Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ




  1. Сущность, цели и задачи управления
  2. Виды менеджмента

3.   Принципы менеджмента

4.   Функция менеджмента

  1. Методы менеджмента

1

Управление – это процесс воздействия, направленный на достижение определенных целей. Выделяют следующие виды управления:

1) Техническое управление – это управление технологическими процессами, движением технических средств (самолетов, автомобилей и т.д.)

2) Государственное управление – это управление социально-экономической жизнью общества через различные институты (министерства, ведомства и т.п.)

3) Идеологическое управление – это внедрение в сознание человека различных концепций, идеологий.

4) Социальное управление – это негосударственное управление социальными процесссами. Например, движение в защиту окружающей среды.

5) Хозяйственное управление – это управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих в рыночных условиях.

В управлении выделяют субъект управления (тот, кто осуществляет управление – отдельный человек или группа людей) и объект управления (те, кем управляют – объединения, организации, трудовая деятельность).

Термин «менеджмент» (англ.) в переводе означает «управление», «руководство».

Менеджмент – это процесс управления организацией.

При определении понятия «менеджмент» выделяют следующие составляющие:

 

 

 

 


Рисунок 1 - Составные определения сущности менеджмента

 

Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленной на достижение организацией определенных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Менеджмент – это умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Цели менеджмента:

· получение (увеличение) прибыли;

· повышение эффективности хозяйствования;

· удовлетворение потребностей рынка;

Задачи менеджмента:

· организация производства конкурентоспособных товаров;

· совершенствование производственного процесса;

· внедрение новейших наукоемких технологий;

· повышение качества продукции;

· снижение затрат на производство.

Менеджер – наемный управляющий, занимающий в организации постоянную должность и наделенный правом принимать решения в определенных сферах деятельности организации.

2

Работа менеджеров охватывает разные сферы деятельности организации и различные процессы, протекающие внутри них. В связи с этим выделяют следующие виды менеджмента:

· организационный менеджмент – создание организации, формирование ее структуры и системы управления ее, разработка инструкций и т.п.;

· стратегический менеджмент – определение долгосрочных целей организации и основных путей их достижения;

· производственный менеджмент – управление объектами и процессами, выбор используемых технологий для производства товаров и услуг;

· менеджмент персонала – разработка кадровой политики и решений по управлению персоналом в организации;

· финансовый менеджмент – управление финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли;

· маркетинговый менеджмент – установление взаимоотношений организации с рынком;

· инновационный менеджмент – создание и внедрение новых видов товаров и услуг, а также технологий.

 

В связи с этим менеджеров подразделяют в зависимости от выполняемых ими функций: менеджеры по продажам, менеджеры по персоналу, менеджеры по рекламе и т.д.

3

 

Управление осуществляется в соответствии с определенными правилами, соблюдение которых обеспечивает успех организации, а несоблюдение может привести к неудачам и убыткам.

Принципы менеджмента – основополагающие правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.

      Основными принципами менеджмента является:

1. Принцип системности основан на рассмотрении объекта управления как единого целого, состоящего из отдельных элементов, которые связаны между собой таким образом, что изменение свойств одного или нескольких их них влечет изменение других элементов или системы в целом;

1. Принцип соответствия гласит: выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя;

2. Принцип делегирования полномочий предусматривает передачу руководителем части своих служебных функций подчиненным без активного вмешательства в их действия;

3. Принцип научной обоснованности. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов;

4. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несет ответственность за выполнение возложенных на него задач.

4

Всю многообразную деятельность по управлению организацией можно представить в виде процесса выполнения ограниченного числа функций.

Функция менеджмента – это вид управленческой деятельности, направленной на решение конкретной задачи управления, который осуществляется специальными приемами и способами.

Основными функциями управления являются:

1. Планирование– функцияномер один в менеджменте. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы.

2. Организация — это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами.

3. Мотивация — это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

4. Контроль — сравнение реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы, и осуществление корректирующих действий в случае необходимости.

Функции менеджмента находятся в определенном кругообороте и составляют цикл менеджмента.

Цикл менеджмента – это совокупность функций, которые он выполняет для нормального, эффективного функционирования организации.

Все функции взаимосвязаны между собой процессами коммуникаций и принятия решений.

 

 

 


5

Методы менеджмента– это конкретные приемы и способы воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения определенных целей.

Существуют следующие методы управления:

1) административные (организационно-распорядительные) методы управления базируются на властной мотивации, основанной на подчинение закону, правопорядку, старшему по должности, и т.д. Несоблюдение этих отношений подчиненным влечет за собой применение санкций (замечание, выговор, увольнение и т.д.).

2) экономические предполагают материальную мотивацию, т.е. ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. К ним относятся планирование, стимулирование, хозрасчет и другие экономические рычаги.

3) для достижения максимальной эффективности управления необходимы духовные мотивации, на которые опираются социально-психологические методы управления. С помощью этих методов воздействуют на сознание работников, на социальные, религиозные и другие интересы людей и осуществляют моральное стимулирование трудовой деятельности. К числу этих методов относятся: анкетирование, тестирование, опрос, интервью и т.п.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 555.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...