Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ социологических исследований в области дошкольного воспитания, проводимых ранее в стране




 

Анализ отечественного опыта исследований в области социологии образования обнаружил наличие интереса, в основном, к проблематике школьного и высшего образования. Дошкольного воспитания, изучение которого важно для восстановления целостного образовательного пути человека, остается «слепым пятном» для российских социологов.

Результатом деятельности Лаборатории социологии дошкольного образования, входящей в структуру института социологии образования РАО, стала монография В. С. Сабкина и Е. М. Марича[19]. Монография основана на результатах социологического исследования, проведенного в рамках исследовательской программы Центра социологии образования РАО по изучению социологических проблем дошкольного воспитания. В книге приводятся материалы социологического опроса родителей и обследования детей старшего дошкольного возраста. Авторами анализируются ценностные ориентации и воспитательные стратегии родителей, их отношение к государственной системе дошкольного воспитания. Особое внимание уделено изучению влияния демографических и социально-стратификационных факторов на формирование родительских стратегий воспитания. Специальный акцент сделан на выявлении типов реализуемых родителями стратегий при воспитании мальчиков и девочек в полной и неполной семье. Исследовано влияние родительских воспитательных стратегий на развитие ребенка.

Следует отметить исследования, осуществляемые на стыке социологии детства и социальной психологии, проводимые Ю. М. Плюсниным, О. А. Богатыревой, О. Е. Биченковым[20]. Их целью являлось изучение реального повседневного поведения детей и организация социальных взаимодействий в группе детского сада в связи с проблемами социализации и социальной адаптации ребенка в дошкольном учреждении. Организация любых социальных взаимодействий между людьми осуществляется в первую очередь через их пространственные взаимодействия. Таким образом, оно тесно связано и с предметно-игровой, и с коммуникативной деятельностью.

Основным методом было избрано наблюдение в средней группе детского сада. Группа состояла из 28 человек (12 девочек и 16 мальчиков). Средний возраст детей — 5 лет (4,5—5,5 лет). Дети наблюдались с 15 до 16 часов ежедневно во время свободного поведения (воспитатели практически не вмешивались во взаимодействия). Изучалось также поведение по окончании тихого часа и в полдник, т. е. в регламентированных ситуациях. Наблюдения одновременно осуществлялись 2—4 наблюдателями. Использовались этологические методы непосредственного наблюдения и видеосъемка по методу моментального сканирования. Непосредственные наблюдения состояли в оценке характерологических черт поведения ребенка, его ранга (социального статуса) в структуре внутригрупповых взаимодействий. Статус определялся на основе этологических критериев доминирования в игровой, предметной, коммуникативной деятельности, при антагонистических взаимодействиях.

Исследование привело к интересным и многообразным результатам и выявило следующие особенности повседневного поведения детей и организации социальных взаимодействий в детсадовской группе:

1. Существуют ярко выраженные половые различия в пространственном предпочтении детьми друг друга. Мальчики располагаются на меньшем расстоянии друг от друга, чем девочки, а дети разного пола обычно избегают друг друга.

2. Пространственные предпочтения в группе тесно связаны с социометрической структурой группы. Дети высокого статуса имеют значительно больше предпочтений, чем дети низкого статуса, и они меньше избегаются другими детьми.

3. Между мальчиками и девочками существуют различия в организации ими пространства комнаты. Игровые участки девочек располагаются ближе к предметам; мальчики больше используют свободное пространство.

4. Дети низкого социального статуса имеют разорванные центры активности своих территорий в комнате. Число предпочитаемых участков у них больше, чем у высокостатусных детей.

5. Детям свойственно распределение в пространстве комнаты, типичное для структурированного (организационно сформировавшегося) сообщества: выделяются сильно сплоченные группировки из 2—3 детей (альянсы), объединенные в группы численностью до 7 детей, которые, в свою очередь, распределяются относительно друг друга регулярно (на максимальном расстоянии).

В рамках конференции, проведенной в 2010 году Российским обществом социологов[21], проблемам дошкольного образования была посвящена отдельная секция. Тематический спектр представленных работ варьировался от выставочной деятельности дошкольных учреждений наукоградов до перспектив использования медиаресурсов в процессе патриотического воспитания дошкольников.

Доклад И. А. Дядюновой раскрывал положительное влияние институции семейного клуба на социализацию детей дошкольного возраста. Структура семейного клуба основана на взаимодействии профессионального или полупрофессионального труда организаторов в лице педагогов, воспитателей с одной стороны, а с другой – развивающей, творческой, игровой, развлекательной деятельности всех участников: и детей, и взрослых. Семейный клуб является местом, где каждый человек приобретает навыки самоутверждения в творчестве, самореализации, опыте поведения, т.е. сферой наибольшего благоприятствования для развития личности. В основе концепции такого клуба лежит модель деятельности, определяющая основной целью накопление ребенком положительного социального опыта, воспроизводство творческих способностей, социальной активности и физических сил, необходимых в его основной жизнедеятельности. Несмотря на различия в содержании и подходах, семейные клубы выделяются общей для всех чертой – своей интегративной функцией в общественном воспитании детей. Именно в этом и состоит важная роль семейного клуба как посредников между социальной средой и микромиром личности ребенка.

Н.П. Гришаева указывает, что основными респондентами социологических исследований по проблематике дошкольного образования выступают воспитатели, родители, заведующие и управленцы различных уровней дошкольной сферы. Однако есть ряд вопросов, которые невозможно изучить, не прибегая к помощи таких респондентов, как дети младшего возраста. Одним из таких вопросов является проблема удовлетворенности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) своим пребыванием в детском саду.

В 2008-2009 году «Группа изучения современных тенденций формирования личности в сфере образования» Института социологии РАН провела опрос 115 детей старшего дошкольного возраста в 12 дошкольных учреждениях Москвы и Московской области с целью изучения различных аспектов удовлетворенности детей детским садом. Детям индивидуально задавались вопросы, касающиеся их жизни в детском саду: «Зачем ты приходишь в детский сад», «Что тебе больше всего нравится (не нравится) в детском саду?», вопросы, касающиеся отказов от походов в ДОУ, и т. д. В целом исследование показало возможность использования данных такого типа опросов для совершенствования методов и методик работы с современными дошкольниками.

Остроактуальная проблема освещена в работе М. Ю. Сибиревой «Влияние мегаполиса на социализацию ребенка». Автор убежден, что любой отдельно взятый район города предлагает различные перспективы для социализации ребенка: «Живя в городе с одним и тем же названием, дошкольники «живут в разных городах», т.к. разнообразие районов, если учитывать их структуру, существующую стратификацию внутри и между ними, делает город по – настоящему большим и непохожим». М. Ю. Сибирева, соглашаясь с Н.П. Гришаевой, видит детей как социальных акторов, которые являются способными к умозаключению и воздействию на свои общества. В практике качественных социологических исследований, применяемых к детям, сегодня достаточно широкое распространение получает использование графических, рисуночных методик: дети не только отвечают на вопросы, глядя на картинки, нарисованные взрослыми, но и сами активно участвуют в данном творческом процессе, рисуя город, тем самым материализуя свои переживания. 

Рассмотрение ответов позволило выявить основные проблемы жизни детей и социальные страхи. Первое место занимают дороги и мчащиеся по ним автомобили, а также общественный транспорт: большинство не захотело ехать в переполненном автобусе, а заполненному людьми и машинами проспекту предпочло тихий безлюдный парк. Дошкольники боятся потеряться в городе, особенно в районах новостроек, где все дома кажутся им одинаковыми. При виде рисунка замусоренной детской площадки половина детей ответили отказом на вопрос: «Будешь ли ты здесь играть?», а другая половина согласилась, не представляя иного вида. 

По заказу Министерства образования и науки Правительства Красноярского края в октябре-ноябре 2008 года в Красноярском крае было проведено масштабное социологическое обследование семей дошкольников и персонала дошкольных образовательных учреждений по проблематике удовлетворенности системой дошкольного образования.

Целью обследования стало: изучение жизненных ценностей и профессиональных ориентаций воспитателей детских садов; стратегий воспитания и удовлетворенности родителей системой дошкольного воспитания в Красноярском крае; а также, анализ отношения заведующих и их заместителей к целевым установкам в развитии детских садов.

Исследователи руководствовались квотной выборкой, в которую вошли администраторы, воспитатели и родители дошкольных учреждений края. В опросе приняли участие 3000 родителей, чьи дети посещают детский сад.

В результате исследования были получены следующие данные: среди игр, в которые обычно играет ребенок дома, первое место по частоте заняли подвижные, спортивные игры, игры на конструирование, строительство и настольные игры.

Так же по результатам исследования выявлено, что включенность родителей в совместную игру в зависимости от возраста ребенка уменьшается от 52,4% до 28,7%, причиной тому – все большая нехватка времени у родителей.

Родители в организации структуры досуга дошкольников отдают предпочтения чтению, совместным играм, лепке, рисованию, домашней работе. При этом с изменением возраста ребенка эти занятия теряют свою значимость, ребенок сам начинает организовывать свой день, его больше привлекают к домашней работе, увеличивается частота просмотра телевизора.

Воспитание морально-нравственных качеств – становится приоритетом среди полных семей в особенностях понимания своих родительских обязанностей, а также такое качество как уважение к старшим.

Определены эмоциональные состояния родителей с разным образовательным статусом в общении с ребенком  – как с высшим, так и средним образованием, родители чувствуют себя счастливыми людьми. (56,7% и 47,6%). Меньше всего набрало суждение «Не могу справиться со спонтанной активностью ребенка» (12,1№ против 15,3%).

Так же, была оценена удовлетворенность работой воспитателями – каждого второго воспитателя (54,0%) устраивает его настоящая работа и он «ничего не стал бы менять».

Были изучены мотивы выбора профессии. Взаимодействие с ребенком для каждого второго воспитателя определяет ценность профессии. работа в соответствии с «полученным профессиональным образованием» – 27,8%.

 При этом каждый четвертый воспитатель (23,5%) подчеркивает социальную значимость своей профессии, считая «работу воспитания важным, нужным и благородным делом».

Другие мотивы, отражающие профессионально-личностные установки воспитателей, оказываются менее значимыми. Так, на «возможность реализовать свои профессиональные умения и навыки» указывают 15,8% респондентов, а на «творческий характер труда» – 14,6%.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 354.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...