Системы сертификации ГОСТ Р при проведении добровольной сертификации».

­ От 23.08.1999г. «Правила по сертификации «Оплата работ по сертификации продукции и услуг». В ред. от 05.07.2002г.

§ Письма Госстандарта России:

­ от 14.08.2000г. №ЮГ-110-19/2558 «О сертификации туристских услуг и услуг средств размещения».

­ от 11.07.2003г. №ВК-110-28/2522 «О сертификации услуг в системе сертификации ГОСТ Р».

§ Приказ Госстандарта РФ:

­ от 03.07.2000г. №251 «Рекомендации по информационному обеспечению сертифицированных туристских услуг и услуг средств размещения».

§ Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ:

­ от 21.05.2003г. №197 «Об утверждении положения о государственной системе классификации гостиниц и средств размещения».

§ ГОСТы – государственные стандарты;

§ СанПиН – санитарные правила и нормы;

§ Нормы безопасности и др.

 

Туристские услуги в соответствии со статьёй 21 ФЗ «О техническом регулировании» являются объектом добровольного подтверждения их соответствия требованиям стандартов, систем добровольной сертификации и договорам.

Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя и на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация, т.е. подтверждение соответствия, применяется на дорыночной стадии оказания услуг. Добровольная сертификация может быть осуществлена третьей стороной, т.е. независимыми органами.

 

Функции органа по сертификации:

§ подтверждение соответствия объектов;

§ выдача сертификатов соответствия объектов;

§ предоставление права на применение закона соответствия;

§ приостановление или прекращение действия сертификатов.

 

Система добровольной сертификации может быть создана:


­ юридическим лицом или несколькими юридическими лицами;

­ физическим лицом или несколькими физическими лицами.



При этом устанавливается перечень объектов, подлежащих сертификации и их характеристик, правил выполнения работ по сертификации, их оплате, перечень участников системы добровольной сертификации и применения знака соответствия.

Эта система регистрируется Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию, т.е. Федеральной службой по техническому регулирования и метрологии.

Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию предусматривается:

§ ведение единого реестра зарегистрированных Систем добровольной сертификации;

§ порядок предоставления сведений, содержащихся в этом реестре.

Кроме данной системы (утв. Постановлением Госстандарта России от 14.10.1994г. №18), существует ещё ряд систем:

­ Система добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию. Держатель Системы – Госстандарт России. Утверждена Постановлением Госстандарта России от 26.09.2001г. №82;

­ Система добровольной сертификации услуг гостиниц. Держатель – Федеральное ГУП (Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству). Утверждена Постановлением Госстандарта России от 27.11.2001г. №96;

­ Система добровольной сертификации услуг центров отдыха (рекреационных центров). Держатель – Одинцовская Торгово-промышленная палата. Утверждена Постановлением Госстандарта России от 28.07.1999г. №38;

 

Нормативная база добровольной сертификации включает в себя:


§ Стандарты;

§ Нормы;

§ Правила;

§ Технические условия;

§ Другие технические документы на продукцию, работы, услуги.


 

Объективность сертификации обеспечивается:

° аттестацией органов по сертификации;

° аттестацией испытательных лабораторий;

° аттестацией экспертов по сертификации.

 

Система ГОСТ Р имеет собственные формы сертификатов и знаков соответствия.

 

Органы Сертификации:

а) Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии.

Это Федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет межотраслевую координацию, регулирование функций в сфере стандартизации, метрологии, сертификации.

б) Территориальные органы сертификации, входящие в Систему сертификации. Сюда входят:

­ организации, независящие от форм собственности;

­ общественные объединения, если они имеют соответствующую аккредитацию и не являются в отношении сертификации продукции изготовителем, продавцом, исполнителем, потребителем.

 

Муниципальными органами сертификации являются:

­ ФРОС БИ (Фонд развития образования в содействии бизнесу);

­ ТЭСТ – Санкт–Петербург;

­ Российский Морской Регистр Судоходства;

­ Национальная Академия Туризма.

 

Все эти структуры имеют соответствующую аккредитацию в Национальной Системе сертификации ГОСТ Р на добровольную и обязательную сертификацию в соответствии с Положением «Об аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности» (Утв. Постановлением Правительства РФ от 06.07.2001г. №514)

Требования к органам по сертификации установлены в ГОСТ Р НСО/МЭК 65-2000 под названием «Общие требования к органам по сертификации продукции» (Принят Постановлением Госстандарта от 07.04.2000г. №96-ст)

Полномочия Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии в области сертификации определены Постановлением Правительства от 08.04.2004г. №194 «Вопросы Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии». К ним относятся:

§ регистрация документов, подтверждающих соответствие объектов технического регулирования установленным требованиям;

§ организационно-техническая информации в области технического регулирования;

§ формирование федеральных информационных ресурсов в сфере технического регулирования и др.

 

При Федеральной службе по техническому регулированию и метрологии существует Апелляционная комиссия (на основании Постановления Правительства от 08.04.2004г.), которая рассматривает жалобы на:

§ органы сертификации;

§ лаборатории сертификации;

§ центры сертификации;

§ экспертов по сертификации;

§ контроль инспекторский;

§ выдачу сертификатов;

§ применение знака соответствия;

§ приостановление действия сертификации;

§ отмену сертификата и др.

 

Порядок проведения сертификации туристских и социально-культурных услуг.

 

Работа по сертификации услуг СКС и туризма, а также средств размещения проводится согласно Правилам сертификации работ и услуг в РФ, утверждённый Постановлением Госстандарта РФ от 05.08.1999г. №17 (Средства размещения сертификации в порядке требований Письма Госстандарта России от 14.08.2000г.).

Эти правила соответствуют международному порядку, изложенному в руководствах:

§ Международной организации по стандартизации (ИСО);

§ Международной электротехнической комиссии (МЭК);

§ Международных стандартах ИСО серий 9000, 10000, 14000;

§ Европейских стандартах серий 45000 и 29000;

§ Документах других международных и региональных организаций.

 

Признание аккредитации зарубежных органов по сертификации в России, а также Российских сертификатов и знаков соответствия за рубежом осуществляется на основе многосторонних и двусторонних соглашений стран с участием России.

 

В сфере социально-культурного сервиса и туризма объектами сертификации являются социально-культурные, туристские услуги и услуги средств размещения, оказываемые организациями (ЮЛ) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями (ИП).

 

При сертификации услуг должны проверяться:

­ характеристики услуг и условий обслуживания;

­ идентификация услуг;

­ принадлежность услуги к классификационной группе;

­ соответствие техническим документам (информационно-рекламному проспекту, тур. путёвке и т.п.);

­ соответствие услуг требованиям безопасности, установленным в нормативных документах.

 

При сертификации социально-культурных и туристских услуг и услуг средств размещения применяются схемы 2 и 4 [данная нумерация и содержание соответствующих им схем определяется «Правилами сертификации работ и услуг в РФ»].

 

В случае несогласия органа по сертификации с предлагаемой заявителем схемой он должен изложить мотивированное обоснование и предложить иную схему сертификации.

 

Схема 2 применяется:

§ Для оценки процесса выполнения работ, оказания услуг;

§ Для проверки результатов работ, услуг;

§ При инспекционном контроле работ, услуг.

 

По ней оценивают качество и надёжность (перевозки, размещения, питания туристов):

§ полноту и актуализацию документации, устанавливающей требования к процессу;

§ оснащение организации СКС и туризма необходимым оборудованием и помещениями;

§ соответствие помещений и оборудования СКС и туризма предъявляемым требованиям;

§ методическое, организационное, программное информационное, правовое техническое и другое обеспечение социально-культурной и туристской деятельности;

§ безопасность и стабильность процесса оказания социально-культурных и туристских услуг;

§ профессиональная компетентность исполнителей услуг и обслуживающего персонала.

 

 

Схема 4 (оценивается организация СКС и туризма как исполнитель услуг).

 

По результатам оценки возможно присвоение организации СКС и туризма определённой категории (звезда гостиницы, класс ресторана и т.п.)

 

 

В зависимости от видов сертифицируемой услуги используются разнообразные документы:

§ гигиенический сертификат (гигиеническое заключение);

§ сертификат пожарной безопасности;

§ акты проверок, заключения;

§ сертификаты федеральной организации исполнительной власти, осуществляющей контроль и надзор за качеством и безопасностью работ и услуг;

§ заключения и сертификаты территориальных органов исполнительной власти;

§ акты проведения общественных объединений потребителей;

§ результаты экспертных оценок;

§ договоры исполнителей работ и услуг с потребителями;

§ техническая документация (конструкционная., эксплуатационная и т.п.)

 

По решению органа сертификации можно использовать и другие документы, не вызывающие сомнений в достоверности, содержащейся в них, информации.

 

Т.е. при использовании сертификации возможно довольно широкое применение дополнительных документов, которые позволяют учитывать:

­ специфику сертифицируемой услуги;

­ степень потенциальной опасности;

­ стабильность процесса оказания услуги;

­ репутацию фирмы (ЮЛ, ИП);

­ оценки данные третьими лицами.

 

Процедура сертификации включает:

1. Подачу заявления на сертификацию;

2. Рассмотрение заявки и принятие решения о выборе схемы сертификации;

3. Проведение проверок (анализ документов, проведение испытаний, проверка производства и т.п.);

4. Анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;

5. Выдача сертификата;

6. Заключение договора на проведение инспекционного контроля;

7. Инспекционный контроль над сертифицированным объектом в соответствии со схемой сертификации.

 

Если в данной местности существует несколько органов по сертификации, то заявитель вправе обратиться в любой из них. При условии, что этот орган по сертификации аккредитован на проведение сертификации заявленного объекта.

Орган по сертификации рассматривает заявку с таким расчётом, чтобы не позднее 15 дней со дня её получения направить заявителю своё решение по ней.

Орган сертификации выдаёт заявителю заключение об отказе в выдаче сертификата (с указанием причины):

­ при отрицательных результатах сертификационных проверок;

­ при несоблюдении требований, предъявляемых к услуге;

­ при отказе оплатить работы по сертификации.

 

Общие правила и порядок оплаты работ по сертификации продукции и услуг в Системе ГОСТ Р установлены Правилами по сертификации в разделе «Оплата работы по сертификации продукции и услуг».

 

Принципы оплаты:

1. Все работы по сертификации оплачиваются за счёт средств:

­ предприятий,

­ организаций,

­ граждан, обратившихся с заявкой на сертификацию, вне зависимости от принятых решений по сертификации;

2. Уровень рентабельности работ по сертификации не должен превышать 35%;

3. Инспекционный контроль над сертифицированными услугами оплачивается в размере затрат организаций, выполняющими соответствующие работы.

 

Таким образом, дневная ставка экспертов по сертификации продукции и услуг, выполняющих работу по обязательной сертификации (вкл. затраты по инспекционному контролю за соответствием сертифицируемых объектов требованиям нормативных документов), принимаемую для расчета стоимости работ по сертификации и инспекционному контролю, определяется Органом по сертификации самостоятельно, исходя из установленных в нём условий оплаты труда работников.

 

В случае положительного решения о сертификации:

§ происходит регистрация данной услуги данного субъекта СКС и туризма в Государственном Реестре системы сертификации ГОСТ Р;

§ заявителю выдаётся сертификат в срок не более 10 дней после получения органом по сертификации всех материалов от заявителя для проведения сертификационной проверки;

§ устанавливается срок действия сертификата – 5 лет;

§ субъекту (ЮЛ, ИП) выдаётся один сертификат, подтверждающий безопасность оказываемых услуг.

 

Если после получения сертификата у предприятия (ИП) появляется новая услуга, подлежащая сертификации, то эта услуга вновь заявляется на сертификацию; осуществляется проверка и заявитель получает новый сертификат на новую услугу (однако это не означает, что каждый тур требует своего сертификата).

 

Законом установлены Рекомендации по проведению Инспекционного контроля над сертификационной услугой социально-культурного сервиса и туризма. Он проводится периодически после получения сертификата.

При неудовлетворительных результатах очередного Инспекционного контроля действие сертификата может быть приостановлено или аннулировано, о чём орган по сертификации извещает исполнителя услуги и соответствующий Федеральный орган исполнительной власти.

Аннулирование сертификата вступает в силу с момента исключения его из Государственного Реестра.

В случае несогласия с результатами сертификации или инспекционного контроля, заявитель вправе подать апелляцию в Апелляционную комиссию Центрального органа по сертификации.

В случае положительного результата работ по сертификации с заявителя взимается дополнительно плата за выдачу сертификата соответствия в размере одного МРОТ.

 

Классификация объектов СКС и туризма

 

Средства размещения.

Классификация средств размещения – это процедура, проводимая на добровольной основе и включающая в себя осуществление оценки степени соответствия средства размещения требованиям, установленным в гос. системе[6] классификации гостиниц и других средств размещения и аттестацию его на соответствующую категорию.

Категории могут быть:

§ «без звёзд»

§ «одна звезда»

§ «две звезды»

§ «три звезды»

§ «четыре звезды»

§ «пять звёзд»

Классифицируются следующие средства размещения:

­ гостиницы;

­ мотели;

­ молодёжные гостиницы (хостелы);

­ дома отдыха;

­ пансионаты;

­ гостиницы с оказанием лечебно-оздоровительных услуг и др.

Оценка соответствия средства размещения установленным требованиям осуществляется Органом по классификации средств размещения. Этот орган имеет в своём составе квалифицированных экспертов, которые осуществляют оценку соответствия. Аттестация средства размещения на соответствующую категорию осуществляется Федеральным Органом исполнительной власти в сфере СКС и туризма.

Система является открытой для участия в ней индивидуальных и коллективных предпринимателей различных организационно-правовых форм, оказывающих услуги размещения.

Система имеет собственные формы:

§ сертификатов категории;

§ знаков категории;

§ других документов, необходимых для проведения классификации.

 

Цели Системы:

а) обеспечение стабильности качества обслуживания в средствах размещения;

б) гармонизация критериев классификации в РФ с Рекомендациями ВТО и с учётом зарубежной практики;

в) дифференциация средств размещения в зависимости от ассортимента и качества услуг;

г) оказание помощи потребителю в выборе услуг средств размещения;

д) обеспечение потребителя информацией о том, что категория средства размещения подтверждена  результатами классификации и соответствует категории, установленной в нормативных документах Системы;

е) повышение конкурентоспособности средств размещения;

ж) содействие развитию туризма за счёт повышения доверия потребителей и результатам классификации средств размещения.

При проведении классификации проверяются характеристики объектов[7], позволяющие аттестовать его на одну из категорий, принятых в Системе.

 

Этапы классификации средств размещения:

1. Экспертная оценка соответствия средства размещения определённой категории,

2. Аттестация средств размещения,

3. Инспекционный контроль классифицированных средств размещения.

 

Экспертная оценка средства размещения проводится после получения заявки на классификацию и завершается принятием соответствующего акта.

 

Заявка на классификацию оформляется по установленной форме. К ней прилагаются заполненная заявителем анкета, содержащая сведения:

­ о структуре номерного фонда;

­ о наличии документов, подтверждающих соответствие оказываемых услуг пожарной безопасности, соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических правил и норм, требований охраны окружающей среды.

 

Данные сведения необходимы для определения объёма работ по оценке средства размещения и их стоимости.

После этого заявитель подписывает договор о проведении оценки соответствия средства размещения и оплачивает эти работы согласно договору. Затем формируется экспертная комиссия для проведения работ по оценке средства размещения. К её работе привлекаются специалисты в области индустрии гостеприимства, представители общественных организаций и другие специалисты.

 

Проведение оценки соответствия объекта определённой категории осуществляется в следующем порядке:

1. Выявление соответствия объекта минимальным требованиям Системы;

2. Бальная оценка средства размещения по критериям Системы;

3. Оценка соответствия средства размещения в целом и оценка соответствия отдельных номеров существующим категориям.

 

Все результаты оформляются протоколами.

По окончанию работы комиссии составляется акт, который подписывается председателем комиссии, его членами, а также руководителем (или уполномоченным должностным лицом) средства размещения. Акт составляется в двух экземплярах и передаётся в Орган по классификации и один экземпляр – руководству проверяемого объекта. К актам прилагаются протоколы проверок.

Орган по классификации анализирует акты, делает выводы и направляет один экземпляр акта в Центральный орган Системы (ЦОС) для заключения по рассматриваемому вопросу. ЦОС передаёт документы и своё заключение в Аттестационную комиссию[8] для принятия окончательного решения об аттестации средства размещения на определённую категорию.

Аттестационная комиссия присваивает объекту Сертификат категории и направляет его в ЦОС для регистрации в реестре. После чего он выдаётся заявителю вместе с приложениями не позднее 30 дней со дня принятия окончательного решения о присвоении определённой категории классифицированному объекту. Сертификат категории выдаётся на срок не более 5 лет.

