Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование умения находить в тексте средства образной выразительности.




Лабораторная работа

«Создание презентации к уроку русского языка»

Задание. В среде MS Office Power Point разработайте презентацию к уроку русского языка. Можно использовать конспекты уроков русского языка, представленные в приложении.

 

Учебная презентация к уроку русского языка должна отвечать следующим требованиям:

1) целесообразность представления материала по данной теме в виде презентации;

2) соответствие представленных в презентации материалов (звуковых фрагментов, схем, таблиц, иллюстраций) цели урока;

3) использование дополнительных эффектов при смене кадров;

4) композиционная стройность презентации:

а) структурирование материала;

б) четкое, логичное изложение мыслей;

5) эстетичность внешнего оформления работы;

6) отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых ошибок в текстовых фрагментах на слайдах.

 

Приложение

 

Урок русского языка в 7 классе

«Словарное богатство русского языка»

Бадина Е.В.,

ГОУ «СОШ № 1951»

 г. Москва

Цели урока:

– обобщить изученное по теме «Лексика» в 5-6 классах;

– анализируя художественные тексты, проследить, какие лексические средства и средства образной выразительности используются авторами, с какой целью;

– развивать умение, пользуясь образцами и самостоятельно подобранными материалами, создавать оригинальные тексты;

– сделать вывод о словарном богатстве русского языка.

Приветствие. Организационный момент.

На основе проверки домашнего задания, а также работы у доски проводится повторение изученного по теме «Лексика» в 5-6 классах.

Учитель: На предыдущем уроке мы говорили о понятиях: лексика, лексическое значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, многозначность. Речь шла также об особенностях употребления слов, о словарях, в которых «живут» слова. Пользуясь этими знаниями, вы должны были выполнить домашнее задание. (Проверка домашнего задания: разбор «лексического дерева», изображения которого были розданы ученикам накануне).

Ученики (4-5 человек) приводят примеры, которые отражают особенности лексического значения слов (слова однозначные и многозначные), смысловую связь слов в языке (синонимы, антонимы, омонимы), особенности употребления слов в языке (общеупотребительные, диалектные, профессиональные), происхождение слов.

Учитель: Проверяя задание, мы с вами имели возможность убедиться в том, как богат русский язык. Об этом же пишет в стихотворении «Устная речь» В.Шефнер. (Выразительное чтение этого стихотворения было индивидуальным заданием к уроку одного из учеников). Мы внимательно послушаем стихотворение и приготовимся ответить на вопрос: «Над чем заставляет нас задуматься автор». (Вопрос записывается на отворотной части доски, чтобы дети имели возможность прочитать его самостоятельно).

Ученик: выразительное чтение стихотворения «Устная речь»

…Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни. (В.Шефнер)

Ученики: выслушивается 2-3 рассуждения на поставленный вопрос: «Над чем заставляет нас задуматься автор этого стихотворения?»












Формулирование темы урока.

Учитель: Русский язык действительно очень богат. Для выражения различных мыслей и чувств в нём есть огромное количество слов. Мы же порой, владея таким богатым языком, не используем даже половины его богатств. Поэтому нам необходимо быть внимательными и бережливыми к слову. Этому мы посвятим сегодня наш урок, тему которого запишем (учитель – на доске, ученики – в тетрадях): Словарное богатство русского языка.

Обратимся к работе одного из учеников, которая выполнялась им у доски одновременно с проверкой всем классом домашнего задания.

Задание: в данных группах найди лишнее.

А: Спрятаться, укрыться, затаиться, испугаться.

В: Утро – вечер, всходить – садиться, осень – зима.

С: «Лес, точно терем расписной…», «Отговорила роща золотая…», «Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей…».

В процессе проверки этого упражнения классу предлагается к заданиям А и В составить и записать предложения на тему «Осень», использовав в них данные синонимы и антонимы (работа может быть дифференцирована: часть учеников составляет предложения по картинкам, которые подобраны и разложены на парты учителем перед уроком; часть составляет предложения с обязательным включением в них причастных или деепричастных оборотов), к заданию С – вспомнить авторов стихотворений, из которых взяты данные строки (И. Бунин, С.Есенин, А.С.Пушкин), а возможно, даже и прочитать стихотворения этих поэтов.

Формирование умения находить в тексте средства образной выразительности.

Учитель: Словарное богатство русского языка создаётся не только большим количеством используемых слов, но и тем, что в нём много слов, близких по значению (синонимов), противоположных по значению (антонимов), слов с переносным значением (тропов).

Продолжая тему осени, обратимся к стихотворению Б.Пастернака «Золотая осень».

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой –
Как венец на новобрачной.
Лик берёзы – под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребённая земля
Под листвой в канавах, ямах.
В жёлтых клёнах флигеля,
Словно в золочёных рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

ЧЕРТОГ – (высок., устар.). Пышное, великолепное помещение или здание, дворец.

ВЕНЕЦ – 1.Венок (устар.). 2. Драгоценный головной убор, корона, возлагаемая на вступающих в брак при церковном обряде венчания.

ПОГРЕБЁННАЯ – ПОГРЕБАТЬ – (книжн.). Хоронить.

Вопросы к тексту:

– Какую картину удалось нарисовать поэту?

– Какие языковые средства, средства образной выразительности помогают нам эту картину увидеть?

– Какова особенность употребления слов: чертог, венец, погребённая?

*Определения эпитета, сравнения, метафоры, олицетворения рекомендуется вывести на экран, поместить на стенд и т.п.

*Как вариант работы, можно использовать этот текст для орфографического и пунктуационного разбора.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 519.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...