Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Воспитание как социальный институт




 

Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Воспитание можно рассмат­ривать как общественное явление, как деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д.

Воспитание у А.В. Мудрика мыслится как один из субпроцессов социализации и определяется как «относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется»[8].

С точки зрения характера отношений участников процесса вос­питания, его определяют как целенаправленное воздействие пред­ставителей старших поколений на младшие, как взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений.

Согласно Дюркгейму: «Воспитание – это воздействие, оказываемое старшими поколениями на младшие поколения, которые еще не созрели для общественной жизни. Цель воспитания состоит в создании и развитии у ребенка определенного набора физических, интеллектуальных и нравственных качеств, требуемых от него и политической организацией общества в целом, и специфической средой, в которой ему, в частности, предстоит жить. Это воздействие постоянное и всеобщее»[9].

Теория воспитания Спенсера изложена в учебниках по истории педагогики. Главная мысль, которая в ней звучит, сводится к тому, что образование должно сослужить обществу пользу, а воспитание каждого человека должно быть практически ориентированным. Содержание и методы воспитания должны соответствовать этапам умственного развития ребенка, способствовать его активизации.

М.З. Ильчиков и Б.А. Смирнов в «Социологии воспитания» отмечают следующее: «Воспитание исторически возникает в связи с необходимостью удовлетворения социальной потребности в гармонизации общих и индивидуальных интересов, в связи с потребностью формирова­ния сознания и поведения индивидов с позиций интересов конкpeтнo-исторической общности»[10].

воспитание как социальный институт имеет определенные функции в общественной жизни:

– создание условий для относительно целенаправленного взра­щивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей в процессе воспитания;

– подготовка необходимого для функционирования и устойчи­вого развития общества «человеческого капитала», способного и го­тового к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

– обеспечение стабильности общественной жизни через транс­ляцию культуры, способствование ее преемственности, обновлению;

– социальная и духовно-ценностная селекция членов общества;

– адаптация членов общества к меняющейся социальной си­туации[11].

Выдающийся педагог-теоретик Дж. Дьюи понимал воспитание как метод социализации, смыслом которого является формирование гражданина, члена общества. В своей статье «Индивидуальная психология и воспитание» он писал: «Цель воспитания, по сути, всегда состояла в том, чтобы дать молодёжи те знания, которые необходимы ей для постоянного развития, постепенного становления человека как члена общества. Любое воспитание, в своих формах и методах, всегда является продуктом потребностей данного конкретного общества»[12].

Согласно позиции германского социолога Н. Лумана, и социализация, и воспитание – это механизмы формирования и изменения личности. По мысли Лумана, воспитание дополняет и корректирует результаты социализации. В фокусе социологического анализа Лумана воспитание реализуется как целенаправленная социализация, осуществляемая посредством коммуникации.

Таким образом, воспитание является частью (формой) социализации.

Виды воспитания принципиально отличаются ха­рактером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания. Так, в семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, детей, роди­телей, бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеет кровнородствен­ный характер.

Социальное и коррекционное воспитание осуществляется в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (индивидуальных – воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых – коллективов; социальных – организаций, органов уп­равления и др.) имеет институционально-ролевой характер.

Воспитание, в отличие от стихийного формирования личности, осуществляет свои задачи с большей надежностью, стабильностью и эффективностью. Это происходит за счет: сознательного выдвижения и реализации воспитательных целей; определенной организации и контроля этого процесса; наличия специально подготов­ленных людей, концентрации ими своих усилий на решение вос­питательных задач, взаимодействия и координации между ними по поводу предмета своей деятельности.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем дет­стве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным.

А. С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, чтосемья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка.

Вот что Макаренко говорил о принципе воспитания как таковом: «Истинная сущность воспитательной работы… заключается в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка… Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами – все это имеет для ребенка большое значение»[13].

То же в свое время отметил и Дюркгейм: «В социальной жизни нет периода и более того, можно сказать, нет ни минуты в течение дня, когда бы молодые поколения не вступали в контакт со старшими и не получали бы вследствие этого воспитательного влияния.

Своим примером, произносимыми словами, совершаемыми действиями мы постоянно лепим душу своих детей»[14].

Од­нако семейное воспитание никогда не могло обеспечить адекват­ную подготовку ребенка ко все более многообразным и усложня­ющимся формам жизнедеятельности.

Воспитание становится непосредственно общественным, государ­ственным делом, требующим планирования, управления и систематической координации усилий отдельных институтов.

Интересы обучения детей в школе и формирование гражданской позиции человека до наступления совершеннолетия требуют, чтобы к моменту поступления в школу все дети, независимо от социального и материального положения их родителей, географического расположения места жительства, этнических, половых различий были уже подготовлены физиологически, психологически, образовательно и культурно. От этого во многом зависит переход на непрерывную систему образования. Закономерно, что данная система берет свое начало с детского сада, где дошкольное образование осуществляется профессионалами-педагогами целенаправленно, организованно, согласно научно разработанным программам, с учетом потребностей детей в умственном и физическом развитии.

Т.Ж. Калдыбаева выделяет следующие социальные функции детского дошкольного учреждения как одного из важных институтов общества: [15]

- охрана и укрепление физического и психологического здоровья ребенка;

- реализация прав детей на образование, на разностороннее развитие и общекультурную, психологическую подготовку к обучению в школе;

- формирование социального характера в среде сверстников (в детском коллективе, в общении и активном взаимодействии);

- компенсирование (восполнение) упущенного в развитии по причине ограниченности развивающих возможностей семьи и окружающей социальной среды;

- создание благоприятных условий для общественного труда и личностного совершенствования женщин-матерей;

- психолого-педагогическая и социально-просветительная работа с родителями и взрослыми в интересах формирования личности ребенка в дошкольный и последующий периоды жизни.

Дошкольное образование и воспитание играют важную роль в социальной поддержке семей с детьми и другими насущными вопросами семейной политики.

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 3 месяцев до 7 лет.

Так, спектр целей и семейного, и дошкольного воспитания включает в себя при­витие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, лич­ностное развитие; культивирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания).

Необходимость общественного дошкольного образования и воспитания доказывается системой аргументов, связанных с правами детей и их родителей, а также необходимостью развития личности ребенка и социализации в обществе сверстников и взрослых вне дома (приобретение навыков общения, элементарных знаний, навыков, умений и проч.). Соответствующая модель может быть названа «образовательной», а дошкольное образование рассматривается как часть общей системы образования.

Психологи давно уже установили, что некоторые свойства личности и самосозна­ние ребенка зависят от того, сколько людей ухаживали и заботились о нем в первые годы жизни. Сходные данные приводят и этнографы. «Множественное опекунство», когда за ребенком уха­живают наряду с родителями сиблинги (родные братья и сестры) и игровые группы, ярко выраженное у таитян, маори, самоанцев, гавайцев и ряда других народов, по-видимому, способствует развитию у ребенка повы­шенной чувствительности к мнению группы.

Иными словами, «множественное опекун­ство» облегчает детям выработку навыков группового коопера­тивного поведения основанного на коллективной взаимозависимости.

Эти выводы совпадают с наблюдениями психологов, сравни­вавших детей, воспитанных исключительно в малодетной семье, с детьми, воспитанными при участии детского коллектива (ясли, детский сад и т. п.). Детская игровая группа ускоряет формирова­ние коммуникативных навыков, помогает ребенку принимать на себя роль другого и умеряет детский эгоцентризм. Дети, воспиты­вающиеся только в семье, особенно – единственные дети, чаше проявляют эгоизм и испытывают трудности в общении со сверст­никами. Зато коллективное воспитание нередко порождает чрезмерную зависимость от группы, оглядку на других, конформность.[16]  

А.Г. Харчев отметил, что «дошкольные детские учреждения, оказывая обществу большую посильную им помощь в уходе за детьми и их воспитании, не могут конкурировать с хорошей, нравственно здоровой семьей в главном: в эффективности развития интеллектуальных и эмоциональных способностей ребенка; для этого требуется его систематическое общение не только «по горизонтали», но и «по вертикали» – со старшими и младшими»[17].

Далее он говорит, что семья не всегда может адекватно подготовить ребенка к жизни в социуме, для этого и нужны детские сады и школы: «Семья закладывает фундамент личности, на школу падает главный труд по ее строительству; причем нередко школе же приходится заниматься и укреплением, а то и кардинальной перестройкой самого фундамента, ибо… пока что не всякая семья может в сфере воспитания хорошо делать то, что ей полагается делать в соответствии с законами становления психики, а значит и воспитательного труда»[18].

Итак, родительская семья остается важнейшим институтом социали­зации раннего детства. В ней формируются основы характера чело­века, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Однако сейчас семья уже не играет той самодовлеющей роли, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Сказывается как развитие общественного воспитания (детские сады, школы), так и изменение структуры и функций самой семьи (ос­лабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщин и т.д.), тем самым, снижается эффективность реализации воспитания детей.

По мере урбанизации и модернизации значение общественных институтов и средств социализации неуклонно возрастает. Воспитание становится непосредственно общественным, государ­ственным делом, требующим планирования, управления и систематической координации усилий отдельных институтов.

Таким образом, для ребенка важно как семейное, так и внесемейное воспитание.

 

Глава II.ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 324.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...