Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Расчет прибыли и показателей рентабельности предприятия
Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки. Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии. В целом прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Прибыль получается как разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий. Валовая прибыль – это разница выручки (доходов) компании и себестоимости производимой и реализуемой продукции данной компании(19):
ВП = ВР – С, (19) где ВР – выручка от реализации; С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг; I полугодие 2010 года: ВП = 25268 – 21847 = 3421 II полугодие 2010 года: ВП = 50180 – 45854 = 4326 Прибыль (убыток) от продаж - представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов(20): Ппр = ВП – Ру, (20) где Ру – расходы на управление; Рк– коммерческие расходы. I полугодие 2010 года: Ппр = 3421 – 1895 = 1526 II полугодие 2010 года: Ппр = 4326 – 2065 = 2261 Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные(21): Пдно = Ппр + Пд – Пр (21) где Пд – прочие доходы; Пр – прочие расходы. I полугодие 2010 года: Пдно = 1526 + 857 - 458 = 1925 II полугодие 2010 года: Пдно = 2261 + 2174 - 1282 = 3153 Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности(22) ЧП = Пдно – ОНА – ОНО – Нтек (22) где ОНА – отложенные налоговые активы; ОНО – отложенные налоговые обязательства; Нтек – текущий налог на прибыль. I полугодие 2010 года: ЧП = 1925 – 385 = 1540 II полугодие 2010 года: ЧП = 3153 - 631 = 2522 Полученные значения сведем в аналитическую таблицу 2. Из таблицы видно, что за два анализируемых периода валовая прибыль в I полугодие 2010 года резко возросла за счет увеличения выручки в 1,99 раза по сравнению с II полугодие 2010 годом (с 25268 тыс. руб. до 50180 тыс. руб. соответственно).
Таблица 2 – Динамика прибылей ООО «Авангард» за I – II полугодие 2010 года.
Вывод: прибыль (убыток) от продаж в II полугодие 2010 года увеличилась в 1,26 раза по сравнению с I полугодием 2010 года. Прибыль (убыток) до налогообложения во II полугодие 2010 года увеличилась в 1,64 раз по сравнению с I полугодием 2010 года. Чистая прибыль анализируемого предприятия во II полугодие 2010 года увеличилась в 1,64 раза по сравнению с I полугодием 2010 года. Рентабельность – это один из важнейших показателей характеризующих эффективность работы предприятия. Рентабельность более полно чем прибыль характеризует окончательные результаты хозяйствования, т.к. ее величина показывает соотношение эффекта с использованными ресурсами. Показатели рентабельности сгруппированы следующим образом: - показатели, характеризующие рентабельность издержек производства; - показатели, характеризующие рентабельность продаж; - показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Основные задачи анализа рентабельности: - изучить динамику уровня рентабельности; - оценить выполнение плана по уровню рентабельности; - определить влияние на изменение уровня рентабельности отдельных факторов; - сделать выводы по результатам проведенного анализа. Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Рентабельность производства – Отражает величину бухгалтерской прибыли, приходящейся на рубль производственных ресурсов предприятия(23):
Рп = (БП/(ОС+МПЗ)) * 100%, (23)
где БП – бухгалтерская прибыль(до налогообложения); ОС – средняя стоимость основных средства за расчетный период МПЗ – средняя стоимость МПЗ за расчетный период;
I полугодие 2010 года: Рп = (1925/4527) * 100% = 43 % II полугодие 2010 года: Рп = (3153/7990) * 100% = 39 %
Рентабельность продаж – характеризует сколько БП приходиться на рубль объема продаж(24): Рпродаж = БП/ВР * 100%, (24)
где ВР – выручка от реализации продукции, товаров и услуг без косвенных налогов; I полугодие 2010 года: Рпродаж = 1925/25268 * 100% = 7,6% II полугодие 2010 года: Рпродаж = 3153/50180 * 100% = 6,3%
Рентабельность оборотных активов отражает величину БП, приходятся на рубль оборотных активов(25):
Роа = БП/ОА * 100%, (25) где ОА – стоимость средняя оборотных активов за анализируемый период ; I полугодие 2010 года: Роа = 1925/9421 * 100% = 20,4% II полугодие 2010 года: Роа = 3153/15774 * 100% = 20%
Рентабельность собственного оборотного капитала – характеризует величину БП, приходятся на рубль чистого оборотного капитала (26):
Рсок = БП/СОК * 100%, (26) где СОК – средняя стоимость собственного оборотного капитала за анализируемый период; СОК = Оборотные активы – краткосрочная задолжность. I полугодие 2010 года: Рсок = 1925/1590 * 100% = 121,1% II полугодие 2010 года: Рсок = 3153/4162 * 100% = 75,8%
Рентабельность собственного капитала – показывает величину ЧП, приходящейся на рубль собственного капитала (27):
Рск = ЧП/СК * 100% , (27) где ЧП – чистая прибыль; СК – средняя стоимость собственного капитала за анализируемый период; СК = уставной капитал + резервный капитал + добавочный капитал;
I полугодие 2010 года: Рск = 1540/1590 * 100% = 96,9% II полугодие 2010 года: Рск = 2522/4162 * 100% = 60,6%
Полученные значения сведем в аналитическую таблицу 3.
Таблица 3 – Показатели рентабельности ООО «Авангард» за I – II полугодие 2010года.
Таким образом, можно сделать вывод, что самым прибыльным кварталом для анализируемого предприятия ООО «Авангард» явилось I полугодие 2010 года. При экономическом анализе наиболее распространенными показателями являются рентабельность продукции, а также рентабельность производства. Основой для расчета рентабельности является прибыль, которая не просто является важным экономическим показателем, а является конечной целью любого коммерческого предприятия. Прибыль является тем самым показателем, который характеризует успешность и эффективность деятельности любого предприятия. Прибыль возникает тогда, когда расходы предприятия не превышают его доходы. Если же в результате хозяйственной деятельности получается, что расходы предприятия превышают доходы, то эффективность его считается отрицательной, проще говоря, предприятие получает убыток. Когда в результате хозяйственной деятельности прибыль растет, то соответственно пропорционально растут экономические возможности предприятия и увеличивается его деловая активность.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 210. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |