Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В социально-культурной и туристской сфере.
Стандартизация – одна из эффективных мер государственной защиты интересов потребителей в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
Целью стандартизации является достижение: безопасности продукции, работ, услуг для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества граждан; технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ, услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники, технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; надёжности хозяйственных объектов с учётом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Стандарт – это эталон, модель, принимаемые за образец при многократном повторении (производстве, работ, услуг). Кроме того, Стандарт – это документ, в котором в целях многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов её производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, а также выполнения работ или оказания услуг, включая требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикетам и правилам их написания. В социально-культурном сервисе и туризме наиболее широко применяются национальные и международные стандарты. Национальный стандарт – это стандарт, утверждённый национальным органом РФ по стандартизации (гос. стандарт). Международный стандарт – это стандарт, принятый международными организациями, соглашениями стран.
Стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Правовую основу стандартизации составляет:
§ Закон РФ от 10.06.1993г. №5154-1 «О лицензировании» с изм. от 27.12.1995г. § ФЗ РФ от 27.12.2002г. №184 – ФЗ «О техническом регулировании». § Закон РФ от 27.04.1993г. №4871-1 «Об обеспечении единства измерений». § Закон РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» с изм. от 17.12.1999г. § Постановление Правительства РФ от 02.06.2003г. «О мерах по реализации ФЗ «О техническом регулировании» в ряд. от 17.07.2003 №440. § Постановление Правительства РФ от 08.04.2004г. «Вопросы Федеральной службы по техническому регулированию и методологии». § Постановление Правительства РФ от 31.07.2003г. №458 «Об опубликовании и размере платы за опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обращения проекта национального стандарта». § Постановление Правительства РФ от 15.08.2003г. №500 «О Федеральном информационном обеспечении технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию». § Постановление Правительства РФ от 12.02.1994г. «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» в редакции от 02.10.1999г. § Постановление Правительства РФ от 06.07.2001г. №514 «Об аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности». § Постановление Правительства РФ от 25.09.2003г. №594 «Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации». § Постановление Правительства РФ от 10.11.2003г. №677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области». § Постановление Госстандарта России от 27.06.2003г. №63 «О национальных стандартах РФ». § Приказы Госстандарта России от 19.05.2003г. №285-288 «О наделении полномочиями на проведение государственного контроля и надзора руководителей структурных подразделений и специалистов федеральных государственных учреждений – центров стандартизаций, метрологии и сертификации Госстандарта России». § Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) ОК-002-93, утверждённый Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993г. №163. § Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК-004-93, утверждённый Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993г. №17.
Органы стандартизации: 1. Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии, которая: осуществляет гос. контроль и надзор за соблюдением обязательных требований в сфере технического регулирования и метрологии; участвует в работе по международной (региональной) стандартизации; организует информационную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации; устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартам на территории РФ, если иное не установлено международными договорами РФ. 2. Соответствующие органы стандартизации субъектов РФ
Основными задачами стандартизации в сфере социально-культурного сервиса и туризма являются: § повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества, экономической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений при оказании туристских и социально-культурных услуг; § установление показателей качества обслуживания и требований к такому качеству; § повышение безопасности туристских и социально-культурных объектов с учётом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; § повышение конкурентоспособности указанных услуг; § рациональное использование ресурсов социально-культурного сервиса и туризма.
Стандарты и классификаторы
В РФ действуют: национальные стандарты; международные стандарты, применяемые в установленном порядке в РФ; правила, нормы и рекомендации по стандартизации, в т.ч. международные, применяемые в РФ; общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций.
Правила, их разработки и изменения представляют собой Национальную систему стандартизации.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 27.06.2003г. №63 Национальными стандартами признаются государственные и межгосударственные стандарты, введённые в действие до 01.07.2003г. для применения в РФ с сохранением условных обозначений «ГОСТ» и «ГОСТ Р»: Национальные стандарты в сфере социально-культурного сервиса и туризма ещё полностью не разработаны. Пока ведётся работа по их теоретическому обоснованию, например см.: Терещенко А.А. О системности в разработке нормативно-правового обеспечения туристической деятельности. //Туристские фирмы. – 2002. – Вып.27 Биржаков М.Б., Путрин Ю.С, Правовые основы регулирования туристской деятельности и вопросы коллизий с положениями ФЗ «О техническом регулировании» //Туристские фирмы. – 2003. Вып.31
Национальные стандарты устанавливаются в порядке, применения ФЗ «О техническом регулировании» и соответствующими Постановлениями Правительства РФ. Они утверждаются национальным органом по стандартизации – Федеральной службой по техническому регулированию и метрологии в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области. Национальный Стандарт применяется на добровольной основе ровным образом и в равной мере независимо от страны (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами и приобретателями. Применение Национального Стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту. Национальные Стандарты должны содержать: требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования пожарной безопасности, требования техники безопасности и производственной санитарии; правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказания услуг.
Требования Национальных Стандартов, области их распространения, сферы их действия и даты введения в действие осуществляются Государственными органами управлениями, которые их принимают. Национальные Стандарты вводятся в действие после утверждения Федеральной службой по техническому регулированию и метрологии. Соответствие продукции и услуг требованиям Национального Стандарта подтверждается путём маркирования продукции и услуг знаком соответствия Национальным Стандартам. Форма знака соответствия и порядок маркирования устанавливается правилами соответствующей системы сертификации. Применение знака соответствия осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным способом, предусмотренным Национальным органом по Стандартизации.
В настоящее время применяются: а) Национальные ГОСТы: ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению туристов и экскурсантов»; ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»; ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»; ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования».
б) Межгосударственные ГОСТы: ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обеспечения»; ГОСТ 28681.1-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» ГОСТ 28681.3-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению туристов и экскурсантов»; ГОСТ 28681.4-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» и др.
В настоящее время применяется также Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации – это нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с её классификацией (класс, группа, вид и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией.
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК-002-93 к туристской деятельности относятся «Туристские услуги и услуги средств размещения для временного проживания туристов» (раздел 060000). Они включают: услуги туроператора по организации внутреннего туризма (061000); услуги туроператора по организации выездного туризма (061200); услуги туроператора по организации въездного туризма (061300); услуги турагента (061400); отдельные услуги туроператора и турагента (661500); услуги при самодеятельном туризме (061600); условия средств размещения для время проживания туристов (062000).
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК-004-93 (раздел 631 «Деятельность в области туризма и экскурсий») классификация туристских и экскурсионных услуг представлена следующим образом: § деятельность по организации отдыха и путешествий; § деятельность по реализации туристских и экскурсионных услуг (виды услуг); § бронирование услуг; § продажа путёвок на маршруты и билетов на экскурсии по территории РФ; § продажа путешествий по зарубежным странам; § оформление выездных документов на путешествие по зарубежным странам; § бронирование билетов международных перевозчиков; § доставка турпутёвок, билетов; § путешествия по турмаршрутам; § путешествия выходного дня (уик энд); § рекламно-информационные услуги турпредприятий и организаций § услуги проживания туристов; § прочие услуги турпредприятий и организаций; § экскурсионные услуги.
Данный классификатор приведён в соответствие с: Ø «Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности»; Ø «Стандартной международной классификацией видов деятельности в области туризма».
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 230. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |