Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
III.1. Организация выполнения решения
Данный этап предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджер должен стремиться избегать потенциальных конфликтов, делать людей заинтересованными и мотивированными на реализацию решения, таким образом расставить людей, чтобы максимально использовать их способности. Для этого, во-первых, необходимо составить план мероприятий, превращающих решение вреальность. Необходимо распределить права я ответственность среди участников. Важно помнить старое правило: «Ничего не происходит, если нет ответственного за действие». Следует также построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками. Во-вторых, менеджер должен проявить беспокойство о конфликте интересов и принятии данного решения его исполнителями. Этому во многом способствуют различные методы делегирования полномочий и участия в управлении.
III.2. Следующий этап – это анализ и контроль выполнения решения, т.е. встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения. Основой такого механизма должна стать система обнаружения ошибок н достижений в действиях по выполнению решения. Когда система такого отслеживания отклонений работает эффективно, тогда проблемы в выполнении решений могут быть предотвращены до того, как они проявятся.
III.3.Обратная связь и корректировка Полученная в ходе отслеживания информация необходима для проведения корректировки действий. Отслеживание и обратная связь занимают в работе менеджерамного времени. При этом информация из первоисточника всегда лучше, чем подготовленный кем-то отчет или данные из «вторых» рук. В первом случае замечается больше деталей и нюансов, делается более правильная оценка и достигается более верное восприятие потенциальных проблем и их решений. Также это позволяет показать подчиненным интерес менеджера к выполняемому решению.
Вывод: Принятие решения было рассмотрено выше как рациональный процесс, т.е. как серия стадий и этапов, через которые должен пройти менеджер от начала до конца, чтобы дойти до полного выполнения решения и устранения возникшей проблемы. Существует, при этом, ряд ограничений реального мира, препятствующих применению рациональной модели в процессе принятия решения, какими препятствиями являются следующие: 1. часто менеджеры не знают, что проблема вообще существует, так как они либо перегружены, либо проблема хорошо скрыта от них; 2. не представляется возможным по техническим или экономическим причинам собрать всю относящуюся к проблеме информацию; 3. ограничения во времени вынуждают менеджеров принимать не лучшие решения; 4. во многих случаях рассматриваются не все альтернативы, а при их оценке и выборе мало учитываются так называемые качественные или неосязаемые факторы; 5. выполнение решения не всеми менеджерами связывается с самим решением. Большую роль в принятии решения играет интуиция. Она включает в себя предчувствие, воображение, проницательность. Развитая интуиция – это умение держать все, что связано с проблемой, в голове в течение всего процесса. Всеобщий и одновременный охват проблемы и ее решения позволяет менеджеру с развитой интуицией быстро переходить от этапа к этапу. Очень часто опытные руководители, приняв правильное решение, затрудняются объяснить, как они это делали. Исследования, проведенные Г. Минцбергом, показали важность интуиции и творчества в принятии решений, в особенности стратегических.
Лекция 3. Типология и классификация управленческих решений
Процесс управления отличается динамичностью. Изменения внешней и внутренней среды порождают необходимость принятия разнообразных управленческих решений. К основным факторам, оказывающим влияние на организацию и функционирование системы, относятся технико-технологические, социально-экономические и региональные. В связи с этим выделяют две группы задач, требующих решения: функциональные и ситуационные. Функциональные обусловлены разделением труда в организации, полномочиями отдельных работников, и носят, как правило, стандартный характер. Ситуационные - появляются в результате нарушений взаимодействия подсистем и элементов в организации либо под влиянием вышеуказанных факторов. Быстрота реакции на внезапные изменения ситуации (условий функционирования) характеризует адаптивные свойства организации, предел ее управленческих возможностей. Если ситуация меняется быстрее, чем время ответной реакции предприятия, то оно переходит в ранг неуправляемого. Существует точка зрения, что структура предприятия должна (с учетом обеспечения) формироваться исходя, во-первых, из традиционно функциональной специализации управленческих работ, во-вторых, из необходимости иметь подразделения проблемно ориентированные. Данные ситуационные подразделения могут функционировать временно и при необходимости упраздняться. В специальной литературе авторы выделяют самые разные признаки решений. В частности, многообразие управленческих решений и особенности их разработки раскрывает классификация, приведенная на рис. 2.1.
Рис. 2.1.Вариант классификации управленческих решений
В данном рассмотрении приведем следующую классификацию управленческих решений. По источнику возникновения решения делят на инициативные, по предписанию, по предложению "снизу". В психологическом аспекте наибольшую трудность представляет ситуация разработки решения по предписанию, так как систематическое "навязывание" решений может нанести ущерб проявлению инициативы людей. По юридическому оформлению решения могут быть в виде плана, распоряжения, инструкции; по способу фиксации они делятся на устные и письменные. Классифицируя управленческие решения по приказу юридического оформления, стоит помнить о разнице между приказом и распоряжением. Приказ - наиболее категоричная форма решения, обязывающая подчиненных точно выполнить решение в установленные сроки. Основанием для приказа служат постановления или распоряжения правительства, решения вышестоящих органов управления, руководителей. Распоряжение - это разновидность приказа, направленная на решение частных вопросов, исходящая не только от руководителей, но и от других лиц в пределах их компетенции. По субъекту, принимающему решения, выделяются решения: индивидуальные, коллективные и коллегиальные. Первые принимаются лично руководителями, вторые - коллективами предприятий и организаций, третьи - коллегиальными органами (советами, правлением и т.д.). По степени уникальности решения делятся па рутинные и новаторские. Новаторское решение отличается спецификой в построении процесса принятия решений и в содержании отдельных его этапов. По методам разработки различают количественные решения, включающие методы математического программирования, статистические методы, а также эвристические решения, основанные на использовании логики, интуиции, опыта, знаний лица, принимающего решение (ЛПР). Использование методов математического программирования позволяет по заранее заданным параметрам находить оптимальное решение. По степени неопределенности, зависящей от количества информации, имеющейся в распоряжении ЛПР, решения подразделяют: · на детерминированные, принимаемые в условиях определенности, при наличии полной информации; · вероятностные, принимаемые в условиях вероятностной определенности (риска); · неопределенные, принимаемые в условиях неопределенности, т.е. при отсутствии необходимой информации по проблеме. Управленческие решения можно классифицировать и с позиции количества рассматриваемых целей как одноцелевые и многоцелевые. По степени регламентации, т.е. насколько жестко установлены сроки и условия действия подчиненных, различают решения регламентирующие, ориентирующие и рекомендующие. Регламентирующие решения полностью направляют деятельность подчиненных, исключая их самостоятельность. От подчиненных в этом случае требуется лишь безусловная исполнительность. Ориентирующие решения однозначно определяют лишь основные моменты деятельности, в решении же второстепенных вопросов допускается проявление самостоятельности подчиненных. Рекомендующие решения контурно обозначают возможности деятельности подчиненных, предоставляя широкий выбор конкретных путей и проявления инициативы. По функциональному назначению (содержанию) управленческие решения представляются широким спектром классов. Применительно к организации наиболее часто встречаются экономические, социальные, технические, производственно-технологические, политические, коммуникативные и организационные решения. Экономические решения связаны с повышением экономической эффективности деятельности организации. Они призваны дать ответы на вопросы: · что экономически целесообразно производить; · какое количество продукции найдет сбыт; · какой уровень производственных затрат оптимален; · по какой цене следует реализовывать готовую продукцию; · какие экономические выгоды даст производство инвестору и обществу в целом? Социальные решения направлены на улучшение условий труда, быта и отдыха сотрудников организации. Технические решения присущи производственным организациям; представляют собой продуктивный способ выполнения взаимосвязанных процессов, направленных на создание материальных объектов с помощью средств и предметов труда, проявляющееся в производимых устройствах, сооружениях, изделиях, конструктивных элементах, совокупности конструктивных элементов, находящихся в функционально-конструктивном единстве и т.д. Производственно-технологические решения также присущи производственным организациям и могут представлять собой эффективные способы получения веществ, создания материальных объектов, являющихся совокупностью взаимосвязанных элементов, ингредиентов, покрытий, изоляций, проводников энергии, лечебных, косметических, пищевых, кормовых и иных веществ, химических реагентов, вещества излучателей и вещества поглотителей излучений, поверхностно-активных, биологически активных веществ, ядохимикатов, стимуляторов роста и т.д. Политические решения - сознательный выбор наилучшего варианта политических действий организации в той или иной функциональной области (маркетинг, кадры, ассортимент, сбыт, цены и т.д.). При этом политическое решение представляет собой осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связанных с реализацией власти в организации. Коммуникативные решения предполагают мероприятия по установлению, поддержанию и совершенствованию связей организации с субъектами внешней среды, а так же организацию связей между элементами организационной структуры самого предприятия. Организационные решения направлены на повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности организации за счет структурных изменений, совершенствования системы организации труда работников, внедрения научной организации труда (НОТ). Организационные решения в рамках разрешения проблем организации призваны дать ответы на следующие вопросы: · где географически следует разместить производство; · какие производственные помещения потребуются для организации производства; · каковы потребности в персонале; · какие конкретные мероприятия необходимо реализовать для удовлетворения производственных потребностей предприятия? По периодам действия (реализации) управленческие решения делятся на долговременные (перспективные) и краткосрочные (оперативные). Перспективные решения в связи с долгосрочностью их реализации и сопутствующим этому периоду неопределенностью описываются в общих чертах и лишь задают направления для реализации конкретной цели. Оперативные решения предусматривают меры но реализации прогнозов развития событий (конкретные виды работ, сроки их исполнения и исполнителей). Для разработки и принятия адекватного управленческого решения в рассматриваемой проблеме эта работа должна строиться на научной классификации управленческих решений. В настоящее время используется типология управленческих решений, сформированная на разнообразных классификационных признаках. Наиболее широко распространена их классификация по следующим основаниям: 1) сфера деятельности; 2) сроки действия; 3) цели; 4) вид ЛПР; 5) уникальность управленческого решения; 6) полнота исходной информации; 7) степень обоснованности решения; 8) ранг управления; 9) масштабность решения; 10) объект воздействия решения; 11) метод формализации; 12) форма отражения; 13) способ передачи. В зависимости от сферы деятельности в предлагаемой классификации выделяют экономические, организационные, технические, коммуникативные и т.п. управленческие решения. Экономические решения призваны дать ответ на вопросы: · что производить; · какое количество продукции найдет сбыт; · какой уровень производственных затрат оптимален; · по какой цене следует реализовывать готовую продукцию; · какие экономические выгоды даст производство инвестору и обществу в целом? Организационные решения предполагают разрешение проблем организации производства продукции и дают ответы на следующие вопросы: · где географически следует разместить производство; · какие производственные помещения потребуются для организации производства; · каковы потребности в персонале? При этом организационные решения должны содержать конкретные мероприятия по удовлетворению производственных потребностей предприятия. Технические управленческие решения решают проблему выбора технологии производства продукции, технического оснащения производственных подразделений фирмы и их совершенствования. Коммуникативные решения предполагают мероприятия по установлению, поддержанию и совершенствованию связей организации с субъектами внешней среды, а также организацию связей между элементами организационной структуры самого предприятия. Исходя из сроков действия и влияния на перспективы развития управленческие решения подразделяют на оперативные, тактические и стратегические. Оперативные решения выполняют корректирующую роль непосредственно в ходе производственной деятельности предприятия, решая внезапно возникающие проблемы, не терпящие отлагательства. Тактические управленческие решения, как правило, ориентированы на кратко- и среднесрочную перспективу и проблемы производственно-технического характера. Стратегические управленческие решения призваны обеспечить выполнение организацией ее миссии и, за счет этого, ее выживание в условиях жесткой конкуренции. По целямразличают коммерческие и некоммерческие управленческие решения. Коммерческие решения предполагают осуществление действий, направленных на достижение определенного экономического эффекта: увеличение объемов оборота, увеличение валового дохода или прибыли и т.п. Управленческие решения некоммерческого характера непосредственно не преследуют экономические цели. Они, как правило, направлены на создание социального имиджа фирмы, социальное развитие муниципального или регионального сообщества, в рамках которого функционирует организация, решение проблем охраны окружающей среды, улучшение условий труда и отдыха работников, а также развитие некоммерческих направлений деятельности организации. В зависимости от вида ЛПР и организации выработкиуправленческие решения могут быть коллективными или индивидуальными (личными). Приоритетность тех или иных решений в конкретной организации определяется стилем руководства, степенью централизации организационной структуры и управления, располагаемым бюджетом времени для принятия и реализации управленческого решения. Степень уникальностиуправленческих решений позволяет говорить о рутинных (нетворческих) и уникальных (творческих) решениях. В деятельности любой организации встречаются как часто повторяющиеся, стандартные ситуации, так и новые нестандартные проблемы. Для преодоления повторяющихся проблем необходимо разрабатывать стандартные процедуры, комплекс которых составляет содержание рутинных (нетворческих) управленческих решений. Нестандартные проблемы требуют в каждом случае выявления составляющих элементов, имеющихся ограничений, выработки и анализа множества допустимых вариантов решения данной проблемы, что придает управленческому решению творческий характер. Полнота исходной информациипредполагает разделение управленческих решений на решения, принимаемые в условиях определенности, риска и неопределенности. Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель точно знает результат каждого из альтернативных вариантов решения. Примером могут служить инвестиции в депозитные сертификаты или государственные облигации. Решение считается принимаемым в условиях риска, если известна вероятность всех альтернативных решений. При этом сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. Решение принимается в условиях неопределенности тогда, когда невозможно определить вероятность потенциальных результатов. Главным образом, при принятии управленческого решения ЛПР основываются на интуиции, суждениях или рациональном выборе. В соответствии с критерием обоснованности управленческие решения могут быть интуитивными, сформированными на суждении, и рациональными. В свою очередь, управленческие решения, основанные на суждении, в зависимости от характера людей, принимающих решение, подразделяют на уравновешенные, импульсивные, инертные и рискованные. По рангу управления или уровню иерархииуправленческие решения подразделяются на решения высшего, среднего и нижнего уровней. В современных организациях наибольшее количество решений принимается на среднем уровне. Зачастую и решения высшего уровня подготавливаются и разрабатываются на среднем уровне управления. В зависимости от масштабности управленческие решения подразделяют на комплексные, предназначенные для решения многофакторных проблем, имеющих сложную внутреннюю структуру, и частные, которые применяются для решения частных вопросов деятельности организации. По направленностиуправленческих решений на объекты внешней или внутренней среды они подразделяются на внешние и внутренние решения. При этом следует исходить из того, что управленческое решение не может изменить факторы внешней среды. Внешнее управленческое решение призвано корректировать связи организации с окружающим миром в интересах осуществления миссии или достижения целей организации. По методу формализации и представленияуправленческие решения могут иметь вид текстового документа, графической или математической модели. Наиболее часто используются комбинированные способы формализации управленческих решений. Например, решение об объемах производства продукции может быть принято на основе графического метода определения порога рентабельности и порогового количества производимой продукции. Графические построения при этом, как правило, сопровождают пояснительной запиской. Каждое управленческое решение облекается в конкретную форму.Наиболее распространены следующие формы: план, программа, приказ, распоряжение, указание и просьба.Форма отражения имеет большое значение в сложных организационных системах, имеющих как вертикальные, так и горизонтальные управленческие связи. Разработанные управленческие решения для их реализации необходимо довести до соответствующих исполнителей и заинтересованных лиц. В связи с этим по способу передачиразличают вербальные, письменные и электронные управленческие решения.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 379. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |