Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

XX век и современный этап развития отечественной фармакогнозии




Великим фармакогностом XX столетия без сомнения является Адель Федоровна Гаммерман (1888-1978 гг.). По мнению профессора Дарьи Алексеевны Муравьевой (ученица А.Ф. Гаммерман), А.Ф. Гаммерман - целая эпоха в отечественной фармации. По окончании Петроградского химико-фармацевтического института (ныне Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия) она была оставлена на кафедре ассистентом, а с 1935 по 1966 год заведовала этой кафедрой. В 1941 году А.Ф. Гаммерман защитила докторскую диссертацию, посвященную обзору лекарственных растений восточной медицины. А.Ф. Гаммерман является автором учебника по фармакогнозии, выдержавшего 6 изданий (6-е издание вышло в свет в 1967 году), и многих других фундаментальных трудов.

А.Ф. Гаммерман является организатором и в течение многих лет руководителем отечественной фармакогностической школы. Она воспитала целую плеяду учеников, среди которых такие выдающиеся ученые, как профессор Д.А. Муравьева (кафедра фармакогнозии Пятигорской государственной фармацевтической академии), профессор Яковлев Геннадий Павлович, профессор Блинова Клавдия Федоровна (кафедра фармакогнозии Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии). Не случайно, что именно Д.А. Муравьева, являясь преемницей А.Ф. Гаммерман, стала автором учебника по фармакогнозии, выдержавшего 4 издания и используемого уже в течение нескольких десятилетий для подготовки провизоров в СССР, а затем в России и странах СНГ. Особенностью последнего, 4-го издания, является соединение в нем лучших традиций двух ведущих научно-педагогических школ страны — ленинградской (профессор Д.А. Муравьева и профессор Г.П. Яковлев) и московской (профессор Самылина Ирина Александровна — зав. кафедрой фармакогнозии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, главный редактор журнала «Фармация»).

Особую роль в развитии фармакогнозии сыграл и продолжает играть Ботанический институт (БИН) им. В.Л. Комарова РАН (Санкт-Петербург), основанный в 1713 году как Императорский Ботанический сад Петра Великого, в структуре которого всегда существовало подразделение по изучению лекарственных растений и при нем большой питомник, на основе которого проводились научные исследования(профессор Н.А. Монтеверде). В 1913 году директором Ботанического сада академиком АН СССР, профессором В.Л. Комаровым был создан первый атлас главнейших лекарственных растений России, который сыграл большую роль в промышленном сборе лекарственных растений для нужд армии в первую мировую войну.

В настоящее время ленинградскую научную школу представляют профессор Г.П. Яковлев (зав. кафедрой фармакогнозии Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии), член-корр. РАМН, профессор Р.В. Камелин, профессор И.Ф. Сацыперова, профессор К.Ф. Блинова, профессор Е.И. Саканян, доцент Л.С. Теслов и др.

Ленинградская школа наложила определенный отпечаток на развитие фармакогнозии в Пятигорской государственной фармацевтической академии и Пермской государственной фармацевтической академии. Ранее уже был отмечен вклад в развитие фармакогнозии профессора Д.А. Муравьевой, которая вместе со своими учениками (зав. кафедрой фармакогнозии, профессор В. А. Челомбитько и др.) вносит огромный вклад в изучение флоры Северного Кавказа.

Направления фармакогнозии:

1-оеИсследования, которые включают в себя:
1) Комплексные ресурсоведческие исследования;
2) Комплекс работ по интродукции и культивированию лекарственных растений.

2-оеИзучение лекарственных растений как источника БАВ, сюда входит:
1) Выделение действующих веществ, установка структуры, создание новых сильнодействующих препаратов;
2) Химическое изучение с целью внедрения в медицинскую практику;
3) Углубленное химическое исследование для разработки новых методов оценки сырья по БАВ;
4) Изучения сохранности БАВ в процессе сушки, заготовки, хранения лекарственного растительного сырья;
5) Химическая модификация БАВ. Основывается на введении в молекулы отдельных радикалов или их изъятие с целью получения более эффективных препаратов. (Например: из опийного алкалоида «тебаина» (ВИЛР) получают полусинтетический препарат «нолаксон» для лечения наркомании.)

3-еСтандартизация и сертификация лекарственного растительного сырья.
1) Цель — обеспечение высокого качества лекарственного сырья. Доля исследований по этому направлению возросла с 5 до 22% что связано с возрастающими требованиями к качеству препаратов.
2) По степени изученности и состоянию практического применения, лекарственные растения подразделяют на три группы: эффективные, перспективные и потенциальные.
— К эффективным относятся виды, используемые в качестве лекарственных растений в настоящее время.
— Перспективными считаются виды, возможность применения которых в медицине установлена, но сейчас не используются либо из-за незавершенности работ в области фармакологии , способов возделывания, либо из-за несовершенства технологии переработки, недостатка производственных площадей.
— Потенциальными лекарственными растениями считаются виды, проявившие тот или иной фармакологический эффект в опытах, но не прошедшие клинические испытания. Возможность практического использования этих видов должна быть выяснена путем дополнительных исследований.

Задачи фармакогнозии:














Лекарственные растения, как источник биологически активных веществ.

Для этого изучают химический состав растений, географическое расположение, биосинтез важнейших веществ, которые имеют огромное значение, какое влияние оказывают факторы окружающей среды, а также с помощью динамики накопления фармакологически активных веществ можно регламентировать сроки и способы сбора, хранение и сушку лекарственного сырья.

Изучение ресурсов лекарственных растений.

Изучают лекарственные растения в природных условиях, определяют места массового их произрастания, выявляют масштабы зарослей, эксплуатационные и потенциальные запасы различных растений. Согласно данных ресурсоведческих изысканий разрабатывают научно обоснованные ежегодные и перспективные планы заготовок лекарственного растительного сырья.

Нормирование и стандартизация лекарственного сырья.

Ученые и специалисты в области фармакогнозии — создают различные проекты нормативной документации (гос.стандарт, фармакопейные статьи, инструкции по хранению, заготовке и сушке и т.д.). В результате анализа лекарственных средств постоянно улучшаются методы определения подлинности и доброкачественности сырья;

Изыскание новых видов лекарственных средств растительного происхождения.

Производится для обновления и пополнения выбора лекарственных средств, создания более эффективных лекарственных препаратов.

.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 364.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...