Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные концепции контроля




Лекция на тему

 «Контроль как функция управления. Контроллинг как инструмент управления»

Контроль является одной из ведущих функций управления. В любой организации он занимает второе место после целеполагания. Основная задача контроля – это оценка результатов работы организации.

Контроль - процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных.

Без контроля не могут в полной мере быть реализованы другие функции управления: планирование, организация, и мотивация.

Связь контроля с планированием проявляется в формулировании целей и конечных показателей, которые прописываются в планах предприятия. Периоды продолжительности контроля и планирования, как правило, должны совпадать, а сам контроль должен делиться на три вида: стратегический, тактический и оперативный.

Взаимосвязь контроля с функцией организации помогает в решении проблемы централизации, децентрализации, а также способствует установлению объекта и субъекта контроля. При этом объекты и субъекты контроля, т.е. персонал и различные подразделения компании должны быть четко прописаны в различных положениях и должностных инструкциях.

Результаты контроля являются неотъемлемым условием мотивации персонала. Поэтому эффективность мотивации сотрудников зависит от эффективности контроля.

Обоснование необходимости контроля в управленческой деятельности:

1. Исчезает неопределённость: даже самое тщательное планированиене может учесть всех возможных осложнений и обстоятельств. Мероприятия контроля выявляют их и дают возможность корректировать программу действий.

2. Появляется возможность предотвращения кризисов: мероприятия контроля позволяют выявить проблемы и решить  их, не дожидаясь кризиса.

3. Выявляются не только деструктивные, но и конструктивные явления: контроль позволяет выявить эффективные решения, определить перспективные направления деятельности. Позволяет сопоставить плановые показатели и фактические результаты продвижения предприятия к цели.

Основные функции контроляв системе управления:

-диагностическая – помогает изучить реальное положение дел в организации;

-информационная -сбор, передача, обработка информации о состоянии объекта;

-прогнозная, создающая основу предположений о будущем состоянии объекта и возможных отклонениях от заданных параметров;

-стимулирующая –  выявление основных тенденций его изменения, угроз и возможностей, скрытых резервов;

-коммуникативная – обеспечивающая установление и поддержание обратной связи.Для успешной реализации своей функции управляющая система должна получить результаты своего воздействия на объект управления. Эта информация позволяет выявлять соответствие их деятельности намеченной программе, а так же недостатки их функционирования;

-ориентирующая – помогает выявить, на какие направления в работе нужно обратить особое внимание;

-защитная -способствует сохранности ресурсов предприятия;

-корректирующая – позволяет изменить состояниеобъекта (его части) на основе полученных результатов таким образом, чтобы обеспечивались необходимые значения его характеристик или устойчивость функционирования при отклонении от них.

Элементы контроля

Контроль характеризуется следующими элементами:

1. субъект контроля — тот, кто осуществляет контроль;

2. объект контроля — то, что подлежит контролю (средства и предметы труда; персонал; производственные и управленческие процессы) ;

3. предмет контроля — набор вопросов и критериев, согласно которым организуется контроль;

4. цель контроля;

5. задачи контроля;

6. принципы контроля;

7. методы контроля;

8. технология контроля;

9. процесс контроля.

 

Задачи  контроля:

 

1. Оценка обоснованности и эффективности принятых управленческих решений.

2. Оценка результатов реализации этих решений.

3. Выявление отклонений в функционировании объекта:

-от принятых решений,

-от установленных правил и норм.

4. Разработка мер по преодолению выявленных отклонений.

5. Разработка мер по корректировке управленческих процессов с целью профилактики деструктивных отклонений.

6. Устранение препятствий для оптимального функционирования объекта.

 

Принципы контроля

1. Принцип соответствия: содержание, цели и задачи контроля должны соответствовать : 1)задачам проверяемого объекта; 2)задачам контролирующего органа.

2. Принцип системности: при проведении контроля должны рассматриваться полностью все аспекты деятельности объекта во взаимосвязи.

3. Принцип непрерывности: все объекты контроля должны подлежать постоянному наблюдению. Мероприятия контроля должны осуществляться последовательно и регулярно. Необходим также контроль действий, предпринимаемых объектом контроля по устранению ранее выявленных нарушений.

4. Принцип объективности: оценка деятельности объекта контроля и её результатов осуществляется только на основании соответствия проверенных фактов с требованиями законодательных и иных нормативных актов, регулирующих проверяемую деятельность.

5. Принцип независимости: недопустимость положения, при котором субъект контроля при осуществлении контрольных мероприятий руководствуется какими-либо соображениями, кроме компетентного и добросовестного выполнения задач контроля. Запрет на какое бы то ни было силовое, материально или моральное воздействие на субъект контроля.

6. Принцип гласности (вытекает из принципа соответствия): результаты контроля должны быть обязательно доведены: 1)до объекта контроля; 2)до субъекта принятия решений по результатам контроля.

7. Принцип эффективности: результаты контроля должны обеспечивать:

-полноту выявления отклонений (фактического состояния оттребуемого);

-своевременность выявления таких отклонений;

-установление причин отклонений;

-установление виновных лиц;

-помощь в разработке профилактических мер.

8. Принцип научности: контроль осуществляется путём применения научно обоснованных методов и приёмов.

9. Принцип плановости: Контроль должен осуществляться планово:

-планируются мероприятия контроля определённого субъекта (контролирующего органа) на период времени;

-планируется набор определённых контрольных действий в рамках мероприятия контроля;

-контрольным действиям должно предшествовать предварительное изучение объекта контроля для достижения понимания его деятельности.

10. Принцип законности: осуществление контроля в соответствии с законодательством; обеспечение охраны законных интересов как государства и общества в целом, так граждан и юридических лиц.

11. Принцип ответственности: нормативно предусмотренная ответственность субъекта контроля:

-за соблюдение в процессе контроля законов и правовых актов;

-за достоверность результатов контроля (так как на их основании принимаются решения, включая правовые).

Виды контроля

Предварительный контроль

Задача предварительного контроля – установить, верно ли сформулированы цели и определены предпосылки и стратегия. Учитывая, что эффективность контроля исполнения распорядительных документов во многом зависит от качества проверочных мероприятий, на стадии их подготовки заблаговременно анализируется соответствие документов нормативным и статистическим материалам, определяются основные вопросы и порядок изучения, формы и методы их разработки и реализации. Такой подход позволяет скоординировать действия и сосредоточить усилия на крупных злободневных проблемах, выработать необходимые меры и предложения.

Объектами предварительного контроля являются:

а) человеческие ресурсы, включая анализ квалификационного, возрастного, профессионального и творческого потенциала исполнителей; отбор специалистов определенных требований (документы, характеристики, например, стаж работы, возраст, образование и т.д.), а также с использованием тестов, собеседования; обучение отобранных;

б) материальные ресурсы, включая выбор поставщиков, потребителей; проверку закупленной продукции на ее соответствие требованиям по качеству; создание запасов, исключающих ажиотаж при закупке;

в) финансовые ресурсы, в первую очередь бюджет, представляющий собой сводку основных источников поступлений и основных направлений расходования средств, гарантирующий хорошую финансовую обеспеченность организации;

г) фактор времени.

Текущий контроль включает проверку руководителем результатов работы его непосредственных подчиненных. Главная задача такого контроля - своевременное выявление отклонений фактической траектории (состояния) от плановой (абсолютные и относительные значения) и обеспечение обратной связи.

 Текущий контроль предполагает три этапа:

1. Установление нормативов, по которым определяется исполнение распорядительного документа.

2. Сопоставление фактической деятельности с нормативами.

3. Корректирование отклонений от цели, предусмотренной в документе, или от норматива.

 Текущий контроль не проводится одновременно с выполнением самой работы. Скорее он базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на выполнение распорядительного документа. Для того, чтобы осуществлять текущий контроль, таким образом, аппарату управления необходима обратная связь, т.е. данные о полученных результатах.

При заключительном контроле обратная связь используется после выполнения работ, то есть передается информация о конечном результате. Информация, полученная в ходе заключительного контроля используется в будущих периодах - при повторении сходной ситуации и решаемых задач. При изменении ситуации, решении новых задач также необходимо учитывать уже накопленный опыт. Указанная информация должна быть учтена в организации мотивации исполнителей.

На заключительном этапе контроля оценивается его эффективность.

Основные концепции контроля

Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Таким образом, говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую систему управления (Controlling): планирование, контроль, отчетность, менеджмент

Процесс контроля и выбор варианта форм контроля

Процесс контроля в общем случае должен пройти следующие стадии:
1. Определение концепции контроля (всеобъемлющая система контроля "Controlling" или частные проверки).

2. Определение цели контроля (решение о целесообразности, правильности, регулярности, эффективности процесса управления).

3. Планирование проверки:

а) объекты контроля (потенциалы, методы, результаты, показатели и т.д.);

б) проверяемые нормы (этические, правовые, производственные);

в) субъекты контроля (внутренние или внешние органы контроля);

г) методы контроля;

д) объем и средства контроля (полный, сплошной, выборочный, ручные, автоматические, компьютеризированные);

е) сроки и продолжительность проверок;

ж) последовательность, методики и допуски проверок.

4. Определение значений действительных и предписанных.

5. Установление идентичности расхождений (обнаружение, количественная оценка).

6. Выработка решения, определение его веса.

7. Документирование решения.

8. Метапроверка (проверка проверки).

9. Сообщение решения (устное, письменный отчет).

10. Оценка решения (анализ отклонений, локализация причин, установление ответственности, исследование возможностей исправления, меры по устранению недостатков).

Для принятия решения о контроле и организации процессов контроля могут иметь значение ряд критериев: его эффективность, эффект влияния на людей, задачи контроля и его границы.


Контроллинг

 

В настоящее время система контроля всё чаще дополняется системой контроллинга, обеспечивающее более эффективное управление фирмой в целях долговременного существования её на рынке.

Контроллинг - концепция эффективного управления организацией в целях обеспечения её стабильного существования на рынке (направлена на достижение стратегических целей организации).

Причины появления на современных предприятиях контроллинга:

-повышение нестабильности внешней среды;

-смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;

-необходимость реакции на изменения внешней среды;

-повышение гибкости предприятия;

-необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия.

Объектами контроллинга являются:

- факторы производства;

-показатели эффективности их использования и организации;

-потенциал предприятия (численность, основные средства, объемы производства и сбыта и др.);

-показатели финансового состояния в сравнении с прогнозируемыми.

Предметом контроллинга являются микроэкономические процессы и явления на предприятии, которые характеризуются определенными показателями - индикаторами в их динамике и макроэкономические процессы в стране, которые оказывают непосредственное влияние на экономику предприятия.

Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей. Сюда относятся: учет, поддержка процесса планирования, контроль за реализацией планов, оценка протекающих процессов, выявление отклонений, их причин и выработка рекомендаций для руководства по устранению причин, вызвавших эти отклонения. Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:

1) сервисная (предоставление необходимой информации для управления);

2) функция принятия решений (управляющая функция);

3) внутренний контроль на предприятии.

Сервисная функция – это информационное обслуживание контроллинга, которое обеспечивается при помощи систем планирования, нормирования, учета и контроля.

Все эти системы ориентированы на достижение цели, конечного результата деятельности предприятия. Информация должна содержать заданные показатели (плановые, нормативные) и фактические, в том числе сведения об отклонениях, выявленных в ходе учета.

Управляющая функцияконтроллинга реализуется с использованием данных анализа отклонений, величины покрытия и общих результатов деятельности предприятия. Эта информация необходима для принятия тактических (оперативных) и стратегических решений.

Функция внутреннего контроля сводится к контролю экономической работы как организации в целом, так и ее структурных подразделений. В отличие от ревизии контроллингориентирован на текущие и будущие результаты деятельности и не связан с документальной проверкой на местах совершения хозяйственных операций.

Основная цельконтроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение целей, стоящих перед предприятием.

Контроллинг обеспечивает методическую инструментальную базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений. Узловыми компонентами концепции контроллинга являются:

1) ориентация на эффективную работу организации в относительно долговременной перспективе – философия доходности, которая означает:

-преимущественную ориентацию мышления и действий сотрудников организации на рентабельность;

-отчетливое понимание контроля издержек и мероприятий по их снижению как непрерывного процесса;

-гармоничное сочетание ориентации на клиентов и на доход;

-связь системы стимулирования работников с их конкретным вкладом в достижение целей предприятия и личностных целей (личные доходы, карьера);

-рост суммы активов предприятия как одно из возможных средств достижения стратегической цели;

-непрерывную оценку клиентов по критерию доходности, т.е. знание того, сколько предприятие заработало на конкретном клиенте;

2) формирование организационной структуры, ориентированной на достижение стратегических и тактических целей;

3) создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления;

4) разделение задач контроллинга на циклы, что обеспечивает интерактивность (способность к взаимодействию) планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений.

Выделяют три основные задачиконтроллинга: планирование, контроль, регулирование посредством планирования (определения курса на следующий финансовый год). Оперативность позволяет осуществлять более точный контроль в течение года и проводить анализ причин отклонений. Регулирование направлено на поддержание принятого решения.В обобщенном варианте основные задачи контроллинга можно представить следующим образом.

Учет:

-сбор и обработка информации;

-разработка и ведение системы внутреннего учета;

-унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.

Планирование:

-информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок);

-формирование и совершенствование всей «архитектуры» системы планирования;

-установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования;

-координация процесса обмена информацией;

-координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию;

-проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость;

-составление сводного плана предприятия.

Контроль и регулирование:

-определение величин, контролируемых во временном и содержательном разрезах;

-сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели;

-определение допустимых границ отклонений величин;

-анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений.

Информационно-аналитическое обеспечение:

-разработка архитектуры информационной системы;

-стандартизация информационных носителей и каналов;

-предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление организацией;

-сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решений данных;

-разработка инструментария для планирования, контроля и принятия решений;

-обеспечение экономичности функционирования информационной системы.

Специальные задачи:

-сбор и анализ данных о внешней среде: рынки денег и капиталов, конъюнктура отрасли, правительственные экономические программы;

-сравнение с конкурентами;

-обоснование целесообразности слияния с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов;

-проведение калькуляции для особых заказов;

-расчеты эффективности инвестиционных проектов.

 

Разделы контроллинга

1. Установление целей - определение качественных и количественных целей предприятия и выбор критериев, по которым можно оценить степень достижения поставленных целей.

2. Планирование - превращение целей предприятия в прогнозы и планы. Первый шаг планирования - анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и опасностей (так называемый swot-анализ). На основе этого анализа разрабатывают сначала стратегию предприятия, а затем - план. План позволяет предприятию оценить, насколько реально достижение поставленных целей, что помогает, а что мешает их достичь. План - это количественное выражение целей предприятия и разработка путей их достижения. Планы разрабатывают как по всему предприятию в целом, так и по каждому подразделению. Контроллинг участвует в разработке методики планирования, координирует деятельность разных подразделений и служб предприятия в процессе планирования, а также оценивает планы, определяя насколько они соответствуют целям предприятия, насколько они стимулируют к действию, насколько реально их выполнение.

3.Управленческий учет — основной элемент контроллинга, отражение всей финансово-хозяйственной деятельности в ходе выполнения плана. Управленческий учет принципиально отличается от бухгалтерского, так как ориентирован на информационные потребности руководителей, а не на внешних пользователей.

4.Организация информационных потоков — сбор информации, обеспечение информационной поддержки управления.

Контроллинг является поставщиком информации, необходимой для функционирования системы управления на предприятии. Информация - это совокупность сведений, уменьшающих степень неопределенности. Поэтому информация, которую поставляет система контроллинга, должна отвечать следующим требованиям:

- достоверность;

- полнота;

- релевантность (существенность);

- полезность (эффект от использования информации должен превышать затраты на ее получение);

- понятность;

- своевременность;

- регулярность.

Таким требованиям должна отвечать любая информация, в том числе информация традиционного бухгалтерского (финансового) учета. Однако значимость различных требований может быть различной: если для бухгалтерского (финансового) учета главное - это достоверность информации, то в системе контроллинга - релевантность информации (насколько она существенна для принимаемого управленческого решения). Информационная поддержка контроллинга

В условиях рыночной экономики, быстро изменяющегося состояния на рынке и жесткой конкуренции от руководства предприятия требуется постоянный контроль за деятельностью своей организации и всех процессов, которые в ней протекают (производство, управление, учет и т.д.). И чем лучше будет его осведомленность, тем более эффективным будет процесс управления, поскольку руководство будет иметь возможность принимать оперативные и стратегические управленческие решения. Поэтому возникает необходимость в создании информационной базы. Целью создания системы является обеспечение методической и информационной поддержки подготовки принятия решений по ключевым финансово-экономическим вопросам высшим руководством и менеджерами среднего звена предприятия на основе фактографического и статического анализа, прогноза финансовых и экономических показателей.

Под системой информационных потоков понимают совокупность информации, которая позволяет предприятию вести финансово-хозяйственную деятельность.

Информация – главный ресурс роста производительности предприятия.

Информация позволяет:

-устанавливать стратегические цели и задачи предприятия и использовать открывающиеся возможности;

-принимать обоснованные и своевременные управляющие решения;

-координировать действия подразделений, направляя их усилия на достижение общих поставленных целей.

Для того, чтобы улучшить процессы управления предприятием и производство, менеджеру необходимо собирать, анализировать всю информацию, которая поступает как из внутренней, так и из внешней среды.

Источники информации. Четыре потока информации: два внутренних потока и два внешних.

Внешняя деловая среда (макросреда) – совокупность экономических и политических субъектов, действующих за пределами предприятия, и отношения, складывающиеся между ними и предприятием.

Внешние потоки информации:

-Экономические потоки информации;

-Политические потоки информации;

-Конкурентные потоки информации;

-Международные потоки информации;

-Технологические потоки информации;

-Рыночные потоки информации;

-Социальные потоки информации.

Внутренняя деловая среда – это отношения в коллективе, определяющие насыщенность информационных и интенсивность коммуникационных потоков, а также знания,закладываемые и порождаемые в производстве.

Внутренние источники информации:

-Система внутрифирменного документооборота;

-Документы из электронных хранилищ;

-Документы на бумажных носителях;

-Транзакционные системы.

5. Мониторинг - отслеживание протекающих на предприятии процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах работы предприятия за наиболее короткие промежутки времени (день, неделя, месяц); сравнение целевых результатов с фактически достигнутыми. На основании такого сравнения делают выводы о сильных и слабых сторонах предприятия, динамике их изменения, а также о благоприятных и неблагоприятных тенденциях развития внешних условий. Изменение условий внешней и внутренней сред предприятия влечет за собой пересмотр целевых параметров: необходимо проверить насколько оптимальны поставленные цели в новых условиях, сможет ли предприятие ввиду произошедших изменений добиться поставленных целей. При необходимости корректируется план по достижению целей, и уже этот новый план воплощается в жизнь.

6.Контроль — фиксирование и оценка свершившихся фактов.

Предварительный контроль:

- контроль целей (правильно ли поставлены цели, корректно ли построено дерево целей предприятия, не противоречат ли разные цели друг другу, насколько адекватно количественные критерии отражают качественные цели предприятия);

- контроль прогнозов (насколько они реалистичны, обоснованы, информированы, как они помогают предприятию решить стоящие задачи);

- контроль разрыва между целевыми и прогнозируемыми значениями (насколько прогноз развития событий не соответствует целям);

- контроль ограничений (какие внешние или внутренние условия мешают предприятию достичь поставленных целей, какие тенденции существуют в развитии этих условий);

- контроль планов (насколько различные планы предприятия оптимальны с точки зрения достижения его целей, не противоречат ли различные планы друг другу и т.д.);

- бюджетный контроль (контроль над затратами подразделений предприятия путем разработки бюджетов).

Текущий контроль:

- контроль и мониторинг внешней Среды предприятия с целью выявления “слабых сигналов”;

- мониторинг внутренней Среды с целью раннего обнаружения проблем.

Заключительный контроль:

- контроль выполнения планов (расчет отклонений фактических значений от плановых, анализ причин этих отклонений).

Таким образом, в системе контроллинга простое фиксирование прошлых фактов превращаются вперспективного, опережающего контроля, а также, оперативного отслеживания текущих событий; функций контроля оказывается не прошлое, а настоящее и будущее.

7.Анализ в контроллинге служит для исследования планов, результатов и отклонений на основе данных предыдущих разделов.

Анализировать можно и прошлое, и настоящее, и будущее. Анализ прошлого направлен на оценку результатов прошлой деятельности предприятия (добилось ли предприятие поставленной цели? что ему помогло, что помешало?Каковы сильные и слабые стороны предприятия?). Анализ настоящего помогает определить. Что происходит на предприятии в настоящее время, и в каком направлении оно развивается. Анализ будущего оценивает: сможет ли предприятие добиться поставленных целей, какие возможности перед ним откроются, с какими рисками придется столкнуться.

8. Рекомендации для принятия управленческих решений вырабатываются на основе анализа. На основе настоящей ситуации и перспективных возможностей и рисков контроллинг определяет, какие альтернативы действий есть у предприятия в настоящее время, и оценивает эти альтернативы с точки зрения достижения целей предприятия. Эти рекомендации помогают руководителю принять оптимальное решение.

Контроллинг является сложной конструкцией, объединяющей в себе столь различные элементы, как установление целей, планирование, учет, контроль, анализ, управление информационными потоками и выработку рекомендаций для принятия управленческих решений. Вследствие своей интегрированности контроллинг обеспечивает синтетический, целостный взгляд на деятельность предприятия в прошлом, настоящем и будущем, комплексный подход к выявлению и решению встающих перед предприятием проблем.

Таким образом, можно в обобщенном виде представить роль контроллинга в управлении предприятием.

 

 

ВИДЫ КОНТРОЛЛИНГА.Стратегический и оперативный контроллинг.

В зависимости от целей и задач можно выделить стратегический, тактический и оперативный контроллинг.Они имеют похожую структуру задач и функций. Различия между ними лежат в области конкретных методов их осуществления.

Стратегический контроллинг не ограничен временным промежутком, то есть он имеет долгосрочную перспективу. Оперативный контроллинг распространяется на короткие и средние промежутки времени от 1 до 3 лет.Содержанием стратегическогоконтроллинга является стратегическое планирование, стратегический контроль и стратегическое информационное обеспечение с ориентацией на развитие и прогноз.

Тактический контроль. Направлен на анализ тактических планов организации. Он осуществляется как в целом по предприятию, так и по ключевым подсистемам. Периодичность совпадает с длиной периода, на который составлены планы тактического развития. Главная задача контроллинга: выявление отклонений от стандартов и проведение необходимых мер.

Оперативный контроллинг включает оперативное планирование, оперативный контроль и оперативную информацию с ориентацией на контроль результата.

Оперативный контроль осуществляется по периодам характерным для проведения отдельных проектов или работ. Он включает контроль выполнения работ и методов, используемых для производства продукции и услуг, и выполнение всех видов процессов организации.

Оперативный контроль в свою очередь подразделяется на следующие виды:

Предварительный (упреждающий), осуществляется до фактического начала работы. Основным средством осуществления является реализация правил и процедур. Используется в трех основных областях: По отношению:

к человеческим ресурсам (Анализ профессиональных знаний, и навыков, отбор наиболее квалифицированных кадров.); материальным ресурсам (Выработка стандартов минимально допустимых уровней качества); финансовым ресурсам (обеспечение уверенности в средствах и установление предельного уровня затрат.)

Текущий (производственный). Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Руководитель воздействует на систему, внося вовремя изменения.

 

Стратегическийконтроллинг – интегрированная система измерения и интерпретации показателей деятельности, которые можно использовать для корректировки стратегии и управления ней.

Главная роль стратегического контроллинга – предоставление руководству информации про возможные приоритеты, направления развития стратегии предприятия, что должно обеспечить поддержку принятия стратегических управленческих решений.

Задача стратегического контроллинга – осуществление мониторинга и отслеживание процесса достижения стратегических целей предприятия.

Оперативныйконтроллинг – интегрированная система активного управления прибылью путем определения и уничтожения "узких мест" результатов деятельности предприятия.

Главная цель оперативного контроллинга – обеспечение методической, информационной инструментальной поддержкой руководителей предприятия для достижения запланированного уровня прибыли, рентабельности, ликвидности в краткосрочном периоде.

Главная задача оперативногоконтроллинга – помогать менеджерам в достижении запланированных целей, которые находят выражение чаще всего в виде количественных значениях уровня рентабельности, ликвидности и/или прибыли.

Отличия между операционным и стратегическим контроллингом:

-стратегическийконтроллинг ориентирован на тенденции будущего, а операционный контроллинг наоборот смотрит на настоящее;

-стратегический контроллинг ориентирован на потенциал, а оперативный контроллинг – на конкретный результат;

-объекты планирования контроля в оперативномконтроллинге совпадают, а в стратегическом – нет;

-в оперативной сфере доминирует внешний контроль, а в стратегическомконтроллинге – самоконтроль.

Признаки Стратегическийконтроллинг Оперативныйконтроллинг
Ориентация внутренняя и внешняя среда предприятия экономическая эффективность и рентабельность деятельности предприятия
Уровень управления стратегический тактический и оперативный
Цели Обеспечение выживаемости. Проведение антикризисной политики. Поддержание потенциала успеха. обеспечение прибыльности и ликвидности предприятия

Главные задачи

- участие в установлении количественных и качественных целей предприятия; - руководство при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование);
- ответственность за стратегическое планирование; - определение узких и поиск слабых мест для тактического управления;
- разработка альтернативных стратегий; - определение критических внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов; - определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями;
- определение узких и поиск слабых мест; - определение основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями; - сравнение плановых (нормативных) и фактических показателей подконтрольных результатов и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений;
- сравнение плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновников и последствий данных отклонений; - анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов; - мотивация и создание систем информации для принятия текущих управленческих решений.
- анализ экономической эффективности (особенно инноваций и инвестиций).  

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 955.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...