В случае отказа в выдаче сертификата категории решение об этом с указанием причин направляется заявителю не позднее 30 дней со дня принятия решения Аттестационной комиссией.

На весь период действия сертификата категории над объектом устанавливается инспекционный контроль. Его сроки устанавливаются Аттестационной комиссией. Организация инспекционных проверок осуществляется органом по классификации.†В ходе неё эксперты проверяют устранение несоответствий и соблюдения установленных требований.

По результатам инспекционной проверки орган по классификации составляет акт и направляет его в Аттестационную комиссию для подтверждения, приостановления или отменны действия сертификата категории. Принятое в связи с этим решение Аттестационной комиссии направляется в ЦОС для регистрации, а затем вручается руководителю инспектируемого объекта с уведомлением о вручении.

 

Инспекционные проверки могут осуществляться не только планово (в соответствии с планом, принятым Аттестационной комиссией), но и во внеочерёдном порядке. Это может осуществляться по предписанию Федерального органа исполнительной власти в сфере социально-культурного сервиса и туризма в следующих случаях:

1. Выявления претензий к средству размещения, поступивших в Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма или в соответствии органа субъектов РФ.

2. Вскрытия существенных изменений в технологии оказания услуг.

3. Внесения изменений в организационную структуру и кадровый состав, которые могут повлиять на качество услуг.

 

В случае принятия отрицательного решения по итогам Инспекционной проверки Аттестационная комиссия приостанавливает или отменяет действие Сертификата категории. Решение об этом передаётся в ЦОС для регистрации и направления руководителю проверяемого объекта с уведомлением о вручении.

В случае несогласия с результатами классификации объекта или Инспекционной проверки руководитель может подать апелляцию в Комиссию по апелляциям[9]. Она рассматривает их в течение 30 дней и выносит решение об удовлетворении или в отказе заявителю в апелляционной жалобе.

Заключение Апелляционной комиссии направляется в ЦОС, а затем и заявителю с уведомлением о вручении. Решение Апелляционной комиссии является обязательным для всех участников классификации.

При получении Сертификата категории руководитель гостиницы или другого объекта размещения туристов может использовать установленный Знак категории для публичного уведомления клиентов о соответствующей аттестации и полученной категории. Знак категории устанавливается на весь период действия сертификата категории.

 

Знак категории представляет собой пятиконечную звезду правильной формы в количестве от одной до пяти в соответствии с полученной классификацией. Звёзды могут быть произвольного размера. Они наносятся на металлическую основу с указанием Федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, который присвоил данную категорию объекту. Знак категории должен быть размещён на фасаде здания рядом с главным входом. Он может быть использован в документах гостиницы, в её эмблеме, на вывесках и в рекламе.

Средства размещения, аттестованные на категорию «без звёзд» или вообще не проходившие аттестацию не имеют права использовать Знак категории.

По окончании срока действия Сертификата категории проводится повторная классификация в установленном порядке.

Ответственность за нарушение правил сертификации.

Ст. 170 Административного Кодекса определяет: «Нарушение должностными лицами и гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей», выражающееся в:

­ реализации сертифицированной продукции, не отвечающей предъявляемым требованиям;

­ реализации продукции без сертификата и знака соответствия;

­ недоведении до потребителей сведений о сертификации;

­ предоставлении недостоверных сведений о сертификации;

­ необоснованном получении сертификата соответствия наказывается штрафом в размере от 5 до 100 МРОТ;

Неисполнение предписаний государственных инспекторов в установленный срок наказывается штрафом 50-100 МРОТ.

ФЗ РФ «О защите прав потребителей» ст. 43 предусматривает, что причинение ущерба потребителям несертифицированными услугами наказывается штрафом до 5000 МРОТ.

Оказание турагентством услуг без документального подтверждения сертификации наказывается штрафом в размере стоимости оказанных услуг.

 






Заключение

 

Таким образом, мы рассмотрели понятие, сущность, порядок осуществления и ответственность в сфере лицензирования, стандартизации и сертификации туристских и социально-культурных услуг. По итогам изучения темы студент должен знать основные категории и понятия данной сферы, правовые источники её регулирования и порядок реализации требований закона о лицензировании, стандартизации и сертификации.

Студенты должны получить представление и определённые навыки в составлении документов для лицензирования и сертификации социально-культурных и туристских услуг.

