Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СВОБОДНОГО РЫНКА




Термин экономический человек включает понятие о человеке, имеющем неограниченные желания, но располагающего ограниченным количеством ресурсов для своего потребления. Поэтому человек вынужден заниматься тем, что принято называть экономической деятельностью. Концепция "экономического человека" разработана А.Смитом и Д. Рикардо и характеризуется определенной ролью собственного интереса человека в мотивации экономического поведения, компетентностью экономического субъекта в собственных делах. Главным мотивом хозяйственной деятельности, согласно этой концепции, выступает максимизация прибыли (обогащение) с учетом неденежных факторов благосостояния (легкость или трудность обучения, приятность и неприятность труда, престижность и др.). Поведение экономического человека, по Смиту, определяется двумя чертами: склонностью к обмену, вследствие разделения труда, и собственным интересом, эгоизмом, постоянно не исчезающим стремлением улучшить свое положение.

Поскольку ресурсов меньше, чем необходимо продуктов для удовлетворения потребностей, человеку нужно сделать выбор. Логика подсказывает, что человек должен бы быть склонен выбрать те продукты, которые более всего полезны ему и для получения которых он должен работать меньшее время. Эта концепция гедонизма (жизнелюбия) была выведена экономистом-классиком Джеромом Бентамом. Целью человеческой деятельности, согласно данной концепции, является благосостояние человека, равное сумме удовольствий за данный период времени минус сумма страданий; поведение же человека определяется его природой, счетным рационализмом, т. е. способностью человека подсчитать все действия, ведущие к счастью, благополучию. Но практика свидетельствует, что так бывает далеко не всегда. Никто не может установить точно оптимальные границы потребления и каждый индивид сам решает, сколько товаров и услуг выбрать для удовлетворения своих потребностей.

Согласно концепции "человека-оптимизатора" маржиналистов человек стремится к наибольшей полезности и наименьшим тяготам, он способен к сопоставлению целей со средствами их достижения, к выбору оптимального варианта, при этом система индивидуальных предпочтений неизменна во времени и независима от внешних условий и индивидов. При этом человек должен обладать полной информацией, способностью безошибочного предвидения и мгновенной реакции на изменение высших условий, что делает человека "полубогом".

Тоталитарно - репрессивный режим экономики России создал иную модель экономического поведения человека, которая характеризуется раздвоенностью в виде труда на себя и труда на государство, жесткими ограничениями, относительной уравнительностью государственного распределения его результатов, стремлением человека к минимизации трудовых затрат, иждивенческими настроениями, ожиданием скромного, но твердо гарантированного вознаграждения.

Экономические ценности создаются производительным трудом. Производительный труд может быть преобразующим, как например, труд, превращающий металл в конструкцию автомобиля, или может быть транспортирующим, т. е. перегоняющим этот автомобиль к месту и времени извлечения его полезности. Производительный труд может также являть собой результат других видов деятельности, сферы материального производства.

Экономикс - наука выбора. Она изучает, как люди выбирают способ использования ограниченных ресурсов (понимая это не в физическом смысле, хотя оно имеет место, а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полно) для производства различных товаров и распределение их между членами общества.

Как экономическому человеку, всякому индивиду приходится оказаться лицом к лицу с необходимостью выбирать. Поскольку у человека нет ресурсов, адекватных его нуждам, он будет делать выбор в диапазоне тех ценностей, которые ему доступны. Например, человек, который получает высокую зарплату, сможет приобрести больше ресурсов для удовлетворения своих экономических потребностей, чем человек, получающий меньшую зарплату. Размер доходов, которые имеет человек, не имеет ничего общего с тем, какое количество экономических ценностей ему необходимо или хочется иметь. Это послужило причиной развития множества экономических теорий относительно того, как должны распределяться ценности. Часто экономисты-теоретики говорят и о других принципах распределения благ помимо системы распределения по ценам, которая заключается в том, что люди с высокими зарплатами могут приобретать больше материальных благ, чем те, кто имеет меньшие доходы. Как мы увидим позднее, это ведет к необходимости принимать решения внутри стоимостных систем.

Существуют две основные системы выбора. Одна из них представляет собой количественный выбор. Количественная система имеет числа, которые отражают качественные различия вещей. Примером количественного выбора может быть количество долларов, которое нужно заплатить для приобретения продукта определенного качества. Система количественного выбора отражает качество изделия, выраженное в денежных единицах данной страны. Поскольку продукт А может стоить больше продукта Б, покупатель будет пользоваться стоимостью для измерения разницы между этими двумя продуктами, делая свой выбор.

