Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проверка умения находить в тексте средства образной выразительности. Задание: Выписать в тетради олицетворения, эпитеты.




Текст размножается или выводится на экран. Один человек работает по заданию за отворотом доски.

Стихотворение «Патриаршие пруды»

Город спит. Наутро сильный холод
Морщит клёны около воды.
Ветер бродит, ветками исколот,
Студит Патриаршие пруды.
Нет часов, и догадаться трудно,
Может, пять, а может, без пяти…
Вот уже на улицах безлюдных
Первые троллейбусы в пути.
Как прозрачно на бульварах стало.
Осень расточительно щедра,
Столько листьев за ночь разбросала,
Их, пожалуй, за ночь не убрать.
Дворник наш ворчит на эти клёны
И до солнца, встав часов с шести,
Заметает листья на газоны,
Словно осень можно замести. (В.Стернин)
















Написание сочинения-миниатюры.

Учитель: Вы, конечно же, обратили внимание, что тексты, которые мы разбирали сегодня на уроке, об осени. Об этом времени года сказаны самые красивые и проницательные слова. Осень вдохновила многих поэтов, художников, музыкантов на создание замечательных произведений искусства. Попробуем и мы написать об осени сочинение-миниатюру на тему “За окнами октябрь”. В помощь вам сама осень за окном и музыка П.И Чайковского “Времена года. Октябрь. Осенняя песня”.

Прослушивание созданных учащимися текстов. Обсуждение работ.

Подведение итогов урока.

Учитель: Русский язык необычайно богат и красив. Мы с вами могли это сегодня увидеть на примере текстов мастеров слова и на примере тех текстов, которые создали сами. Для выражения различных мыслей и чувств в нашем родном языке есть огромное количество слов. Мы убедились сегодня, как важно и интересно быть внимательными к слову, что нужно постоянно стремиться к приобретению новых знаний о возможностях русского языка, развивать в себе умение вдумываться, вслушиваться в слово, чтобы лучше понимать друг друга, чтобы понимать произведения великих писателей, которые помогают нам почувствовать «волшебство» знакомых слов, услышать известные нам давно слова как бы впервые, насладиться красотой их звучания и вдуматься в неисчерпаемую глубину их значения.

«В умелых руках язык способен творить чудеса». Многое зависит от нас, от нашего отношения к языку. Закончить наш урок мне хотелось бы словами стихотворения Н.Рыленкова:

Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.








Домашнее задание.

Составить текст, в котором использовались бы фразеологизмы (1-2).

 

 

Урок русского языка в 6 классе                                                        «Правописание гласных в приставках при- и пре-»

Бичевина Ф.А.

Средняя общеобразовательная школа № 1

г. Белебей, Республика Башкортостан

Цели урока:

– систематизировать сведения о правописании гласных и конечных согласных в приставках;

– повторить звонкие и глухие согласные;

– повторить правописание приставок на З;

– показать правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-;

– повторить орфограммы: проверяемые согласные в корне слова, Е и И в корнях с чередованием, Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения;

– повторить пунктограммы: знаки препинания в конце предложения, запятая при однородных членах.

I. Организационный этап

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3. Организация внимания.

II. Этап проверки домашнего задания

1. Подберите словам подходящую для него приставку II группы.

… цветающий, …мерить, … дельник, … ведчик, … порядок, … пытывать, … кипеть, …петь, … бираться, … трепенуться, … пахать, … вестия, …жигать, …шумный.

2. Один ученик на доске выполняет часть упр. 415.

III. Этап всесторонней проверки знаний, беседа по вопросам пройденного материала

Разные приставки пишутся по разным правилам.

На сколько групп разделяются приставки?

Назовите приставки I группы.

Дайте характеристику приставок I группы.

Какому «главному» правилу подчиняются приставки I группы?

Найдите спрятавшиеся приставки: провод, водопровод, сошедший, сумасшедший.

Назовите приставки II группы.

Особенности приставок данной группы.

IV. Этап усвоения новых знаний

Дети, мы повторили приставки I и II групп. Сегодня мы начнем говорить о правописании гласных с приставках ПРЕ- и ПРИ-.

Понятие приставок ПРИ- и ПРЕ-.

а) Почему приставки ПРИ- и ПРЕ- в одной группе? (Потому что у них свое основание для правописания – смысл).

б) Почему приставки ПРИ- и ПРЕ- самые трудные? (По двум причинам:

во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове;

во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть).

Но многие слова не попадают ни под одно из шести правил, и эти слова приходится запоминать.

Смысловое значение приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Сразу необходимо различать разные смыслы приставок. Проведем игру «Приставка или нет?»:

Прекрасный, премия, пригород, прерия, призовой, присказка, приход, принцесса.

Значение приставки ПРИ- .

Что может означать приставка ПРИ-?

Приближение Присоединение Значение пространственной близости Совершение действий не в полной мере

2.1.1. Значение приближения

а) Догадайтесь, какое общее значение есть у слов:

Пришел, приехал, прибежал, прикатился, приблизился, притащился.

б) С какой приставкой написаны все эти слова?

Вот мы и сделали первое наблюдение: слова, обозначающие приближение, пишутся с приставкой ПРИ-.

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из Вселенной –

В словах придет, прилетит, приплывет

Пишется ПРИ-, несомненно.

Приставку ПРИ- мы употребляем не только тогда, когда предмет приблизился сам, но и тогда, когда его приблизил кто-то: принес, привез, притащил.

2.1.2. Значение присоединения

Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего только они ни придумали для этой работы! Веревка, иголка с нитками, молоток с гвоздями, клей – всем этим они пользуются, чтобы присоединить.

Не успев закончить драки, кот

Приклеился к собаке,

А к трамваю

В тот же миг

Прилепился грузовик!

* Слова, обозначающие присоединение, всегда пишутся с приставкой ПРИ-.

Замените данные словосочетания одним словом:

Присоединить:

с помощью веревки;

с помощью молотка и гвоздей;

с помощью иголки с ниткой;

с помощью клея;

с помощью винтов и шурупов;

Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Пишем мы при, говоря обо всем,
Что добрые руки приделали.

Все что движется, стремится к какой-то цели и в конце концов достигает ее, соединяется с ней.

Приблизиться и присоединиться можно очень ненадолго, не насовсем.

Слова с этим значением также пишутся с приставкой ПРИ-, прикоснуться.

К словам, имеющим смысл присоединения, относятся и такие слова, которые обозначают добавление к чему-то:приписал, пририсовал, прикупил.

Смысл присоединения имеют также слова, обозначающие «взять себе»: принять, присвоить, приобрести.

В переносном смысле:

Слово Значение
Присоединился Человек согласился с чьим-то мнением
Примкнул Согласился участвовать
Приручил Подружился
Привязался Душой
Приласкал, пригрел, приголубил  
Приветствовал  
Пригласил  
Приютил  

Эти слова показывают проявление близости мыслей и чувств. Они говорят о хороших отношениях между людьми.

2.1.3. Значение пространственной близости.

 

Словосочетание Слово с приставкой ПРИ-
Край при море приморский
Канава при дороге придорожная
Постройка при станции пристанционная
Огород при усадьбе приусадебный
Поселок при городе пригородный

В данном случае приставка при- обозначает нахождение около чего-то: Прибалтика, Причерноморье, Приднепровье, Приуралье.

2.1.4. Совершение действий не в полном объеме

или на ограниченный срок.

Если пирог в духовке не совсем сгорел – пригорел.

Доктор не сжег вам царапину йодом – прижег.

Вы не открыли окно широко – приоткрыли.

Если что-то делается не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными, незаконченными.

Слова, их обозначающие, пишутся с приставкой ПРИ-.

Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит сгорит.
Помни – что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой при-.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 343.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...