Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конкретные рекомендации по экспорту и импорту с учетом ожидаемых изменений на рынке




Производство

Приводятся результаты анализа динамики производства в целом и в распределении по основным странам-производителям, показываются главные причины изменения объема выпуска (ввод новых производственных мощностей, повышение уровня автоматизации производства, активизация или снижение спроса и т. Д.). Специально рассматривается воздействие на отрасль и на рынок научно-технического прогресса. Приводятся данные о появлении в производстве новых товаров и совершенствовании существующих. Дается анализ динамики загрузки производственных мощностей, наличия их резерва; показывается движение портфеля заказов, поступление новых (от внутренних и иностранных покупателей). Раскрывается процесс роста концентрации производства. Рассматривается динамика издержек производства. Анализируются численность занятых в отрасли и безработных, воздействие забастовок на объем выпуска продукции и конъюнктуру. Рассматриваются планы ведущих компаний и государства в отношении производства (увеличение производственных мощностей, совершенствование технологии и т. п.), слияния или продажи компаний отрасли.

Спрос и потребление товара

Проводится анализ динамики и причин изменения мирового потребления и спроса в целом, в распределении по основным странам-потребителям и главным отраслям (категориям покупателей), как традиционным, так и новым. Отражаются фирменная структура потребления, изменения в конкурентоспособности товара по качеству, техническим показателям и другим характеристикам. Особое внимание уделяется появлению новых товаров, интенсивности их внедрения на рынке. Анализируется воздействие научно-технического прогресса на уровень и динамику потребления товара, выясняются изменения в формах и методах сбыта. Особо рассматриваются планы и программы компаний и правительственных организаций относительно изменения потребления данного товара, требований к характеристикам товара, связанных с научно-техническим прогрессом в потребляющих отраслях. Изучается движение запасов готовой продукции у производителей и в товаропроводящей сети.

Международная торговля

В этом разделе проводится краткий анализ развития мировой торговли товаром, дается характеристика мирового экспорта в целом и по основным странам-поставщикам. Показываются изменения их положения как экспортеров, устанавливаются причины сдвигов. Дается значение новых форм и методов торговли, экспорта капитала, международного обмена лицензиями, «ноу-хау». Проводится анализ политики ведущих компаний, государств в области экспорта: изучается таможенная, валютная, кредитная политика соответствующих стран. Исследуется воздействие различных международных соглашений компаний на экспорт данного товара, на характер конкуренции. Отдельно рассматривается мировой импорт данного товара в целом и в распределении по основным странам-импортерам, а также изменение удельного веса ведущих стран-импортеров. Анализируется влияние главных факторов на динамику ввоза в основные страны. Освещаются программы ТНК и государств по развитию импорта.

Динамика мировых цен

Рассматривается динамика оптовых и экспортных цен (на основе их индексов) ведущих стран—производителей, потребителей и экспортеров данного вида товара. Изучаются основные причины изменения цен, связанные с появлением новой технологии производства, ростом (снижением) цен на сырье и полуфабрикаты, повышением производительности труда, условиями потребления товара, воздействием инфляции, изменением курсов валют, форм и методов торговли и т.п. Особенно отмечается соотношение спроса и предложения товара. Освещается политика компаний в области цен, политика государства по их регулированию.

Для современной мировой экономики характерны изменения курсов национальных валют, которые складываются под воздействием спроса и предложения на валютных рынках. Понижение курса валюты страны дает возможность ее экспортерам получать дополнительную, так называемую валютную прибыль. Снижение курса валюты ведет к росту импортных цен в стране, стимулирует инфляцию и впоследствии повышает издержки производства. Ревальвация (удорожание) валюты вызывает обратные явления. Экспортные цены страны, выраженные в валютах других государств, возрастают, а импортные цены, выраженные в национальной валюте, снижаются. Повышение курса национальной валюты способствует удешевлению импорта, а также тормозит развитие инфляционных процессов. В развитых странах органы государственной статистики публикуют индексы внутренних и внешнеторговых цен на отдельные товары и товарные группы. Индексы цен всегда приводятся с указанием базисного года, в котором значение индекса принимается равным 100. Индексы цен — важный показатель, позволяющий выявить основные тенденции в движении цен; они широко используются при анализе и прогнозе конъюнктуры.

Прогноз конъюнктуры рынка

Составление прогноза рынка носит двухступенчатый характер. На первом этапе готовится прогноз проявления основных факторов, воздействующих на конъюнктуру (циклических и нециклических), а также временных. На втором, завершающем этапе разрабатывается комплексный прогноз конъюнктуры, главными разделами которого являются прогнозы производства товара, потребления, международной торговли и цен.

Прогноз производства товара учитывает наличие резервных и ввод в действие новых мощностей, политику государств по сдерживанию или расширению выпуска товара, появление принципиально новой технологии производства и другие факторы в сфере производства. При подготовке прогноза необходимо учитывать движение общехозяйственной конъюнктуры. Это особенно важно для традиционных производств. В то же время спрос на новые, наукоемкие изделия и соответственно их выпуск развиваются иногда повышенными темпами даже в условиях депрессии или спада общехозяйственной конъюнктуры.

Прогноз потребления (спроса) разрабатывается с учетом перспектив развития отраслей, использующих данный товар (для оборудования производственного назначения), или вероятных тенденций движения потребительского спроса (для товаров потребительского назначения), ожидаемых размеров потребления. При составлении прогноза учитывается мнение ведущих консультационных фирм, крупных компаний, банков, экономических организаций.

Прогноз международной торговли данным товаром учитывает перспективы общеэкономической конъюнктуры мирового хозяйства. Основная задача состоит в определении динамики, размеров экспорта и импорта данного товара, в распределении по основным странам—экспортерам и импортерам.

Заключительным является прогноз динамики и уровня цен. При его составлении учитываются развитие производства, потребления, международной торговли. При составлении прогноза важно учитывать специфику данного товара. Следует принимать во внимание и длительность изготовления товара. Так, несмотря на наступление кризиса, объем производства сложного, тяжелого промышленного оборудования с циклом изготовления 1—2 года обычно продолжает оставаться на высоком уровне еще в течение сравнительно продолжительного периода и только затем начинает сокращаться.

 

Конкретные рекомендации по экспорту и импорту с учетом ожидаемых изменений на рынке

Для повышения практической значимости прогноза его полезно дополнять конкретными рекомендациями по экспорту и импорту с учетом ожидаемых изменений на рынке, прогнозируемых «переломов» в динамике цен.

 

5. КЛАССИФИКАЦИИ ФАКТОРОВ И УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЪЮНКТУРЫ

•Факторы и условия формирования конъюнктуры:

-долгосрочные (несколько десятилетий);

-среднесрочные (до 10 лет);

-краткосрочные (до 1 года).

•Это позволяет ограничивать круг факторов в зависимости от целей исследования.

•При составлении долгосрочного прогноза развития рынка основополагающие факторы:

-научно-технический прогресс;

-демографические изменения.

 

•При разработке среднесрочного прогноза следует учитывать в первую очередь другие факторы:

-характер динамики вложений в основной капитал;

-соотношение норм капиталовложений и сбережений;

-темпы инфляции;

-направление бюджетной политики;

-направление денежно-кредитной политики.

 

•При разработке краткосрочного прогноза (до 1 года) в большинстве случаев динамику демографических процессов и НТП можно исключить.

•При разработке краткосрочного прогноза (до 1 года) следует обратить внимание на такие факторы, как:

-возможные сезонные изменения в динамике производства, потребления и запасов;

-степень загрузки производственных мощностей;

-норма безработицы;

-портфель и интенсивность поступления заказов;

-характер движения цен;

-переживаемая фаза жизненного цикла фирмы.

 

•Факторы и условия формирования конъюнктуры:

-эндогенные (внутренние);

-экзогенные (внешние).

•Факторы и условия формирования конъюнктуры:

-предсказуемые / прогнозируемые;

-непредсказуемые / непрогнозируемые.

•Но: в данном случае уместно говорить о наличии или отсутствии необходимой информации, о её надёжности или ненадёжности, а не о принципиальной непредсказуемости факторов.

 

•Факторы и условия формирования конъюнктуры:

-управляемые / регулируемые;

-неуправляемые / нерегулируемые.

•Неуправляемые или неподдающиеся регулированию факторы – это, по сути дела, случайные процессы.

•Факторы и условия формирования конъюнктуры (советские экономисты второй половины XX в.):

-постоянные;

-временные.

•Но: постоянными факторы не могут быть, т.к. меняется их интенсивность, продолжительность и направленность.

 

•Факторы и условия формирования конъюнктуры:

-стимулирующие;

-сдерживающие.

•Но:

-во-первых, один и тот же фактор (например, повышение цены) может быть одновременно стимулирующим (для производства) и сдерживающим (для потребления);

-во-вторых, определённый фактор может играть разную роль, в зависимости от общего состояния конъюнктуры.

 

•Пример: опережающий рост импорта по сравнению с экспортом, даже если и ведёт к образованию и увеличению отрицательного сальдо во внешнеторговом балансе, может быть необходим для поддержания высоких темпов развития экономики в условиях циклического подъёма. Он может также способствовать подавлению инфляции. В условиях циклического спада опережающий рост импорта усугубляет положение отечественных производителей, делает спад в данной стране более глубоким и продолжительным.

 

•Пример: рост запасов необходим при увеличении масштабов производства и потребления. Отставание в росте запасов может привести к недостатку предложения товаров на рынке. Опережающий рост запасов в условиях замедления производства – признак перепроизводства.

•Факторы и условия формирования конъюнктуры (большинство советских школ):

-циклические;

-нециклические.

•Согласно современным исследованиям, большинство процессов в экономике и в жизни вообще, имеет циклический характер.

 

•Цикл – повторяющаяся последовательность событий или процессов, их кругооборот.

•Нециклическими можно считать случайные явления, в проявлении которых не прослеживается регулярность.

•Фонд по изучению циклов в США выявил по состоянию на середину 1980-х г. 1380 разновидностей экономических циклов продолжительностью от 20 часов до 700 лет.

•Сторонники данного подхода к нециклическим факторам относили: научно-технический прогресс; концентрацию и централизацию производства и капитала.

•Но: эти факторы имеют волновую природу.

 

•Специфика конъюнктуры в отдельно взятый период во многом определяется сочетанием фаз или стадий развития различных циклов.

•Пример: своеобразие конъюнктуры в зимний период зависит от того, наблюдается ли в экономике фаза спада или подъёма среднесрочного цикла. В свою очередь интенсивность среднесрочного спада или подъёма зависит от того, какую фазу большого цикла переживает экономика страны.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...