Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формирование умения находить в тексте средства образной выразительности.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Лабораторная работа «Создание презентации к уроку русского языка» Задание. В среде MS Office Power Point разработайте презентацию к уроку русского языка. Можно использовать конспекты уроков русского языка, представленные в приложении.
Учебная презентация к уроку русского языка должна отвечать следующим требованиям: 1) целесообразность представления материала по данной теме в виде презентации; 2) соответствие представленных в презентации материалов (звуковых фрагментов, схем, таблиц, иллюстраций) цели урока; 3) использование дополнительных эффектов при смене кадров; 4) композиционная стройность презентации: а) структурирование материала; б) четкое, логичное изложение мыслей; 5) эстетичность внешнего оформления работы; 6) отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых ошибок в текстовых фрагментах на слайдах.
Приложение
Урок русского языка в 7 классе «Словарное богатство русского языка» Бадина Е.В., ГОУ «СОШ № 1951» г. Москва Цели урока: – обобщить изученное по теме «Лексика» в 5-6 классах; – анализируя художественные тексты, проследить, какие лексические средства и средства образной выразительности используются авторами, с какой целью; – развивать умение, пользуясь образцами и самостоятельно подобранными материалами, создавать оригинальные тексты; – сделать вывод о словарном богатстве русского языка. Приветствие. Организационный момент. На основе проверки домашнего задания, а также работы у доски проводится повторение изученного по теме «Лексика» в 5-6 классах. Учитель: На предыдущем уроке мы говорили о понятиях: лексика, лексическое значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, многозначность. Речь шла также об особенностях употребления слов, о словарях, в которых «живут» слова. Пользуясь этими знаниями, вы должны были выполнить домашнее задание. (Проверка домашнего задания: разбор «лексического дерева», изображения которого были розданы ученикам накануне). Ученики (4-5 человек) приводят примеры, которые отражают особенности лексического значения слов (слова однозначные и многозначные), смысловую связь слов в языке (синонимы, антонимы, омонимы), особенности употребления слов в языке (общеупотребительные, диалектные, профессиональные), происхождение слов. Учитель: Проверяя задание, мы с вами имели возможность убедиться в том, как богат русский язык. Об этом же пишет в стихотворении «Устная речь» В.Шефнер. (Выразительное чтение этого стихотворения было индивидуальным заданием к уроку одного из учеников). Мы внимательно послушаем стихотворение и приготовимся ответить на вопрос: «Над чем заставляет нас задуматься автор». (Вопрос записывается на отворотной части доски, чтобы дети имели возможность прочитать его самостоятельно). Ученик: выразительное чтение стихотворения «Устная речь» …Гаснет устная словесность, Ученики: выслушивается 2-3 рассуждения на поставленный вопрос: «Над чем заставляет нас задуматься автор этого стихотворения?» Формулирование темы урока. Учитель: Русский язык действительно очень богат. Для выражения различных мыслей и чувств в нём есть огромное количество слов. Мы же порой, владея таким богатым языком, не используем даже половины его богатств. Поэтому нам необходимо быть внимательными и бережливыми к слову. Этому мы посвятим сегодня наш урок, тему которого запишем (учитель – на доске, ученики – в тетрадях): Словарное богатство русского языка. Обратимся к работе одного из учеников, которая выполнялась им у доски одновременно с проверкой всем классом домашнего задания. Задание: в данных группах найди лишнее. А: Спрятаться, укрыться, затаиться, испугаться. В: Утро – вечер, всходить – садиться, осень – зима. С: «Лес, точно терем расписной…», «Отговорила роща золотая…», «Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей…». В процессе проверки этого упражнения классу предлагается к заданиям А и В составить и записать предложения на тему «Осень», использовав в них данные синонимы и антонимы (работа может быть дифференцирована: часть учеников составляет предложения по картинкам, которые подобраны и разложены на парты учителем перед уроком; часть составляет предложения с обязательным включением в них причастных или деепричастных оборотов), к заданию С – вспомнить авторов стихотворений, из которых взяты данные строки (И. Бунин, С.Есенин, А.С.Пушкин), а возможно, даже и прочитать стихотворения этих поэтов. Формирование умения находить в тексте средства образной выразительности. Учитель: Словарное богатство русского языка создаётся не только большим количеством используемых слов, но и тем, что в нём много слов, близких по значению (синонимов), противоположных по значению (антонимов), слов с переносным значением (тропов). Продолжая тему осени, обратимся к стихотворению Б.Пастернака «Золотая осень». Осень. Сказочный чертог, ЧЕРТОГ – (высок., устар.). Пышное, великолепное помещение или здание, дворец. ВЕНЕЦ – 1.Венок (устар.). 2. Драгоценный головной убор, корона, возлагаемая на вступающих в брак при церковном обряде венчания. ПОГРЕБЁННАЯ – ПОГРЕБАТЬ – (книжн.). Хоронить. Вопросы к тексту: – Какую картину удалось нарисовать поэту? – Какие языковые средства, средства образной выразительности помогают нам эту картину увидеть? – Какова особенность употребления слов: чертог, венец, погребённая? *Определения эпитета, сравнения, метафоры, олицетворения рекомендуется вывести на экран, поместить на стенд и т.п. *Как вариант работы, можно использовать этот текст для орфографического и пунктуационного разбора. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 584. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |