Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗАРОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ




Лекции по экономической теории

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СВОБОДНОГО РЫНКА

МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИКИ.

МИКРО И МАКРОЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ЗАРОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV - III века до н. э.) обосновывали существовавшее в то время общественное разделение труда и отношение господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551-479 гг. до н. э.), обосновывается резкое отмежевание умственного труда от физического, причем первый объявляется монополией "высших" слоев, а второй уделом "простолюдинов", основную массу которых составляли рабы. Выдающийся мыслитель Древнего Китая Сюнь Цзы (III век до н. э.) призывал к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников. Он считал, что "накопленным богатством" должны пользоваться все люди, которые равны от рождения, и люди из народа должны пользоваться правом частной собственности на землю.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей (Ксенофонта - 430-354 гг. до н. э.; Платона - 427-347 гг. до н. э.; Аристотеля - 384-322 гг. до н. э.) образуют теоретически исходные пункты современной экономической науки. Например, идея о полезности как основы ценности хозяйственных благ, о правильном обмене хозяйственных благ как обмене эквивалентов и др. В связи с тем, что в условиях рабовладения физический труд считался неприличным для свободного гражданина, поэтому продукт они оценивали только полезностью, а не трудом.

Экономическая мысль Древнего Рима (Варрон - 116-27 гг. до н. э.; Катон старший - 234-149 гг. до н. э.; Колумелла - 1 век н. э.; Олиний - 24-79 гг. н. э.; Сенека - 4-65 гг. н. э.; Лукреций Кар - 99-55 гг. до н. э.) являлась своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Здесь мы также встречаем обоснование необходимости рабства, но в высказываниях римских мыслителей уже находят свое отражение упадок и разложение рабовладельческого строя. Так, Сенека утверждал, что по природе все люди равны. Он писал: "Они рабы. Но они люди". Сенека осуждал рабство, выступал против ростовщичества, хотя сам через вольноотпущенников занимался ростовщичеством и был очень богат. Идеи Сенеки оказали влияние на христианство.

Христианство принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: "Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест". Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов и многие другие экономические проблемы изложены в той или иной степени в христианском учении. Но это еще не было систематизированное учение об экономике, хотя термин "экономия" впервые введен в оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческие хозяйства. Термин "экономия" состоит из двух греческих слов: "ойкос" -дом, хозяйство, "номос" - учение, закон.

Как наука, т. е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI-XVII веках. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обращения. На эти процессы экономическая наука откликается появлением меркантилизма.

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства (и в этом их заслуга, они впервые об этом заговорили), но трактовали они этот вопрос неправильно, так как источник богатства они выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами, отсюда и название "меркантильный" - денежный.

Идейно близкой к меркантилизму является политика протекционизма, направленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничений проникновения в страну иностранных товаров и капиталов.

Наиболее известными представителями меркантилизма были Уильям Стаффорд(1554-1612 гг.), Томас Мен (1571-1641 гг.), Антуан Монкретьен де Ваттевиль (1575-1621), Дэдли Море (1641-1691 гг.), Дэвид Юм (1711-1776 гг.). Особую популярность среди меркантилистов имели Томас Мен и Антуан Монкретьен де Ваттевиль.

Томас Мен - купец, богатый английский экономист, став купцом и нажив солидное состояние, передал свой опыт в двух небольших сочинениях: "Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией" и "Богатство Англии во внешней торговле или баланс нашей внешней торговли как результат нашего богатства". В то время торговля и обращение денег играли настолько большую роль, что слова "торговля" и "экономика" считались почти однозначными. Томас Мен главным видом капитала считал торговый капитал, богатство олицетворял с денежной формой, а путем обогащения признавал торговлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство.

Антуан Монкретьен - поэт, мятежник, дуэлянт, прожил бурную, полную приключений жизнь подобно героям А. Дюма "Три мушкетера", был осужден как государственный преступник, по приговору суда его труп был сожжен, а пепел развеян по ветру. Но в историю он вошел как яркий представитель меркантилизма во Франции, который обессмертил свое имя тем, что ввел в научный оборот термин "политическая экономия". С выходом в свет его книги "Трактат по политической экономии" (1615 г.) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.

Первая часть данного термина произошла от слова "политейя", что означает государственное устройство. Следовательно, политэкономия дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства (не в отдельном рабовладельческом или городском хозяйстве, как у Аристотеля, а именно в государстве в целом). Появление данного термина в это время не случайно, обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговли. Последняя, по мнению Монкретьена, является источником прибыли, "главной целью различных ремесел" и лучшим способом приобретения могущественного государства. А. Монкретьен видел разницу между деньгами и богатством, благосостоянием. "Не обилие золота и серебра... делает государство богатым, - писал он, - но наличие предметов, необходимых для жизни и для одежды..." Он был противником роскоши, которая по его словам "для государства чума и роковое разорение".

Учение Вильяма Петти (1623-1686 гг.) является как бы переходным моментом от меркантилистов к классической науке - политическая экономия. Его работы - "Трактаты о налогах и сборах" (1662 г.), "Слово мудрым" (1665г.), "Политическая анатомия Ирландии" (1672 г.), "Политическая арифметика" (1676 г.), "Кое-что о деньгах" (1682 г.). Последняя работа оценена Ф. Энгельсом как шедевр политической экономии. Заслуга В. Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: "Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать".

Новое направление в развитии экономики как науки представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Главным представителем и основателем этого направления был Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.). Он родился в семье землевладельца, получил отличное медицинское и юридическое образование, был придворным врачом Людовика XV, пользовался покровительством мадам Помпадур. В 52 года после научных работ по медицине Ф. Кенэ написал главный свой труд по политической экономии "Экономические таблицы", где была сделана гениальная попытка анализа макроэкономического равновесия с позиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Ф.Кенэ опроверг учение меркантилистов в том, что обмен создает богатство: источником богатства объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Ограниченность его учения в том, что источником богатства считался труд только в земледелии. Вокруг Ф. Кенэ группировались ряд талантливых учеников и сторонников: В. Р. Мирабо - старший (1715-1789 гг.), Дюпон де Нему (1739-1817 гг.), А. Р. Тюрго (1727-1790 гг.).

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790 гг.) и Давида Рикардо (1772-1823 гг.). Адам Смит родился в апреле 1723 года в маленьком шотландском городке Керколди в семье главного контролера таможни его величества. Он получил хорошее образование, окончил два университета, приобрел фундаментальные знания по философии, политическим наукам, математике, астрологии, юриспруденции, социологии и экономике. Его первая книга - "Теория нравственных чувств". Он - автор "Истории цивилизации Англии".

А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономии. В возрасте 44 лет он решил исполнить грандиозный и даже чудовищный, по выражению некоторых биографов, план - дать миру теорию социально-экономического устройства. Через 10 лет полного отшельничества он выпускает книгу "Исследование о природе и причине богатства народов" (1777 г.). В этой книге систематизирована вся сумма накопленных к тому времени экономических знаний, тем самым А. Смит выполнил историческую задачу. Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл "невидимой рукой". А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости, показал значение разделения труда как условие повышения его производительности, впервые отметил, что в образовании стоимости лежит не только живой, но и овеществленный продукт - "перенесенная стоимость", создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое. Его исследование стало как бы библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо родился в семье богатого коммерсанта. С 1793 по 1812 годы занимался коммерческой деятельностью, нажил миллионное состояние, отошел от коммерческой деятельности, будучи крупным землевладельцем посвятил себя научной работе. Он продолжил разработку теории А. Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Главный его труд "Начала политической экономии и налогового обложения" (1809 и 1817 гг.). Он показал, что единственным источником стоимости является только труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты), что прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего; сформулировал законы обратно пропорциональной зависимости между заработной платой и прибылью, указал на тенденцию к понижению нормы прибыли, раскрыл механизм дифференциальной ренты. Его учение легло в основу английского утопического социализма.

На ошибки классической школы неоднократно указывали русские экономисты в конце XIX - начале XX веков. Так, В. Я. Железнов писал, что классическая школа облекла свои положения в абсолютную формулу, считала свои теоретические выводы пригодными для объяснения хозяйственных явлений всех времен, стран и народов, а принципы (эгоистические интересы и свободная конкуренция) - вечными постулатами создания нормального строя экономических отношений. Этим самым классическая школа исключала способность к историческому развитию. Крупным недостатком классической экономики было игнорирование роли государства в хозяйственной жизни. И это понятно: при ненависти к абсолютной монархии они невольно уменьшали значение государственного регулирования человеческих отношений.

Опираясь на высшие достижения классической школы экономики, Каря Маркс (1818-1883 гг.) - немецкий мыслитель-энциклопедист, создал теорию научного коммунизма. Отличаясь большой работоспособностью и увлеченностью, К. Маркс и его многочисленная семья жили в бедности, потому что он почти никогда не имел оплачиваемой работы. Финансовую поддержку он получал, в основном, от родителей жены - баронессы фон Вестфален и от своего друга и соратника Ф. Энгельса, потомственного фабриканта. С именем К. Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности на средства производства, опираясь на экономику государственного типа, регулируемую из центра. Главный труд К. Маркса - "Капитал" (1867 г.), сделавший его одним из величайших экономистов мира. Ф. Энгельс называл "Капитал" "библией рабочего класса". Несмотря на сложный язык и некоторые несоответствия отдельных положений теории с жизнью (на которые указывал еще и Ф.Энгельс), это произведение можно отнести к шедеврам немецкой науки. Главные открытия, которые сделал К. Маркс: раскрыл законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения - противоречия, создал учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре, учение о прибавочной стоимости, показал исторически приходящий характер капитализма как формации, раскрыл сущность абсолютной ренты, и др.

Догматическое изложение главных идей марксизма при попытке построить социалистическое общество в отдельных странах оказало плохую услугу этому великому для своего времени учению, которое не лишено отдельных недостатков, одним из которых является тот факт, что главное внимание в нем уделялось антагонизму классов, а практические рекомендации для процветания общества в настоящем оказались на заднем плане.

История лишь частично подтвердила справедливость положений и выводов марксистской экономической теории. Так, мысли К. Маркса об абсолютном обнищании пролетариата в условиях капитализма, о капиталистическом обществе как сугубо эксплуататорском оказались ошибочными.

Идеи, изложенные в работах К. Маркса, нашли отдельных последователей среди известных российских и западных экономистов. В то же время марксизм подвергался в прошлом и подвергается в настоящее время самой суровой критике. И главное обвинение, которое предъявляется марксизму, состоит в том, что его практическая реализация не дала обществу всего того, что оно хотело иметь, в чем оно нуждалось и что обещала дать эта теория.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 357.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...