Вторая система называется системой порядкового выбора. Порядковый выбор просто ставит одну вещь над другой в порядке надобности без наличия всякого превосходства в качестве по сравнению с другой вещью. В порядковом выборе никто ничего не знает об абсолютной стоимости ресурса, но лишь оказывает предпочтение одному из них. Например, если покупатель стоит перед выбором выплачивать ли ему деньги за квартиру или же купить что-либо поесть, одна из этих проблем будет важнее, чем другая. В основном приходится иметь дело с порядковым выбором на еще более низком уровне. Например, когда нужно решить брать ли на обед весь комплекс или ограничиться только супом и бутербродом. Цена здесь будет участвовать, поскольку ценораспределительный процесс здесь используется в системе порядкового выбора, но главным здесь будет предпочтение одного другому, не важно по какой причине.

Каждый индивид по-разному оценивает (делает разный выбор) один и тот же экономический продукт общества. Это происходит в результате разницы в личностных качествах индивидов, их культуры, их вкусов, их платежеспособности, наличия сбережений, возраста, пола, и многих других характеристик. Выбор часто ассоциируется с образованием индивида. Образованный человек способен сделать правильный выбор на более длительный срок. Малообразованным людям свойственно думать лишь о немедленном удовлетворении своих потребностей. Приобретая все доступные им ресурсы, какие только можно купить за имеющиеся у них деньги, они не думают о том, как хорошо было бы, чтобы покупаемые ими продукты и услуги были бы рассчитаны на длительный срок. С другой стороны, другой тип людей получает большее удовлетворение, приняв решение отсрочить потребление, сколотить вначале капитал. Изучение системы, к которой прибегают люди, принимая решение, что купить и как разместить свои ресурсы, может быть интересным занятием на протяжении всей жизни.

Возможность делать выбор ассоциируется с рынком и функционированием цен. Мы рассмотрим позднее, какие условия предоставляет рынок, чтобы покупатели и продавцы могли идти друг другу навстречу и договариваться о цене на продукт. При назначении цены учитывают как количественный, так и порядковый критерий. Нам нужно сразу же понять и запомнить, что механизм цен в том виде, в каком он действует на рынке, является образцом того, как система свободного рынка размещает ресурсы, имеющиеся в ее распоряжении. Правительство в рыночной экономике обычно принимает минимальное участие и не часто вмешивается в систему цен. Ценовая система дает гарантии каждому индивиду иметь возможность выбора, который он может сделать. Он может сделать неверный выбор, но это будет по крайней мере его собственный выбор. При централизованно спланированной экономике, индивид не имеет возможности широкого выбора продуктов для своего потребления, равно как не может сам предоставить широкий выбор для потребления других, ибо механизм цен и выбора формируется на свободном рынке.

При централизованной экономике рынку нет необходимости действовать, так как в основном все решения по размещению продукта регулируются государством. При государственном планировании предполагается, что выбор, который делает комитет государственного планирования, обеспечит наибольшее количество людей наибольшей полезностью. Однако взгляд на это был бы несомненно иным, если бы право выбора было предоставлено самим людям.

Концепция системы централизованного планирования довольно нова в истории экономики. Она появилась впервые во времена Промышленной Революции. Одним из самых известных ее авторов был Карл Маркс. До Промышленной Революции, почти весь мир жил в условиях сельского натурального хозяйства и не было большой потребности централизованного планирования, поскольку почти не было иных товаров, кроме одежды и продуктов питания на рынке. С началом Промышленной Революции было много перемен в обществе, которые заставили людей задуматься над экономическими проблемами и попытаться их решить, что привело к появлению нескольких теорий, о которых вкратце было уже сказано.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1.Что является предметом экономической теории?

2.Различаете ли Вы: экономику, теоретическую экономику, политэкономию, Экономикс и конкретные экономические науки?

3.Какова связь экономической теории с общественными, экономическими, социальными и естественными науками?

4.Возможна ли хозяйственная практика без экономической теории?

5.Опишите что-нибудь, не являющееся ресурсом и не имеющее полезность.

6.Что такое потребности и интересы?

7.Почему желание людей потреблять ненасытно?

8.Что Вы можете сказать о хозяйственной деятельности человека?

9.В чем сущность учения об экономической и социальной среде жизнедеятельности человека?

10.Какие Вы знаете концепции человека в рыночной экономике?

 

МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИКИ.

 

В экономике как в науке, так и в учебном курсе обязательно присутствует методология. Методология -это наука о методах, учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

В экономике используются самые различные методы, формы и способы научного познания.

Если мы хотим получить истинные знания, то должны применять диалектический метод, основы которого заложены древними греками и блестяще развиты в научную систему Гегелем. Диалектика - это наука об общих законах развития как внешнего мира, так и экономического мышления. Согласно диалектике, процессы и явления в экономической жизни постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т. е. находятся в постоянном движении.

Чтобы проникнуть в сущность экономических процессов и явлений используется метод научной абстракции (по латински "абстракцио" - отвлечение). Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают такие общие понятия, как производство вообще, потребление, распределение, обмен и другие. При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии и изменении.

Логические понятия, отражающие в обобщенном виде реальные условия экономической жизни общества, называются экономическими категориями.

В экономике, как и в любой другой области общественной жизни и в природе, сквозь внешне кажущийся хаос и нагромождение случайностей прокладывает себе путь необходимость, закономерность развития. Экономические процессы в обществе управляются внутренними, присущими им законами - законами общественных действий людей или экономическими законами. В книге "Философия права" Гегель писал о политэкономии как науке, которая делает "честь мысли", потому что она, имея перед собой массу случайностей, отыскивает их законы. Всякий закон выражает собой сущность того или иного явления, закон и сущность - понятия однородные (однопорядковые) и выражающие углубление познания человеком явлений, мира. Экономические законы есть необходимые, существенные, прочные и постоянно повторяющиеся устойчивые связи в экономических явлениях и процессах.

Не следует смешивать экономические законы с законами природы, также как и с законами естествознания, так как имеется ряд существенных и принципиальных различий:

1) естественные законы - это законы природы, экономические законы - законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;

2) естественные законы - вечные, экономические носят исторический характер;

3) открытие и применение естественных законов проходит более или менее гладко, а экономические законы встречают сильное противодействие со стороны отживающих сил общества.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития общества, которая включает в себя различные группы и виды законов.

Экономические законы классифицируются по следующим группам (в зависимости от их исторической устойчивости):

1- специфические экономические законы;

2 - особенные экономические законы (законы для ряда эпох);

3 - общие экономические законы. Специфические экономические законы - это законы

развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования. Например, законы распределения при рабстве, крепостничестве и др.

Особенные экономические законы - это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия. Например, закон стоимости (ценности).

Общие экономические законы - законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства, повышение его эффективности: например, закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон разделения общественного труда.

В экономике как науке используются самые различные формы и способы научного познания, в том числе наблюдения, обработка полученного материала посредством синтеза и анализа, индукции и дедукции, системного подхода, разработка гипотез и их проверка, проведение экспериментов, разработка моделей в логических и математических формах.

Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части и стороны и исследование каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.

Широко также используется индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимает исторический и логический методы. Они не противопоставляются друг другу, а рассматриваются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не являются обязательными для господствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе подобные явления могут игнорироваться. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может их игнорировать. Он должен их описать.

Используя исторический метод, экономическая теория, исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой метод позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем. Но он имеет недостаток, который сводится к тому, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономики (политической экономии) это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые явления, возникающие раньше других и являющиеся основой для их возникновения. Например, при анализе рынка таким экономическим явлением является обмен товаров.

В экономике рассматриваются три уровня экономических формулировок.

Первый уровень - это гипотеза. Гипотеза - это предположение, что идея может оказаться удачной плюс первоначальные исследования с целью определения степени ее ценности. Если она окажется действительно ценной, начинаются тщательные исследования и, если они не оправдают эту идею, то она остается гипотезой. В этом случае гипотеза будет усилием в попытке объяснить некоторый феномен. Но если эта гипотеза доказана и обещает действовать в течение некоторого времени, она классифицируется как теория. Теория затем опробируется эмпирическим путем в течение какого-то времени, и если будет доказано, что она абсолютно правильна, она становится законом. В этом смысле можно сказать, что существует много гипотез, несколько теорий, и почти нет законов, которые были бы абсолютными для всех времен и народов.

Рассматривая закономерности изменения экономических процессов, экономическая теория использует методы экономико-математического моделирования.

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Модель в экономике дает упрощенную картину реальности, абстрактное обобщение того, каково будет поведение в действительности соответствующих статистических данных.

Таким образом экономико-математическое моделирование, являясь одним из системных методов исследования, появившееся в XX веке, позволяет определить причины изменений объекта, закономерности процесса изменений, его последствия, возможности и издержки влияния на ход изменения.

Элемент субъективности в построениях данных моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии М. Аллэ писал в 1989 году, что в течение сорока лет экономическая литература развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

В зарубежной учебной экономической литературе зачастую термины "теория", "модель", "принципы" и "законы" используются как синонимы.

Большинство моделей, принципов экономической теории могут быть выражены графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику и уметь составлять и читать графики.

При изучении экономической жизни возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя не всегда возможно спрогнозировать их вероятные результаты. Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего критического изменения. Сознательное массовое экономическое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна, П. Ж. Прудона, Ф. Тейлора, Г. Форда и Э. Мейо, а на макроуровне, - с именами Д. М. Кейнса и М. Фридмана. Широкие эксперименты на макроуровне проводились и в бывшем СССР.

 

МИКРО И МАКРОЭКОНОМИКА

 

В экономике существуют два совершенно разных уровня анализа, на основе которых экономист может выводить законы, касающиеся экономического поведения - это макроэкономика и микроэкономика.

Макроэкономика - это часть экономики, наука о хозяйстве в целом, это раздел в экономике как науке, который исследует хозяйство в целом, это изучение совокупной экономической активности. Совокупная экономическая активность представляет собой общее количество экономических ценностей, произведенных в данной общественно-политической формации в данное время. Мера совокупности экономической активности есть валовой национальный продукт.

Валовой национальный продукт - это общая стоимость всех экономических ценностей и услуг, которые производит общество в определенный период времени.

Именно через валовой национальный продукт страна способна определить состояние своей экономики. Есть и другие экономические показатели, которые имеют значение, например занятость людей в экономике. Валовой национальный продукт (ВНП) обычно измеряется поквартально или ежегодно и сравнивается с аналогичными данными в предыдущий период времени. Другими словами, данные о валовом продукте за первый квартал года сравниваются с данными за первый квартал предыдущего года. Однако общая цифра валового национального продукта подается в годовом отчете. Экономисты могут видеть в хорошем или плохом состоянии находится экономика их страны по итоговым данным производства товаров и услуг в их экономике за год.

Существуют различные правила для определения состояния экономики по тому, что происходит с валовым национальным продуктом. В Соединенных Штатах, если валовой национальный продукт снижается на две четверти, скажем всего за шесть месяцев, считается, что страна в экономической рецессии. Если рецессия усиливается, т. е. валовой национальный продукт уменьшается еще в течение следующих нескольких месяцев, то в результате складывается положение, известное как депрессия.

Существуют и другие экономические показатели, характеризующие состояние экономики. Например, если из стоимости валового национального продукта вычесть обесценение завода и оборудования, которое происходит за период одного года, то получим чистый национальный продукт (ЧНП). Понятие обесценения предполагает количество износа и потерь, которые происходят на заводе вообще и с оборудованием, в частности. На Западе, подсчеты обесценения производятся с тем, чтобы предотвратить потери или полную утрату капитала, вложенного в фирму. Для этого используется амортизация - процесс перенесения стоимости средств производства по мере износа на производимый с их помощью продукт и использование этой стоимости для последующего воспроизводства средств производства.

Владелец средств производства в США может выбирать способ оценки степени их амортизации. Существует множество методов подсчета амортизации, но самым простым является метод прямолинейной амортизации.

Если производитель имеет здание, которое будет считаться амортизированным через десять лет, а стоимость его 100.000, он может исключить из налога 10.000 амортизационных за каждый налоговый год. Другой метод начисления амортизации - это система внисходящего баланса. При этой системе определенный процент взимается в первый год, затем ежегодно из оставшегося годового баланса, пока баланс стоимости этих средств производства не станет равен нулю. В расчете национального дохода, таким образом, амортизация должна быть изъята для того, чтобы получить правильную картину экономической активности народа за годовой период.

После того, как налог и другие виды расходов изъяты из чистого национального продукта, мы получим окончательный (чистый) доход. Эти три величины и требуются нам сейчас.

