Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методическая разработка лекционного занятия №5.




Тема:  Системы водоснабжения и требования к качеству питьевой воды.

Цели - учебные:

 Изучение темы Системы водоснабжения и требования к качеству питьевой воды. необходимо, чтобы после данной лекции студент имел представление об источниках   воды, их  гигиеническом и эпидемиологическом значение  

- воспитательные:

Способствовать развитию познавательных интересов студентов, стимулировать активность творчества студентов,  подвести к понятию важности гигиенического и эпидемиологического значения  воды, как основного фактора жизни человека.

         

Время проведение лекции: 90 минут.

Лекция подготовлена в монологическом варианте, с использованием мультимедийного иллюстрирования и фильма «Источники водоснабжения». 

 

План проведения лекционного занятия.

Название этапа Обоснование этапа Цель этапа Время
1. Введение. Источники водоснабжения Обосновать актуальность изучения темы. Рассказать об источниках водоснабжения Создать мотив для изучения темы.   5
2. Требования к источнику водоснабжения Рассказать о нормативных документах и требованиях к источнику водоснабжения Сформировать мотив для изучения темы и познавательной деятельности     30
3. Гигиеническая оценка обеззараживания и консервации питьевой воды Рассказать о  методах консервации и обеззараживания питьевой воды, преимущества и недостатки, положительное и негативное влияние на организм человека Активизировать познавательную деятельность студентов.     50
4. Заключение Подвести итоги, ответить на вопросы студентов, дать домашнее задание. Закрепить мотив для изучения      2-5

Задание на дом:

 Для следующего лекционного занятия «Лабораторные методы исследования воды», необходимо выучить основные понятия и термины при проведении санитарно-гигиенических лабораторных исследованиях.

Ознакомиться с рекомендуемыми сайтами.

Теоретическая часть

Введение

Источники водоснабжения

К источникам хозяйственно-питьевого водоснабжения следует отнести подземные, поверхностные и атмосферные воды.

К подземным водам относятся грунтовые воды, располагающиеся на водоупорном ложе и не имеющие над собой водоупорной кровли; межпластовые воды, имеющие водоупорное ложе и кровлю. Если пространство между ложем и кровлей не полностью занято водой, то это безнапорные воды. Если же это пространство заполнено и вода находится под напором, то такие воды называются межпластовыми напорными, или артезианскими.

Поверхностные воды - это воды рек, озер, водохранилищ. Наиболее надежными в гигиеническом отношении считаются межпластовые воды. Благодаря защищенности водоносных пластов артезианские воды обычно обладают хорошими органолептическими свойствами и характеризуются почти полным отсутствием бактерий. Межпластовые воды богаты солями, жесткие, так как, фильтруясь через почву, обогащаются углекислотой, которая выщелачивает из почвы соли кальция и магния. В то же время солевой состав подземных вод не всегда оптимален. Подземные воды могут содержать избыточные количества солей, тяжелых металлов (бария, бора, бериллия, стронция, железа, марганца и др.), а также микроэлементов - фтора. Кроме того, эти воды могут быть радиоактивны.

Питание открытых водоемов происходит в основном за счет атмосферных осадков, поэтому химический состав и бактериологическая обсемененность их непостоянны и зависят от гидрометеорологических условий, характера почв, а также наличия источников загрязнения (выпуски хозяйственно-бытовых, городских, ливневых, промышленных сточных вод).

Атмосферные (или метеорные) воды - это воды, которые выпадают на поверхность земли в виде осадков (дождя, снега), ледниковые воды. Для атмосферных вод характерна малая степень минерализации, это воды мягкие; содержат растворенные газы (азот, кислород, углекислоту); прозрачны, бесцветны; физиологически неполноценны.

Качество атмосферной воды зависит от местности, где собирают эту воду; от метода сбора; тары, в которой она хранится. Перед использованием вода обязательно должна подвергаться очистке и обеззараживанию. Используется в качестве питьевой в маловодных районах (на Крайнем Севере и на юге). В течение длительного времени не может быть использована для питья, так как содержит мало солей и микроэлементов, в частности бедна фтором.

При выборе источника питьевого водоснабжения с гигиенических позиций предпочтение отдается в убывающем порядке следующим источникам:

1) напорные межпластовые (артезианские);

2) безнапорные межпластовые;

 3) грунтовые;

 4) поверхностные открытые водоемы - водохранилища, реки, озера, каналы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...