 

 

***

 

 

Домашнее задание:

1. Самостоятельно изучить материал учебника по теме «Правовые основы лицензирования, стандартизации и сертификации СКС и туризма». Дополнить конспект лекций.

§ Вахмистров В.П., Вахмистрова С.Н. «Правовое обеспечение туризма: учебное пособие» – СПб.: Изд-во Михайлова В.А, 2010, стр. 26-50 или

§ Вепренцев В.Ю., Васильев И.В. «Правовое регулирование туристического бизнеса в Российской Федерации» - М.: Издат. компания «Триада-График». Подготовка «Турбизнес», 2008, стр. 7-15

 

2. Самостоятельно изучить и законспектировать ФЗ РФ от 08.08.2001г. №128 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» по учебнику:

§ Вахмистров В.П. стр. 125-136 или

§ «Гостиничное и ресторанное дело, туризм»»: Сб. норм. документов – Ростов н/д: «Феникс», 2009, стр. 219-233 или

§ «Туристская деятельность. Правовые акты». – М.: Финансы, 2005, стр. 35-61

 

3. Подготовить научно-практические сообщения:

а) Правила сертификации в сфере СКС и туризма.

См.: Вепренцев В.Ю. «Правовое регулирование туристического бизнеса в Российской Федерации» - М.: Издательская компания «Триада-График» стр. 137-204 и др.

б) Правила предоставления гостиничных услуг

См.: «Гостиничное и ресторанное дело, туризм»»: Сб. норм. документов – Ростов н/д: «Феникс», 2009, стр.30-39, 105-122, 303-308 и др.

 

 

План семинара

по теме  «Правовые основы лицензирования, стандартизации и сертификации социально-культурного сервиса и туризма».

 

I. Вводная часть (10 мин)

а) Объявление темы, цели и порядка проведения семинара;

б) Проверка конспектов лекций и домашнего задания.

 

II. Основная часть (140 мин)

а) Проверка знаний основных категорий и источников темы;

б) Обсуждение вопросов:

1. Правовая основа лицензирования.

2. Источники права, регулирующие лицензирование в сфере СКС и туризма.

3. Содержание ФЗ РФ от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

4. Понятие лицензии.

5. Лицензирование, соискатель лицензии.

6. Лицензиат.

7. Лицензированный вид деятельности.

8. Лицензионные требования и условия.

9. Лицензирующий орган.

10. Федеральные и муниципальные органы, осуществляющие лицензирование в сфере СКС и туризма.

11. Реестр лицензий.

12. На кого распространяется обязанность получать лицензию.

13. Общая правоспособность.

14. Специальная правоспособность.

15. Естественная дееспособность.

16. Перечень лицензируемых видов деятельности в сфере СКС и туризма.

17. Туроператорская деятельность.

18. Турагентская деятельность.

19. Деятельность по продаже прав на клубный отдых.

20. Публичный показ аудиовизуальных произведений.

21. Воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм.

22. Порядок лицензирования туроператорской деятельности.

23. Лицензионные требования и условия турагентской деятельности.

24. Лицензионные требования и условия при продаже прав на клубный отдых.

25. Лицензионные требования и условия при публичном показе аудиовизуальных произведений.

26. Лицензионные требования и условия воспроизведения (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм.

27. Перечень документов ИП и ЮЛ, представленный в лицензионный орган для получения лицензии.

28. Порядок подачи документов на лицензирование.

29. Порядок оплаты лицензирования.

30. Содержание реестра лицензий.

31. Решение о предоставлении лицензии, отказе в предоставлении лицензии и приостановлении лицензии.

32. Ответственность за нарушение законодательства о лицензировании.

33. Понятие стандарта.

34. Определение стандартизации.

35. Цель стандартизации.

36. Национальный стандарт.

37. Международный стандарт.

38. Правовая основа стандартизации.

39. Органы стандартизации.

40. Задачи стандартизации в СКС и туризме.

41. Перечень стандартов.

42. Порядок установления и применения национального стандарта.

43. Содержание знака соответствия.

44. Перечень национальных ГОСТов в СКС и туризме.

45. Перечень межгосударственных ГОСТов в СКС и туризме.

46. Общероссийский классификатор ОК-002-93.

47. Содержание общероссийского классификатора ОК-002-93.

48. Содержание общероссийского классификатора ОК-004-93.

49. Понятие сертификации.

50. Система сертификации.

51. Сертификат соответствия.

52. Орган по сертификации.

53. Аккредитация.

54. Подтверждение соответствия.

55. Оценка соответствия.

56. Цели сертификации.

57. Нормативно-правовая база сертификации в сфере СКС и туризма.

58. Функции органа по сертификации.

59. Порядок создания системы добровольной сертификации.

60. Виды Систем сертификации.

61. Органы сертификации.

62. Полномочия Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии в области сертификации.

63. Апелляционная комиссия.

64. Порядок проведения сертификации в сфере СКС и туризма.

65. Что должно проверяться при сертификации.

66. Схема 2 и 4 при сертификации услуг СКС и туризма.

67. Документы, дополнительно используемые при сертификации.

68. Процедура сертификации.

69. Оплата сертификации.

70. Положительное и отрицательное решение о сертификации.

71. Порядок сертификации средств размещения.

72. Порядок сертификации других объектов СКС и туризма.

73. Ответственность за нарушение правил сертификации.

в) Заслушивание научно-практических сообщений:

1. Правила сертификации в сфере СКС и туризма.

2. Правила предоставления гостиничных услуг.

 

III. Заключительная часть (10 мин)

а) Подведение итогов семинара;

б) Задание на самоподготовку.

 

 

Литература:

I. Нормативно правовые акты:

1. ФЗ РФ от 08.08.2001г. №128 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

2. ФЗ РФ от 10.06.1993г. №5154 – 1 «О стандартизации».

3. ФЗ РФ от 10.06.1993г. №5151 – 1 «О сертификации».

4. ФЗ РФ от 27.12.2002г. №184 – ФЗ «О техническом регулировании».

5. ФЗ РФ от 27.04.1993г. №4871 – 1 «Обеспечение единства измерений».

6. ФЗ РФ от 07.02.1992г. №2300 – 1 «О защите прав потребителей».

7. Постановление Правительства РФ от 10.10.2002г. №753 «О лицензировании деятельности по продаже прав на клубный отдых».

8. Постановление Правительства РФ от 11.02.1994г. «Об организации работ по стандартизации по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг».

9. Постановление Правительства РФ от 25.09.2003г. №594 «Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации».

10. ГОСТ 28681. 4-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».

 

II. Учебники, монографии

1. Вахмистров В.П., Вахмистрова С.Н. «Правовое обеспечение туризма: учебное пособие» – СПб.: Изд-во Михайлова В.А, 2010, стр. 26-50.

2. Вепренцев В.Ю., Васильев И.В. «Правовое регулирование туристического бизнеса в Российской Федерации» - м.: Издательская компания «Триада-График», 2009, стр. 7-15.

 

III. Периодическая печать

 

 

***

 


[1] Государственные, муниципальные предприятия, казённые заводы и учреждения не могут заниматься любым видом деятельности, а только той, которую определяет собственник (государство, муниципалитет).

[2] Перечень видов деятельности, подлежащий лицензированию определяется Правительством и публикуется в печати. Например, Российская газета №342 за 1995г.

[3] Ст. 17 ФЗ РФ от 08.08.2001г.

[4] Лицензиат обязан в течение 15 дней со дня поступления изменений подать заявление в лицензионный орган, который за 10 дней должен переоформить лицензию и внести изменения в реестр лицензий.

[5] МРОТ – минимальный размер оплаты труда, установленный правительством РФ.

[6] Система разработана на основе ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», «О техническом регулировании», «О защите прав потребителей» и Концепции развития туризма в РФ, одобренной Правительством РФ от 11.07.20002г. №954-Р

[7] Такими объектами могут являться гостиницы, мотели, дома отдыха, пансионаты и другие заведения СКС и туризма.

[8] Регламент Аттестационной комиссии определён Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 23.10.2003г. №320. В составе 14 чел: зам Министра Министерства экономического развития и торговли РФ, председатели Департамента Туризма Министерства экономического развития и торговли РФ, Управление делами Президента РФ, Правительства Москвы, администрацией регионов, руководители крупных гостиничных комплексов и др.

[9] Регламент Комиссии по апелляциям государственной системы классификации гостиниц и других средств размещения утверждён Приказом Министерства Экономического развития и торговли РФ от 23.10.2003г. №320.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 370.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...