Валовой национальный продукт рассчитывается двумя способами - по доходам и платежам. Иначе говоря, сначала измеряется весь доход, который получают индивиды и компании. Затем измеряются расходы этих же групп людей. Эти расчеты производятся для уверенности, что в итоге получается правильная цифра.

Вторым большим разделом в экономике является микроэкономика. Микроэкономика - это наука о потребителях и производителях как самостоятельных рыночных субъектах, о ценах и о том, как они функционируют на рынке. Считается, что изучение микроэкономики началось с классической экономики, с книги, опубликованной в 1776 году шотландским автором Адамом Смитом.

Макроэкономика как наука возникла после появления работ Карла Маркса, хотя первые гениальные попытки макроэкономического анализа были сделаны еще Ф. Кенэ. Наиболее полно проблемы макроэкономики изложены в 1936 году Кейнсом в его книге "Общая теория занятости, процента и денег". Макроэкономика как отрасль экономической науки изучается сегодня очень интенсивно. Причиной этого интереса явилось то, что макроэкономика очень точно отражает все, что происходит в экономике в целом. Правительство, также как и частный сектор, очень заинтересовано в здоровой экономике. Микроэкономика же очень мало отражает то, что происходит во всей экономике, потому что изучая ее, мы рассматриваем только небольшие ее части.

Кроме этих двух уровней анализа экономических проблем в настоящее время можно выделить также суперэкономику или мировую экономику, которая исследует экономические проблемы во всемирном хозяйстве. Сюда относятся проблемы международной торговли, международной валютной системы, международного разделения труда и многие, многие другие.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

 

Экономика каждой страны функционирует как самостоятельная, большая система, в которой много разных видов деятельности, каждое звено - компонент системы - может существовать только потому, что получает что-либо от других, т. е. находится во ёзаимосвязи и взаимозависимости от других звеньев.

Свойства хозяйственной системы как целого не тождественны простой сумме свойств, входящих в нее структурных элементов, появляются новое качество, новые свойства. Система всегда находится в развитии и обладает определенными свойствами: целостностью, упорядоченностью, стабильностью, изменчивостью, устойчивостью, подвижностью, противоречивостью.

Противоречия системы обусловливают и противоречивые тенденции в ее развитии: с одной стороны - к целостности (единообразию), с другой - обособленности (разнообразию); с одной стороны - к централизации, с другой - децентрализации; с одной - к обобществлению, с другой - к обособлению; изменчивости и устойчивости и т. д. Это определяет волнообразный характер ее развития.

В экономической литературе взгляды на тенденцию развития хозяйственных (экономических) систем различны. Одни считают, что определяющей тенденцией развития систем является тенденция к единообразию, унификации всех ее структурных элементов. Так, Е. Преображенский писал, что различные системы хозяйствования могут существовать в рамках национального хозяйства на основе полного экономического равновесия между ними, но такое равновесие длительно существовать не может, потому что одна система должна пожирать другую. Такое теоретическое представление составляет базу экономической политики в периоды реформ, направленных на полное истребление каких-либо экономических явлений и процессов (например, уничтожение частной собственности в переходный период от капитализма к социализму) и создание новых.

Другие экономисты считают, что существование различных экономических систем взаимно обогащают эти системы, что ведет к экономическому росту и возникновению качественно новой хозяйственной системы. Так, современная теория конвергенции строится на тезисе о том, что разные экономические системы в процессе своего собственного развития и совершенствования в конечном счете сольются и создадут новую хозяйственную систему.

Такая противоречивость взглядов отражает противоречивость развития экономической системы, когда одна тенденция приходит на смену другой. Современное развитие многих стран подтверждает этот теоретический вывод: всеобщее огосударствление сменяется разгосударствлением; всеобщее планирование - отказом от него; централизация - децентрализацией и т. д. Чем сильнее колебания, тем сильнее трудности в развитии экономики страны.

Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, которые, возникая в тот или иной исторический период, не оставались неизменными, а постоянно развивались. Чтобы лучше понять то или иное явление в жизни общества, необходимо наблюдать его не у одного какого-либо народа и ни в одну какую-либо эпоху, а рассматривать его в процессе исторического развития, т. е. уяснить его как нечто изменчивое, формирующееся, проходящее определенные фазы, ступени развития.

Понимание исторического процесса развития общества у отдельных ученых-экономистов современности различно и объясняется это использованием различных критериев для характеристики данного процесса.

Например, известен формационный подход, лежащий в основе анализа явлений и процессов общественной жизни. В письме к В. Засулич К. Маркс выделял три большие формации:

1) первичная (архаичная), куда он относил первобытнообщинный и азиатский способы производства;

2) вторичная, основанная на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм);

3) коммунистическая. По Марксу, коммунизм есть не "идеальный способ производства", как многие из нас представляли себе, а историческая эпоха, включая целый ряд способов производства, основным содержанием которой является уничтожение частной собственности. Коммунистический идеал "Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех", по Марксу, воплотится в жизнь лишь после завершения эпохи коммунизма в новой эпохе "положительного гуманизма".

Согласно представлениям К. Маркса, Ф. Энгельса, а затем и В. И. Ленина коммунизм состоит из двух фаз, низшей фазой которого является социализм. В связи с происходящими в нашей стране и в странах Восточной Европы событиями встали вопросы: верно ли учение марксизма о социалистическом преобразовании общества и не утопия ли сама коммунистическая идея? На эти вопросы сегодня отвечают по-разному. Одни считают, что социализма в бывших социалистических странах по сути не было, скорее социализм был в Западных развитых странах, поэтому говорят, например, о модели шведского социализма. Другие утверждают, что социализм был, была и мировая социалистическая система, но социалистическая система хозяйствования была существенно деформирована. В настоящее время в мировой практике, журналистике и экономической литературе все чаще можно встретиться с термином посткоммунистические и постсоциалистические страны, что свидетельствует о признании существования социализма в этих странах до недавнего прошлого.

Формационный подход позволил выявить закономерные ступени в историческом развитии общества и выделить пять способов материального производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический - так называемая "пятичленка") на основе утверждения о том, что решающая роль в общественном производстве принадлежит непосредственному процессу производства, или способу производства. Способ производства - это не только определенный способ добывания и преобразования вещества природы, а и особый способ присвоения труда непосредственных производителей (как и его результатов), обусловленный формой собственности на средства производства и соответствующей ей общественной формой труда.

Сегодня классическое выделение пяти способов производства вызывает сомнение по ряду причин, в том числе и потому, что оно применимо лишь к Западной Европе и не имеет всеобщего значения. Сюда не вписывается азиатский способ производства, цивилизация Китая и Индии, с большой натяжкой можно вписать и Россию. Поэтому рассмотрение процессов мирового развития на уровне формации, способов материального производства при всей их теоретической и исторической значимости не может охватить всю сложную гамму происходящих в мире событий и поэтому очевидна определенная ограниченность такого подхода. Отсюда в экономической литературе предпринимаются попытки использования других критериев для анализа явлений и процессов общественной жизни.

Современная экономическая мысль на основе использования критерия "степень индустриального развития общества" выделяет: индустриальное, постиндустриальное, неоиндустриальное (информа­ционное) общества (Дж. Гэлбрэйт, Р. Арон и др.).

Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила классификация хозяйственных систем по двум признакам:

1) по форме собственности на средства производства и

2) по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность. На основе этих признаков различают:

- командную или тоталитарную экономику, где большинство предприятий находится в государственной собственности, они осуществляют свою деятельность на основе своих директив; все вопросы о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят бывший СССР, Албанию и др.;

- рыночную экономику или капитализм эпохи свободной конкуренции, которая характеризуется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск. Несмотря на то, что они руководствуются своими собственными интересами, их деятельность направляется как бы' 'невидимой рукой", по словам А. Смита (т. е. конкуренцией) в целях реализации интересов других людей и общества в целом. Сюда можно отнести, например, Гонконг;

- смешанную экономику, где и государство и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране, где государство вмешивается в рыночную экономику, но не настолько, чтобы свести на нет регулирующую роль рынка. Сюда относят развитые страны, в том числе США, Англию, Францию и др.

В российской экономической мысли имеет место другая классификация хозяйственных систем, в которой получило отражение современное видение мира как результата исторического развития различных типов цивилизации.

Слово цивилизация латинского происхождения, что в переводе на русский язык означает гражданский, общественный. Это понятие сравнительно молодое для науки, введено в научный оборот всего два столетия назад и использовалось французскими философами-просветителями для характеристики общества, в котором царствует разум и свобода. Сегодня в научной литературе термин цивилизация используется для оценки степени и уровня культуры (различают античную и современную, европейскую и азиатскую культуры и т. д.); для характеристики стадии развития человеческого общества, пришедшей на смену варварства (Л. Морган, Ф. Энгельс); как культурно-исторический цикл развития замкнутых групп, народов и государств (Н. В. Данилевский, А. Тойнби); как заключительная стадия развития культуры, фаза ее заката (О. Шпенглер); как совокупность основных компонентов общественной жизни, человеческого потенциала, способа производства материальных благ, окружающей среды - различают собирательство, земледельческую и промышленную цивилизации (А. М. Ковалев); как определенную стадию в циклическом развитии общества в целостности составляющих его элементов: наука, экономика, культура и т. д. (В. П Яковец). В России наиболее распространено представление о цивилизации как разумно организованной системе экономических и социально-правовых отношений в развитых странах.

В связи с этим несомненный интерес вызывает теория циклического развития общества, смены цивилизаций. Согласно этой теории можно выделить семь цивилизаций: неолитическая, продолжительность которой в мире составляла 30-35 веков, а в России 20-30 столетий; восточно-рабовладельческая (бронзовый век) - с продолжительностью в мире 20-23 столетия, в России 15-16 столетий; античная (железный век) - 12-13 веков в мире и 11-12 веков в России; раннефеодальная - соответственно 7 и 7 столетий; прединдустриальная - соответственно 4,5 и 2,5 столетия; индустриальная - соответственно 2,3 и 1,5 столетия; постиндустриальная - с продолжительностью 1,3 в мире и 1,4 в России.

Эта теория позволяет нам по-новому взглянуть на те процессы, которые происходят сегодня в мире в целом, и в России, в частности. Она позволяет сделать следующие выводы:

1)состояние мировой экономики и экономики России -это результат естественного хода развития человеческого общества; нельзя рассматривать это состояние как результат неудавшейся попытки построить социализм, а 75 лет, прожитых нашей страной, как шаг назад, хотя эти годы приходятся на спад индустриальной цивилизации, ибо ее расцвет, высшая точка на графике для России, совпадает с 1909 годом;

2) переход к рыночной экономике - это не выдумка антикоммунистов или политиков, стоящих у власти в России, это объективная необходимость, обусловленная сменой индустриальной цивилизации постиндустриальной; последняя по-существу представляет собой социально ориентируемое рыночное хозяйство;

3) поскольку рынок имел место во всех цивилизациях (правда роль его была различна), то сущность современного переходного периода сводится не к переходу к рынку (от рынка к рынку перейти нельзя), а к смене одной цивилизации другой. Утверждение же о современном переходе России к рынку свидетельствует о том, что мы находимся в плену примитивных стереотипов, штампов, согласно которым считалось, что социализм (в том числе и построенный в России), несовместим с рынком, план и рынок - антиподы и т. д.;

4) продолжительность переходного периода, если его понимать как этап кризиса и вытеснения уходящей и рождения новой цивилизации, по расчетам ленинградских экономистов В.И.Кузьмина и А.Ц. Жирмунского, составляет 1/4 общей длительности цикла, следовательно, Россия в новую цивилизацию войдет приблизительно в 2010 году;

5) в связи с тем, что Россия позднее вступала в ту или иную цивилизацию, но проходила их гораздо быстрее, можно считать, что народы России быстрее воспринимают прогресс, чем обычно принято думать. Неправильно представлять народы России как ленивых, никчемных и инертных людей. Эволюция цивилизаций показывает обратное. А великое смотрится на расстоянии!

Формирование новой концепции видения целостной картины современного, постоянно изменяющегося мира потребует героических усилий не одного десятка ученых, знания и умелого применения законов статики, закономерностей динамики, генетики к обществу, совершенствования методологии экономической науки.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какова разница между макроэкономикой и микроэкономикой?

2.Что получило развитие раньше - макроэкономика или микроэкономика ?

3. Какие Вы знаете критерии классификации хозяйственных систем в нашей   и зарубежной экономической литературе?

4. Что такое цивилизация и какие ее типы Вы знаете?

5. Что такое методология?

6. Проверьте, как Вы усвоили термины: анализ и синтез, индукция и дедукция?

7. Что Вы понимаете под экономическими законами?

8. В чем отличие экономических законов от законов природы?

9. Перечислите, какие методы используются при изучении экономики как науки.

10. Что такое ВНП и ЧНП?

11. Что Вы понимаете под экономической системой?

12. Какие Вы знаете критерии классификации экономических систем?










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 538.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...