Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общетеоретический анализ социализации




СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И В СЕМЬЕ

Курсовая работа

студентки группы И-401

Куликовой Ю.С.

Научный руководитель

Русских Л.В.

Челябинск 2011
СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………… 3                                         

Глава 1. Воспитание и социализация как социально-педагогические явления

§ 1. Общетеоретический анализ социализации ……….…………………… 5

§ 2. Воспитание как социальный институт ………………………………… 12

Глава 2. Эмпирический анализ дошкольного воспитания

§ 1. Анализ социологических исследований в области дошкольного воспитания, проводимых ранее в стране ………….……………................... 20

§ 2. Результаты количественного исследования и их интерпретация ………………………………………………………………………………….. 27                                                                             

Заключение……………………………………………………......................... 33

Список литературы…………………………………………………..……….. 35


ВВЕДЕНИЕ

 

Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время проходит самый незащищенный ее этап. Детство представляет собой особое состояние, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождение его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств зрелого человека. Социализация – кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания. Вмешательство в развитие человека в виде его воспитания должно совершаться в самом раннем детстве.

Поэтому важно проследить, как осуществляется дошкольное воспитание ребенка в контексте его социализации, рассмотреть особенности социализации детей в современном, быстро изменяющемся мире, посмотреть, как осуществляется и взаимодействует друг с другом воспитание в семье и воспитание с помощью других социальных институтов, таких как детские дошкольные учреждения.

Тема социализации подрастающего поколения является одной из ведущих для целого ряда общественных дисциплин: философии, социологии, психологии, педагогики.

Принято считать, что ребенка и мир детства изучают только педагоги и психологи. Это не совсем так. Развитие и воспитание ребенка протекают в определенной социальной и культур­ной среде, неразрывно связанной с другими сторонами обще­ственной жизни и находящейся в состоянии исторического раз­вития и изменения. Изучением этих взаимосвязей занимаются та­кие новые, возникшие во второй половине XX в., научные дисциплины, как история детства, этнография (антропология) детства и социология детства. Социальные проблемы детства исследуются в рамках социологии семьи, образования, молодежи и т.д.

Проблемами социализации занимались Г. Гегель, Т. Парсонс, Э.Дюркгейм – «Социология образования», Ч.Х. Кули – «Первичные группы», Дж. Мид, Н. Смелзер, Э. Гидденс, П. Бергер и Т. Лукман – «Социальное конструирование реальности», П. Бурдье, М. Мид – «Культура и мир детства» и т.д.

В рамках психологии представлены теории развития личности З.Фрейда, Э.Эриксона – «Идентичность: юность и кризис», Ж.Пиаже – «Суждение и рассуждение ребенка», а также разработки отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. Раскрытию сущности и содержания этого процесса посвящены работы И.С. Кона – «Ребенок и общество», А.В. Мудрика – «Социализация человека».

Проблемой воспитания занимались: Э.Дюркгейм, Дж. Дьюи, Г.Спенсер, А.С. Макаренко, М. З. Ильчиков и Б.А. Смирнов, А.Г. