Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История возникновения и развития  клоунады.




Содержание

 

1. Введение…………………………………………………………3

Глава I. История возникновения и развития клоунады. Виды и подвиды этого жанра.

1.1. Классификация жанра…………………………………….4

1.2. Возникновение и развитие клоунады....…………………7

3. Глава II. Эстетика клоунады. Разбор ее принципов на примере номеров В. Полунина «Пальто» и «Асисяй».

2.1      Эстетика циркового искусства...………………………..11

2.2      Эстетика клоунады……………………………….……...14

2.3      Анализ и разбор номеров В.Полунина «Пальто» и «Асисяй»

на предмет эстетики……………………………………..18

3 Заключение ……………………………………………………..20

4 Список литературы ……………………………………………21

 

 

Введение

«Клоун – это такая маленькая точка, которая отражает весь мир».
Вячеслав Полунин.

Нам известно множество причин, по – которым люди всех возрастов любят цирк. Прежде всего, популярность циркового искусства связана с тягой человека к совершенству, к чуду, к мечте, уводящей за пределы обычной жизни и открывающей новые возможности. Артисты цирка демонстрируют силу, ловкость, смелость, недоступные обычному зрителю. Вторая причина популярности цирка: желании «пощекотать нервы», ощутить опасность, подстерегающую циркового артиста; на подсознательно ощущаемой возможности оказаться свидетелем несчастного случая. Классическое требование римской черни: «Хлеба и зрелищ!» (лат. «Panem et circenses») в дословном переводе означает: «Хлеба и цирковых игр». И третья, не менее важная причина популярности циркового искусства кроется в злободневности его отдельных жанров, и особенно – клоунады. В своей работе я подробно рассматриваю все эстетические составляющие этого непростого жанра. Какая же магия притягивает людей столько веков? Ознакомление с историей возникновения клоунады – совершенно очевидный аспект моей работы. Влияние тенденций, культурных потребностей людей, а также появление определенных личностей в этой сфере, все это пазлы, в большой мазайке под названием КЛОУНАДА.


Глава I. История возникновения и развития клоунады. Виды и подвиды этого жанра.

Классификация жанра.

КЛОУНАДА -этоискусство создания комического образа – маски на приемах эксцентрики, гиперболы, гротеска, пародии, буффонады, шаржа.

Существует 4 основных вида клоунады.

КЛОУНАДА

1. ЦИРКОВАЯ

· Клоун – Буфф;

· Коверный клоун

· Музыкальная клоунада

· Сатирическая клоунада и др.

2. ЭСТРАДНАЯ

3. УЛИЧНАЯ (площадная)

4. ТЕАТРАЛЬНАЯ

Немного о каждом.

ЦИРКОВАЯ КЛОУНАДА - это вид, который включает в себя выступление одного или нескольких клоунов, исполняющие различные антре, репризы и сценки, непосредственно в цирке. Здесь идет еще деление на подвиды:

· Буффонадная клоунада. Термин "буффонада" принят во всех цирках мира как условное определение характера исполняемой клоунады. Буффонадная клоунада породила и актерское амплуа - клоун-буфф. Приемы буффонады свойственны любой форме циркового комического выступления, но в буффонадной клоунаде они являются главными. Основные персонажи здесь - Белый и Рыжий клоуны, традиционные образы цирка. Контраст между Белым и Рыжим лежит в основе их взаимоотношений. На этом строится и конфликт, заложенный в сценках и репризах, исполняемых ими. Выступление буффонадных клоунов в программе ограничено десятью - пятнадцатью минутами. Это обстоятельство требует от артистов предельной лаконичности, умения находить те выразительные средства, которые помогут им наиболее ярко проявить характеры персонажей и в то же время четко провести драматургическую линию клоунады - завязку, развитие действия, завершение.

· Коверный клоун. Свое название - коверный - клоун получил от своей первоначальной функции - заполнять паузы, когда разворачивали или убирали ковер, устанавливали артистический реквизит. Этот клоун мешал работе униформистов развлекая зрителей нелепыми шутками. Коверный - универсальный артист, владеть приемами акробатики, гимнастики, жонглирования, эквилибристики, уметь играть на музыкальных инструментах. В репертуаре коверного клоуна - пародия. Клоун пытается повторить только что выступавших артистов, но все делает неумело. Многие знаменитые клоуны начинали как коверные, такие как Юрий Никулин, Леонид Енгибаров, Михаил Румянцев, который создал образ проказника Карандаша.

· Клоуны-музыканты. В музыкальной клоунаде обычно сохраняются те же клоунские амплуа, что и в буффонадных антре. Музыкальные клоуны исполняют куплеты под собственный аккомпанемент и играют на различных, как правило, эксцентрических музыкальных инструментах: "поющая" пила и метла, "звучащие" камни, сковородки, березовые дрова, бутылки с водой. Известные в этом жанре музыкальные клоуны Бим-Бом. Бим и Бом вели юмористический диалог, исполняли сатирические злободневные куплеты, разбавляли все игрой на музыкальных инструментах.

· Сатирическая клоунада. У клоуна - сатирика должен быть злободневный, острый политический репертуар, выраженный в стихотворных монологах, шутках, репризах, сценках или скетчах. Сатирической клоунаде противопоказаны прямолинейность. Темы должны быть выражены средствами цирка. Ярким представителем сатирической клоунады был В. Лазаренко.

Еще есть и другие подвиды, но это уже зависит от того, какими конкретно умениями обладает клоун (клоун – дрессировщик, клоун – акробат, и т.д.). Однако в цирковой практике каждому клоуну, независимо от его индивидуальности, приходится работать все всех этих жанрах, составляя свой репертуар из реприз самых разнообразных жанров.

ЭСТРАДНАЯ КЛОУНАДА - должна быть, как отдельный самостоятельный номер, на основе ярких сюжетных поворотов и комических трюков. Такую клоунаду можно вставлять в любой дивертисментный концерт (В.Полунин номер «Танго», ансамбль «Маски» номер «Вокальный дует» (Мана – Мана) и др.).

УЛИЧНАЯ или по-другому ПЛОЩАДНАЯ клоунада – это выступление клоунов в карнавальных шествиях, фестивалях уличных театров , или просто на улице, основанное, чаще всего, на импровизации.

ТЕАТРАЛЬНАЯ КЛОУНАДА - это целый клоунский спектакль, объединенный одной общей темой, и где каждый персонаж встраивается в общий сюжет. Ярким примером здесь является «Снежное шоу» В. Полунина или клоунского театра "Лицедеи" спектакль "Семьянюки".

В последнее время сильно возрос интерес к театральной клоунаде. Появилось много новых замечательных коллективов. «Комик трест», «Микос», «ФБР. Штырлыки» и др.

И сейчас становится больше не эстрадных, а именно театральных номеров. И радостно сказать, как заметил один из ведущих клоунов современности В.Полунин, что время великих клоунов не ушло. Это неиссякаемый источник, залежи его неиссякаемы. Просто в разное время «бьет фонтан» различной силы: он может быть как слабым, так и сильным.

История возникновения и развития  клоунады.

Слово "клоун" произошло от латинского "colonus" - человек из простонародья.

Истоки клоунады восходят к искусству придворных шутов, европейскому карнавалу, итальянской комедии дель арте. Маска Арлекина послужила прототипом амплуа Августа, неунывающего простака Рыжего. Персонаж Пьеро стал прообразом Белого клоуна. На возникновение клоунады повлияли также французская арлекинада, английская пантомима, испанские и голландские интермедии, конная клоунада, восходящая к средневековым рыцарским турнирам.

В русском цирке истоки искусства клоунады в празднично-обрядовых народных гуляньях. Участники игрищ рядились в козьи и медвежьи шкуры, нацепляли мочальные бороды и усы из соломы, вымазывали сажей лицо, часто пользовались масками (по-тогдашнему - личинами или харями), комически изображали леших, чертей. Зачатки клоунады присутствовали также в комических диалогах, исполняемых в хороводах и на свадьбах.

Искусство русской клоунады связано и с кукольным театром, в частности, с Петрушкой, с лубочными картинками, с ёрническими прибаутками, сатирическими сказками. Повлияли на развитие жанра клоунады различного рода шпильманы (обобщённое название наезжавших с Запада артистов). Русские актёры-комики перерабатывали комедийные приёмы шпильманов в национальные формы юмора. Среди многих факторов, которые воздействовали на развитие русской клоунады, доминировал опыт первых на Руси проф. актёров - скоморохов и в особенности потешников-балагуров, разыгрывавших небольшие сатирические пьески ("Ермак", "Царь Ирод" и т. п.). Даровитые комики встречались среди шутов при дворах государей и в домах знатных особ; некоторые из них впоследствии переходили на работу в театры нар. фарса или в балаганы. В числе продолжателей скоморошьих традиций преобладали т. н. "дурацкие персоны" - исполнители комических ролей в старинных ярмарочно-площадных и балаганных представлениях, в спектаклях крепостных театров.

Впервые клоун появился на сценах лондонских комедийно-фарсовых театров «Друри-Лейн», «Сэдлерс-Уэллс» в 1700. Это были Дж.Гримальди (1778–1837), Дж.Рич (1682–1761). Позднее во Франции в театре «Фонамбюль» работал мим Ж.Дебюро (1796–1846). Дальнейшее развитие клоунады протекало в первых стационарных цирках, появившихся во второй половине 18 в. в Англии и Франции. Первые цирки давали конно-акробатические выступления, поэтому клоуном стал наездник, изображавший неумение справиться с лошадью.

Тем самым, к концу 18 в. – началу 19 в. сформировались два направления клоунады: конная пантомима и говорящая клоунада, исторически происходящая из итальянской комедии дель арте. Говорящие клоуны повлияли на становление амплуа Рыжей маски, наездники и акробаты впоследствии трансформировались в Белого клоуна. Впервые две традиции объединил в своем творчестве Ж-Б.Ориоль-Арлекин, выступавший в костюме средневекового шута (цирк Франкони, 1835, Париж). Он владел и пантомимой, и разговорным жанром. Окончательно маска Августа оформилась к 1870-м, когда на арену цирка Франкони вышел новый персонаж в рыжем парике. Вскоре клоуны стали выступать дуэтом, в основе которого читалась социальная антитеза: Белый – глупый господин, Рыжий – пройдоха слуга. Клоунские дуэты по жанру были буффонадными антре, содержание раскрывалось не словом, а трюком с неожиданной комической концовкой. Антре русских клоунов С.Альперова и Бернардо Печенье стало оригинальным номером, придуманным самими исполнителями. Позднее клоуны стали выступать не только дуэтом, но и трио или группой (Белый и два Рыжих и т.д.).

Что касается России, то в 1873 братья Никитины открыли первый русский цирк, в котором средний из братьев - Аким выступал как клоун в маске Ивана-дурака. Но постепенно на манеже русского цирка также утвердились Белый и Рыжий клоуны. Национальное своеобразие смеховых форм в клоунских дуэтах складывалось под влиянием стихии народного юмора, который несли в себе два персонажа, перенесённых с подмостков балагана на цирковую арену, - глуповатый, самодовольный барин (иногда генеральша или купчиха) и слуга - плут и хитрец, постоянно затевавший комические перебранки.

Клоунада русского цирка развивалась в основном не в сфере чистой развлекательности, а делая упор на сатирической традиции скоморохов и шутов. Критическая направленность наибольшую силу получила в творчестве А. Л. Дурова, С. Альперова, дуэта Бим-Бом.

Начиная с периода огосударствления цирков (1919), клоуны получили директивную установку "стать публицистами", прибыть "на станцию идейной клоунады". В 1925 ЦУГЦ объявил конкурс на "революционное антре для клоунов", что способствовало приходу в цирк литераторов Е. Адуева, А. Арго, В. Лебедева-Кумача, Н. Эрдмана и др. В 1926 была создана опытная мастерская циркового искусства, в задачу которой входила "подготовка кадров... преимущественно в области разговорного жанра..., разработка клоунского репертуара". В 1920-30-х гг. под воздействием критики в прессе и, в особенности, худ.-полит. совета, созданного ЦУГЦ в 1927 г., с арены цирка стала исчезать буффонадная клоунада. Клоуны отказались от гротескового грима, рыжих париков и прочей буффонадной атрибутики. В этот период некоторые клоуны в поисках новых форм обратились к маскам популярных кинокомиков - Чарли Чаплина, Гарольда Ллойда, Пата и Паташона.

В начале 1930-х гг. на манеже Ленинградского цирка произошло рождение нового типа клоуна. Артист П. Алексеев, прежде выступавший в маске Ч. Чаплина, создал реалистическую маску - комическую фигуру бухгалтера с портфелем под мышкой. Затем М. Румянцев выстроил оригинальный образ «Карандаша». С творчеством группы Румянцева (Н.Антонов и В.Бартенев, Х.Мусин, К.Лерри, Ю.Никулин и М.Шуйдин) связан взлет русской клоунады в конце 1950–1960-х. Их творческие находки стали этапом в истории жанра клоунады. На манеже обосновался клоун под лёгким гримом, почти в жизненном костюме либо в стилизованном рабочем комбинезоне. В 1950-е набирает силу среднее поколение клоунов, в том числе О.Попов (вновь в русском цирке появилась маска Иванушки-дурачка).

С 1955 возродилась музыкально-эксцентрическая клоунада. Появляются клоунессы: Е.Амвросьева, Г.Богомолова, Е.Можаева. В 1958 приехал М.Марсо. Кинозрители увидели фильм М.Карне«Дети райка» с Барро в роли Дебюро. Это время расцвета лирической клоунады, и Л.Енгибаров, представитель этого течения, развивал традиции беспредметной поэтической пантомимы и был также великолепным акробатом и жонглером. Возникали клоунские группы (первая под руководством Л.К.Танти работала еще в 1940-е). Из позднейших стали известны «Семеро веселых», «Шутки в сторону», «Ребята с Арбата», группа «А». Появляются тематические спектакли: Лечение смехом О.Попова, Причуды клоуна Енгибарова, Город-мир Ю.Куклачева.

С 1960-х распространилась также клоунада театральная, для которой характерны форма спектакля, импровизация, вовлечение в действие зрителя. Лидер этого направления – В.И.Полунин и возглавлявшийся им театр «Лицедеи». Родился жанр уличных представлений, фестивалей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...