Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ КАК НАУКИ
Экономикс является специфической наукой, которая исследует то, как человек поступает, когда он является производителем и потребителем, как он решает вопрос удовлетворения потребностей для своего существования и потребностей других людей. Потребности - это объективная нужда людей в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития организма, развития личности и требующая удовлетворения. Потребности человека многообразны. Можно выделить потребности: 1) физиологические (в еде, питье, сексуальные и т. д.); 2) в безопасности (защите от боли, гнева, страха и т. д.); 3) в социальных связях (любви, нежности, причастности к какой-либо группе и т. д.); 4) самоуважении (в достижении цели, признания, одобрения); 5) самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т. д.). Первые две группы потребностей низшего порядка, последние две высшего. До тех пор, пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка. Эту классификацию потребностей можно дополнить выделением потребностей: материальных и духовных, рациональных и иррациональных, абсолютных и действительных, осознанных и не осознанных, ложно понятых и др. Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму — форму интереса. Интересы выражают хозяйственную пользу, выгоду, реализуя которые субъект хозяйствования обеспечивает самостоятельность, саморазвитие. Без этого он не может быть достойным партнером в следующем цикле хозяйственных связей, не может сохранить и воспроизвести себя и сойдет с арены экономической жизни, обанкротится. Многообразие субъектов хозяйствования порождает многообразие экономических интересов. Классификация экономических интересов осуществляется на основе использования различных критериев. На основе выявления носителя интересов различают общественные, коллективные и личные интересы, национальные и интернациональные, региональные и ведомственны, групповые и семейные, классовые, различных социальных групп (работающих, не работающих, молодежи, пенсионеров и т. д.). Особые группы составляют интересы текущие и перспективные, рациональные и нерациональные, подлинные и ложно понятые, финансовые, трудовые, морально-нравственные и т. д. Все эти интересы существуют в единстве, но между ними имеются и противоречия. Так, личный интерес в получении наибольших благ может находиться в противоречии с коллективным интересом. Экономика изучает то, как человек использует ограниченные ресурсы. Под ресурсом подразумевается все, что может быть утилизировано (употреблено с пользой). Утилитарность есть полезность. Поэтому ресурс это все то, что затрачивается в процессе производства товаров и услуг и из чего человек может извлечь пользу. К ресурсам относятся: земля, труд, оборудование, технические знания и др. Вся экономическая деятельность направлена на потребление ресурсов. Если ресурсы не потребляются, тогда мы не имеем дела с экономической деятельностью. Таким образом, экономика-это наука о повседневной деловой жизни и хозяйственной деятельности людей, а ее предметом является исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике. В экономической литературе распространено понимание предмета экономики как изучение "редкости", ограниченности ресурсов. Так, Дж. Робинсон пишет, что экономика - это наука, которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения, а П. Самуэлсон рассматривает ее как науку о путях использования ограниченных ресурсов, имеющих альтернативные способы применения или достижения поставленных целей. Предметом исследования марксистской политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу общественной жизни являлись производственные отношения, ибо все экономические явления - это отношения между людьми, основу которых составляли отношения собственности. Это имело существенное значение, так как из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, классовые конфликты, необходимость диктатуры пролетариата и господство административно-командной системы хозяйствования. Надо сказать, что мысль о том, что предметом политической экономии являются общественные отношения, создаваемые трудом, и законы, которым он подчинен, была высказана в XVIII веке рядом экономистов, в том числе и Кокленом. Наибольшее распространение она получила среди русских экономистов начала XX века. Если же мы обратимся к мировой экономической литературе прошлого и настоящего, то мы увидим еще большее различие в толковании предмета экономики, как науки. Сегодня, как и в прошлом, предметом экономики как науки иногда считают национальное богатство, понимание которого в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем - в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство включают не только все, что произведено обществом за всю историю его развития, но и самого человека, его интеллект, информацию как источники последующего развития общества. Все определения экономики как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо берется различный аспект жизнедеятельности человека. Предмет данной науки чрезвычайно сложен и многообразен, потому что сложна и многообразна жизнедеятельность человека, в том числе и экономическая, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение. И все-таки, если принять во внимание, что большинство современных экономистов мира признают экономику универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, то наиболее общим (собирательным) и правильным можно считать следующее определение: Экономика - это общественная наука, которая изучает поведение людей и их групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование. При изучении предмета экономике с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять: сферу исследования -экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования - жизнедеятельность "экономического человека", группы людей и государства, их "экономическое поведение," связи с той экономической средой, в которой они находятся. При этом важно подчеркнуть, что основная задача экономики -дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 437. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |