Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методическая разработка лекционного занятия №6.




Тема: Лабораторные методы исследования воды.

Цели - учебные:

 Изучение темы «Лабораторные методы исследования воды» необходимо, чтобы после данной лекции студент имел представление об основных методах санитарно-гигиенических лабораторных исследованиях воды.

- воспитательные:

Способствовать развитию познавательных интересов студентов, стимулировать активность творчества студентов,  подвести к понятию важности лабораторного исследования воды

         

Время проведение лекции: 90 минут.

Лекция подготовлена в монологическом варианте, с использованием мультимедийного иллюстрирования.

 

План проведения лекционного занятия.

Название этапа Обоснование этапа Цель этапа Время
1. Введение . Отбор воды. Обосновать актуальность проведения исследования и важности отбора воды для лабораторных исследований Создать мотив для изучения темы   20    
2. Основные характеристики качества воды Изучить основные характеристики качества питьевой воды, физические и органолептические свойства Сформировать мотив для изучения темы и познавательной деятельности     20
3. Содержание взвешенных веществ и мутность воды Рассказать о составе воды: наличие взвешенных веществ, мутность Активизировать познавательную деятельность студентов.     10
4. Цветность, запахи и примеси воды . Температура воды Объяснить о цветности , запахе воды и имеющихся примесях. Рассказать о температуре питьевой воды Сформировать мотив для изучения.     10
5. Минеральный состав воды Рассказать о минеральном составе воды и их влияние на ей свойства Для дальнейшего эффективного изучения.  35
6. Заключение Подвести итоги, ответить на вопросы студентов, дать домашнее задание. Закрепить мотив для изучения      2-5

Задание на дом:

   Для следующего лекционного занятия «Гигиеническое и эпидемиологическое значения почвы, ее состава, свойства», необходимо выучить основные понятия и термины при проведении санитарно-гигиенических лабораторных исследованиях. Ознакомиться с рекомендуемыми сайтами.

 

Теоретическая часть

Отбор проб воды

Технология и условия отбора проб воды различного происхождения регламентируется следующими нормативными документами: ГОСТ Р 51592-2000 «Вода. Общие требования к отбору проб», ГОСТ Р 51593-2000 «Вода питьевая. Отбор проб», ГОСТ 17.1.5.05-85 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб поверхностных и морских вод, льда и атмосферных осадков». В этих документах подробно рассмотрены методы составления программ отбора проб, что позволяет учитывать случайные и систематические изменения качества воды и обосновывать частоту отбора проб, необходимого для обеспечения эффективного и обоснованного контроля. Целью отбора пробы является получение дискретной презентативной пробы, отражающей качество исследуемой воды.

Различают простые и смешанные (или) усредненные варианты проб.

В зависимости от предмета исследования необходимо соблюдать следующие условия:

- пробы из рек и ручьев отбираются из трех точек створа (по центру и по берегам) с глубины в пределах 20-30 см. При изучении влияния стоков отбор пробы осуществляется в месте полного смешения ниже по течению;

- с поверхности водохранилищ отбирается серия проб по створу с минимальной затратой на это времени;

- из скважин и колодцев пробы отбираются во время максимального использования и водопотребления;

- пробы снежного покрова отбираются в местах с наиболее толстым слоем;

- отбор проб сточных вод осуществляется с учетом временных колебаний качественного их состава;

- отбор проб для определения органических веществ, которые находятся в воде в виде эмульсии, осуществляется на общую глубину до 30 см; при этом для предотвращения окисления органических веществ необходимо исключить возможность образования воздушного пространства между пробкой и отобранной водной пробой.

Отбор проб для определения качества питьевой воды осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

- взятие проб проводится с установленной частотой, позволяющей обеспечить обнаружение любых временных изменений качества воды;

- точки отбора проб должны обеспечить их репрезентативность;

- объем проб должен быть достаточным для выполнения параллельных исследований для возможности расчета достоверности полученных результатов;

- свести к минимуму время доставки проб для выполнения запланированных исследований или выполнить регламентированную консервацию.

Химические процессы в воде протекают с достаточно постоянной интенсивностью, поэтому, чтобы получить достоверную информацию о содержании в ней загрязняющих компонентов при отсутствии возможности быстрой доставки проб в лабораторию, пробы воды консервируют. Способы консервации воды излагаются в методике определения необходимого компонента. Информация от этом и необходимое оснащение предоставляются специалистами лаборатории. Однако наиболее часто для целей консервации используют концентрированные кислоты, чтобы обеспечить необходимое для этого значение рН пробы воды, равное 2.

При направлении на исследования пробы воды в лабораторию в сопроводительном документе должна быть отражена информация об условиях отбора пробы, месте отбора, времени отбора, о примененном способе консервации (если применялся), а также информация о специалисте, проводившем отбор проб (при необходимости информация об условиях доставки проб).

В раздел "Обобщенные показатели" вошли интегральные показатели, уровень которых характеризует степень минерализации воды (сухой остаток и жесткость), содержание органических веществ в воде (окисляемость) и наиболее распространенные и повсеместно определяемые загрязнители воды (ПАВ, нефтепродукты и фенолы).

В соответствии с СанПиН 2. .4. 074-0 в качестве нормативов содержания химических веществ в воде используют величины ПДК или ориентировочно допустимый уровень (ОДУ) в мг/л:

• ПДК - максимально допустимая концентрация, при которой вещество не оказывает прямого или опосредованного влияния на здоровье человека (при воздействии на организм в течение всей жизни) и не ухудшает гигиенические условия водопотребления;

• ОДУ - ориентировочно допустимые уровни веществ в водопроводной воде, разработанные на основе расчетных и экспресс-экспериментальных методов прогноза токсичности.

Нормативы установлены в зависимости от признака вредности веществ: санитарно-токсикологического (с.-т.); органолептического (орг.) с расшифровкой характера изменения органолептических свойств воды (зап. - изменяет запах воды; окр. - придает воде окраску; пен. - образует пену; пл. - образует пленку; привк. - придает привкус; оп. - вызывает опалесценцию).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...