Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3.Нормативно-правовая база гостиничной деятельности в РФ




Международные источники правового регулирования туризма и гостиничного бизнеса.

Важное значение для эффективного правового регулирования туризма имеет международный правовой опыт.

Согласно ч. 4. ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Прежде всего необходимо проанализировать международно-правовые акты в сфере туризма, и охарактеризовать роль и место Всемирной туристской организации (ВТО) в международном правовом регулировании туризма.

Всемирная туристская организация является специализированной организацией в системе Организации Объединенных Наций, созданной в 1975 г., и играет решающую роль в пропаганде и развитии ответственного, устойчивого и общедоступного туризма, призванного способствовать экономическому развитию, международному взаимопониманию, миру, благосостоянию, а также взаимному уважению, безусловному соблюдению гражданских прав и основных свобод. Выполняя эту миссию, Всемирная туристская организация уделяет особое внимание интересам развивающихся стран в сфере туризма[3].

Всемирная туристская организация имеет следующую структуру:

- Генеральная ассамблея – высший орган;

- Исполнительный совет – руководящий орган;

- региональные комиссии;

- комитеты;

- секретариат.

За время деятельности международных организаций был принят ряд важнейших документов по вопросам туризма: основные из них:

- Манильская декларация по туризму;

- Документ Акапулько;

- Гаагская декларация по туризму;

- Хартия туризма и ее раздел «Кодекс туризма»;

- Глобальный этический кодекс туризма ;

- Осакская декларация по туризму;

- Осакская декларация тысячелетия.

Манильская декларация по мировому туризму была принята Всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) в 1980 г. декларация определила место туризма в современном обществе. В частности, туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую сферы жизни государств и международных отношений.

В данном акте подчеркивается неразрывная связь между туризмом и правами граждан на отдых, отпуск и свободные передвижения. Учитывая широкое распространение этих прав как прямого следствия права на труд, правительства и общество должны переосмыслить понятие туризма и предоставлять гражданам реальные возможности доступа к туризму.

В декларации рассматривается экономическая составляющая туризма. Он признается одной из основных отраслей мировой экономической деятельности. Развитие внутреннего туризма положительно сказывается на внутренней экономике страны, поскольку балансирует ее, что должно способствовать деятельности государств по поощрению соответствующих капиталовложений.

Однако участники конференции отметили, что туризм нельзя оценивать только с экономической точки зрения. Важное значение в сфере туризма имеют чувство принадлежности к какой-либо культуре и народу, солидарность с соотечественниками, возможность гражданина реализовать свое право на отпуск, ознакомиться с тем, что его окружает, укрепить национальное сознание.

Декларация устанавливает приоритет духовных ценностей в туристической сфере, к которым относятся:

- полное и гармоничное развитие человеческой личности;

- постоянно возрастающий познавательный и воспитательный вклад;

- равные права народов в определении своей судьбы;

- освобождение человека (как право на уважение его достоинства и индивидуальности);

- признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов.

Особое внимание уделяется социальному туризму, рассматриваемому как цель, к которой должно стремиться общество, путем поддержки молодежного туризма, туризма лиц преклонного возраста и инвалидов.

В указанной декларации отмечено, что туризм имеет влияние на сферу занятости в государствах, поскольку способствует созданию новых рабочих мест.           

В документе также отмечается международное значение туризма как фактора, содействующего взаимопониманию между народами[4].

Декларация установила, что начиная с 1980 г. 27 сентября отмечается как Всемирный день туриста.

Всемирное совещание по туризму, созванное Всемирной туристкой организацией в Акапулько (Мексика) 21-27 августа 1982 г., приняло Документ Акапулько, явившийся итогом обсуждения действий по постепенному проведению в жизнь положений Манильской декларации по мировому туризму. Совещание отметило, что государства, туристские профессиональные круги и другие заинтересованные инстанции осознали необходимость внесения изменений в административные и оперативные концепции туризма. Эти меры должны обеспечить социальное, культурное, образовательное, политическое и экономическое руководство сферой туризма[5].    

10-14 апреля 1989 г. в Гааге (Нидерланды) состоялась Межпарламентская конференция по туризму, принявшая Гаагскую декларацию по туризму. Содержание декларации сводится к закреплению 10 основных принципов, которые необходимо соблюдать всем участникам отношений в сфере туризма. В каждом принципе закрепляются основополагающий тезис и рекомендации по его реализации:

Первый принцип содержит определение туризма, под которым понимаются не только все свободные перемещения людей, но и сфера услуг, созданная для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений. Здесь же определяется значение туризма для жизни человека и общества.

Второй принцип посвящен социально-экономической составляющей туризма: «Туризм может быть эффективным средством содействия социально-экономическому росту всех стран». Подчеркивается, что условием этого является приемлемый уровень самообеспечения туристской сферы, при котором страна не должна тратить больше того, что она надеется получить от туризма.

Третий принцип закрепляет необходимость охраны окружающей природной среды и иных туристских ресурсов.

Четвертый принцип содержит определение иностранного туриста. Иностранным туристом является человек, который совершает путешествие в другую страну со сроком пребывания в ней до трех месяцев без занятия оплачиваемой деятельностью и который в конце пребывания покинет посещаемую страну.

Пятый принцип говорит о возможности разумного ограничения прав человека на отдых и свободное время только в случаях, предусмотренных законом.

Шестой принцип посвящен вопросам упрощения туристских формальностей в отношении паспортов, виз, медицинского и валютного контроля и статуса туристских представительств за границей.          

Седьмой принцип определяет, что безопасность и защита туристов, уважение их достоинства являются непременным условием развития туризма.

Восьмой принцип терроризм представляет реальную угрозу туризму и туристским передвижениям.

Девятый принцип определяет, что качество туристских услуг зависит от уровня образования не только специалистов в сфере туризма, но и общества в целом.

Десятый принцип закрепляет основные составляющие взаимодействия между туризмом и публичными властями, которые выражаются в особом внимании, необходимом сфере туризма со стороны государства, наделении туристских администраций расширенными полномочиями, а также в проведении адекватной национальной политики и международного сотрудничества.

22 сентября 1985 г. шестая сессия Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации (София, Болгария) одобрила важнейшие международные документы, в которых отражена взаимосвязь права на отдых и социального прогресса – «Хартию туризма» и ее раздел «Кодекс туриста».

Документ содержит рекомендации по деятельности некоторых субъектов туристической сферы: государства, представителей местного населения туристских районов, работников в сфере туризма и самих туристов. Рекомендации для последних содержатся в специальном разделе (Кодекс туриста).

Поскольку право на отдых признается во всем мире, государствам следует разрабатывать и проводить политику внутреннего и международного туризма, включающую в себя:

- развитие туризма на различных уровнях – местном, региональном, национальном и международном;

- обеспечение доступности туризма;

- защиту туристской среды;

- содействие росту туристского сознания и контактам местного населения с посетителями;

- обеспечение свободы передвижения, отсутствия какой-либо дискриминации и безопасности туристов;

- создание условий для беспрепятственного доступа туристов к службам здравоохранения, административным и юридическим службам;

- принятие мер по противодействию использования туризма для эксплуатации других в целях проституции и распространения наркотиков.

При этом местное население само должно иметь возможность доступа к туристским ресурсам. Оно также вправе ожидать понимания и уважения к своим обычаям, религии и своей культуре, что должно обеспечиваться распространением соответствующей информации среди туристов. Местное население также должно принимать туристов с «лучшим гостеприимством».

Работники в сфере туризма, от которых зависит качество туристского продукта, также вправе рассчитывать на содействие со стороны государства, выражающееся в создании благоприятных условий их деятельности, обеспечении возможности профессиональной подготовки, сотрудничества между собой и с публичными властями.

1 октября 1999 г. в Сантьяго (Чили) генеральная ассамблея Всемирной туристской организации приняла Глобальный этический кодекс туризма. В кодексе освещаются следующие вопросы в сфере туризма: вклад туризма во взаимопонимание и взаимоуважение людей и сообществ; обязанности профессионалов туристического бизнеса; право на туризм; свобода туристских перемещений; права работников и предпринимателей в туриндустрии.

Туризм рассматривается как двигатель индивидуальной и коллективной самореализации; фактор устойчивого развития; пользователь и творец культурного наследия; полезная активность для принимающих стран и сообществ.

Осакская декларация по туризму принята в 1994 г. Всемирной конференцией министров по туризму в Осаке (Япония). Декларация посвящена росту и значению международного туризма, развитию индустрии туризма, воздействию международного туризма на общество и окружающую среду, соотношению международного туризма и мира на земле, а также роли правительств и международных организаций в сфере туризма.

На 14-й сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации 30 сентября – 1 октября 2001 г. в Осаке (Япония) была принята Осакская декларация тысячелетия.

В данном документе констатируются достижения сферы туризма к началу XXI века, а также поднимаются проблемы развития рынка международного туризма, сохранения культурного наследия на основе туризма, внедрения в туристическую сферу современных информационных технологий.          

Развитие туристской индустрии обостряет конкуренцию туристских центров, требует усиления мер безопасности и защиты туристов, упрощения международных туристских потоков, устранения ненужных административных или налоговых ограничений, поддержки малых и средних коммерческих организаций, на которые приходится значительная доля рабочих мест в туристской индустрии.

Туризм стал союзником в борьбе с бедностью, особенно в тех наименее развитых странах, где он является ведущим сектором экономики. Правительствам этих стран требуется техническая и финансовая помощь со стороны развитых стран и межправительственных организаций по наращиванию потенциала их туристских администраций.

Участники туристского процесса должны содействовать сохранению биологического разнообразия и контролю за источниками глобального потепления, так как эти факторы играют важную роль в устойчивом развитии туризма.      

Основные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере туризма.

В советский период в связи с наличием политических барьеров для всестороннего развития туризма деятельность государства была в основном ориентирована на внутренний, социальный и самодеятельный туризм.

Развитие социально-экономических отношений в постсоветский период потребовало правового регулирования туристских отношений на качественно новом уровне.

С принятием 12 декабря 1993 г. Конституции РФ начался новый этап развития российского законодательства вообще и туристского в частности.

Статья 7 Конституции определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Конституции РФ закреплены основные права граждан, напрямую связанные с возможностью осуществления туристических поездок, - право на отдых (ст.37), право свободно передвигаться, выбирать место пребывания, выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ст. 27) и т.д.

Первым специальным нормативным правовым актом, определяющим исходные положения регулирования отношений в сфере туризма, стал Закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Данный закон закрепляет (определяет) легальное определение туризма и определяет его виды, устанавливает основы государственного регулирования туристской деятельности, права и обязанности субъектов отношений в сфере туризма (туристов, туроператоров, турагентов), особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта и т.д.

Несмотря на наличие специального нормативного правового акта, многие вопросы, связанные с туризмом, регулируются общими кодифицированными нормативными актами, среди которых: Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Таможенный кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ[6].

Остальные нормативные правовые акты можно разделить на отдельные блоки, куда входят акты различные как по юридической силе, так и по отраслевой принадлежности, однако все они регулируют однородную группу отношений в сфере туризма. (в теории государства и права это называется взаимосвязью с другими отраслями права).

Первая группа включает нормативные правовые акты, касающиеся организации туристкой деятельности:

- Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»;

- ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

- ФЗ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;

- Постановление Правительства РФ от 09 октября 2015 г. № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»;

- Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»;

- приказ Федерального агентства по туризму от 10 мая 2007 г. № 28 «об утверждении Положения о ведении единого федерального реестра туроператоров» и др.

Вторая группа нормативных правовых актов касается вопросов использования туристских ресурсов:

- ФЗ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

- ФЗ от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»;

- ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Третью группу составляют нормативные правовые акты, регулирующие вопросы безопасности туризма:

- Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

- Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

- Постановление Правительства РФ от 24 января 1998 г. № 83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов»;

- Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. № 1488 «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации»;

- приказ Российского агентства по туризму РФ от 19 декабря 2007 г. № 141 «Об утверждении административного регламента Федерального агентства по туризму по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания»[7].   

В четвертую группу входят правовые акты, устанавливающие основы деятельности органов государственной власти в сфере туризма:

- Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 901 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму»;

- приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 20 апреля 2009 г. № 226 «Об утверждении административного регламента Федерального агентства по туризму по исполнению государственной функции «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок».

Пятая группа включает нормативные акты, регулирующие вопросы туристских формальностей. Это паспортные, визовые, таможенные, медицинские, валютные и иные правила, установленные для соблюдения туристами при пересечении границы и пребывании в стране. К основным из них относятся: 

- Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации»;

- ФЗ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;

- ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

- ФЗ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

- Указ президента РФ от 4 мая 1998 г. № 488 «О мерах по обеспечению права граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации»;

- Указ Президента РФ от 21 декабря 1996 г. № 1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации»;

- Указ Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»;

- Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1142 «О реализации отдельных норм Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»»;

- Постановление Правительства РФ от 9 июня 2003 г. № 335 «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядке аннулирования визы»;

- Приказ МВД РФ от 26 мая 1997 г. № 310 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;

В сфере туризма действует ряд стандартов:

- «Туристские Услуги. Общие требования». ГОСТ Р 50690-2000
(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 16.11.2000 N 295-ст);

- «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов». ГОСТ Р 50644-2009 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 773-ст);

- «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления». ГОСТ Р 52887-2007 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 565-ст);

- «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования». ГОСТ Р 51185-2008 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 518-ст);

- «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.06.2013 N 191-ст);

- «ГОСТ Р 50762-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 475-ст);

- «ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» (вместе с «Минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов») (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1676-ст);

- «Услуги общественного питания. Требования к персоналу». ГОСТ Р 50935-2007 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 473-ст);

- «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия». ГОСТ Р 50763-2007 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 474-ст);

- «ГОСТ Р 53996-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Порядок разработки фирменных и новых блюд и изделий на предприятиях общественного питания» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 577-ст);

- «ГОСТ Р 55321-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. СПА-услуги. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1605-ст).

Приказ 1215 от 11 июля 2014 года Порядок классификации объектов туриндустрии: гостиниц и иных средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей

Гостиницы классифицируются по вместимости, назначению форме собственности, организационно-правовой форме предприятия, архитектурно-планировочному решению, уровню комфорта.

Вместимость гостиниц определяется количеством наличных мест. Различают гостиницы малой (до 100 мест), средней (101 — 500 1 Мест), большой (более 500 мест) вместимости.

Назначение гостиницы определяется целями поездок основного контингента приезжающих: деловые, образовательные, религиозные и др. Цели поездок нередко переплетаются, однако принятое деление помогает определить требуемый минимальный состав дополнительных услуг.

По форме собственности гостиницы подразделяются на государственные, муниципальные, общественных объединений (организаций), частные, находящиеся в смешанной российской (без иностранного участия), находящиеся в собственности иностранной и смешанной с совместным российским и иностранным участием.

По организационно-правовой форме гостиницы подразделяются на государственные унитарные, муниципальные унитарные предприятия, открытые (ОАО), закрытые (ЗАО) акционерные общества (АО), общества с ограниченной ответственностью (ООО) и другие.

ОАО распределяет свои акции среди неопределенного круга лиц, и поэтому только оно вправе проводить открытую подписку на акции. Его участники свободно отчуждают принадлежащие им акции, а их число не может быть ограничено.

В ЗАО акции распространяются только между учредителями или среди заранее определенного круга лиц, поэтому здесь постоянный, а не переменный состав участников. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на свои акции, а его участники приобретают преимущественное право их покупки.

АО предполагает наличие органов управления, компетентность которых отражена в Уставе. В нем фиксируются сведения о категориях выпускаемых акций, размере уставного капитала и др. Устав является единственным учредительным документом АО. Учредительный договор не заключается, так как это невозможно из-за большого числа акционеров.

Согласно Федеральному закону от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» таким признается , учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определен­ных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связан­ных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. ООО несет ответственность по своим обязательствам всем * принадлежащим ему имуществом, но не отвечает по обязательствам своих участников.

Согласно ст. 12 упомянутого закона в учредительном договоре учредители общества обязуются создать ООО и определяют условия совместной деятельности, состав общества, размер уставного капитала и доли каждого из учредителей (участников), размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения, ответственность учредителей за нарушение обязанностей по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями (участни­ками) общества прибыли, порядок выхода участников из ООО.

Устав общества должен содержать:

Ø полное и сокращенное его фирменное наименование;

Ø сведения о месте нахождения общества;

Ø сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе общего собрания участников, о порядке принятия реше­ний, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

Ø сведения о размере уставного капитала и номинальной стоимости доли каждого участника;

Ø права и обязанности участника общества;

Ø сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, переходе доли (части доли) в уставном капитале другому лицу;

Ø сведения о порядке хранения документов и порядке предоставления информации участникам общества и другим лицам.

Гостиничные услуги предоставляют также индивидуальные предприниматели.

Классификация гостиниц по уровню комфорта зависит от степени развития материально-технической базы, количества и качества предоставляемых услуг и уровня обслуживания. Существует множество систем классификации гостиниц, однако все они основываются на балльном или «звездном» принципах.

В основе балльной системы лежит индийская классификация, включающая пять категорий, которые присваиваются по количеству баллов, набранных гостиницей в целом по пунктам (например, знание иностранных языков персоналом). Для получения категории необходимо набрать не менее 50 % от общей суммы баллов (от минимума) по каждому пункту.

«Звездная» система, принятая во Франции, распространена в большинстве европейских стран. В США отсутствует единая система классификации, большое значение имеет гостиничный бренд. В Германии и Китае принята пятизвездочная система.

В соответствии с ГОСТ Р 50645—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» в России гости­ницам присваивалась категория от одной до пяти звезд, что соответствует международным стандартам. Правила классификации определены распоряжением Правительства РФ «О систе­ме классификации гостиниц и других средств размещения». В соответствии с этим распоряжением действует приказ Федерального агентства по туризму от 21.07.2005 г. № 86 «Об утвержде­нии Системы классификации гостиниц и других средств размещения».

Согласно этому документу (далее — Система) устанавливается организационная структура и порядок проведения работ на соответствие средства размещения категориям пять, четыре, три, две, одна звезда. Процедура классификации проводится на добровольной основе органами по классификации гостиниц и других средств размещения в целях определения их соответствия установленным требованиям. Аттестация на категорию осуществляется Централь­ным органом Системы (далее — ЦОС) — организацией, уполномоченной Ростуризмом.

Классификация гостиниц и других средств размещения проводится в три этапа: первый — экспертная оценка соответствия ка­тегории; второй — аттестация; третий — экспертный контроль.

Система устанавливает требования к номерам различных категорий: высшей («сюит», «апартамент», «люкс», «студия»), первой, третьей, четвертой и пятой.

Оценка соответствия номеров на категорию также проводится в три этапа: предварительная, балльная, окончательная экспертная оценка.

Организационную структуру Системы классификации гостиниц и других средств размещения образуют: Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма; ЦОС; аттестационная комиссия; комиссия по апелляциям; орган по классификации средств размещения; заявители — юридические лица или индивидуальные предприниматели, обратившиеся с заявкой на проведение классификации средства размещения.

Категория номера зависит от количества комнат, технического оборудования номера, его оснащения мебелью и инвентарем, оборудования санузла, численности обслуживающего номер персонала.

В международном гостиничном менеджменте приняты следующие обозначения номеров:

Ø одноместный однокомнатный (single);

Ø двухместный однокомнатный с двумя кроватями (double twin);

Ø двухместный однокомнатный с одной большой кроватью (double extra bed);

Ø двухместный на одного, однокомнатный номер с полуторной кроватью (double for single use);

Ø трехместный однокомнатный номер (triple);

Ø двухместный однокомнатный номер улучшенной планировки (junior suite);

Ø двухкомнатный номер (спальня и гостиная) люкс (suite);

Ø номер из двух смежных спален, иногда к ним добавляется гостиная и кухня (family studio);

Ø номер для деловых людей с многоканальной телефонной связью, компьютером, факсом, комнатой переговоров (business);

Ø многокомнатный номер, включающий комнаты для аудиен­ций, охраны и прислуги (king suite).

Функциональные требования к гостиницам

Потребности клиентов в гостиничных услугах различны. Существенное значение имеют техническое оснащение гостиницы; размеры и распределение помещений (жилых и нежилых); вертикальная коммуникация (лестницы, лифты); инфраструктура (отопление, водопровод, канализация, вентиляция, кондиционирование, теле- и радиосвязь, телевизионная, информационная сети); наличие производственных и сервисных предприятий (ресторан, кафе, конференц-зал, кухня, прачечная, бассейн, сауна, трена­жерный зал) и др.

Особенности гостиницы должны соответствовать требованиям целевого сегмента рынка потребителей гостиничных услуг.

Различают городские гостиницы различных классов, курортные и рекреационные, транзитные (в аэропортах, на железнодорожных вокзалах), для активного отдыха и др.

Городские гостиницы высокого и среднего класса рассчитаны на людей, осуществляющих деловые поездки. Номера в них в основном одноместные, значительна доля номеров высоких категорий. В гостиницах предусматривают помещения для проведения переговоров, совещаний. Они, как правило, находятся в цент­ральной части города вблизи общественных, административных, торговых центров и предусматривают хорошую транспортную связь с различными районами города.

На деловых людей рассчитаны и ведомственные гостиницы, где проживают приезжающие в командировки в определенную организацию, учреждение или предприятие. Они размещаются вблизи предприятий или в местах, удобно связанных с ними об­щественным транспортом.

Для проведения конгрессов, съездов, конференций, совещаний, деловых встреч строят специальные конгресс-отели. Обычно они имеют высокий уровень комфорта и большой набор помеще­ний общественного назначения.

Гостиницы приключенческого и спортивного туризма, в том числе городские, предназначены для людей, занимающихся активными видами туризма. Уровень комфорта в таких гостиницах может быть очень разный. Их строят как в единой системе жилищно-коммунального хозяйства населенных пунктов, так и автономно. Размещение тяготеет к объектам туристского показа, трассе маршрута. Состав помещений общественного назначения в таких гости­ницах в основном предназначен для проведения отдыха. Присутствуют предприятия общественного питания, рассчитанные на ус­коренное обслуживание (столовые, закусочные) с системой пол­ного или частичного самообслуживания.

Особенность таких гостиниц — наличие туристско-методических и инструкторских (для методической работы инструкторов с туристскими группами) кабинетов. В туристско-спортивных гостиницах предусматривают пункты проката туристского и спортив­ного снаряжения (лыж, коньков, саней, лодок), а также магазины для продажи таких товаров.

Курортные гостиницы предназначаются для относительно длительного пребывания туристов на отдыхе в одном месте. Их строят в местах с наиболее благоприятными природно-климатическими условиями: на морских побережьях, возле озер, вблизи целебных Источников, в горной местности. При курортных гостиницах часто предусматривают помещения лечебно-оздоровительного назначения в соответствии с профилем курорта, организуют диетиче­ское питание. Курортные гостиницы имеют различные помеще­ния для отдыха (залы многофункционального назначения, холлы, бильярдные, детские игровые комнаты) и спортивных занятий. Номера здесь в основном одно- и двухместные, предусматри­вается возможность размещения третьего спального места (для ребенка). В двухкомнатных номерах, как правило, одна комната — Спальная родителей, другая — детская.

Размеры земельных участков рекреационных и курортных гостиниц должен быть значительно большим, чем всех других (75 м2 на место при вместимости до 1000 мест и 65 м2 на место при вместимости до 2 000 мест). Зеленые насаждения при этом должны составлять. Не менее половины площади участка. Для защиты от шума жилые Корпуса строят не ближе 50 м от проезжей части улиц и дорог, предусматривая зеленый экран из трех-четырех рядов деревьев и кустарников. На особо охраняемых природных территориях (ООПТ) средства размещения разрешены только в национальных и природных парках, для строительства выделяется специальная территория..

Курортные гостиницы для отдыха в горной местности обычно имеют среднюю вместимость, ограниченную этажность, живописное объемно-пространственное решение. Они имеют помещения для хранения и.проката спортивного снаряжения. На морском побережье или других водоемах курортные гостиницы имеют на своей территории пляж, причал. Гостиницы для автотуристов и мотели строят вблизи шоссейных дорог. Гостиницы предоставляют возможность парковки, предполагают наличие станции технического обслуживания автотранспортных средств и автозаправочной станции.

Гостиницы для транзитных пассажиров служат для их кратковременного пребывания, вызванного пересадками с одного вида транспорта на другой, а также для отдыха персонала. Они располагаются при аэропортах, авто-, железнодорожных, морских и речных вокзалах. Такие гостиницы имеют ряд особенностей: звукоизоляцию номеров от шума поездов, самолетов, меньший размер площади номера на человека, упрощенный состав объектов питания, специально оборудованные комнаты отдыха, где пассажир, не занимая номера, может отдохнуть в течение нескольких часов и др.

Гостиницы для спортсменов размещают при спортивных комплексах или в местах, которые по природным условиям подходят для занятия определенным видом спорта.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 658.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...