![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общетеоретический анализ социализацииСтр 1 из 4Следующая ⇒
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И В СЕМЬЕ Курсовая работа студентки группы И-401 Куликовой Ю.С. Научный руководитель Русских Л.В. Челябинск 2011
Введение……………………………………………………………………… 3 Глава 1. Воспитание и социализация как социально-педагогические явления § 1. Общетеоретический анализ социализации ……….…………………… 5 § 2. Воспитание как социальный институт ………………………………… 12 Глава 2. Эмпирический анализ дошкольного воспитания § 1. Анализ социологических исследований в области дошкольного воспитания, проводимых ранее в стране ………….……………................... 20 § 2. Результаты количественного исследования и их интерпретация ………………………………………………………………………………….. 27 Заключение……………………………………………………......................... 33 Список литературы…………………………………………………..……….. 35 ВВЕДЕНИЕ
Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время проходит самый незащищенный ее этап. Детство представляет собой особое состояние, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождение его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств зрелого человека. Социализация – кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания. Вмешательство в развитие человека в виде его воспитания должно совершаться в самом раннем детстве. Поэтому важно проследить, как осуществляется дошкольное воспитание ребенка в контексте его социализации, рассмотреть особенности социализации детей в современном, быстро изменяющемся мире, посмотреть, как осуществляется и взаимодействует друг с другом воспитание в семье и воспитание с помощью других социальных институтов, таких как детские дошкольные учреждения. Тема социализации подрастающего поколения является одной из ведущих для целого ряда общественных дисциплин: философии, социологии, психологии, педагогики. Принято считать, что ребенка и мир детства изучают только педагоги и психологи. Это не совсем так. Развитие и воспитание ребенка протекают в определенной социальной и культурной среде, неразрывно связанной с другими сторонами общественной жизни и находящейся в состоянии исторического развития и изменения. Изучением этих взаимосвязей занимаются такие новые, возникшие во второй половине XX в., научные дисциплины, как история детства, этнография (антропология) детства и социология детства. Социальные проблемы детства исследуются в рамках социологии семьи, образования, молодежи и т.д. Проблемами социализации занимались Г. Гегель, Т. Парсонс, Э.Дюркгейм – «Социология образования», Ч.Х. Кули – «Первичные группы», Дж. Мид, Н. Смелзер, Э. Гидденс, П. Бергер и Т. Лукман – «Социальное конструирование реальности», П. Бурдье, М. Мид – «Культура и мир детства» и т.д. В рамках психологии представлены теории развития личности З.Фрейда, Э.Эриксона – «Идентичность: юность и кризис», Ж.Пиаже – «Суждение и рассуждение ребенка», а также разработки отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. Раскрытию сущности и содержания этого процесса посвящены работы И.С. Кона – «Ребенок и общество», А.В. Мудрика – «Социализация человека». Проблемой воспитания занимались: Э.Дюркгейм, Дж. Дьюи, Г.Спенсер, А.С. Макаренко, М. З. Ильчиков и Б.А. Смирнов, А.Г. Харчев. Целью данной работы, является рассмотрение особенностей дошкольного воспитания и социализации детей. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
3. провести анализ социологических исследований дошкольного воспитания, проводимых ранее в стране. 4. проанализировать результаты и дать интерпретацию, проведенному исследованию. Курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава дает общетеоретический анализ социализации и рассматривает воспитание как социальный институт. Вторая глава содержит анализ эмпирических исследований, которые проводились в стране, а так же анализ и интерпретацию собственного исследования. Глава I. Воспитание и социализация как социально-педагогические явления Общетеоретический анализ социализации Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализацию» употребил его в значении, близком к современному, – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». В философии Гегелем была рассмотрена социализация как «усвоение будущим гражданином определенных норм поведения, определенной суммы общественно удостоверенных нормативов»[1]. В социологии одними из первых теоретическим анализом социализации, воспитания и образования начали заниматься Г. Спенсер и Э. Дюркгейм. Спенсер считал, что человек по своей естественной природе в значительной мере антисоциален, он становится социальным существом благодаря прохождению через средоточие социальных институтов: домашних, обрядовых, политических, церковных и др., которые являются механизмами самоорганизации совместной деятельности людей. Э. Дюркгейм понимал социализацию как средство воспроизведения обществом условий своего существования, при этом связал ее с будущим этого общества – молодежью. Он связывал социализацию с воспитанием, Усвоение роли «обобщенного другого» в концепции Дж. Мида предполагает обучение тому, как хорошо себя вести, быть аккуратным, говорить правду и т.д. Лишь с появлением у ребенка абстрактной концепции общества у него может сформироваться ясное представление о собственной личности. «Личность» и «общество» во внутреннем опыте ребенка составляют две стороны одной медали. На основе наблюдений за поведением детей Ч.Х. Кули пришел к выводу, что человек обретает свое «Я», представляя, как он воспринимается другими людьми. Кули назвал этот образ «зеркальным отражением». Каждый из нас есть «продукт представлений других людей о нас», стало быть, гордость и унижение - это специфические реакции на себя глазами других людей. Американский социолог и этнограф Маргарет Мид полагала, что «в детях нужно воспитывать чувство многообразия жизненных стилей, чтобы каждый мог сделать выбор по своему нраву». Точно так же и «молодежь сама должна вырабатывать у себя новые стили поведения и служить образцом для своих сверстников»[2]. Именно Мид, в частности, на много лет вперед определила особый интерес психологической антропологии к исследованиям детства: практике воспитания детей, и, прежде всего, – к обычаям ухода за младенцами, специфике детского туалета. По Парсонсу, интеграция индивида в социальную систему происходит путем интернализации (внутреннего приятия) общепринятых норм на основе идентификации индивида со значимыми фигурами (например, в детстве – с фигурой отца или матери, в подростковом возрасте – с фигурой лидера и т.д.). В концепции Э.Г. Эриксона этапы социализации связаны с жизненными циклами. Ее автор понимал социализацию не только как индивидуальный, но и, в значительной мере, как коллективный процесс, который формируется, в том числе, и благодаря механизму идентификации индивида со своей группой, народом, обществом. По мнению Эриксона, «идентичность» выражает «сущность уникального развития самой личности». «Идентичность» представляется Эриксоном «лишь одним из понятий более широкой концепции жизненного цикла человека» – концепции, которая трактует «детство как последовательный процесс развертывания личности через фазоспецифические психосоциальные кризисы»[3]. Эриксон выделил восемь фаз: младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, юность, ранняя взрослость, взрослость, зрелость. Отечественные ученые также проявляли интерес к процессу социализации. В работах Л.С. Выготского, А.Л. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии дан анализ соотношения биологического и социального в человеке, где приоритет отводится социокультурному фактору. Иными словами, социализация, по мнению советских ученых, это процесс превращения индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноценного члена общества. Так, например, И. С. Кон определил социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность». Итак, несмотря на все многообразие концепций, в современной теории социализации, по мнению социального психолога А.В. Мудрика,[4] сформированы два подхода, расходящиеся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации. Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным (общество – субъект воздействия, а человек – его объект). У истоков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский – Толкотт Парсонс. Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида. Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. П. Бергер и Т. Лукман также выделяют две основные формы социализации: первичную и вторичную, полагая, что решающее значение для судьбы индивида и функционирования общества имеет первичная социализация: «При первичной социализации нет никаких проблем с идентификацией, поскольку нет выбора значимых других... Родителей не выбирают... Так как у ребенка нет выбора значимых других, его идентификация с ними оказывается квазиавтоматической... Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единственно существующий и единственно мыслимый. Именно поэтому мир, интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации»[5]. Согласно Бергеру и Лукману, «вторичная социализация представляет собой интернализацию институциональных или институционально обоснованных подмиров... Вторичная социализация есть приобретение специфически ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда»[6]. Таким образом, нет единства мнений по поводу того, через какие стадии, этапы или фазы проходит процесс социализации. По степени завершенности этот процесс можно разделить на 2 крупные стадии – начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация – в основном область приписываемых статусов, завершающаяся – сфера достигаемых. Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. Они играют важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление. К ним относятся люди и социальные институты. Поскольку социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации – те люди, которые связаны с вами личными отношениями (родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок). Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее, окружение человека. Так, например, Ч.Кули считал семью «первичной», потому что она является первой группой, благодаря которой осуществляется процесс социализации младенца. Именно Кули впервые ввел понятие «первичная группа» (1909 г). К ним он также относил группы друзей и группы ближайших соседей. В своей работе с одноименным названием «Первичные группы» он писал: «Под первичными группами я подразумеваю группы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями (associations) и сотрудничеством. Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом из-за того, что являются фундаментом для формирования социальной природы и идеалов индивида»[7]. Агенты вторичной социализации – те, кто связан с вами формально-деловыми отношениями (представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.). Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное воздействие на человека. И.С.Кон выделил несколько типов социализаторов: - Функционально, по характеру их влияния, это опекуны (лица, осуществляющие уход за ребенком), авторитеты, дисциплинаторы и учителя-наставники; эти функции могут совмещаться в одном лице, а могут и расходиться. - По семейной принадлежности это могут быть родители, другие члены семьи (деды и бабки, тетки и дядья по отцовской и материнской линиям, братья и сестры, прочие родственники и домочадцы) и неродственники (соседи, компаньоны по играм, учителя). - По возрасту социализаторы могут быть взрослыми, старшими детьми или сверстниками и т.п. Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах. Итак, опираясь на многочисленные трактовки социализации, за основу в рамках данной работы будет взято определение, основанное на субъект-субъектном подходе к теории социализации. Таким образом, социализация – это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 512. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |