![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Воспитание как социальный институт
Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д. Воспитание у А.В. Мудрика мыслится как один из субпроцессов социализации и определяется как «относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется»[8]. С точки зрения характера отношений участников процесса воспитания, его определяют как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на младшие, как взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений. Согласно Дюркгейму: «Воспитание – это воздействие, оказываемое старшими поколениями на младшие поколения, которые еще не созрели для общественной жизни. Цель воспитания состоит в создании и развитии у ребенка определенного набора физических, интеллектуальных и нравственных качеств, требуемых от него и политической организацией общества в целом, и специфической средой, в которой ему, в частности, предстоит жить. Это воздействие постоянное и всеобщее»[9]. Теория воспитания Спенсера изложена в учебниках по истории педагогики. Главная мысль, которая в ней звучит, сводится к тому, что образование должно сослужить обществу пользу, а воспитание каждого человека должно быть практически ориентированным. Содержание и методы воспитания должны соответствовать этапам умственного развития ребенка, способствовать его активизации. М.З. Ильчиков и Б.А. Смирнов в «Социологии воспитания» отмечают следующее: «Воспитание исторически возникает в связи с необходимостью удовлетворения социальной потребности в гармонизации общих и индивидуальных интересов, в связи с потребностью формирования сознания и поведения индивидов с позиций интересов конкpeтнo-исторической общности»[10]. воспитание как социальный институт имеет определенные функции в общественной жизни: – создание условий для относительно целенаправленного взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей в процессе воспитания; – подготовка необходимого для функционирования и устойчивого развития общества «человеческого капитала», способного и готового к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности; – обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры, способствование ее преемственности, обновлению; – социальная и духовно-ценностная селекция членов общества; – адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации[11]. Выдающийся педагог-теоретик Дж. Дьюи понимал воспитание как метод социализации, смыслом которого является формирование гражданина, члена общества. В своей статье «Индивидуальная психология и воспитание» он писал: «Цель воспитания, по сути, всегда состояла в том, чтобы дать молодёжи те знания, которые необходимы ей для постоянного развития, постепенного становления человека как члена общества. Любое воспитание, в своих формах и методах, всегда является продуктом потребностей данного конкретного общества»[12]. Согласно позиции германского социолога Н. Лумана, и социализация, и воспитание – это механизмы формирования и изменения личности. По мысли Лумана, воспитание дополняет и корректирует результаты социализации. В фокусе социологического анализа Лумана воспитание реализуется как целенаправленная социализация, осуществляемая посредством коммуникации. Таким образом, воспитание является частью (формой) социализации. Виды воспитания принципиально отличаются характером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания. Так, в семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, детей, родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеет кровнородственный характер. Социальное и коррекционное воспитание осуществляется в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (индивидуальных – воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых – коллективов; социальных – организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер. Воспитание, в отличие от стихийного формирования личности, осуществляет свои задачи с большей надежностью, стабильностью и эффективностью. Это происходит за счет: сознательного выдвижения и реализации воспитательных целей; определенной организации и контроля этого процесса; наличия специально подготовленных людей, концентрации ими своих усилий на решение воспитательных задач, взаимодействия и координации между ними по поводу предмета своей деятельности. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. А. С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, чтосемья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Вот что Макаренко говорил о принципе воспитания как таковом: «Истинная сущность воспитательной работы… заключается в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка… Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами – все это имеет для ребенка большое значение»[13]. То же в свое время отметил и Дюркгейм: «В социальной жизни нет периода и более того, можно сказать, нет ни минуты в течение дня, когда бы молодые поколения не вступали в контакт со старшими и не получали бы вследствие этого воспитательного влияния. Своим примером, произносимыми словами, совершаемыми действиями мы постоянно лепим душу своих детей»[14]. Однако семейное воспитание никогда не могло обеспечить адекватную подготовку ребенка ко все более многообразным и усложняющимся формам жизнедеятельности. Воспитание становится непосредственно общественным, государственным делом, требующим планирования, управления и систематической координации усилий отдельных институтов. Интересы обучения детей в школе и формирование гражданской позиции человека до наступления совершеннолетия требуют, чтобы к моменту поступления в школу все дети, независимо от социального и материального положения их родителей, географического расположения места жительства, этнических, половых различий были уже подготовлены физиологически, психологически, образовательно и культурно. От этого во многом зависит переход на непрерывную систему образования. Закономерно, что данная система берет свое начало с детского сада, где дошкольное образование осуществляется профессионалами-педагогами целенаправленно, организованно, согласно научно разработанным программам, с учетом потребностей детей в умственном и физическом развитии. Т.Ж. Калдыбаева выделяет следующие социальные функции детского дошкольного учреждения как одного из важных институтов общества: [15] - охрана и укрепление физического и психологического здоровья ребенка; - реализация прав детей на образование, на разностороннее развитие и общекультурную, психологическую подготовку к обучению в школе; - формирование социального характера в среде сверстников (в детском коллективе, в общении и активном взаимодействии); - компенсирование (восполнение) упущенного в развитии по причине ограниченности развивающих возможностей семьи и окружающей социальной среды; - создание благоприятных условий для общественного труда и личностного совершенствования женщин-матерей; - психолого-педагогическая и социально-просветительная работа с родителями и взрослыми в интересах формирования личности ребенка в дошкольный и последующий периоды жизни. Дошкольное образование и воспитание играют важную роль в социальной поддержке семей с детьми и другими насущными вопросами семейной политики. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 3 месяцев до 7 лет. Так, спектр целей и семейного, и дошкольного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания). Необходимость общественного дошкольного образования и воспитания доказывается системой аргументов, связанных с правами детей и их родителей, а также необходимостью развития личности ребенка и социализации в обществе сверстников и взрослых вне дома (приобретение навыков общения, элементарных знаний, навыков, умений и проч.). Соответствующая модель может быть названа «образовательной», а дошкольное образование рассматривается как часть общей системы образования. Психологи давно уже установили, что некоторые свойства личности и самосознание ребенка зависят от того, сколько людей ухаживали и заботились о нем в первые годы жизни. Сходные данные приводят и этнографы. «Множественное опекунство», когда за ребенком ухаживают наряду с родителями сиблинги (родные братья и сестры) и игровые группы, ярко выраженное у таитян, маори, самоанцев, гавайцев и ряда других народов, по-видимому, способствует развитию у ребенка повышенной чувствительности к мнению группы. Иными словами, «множественное опекунство» облегчает детям выработку навыков группового кооперативного поведения основанного на коллективной взаимозависимости. Эти выводы совпадают с наблюдениями психологов, сравнивавших детей, воспитанных исключительно в малодетной семье, с детьми, воспитанными при участии детского коллектива (ясли, детский сад и т. п.). Детская игровая группа ускоряет формирование коммуникативных навыков, помогает ребенку принимать на себя роль другого и умеряет детский эгоцентризм. Дети, воспитывающиеся только в семье, особенно – единственные дети, чаше проявляют эгоизм и испытывают трудности в общении со сверстниками. Зато коллективное воспитание нередко порождает чрезмерную зависимость от группы, оглядку на других, конформность.[16] А.Г. Харчев отметил, что «дошкольные детские учреждения, оказывая обществу большую посильную им помощь в уходе за детьми и их воспитании, не могут конкурировать с хорошей, нравственно здоровой семьей в главном: в эффективности развития интеллектуальных и эмоциональных способностей ребенка; для этого требуется его систематическое общение не только «по горизонтали», но и «по вертикали» – со старшими и младшими»[17]. Далее он говорит, что семья не всегда может адекватно подготовить ребенка к жизни в социуме, для этого и нужны детские сады и школы: «Семья закладывает фундамент личности, на школу падает главный труд по ее строительству; причем нередко школе же приходится заниматься и укреплением, а то и кардинальной перестройкой самого фундамента, ибо… пока что не всякая семья может в сфере воспитания хорошо делать то, что ей полагается делать в соответствии с законами становления психики, а значит и воспитательного труда»[18]. Итак, родительская семья остается важнейшим институтом социализации раннего детства. В ней формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Однако сейчас семья уже не играет той самодовлеющей роли, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Сказывается как развитие общественного воспитания (детские сады, школы), так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщин и т.д.), тем самым, снижается эффективность реализации воспитания детей. По мере урбанизации и модернизации значение общественных институтов и средств социализации неуклонно возрастает. Воспитание становится непосредственно общественным, государственным делом, требующим планирования, управления и систематической координации усилий отдельных институтов. Таким образом, для ребенка важно как семейное, так и внесемейное воспитание.
Глава II.ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 414. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |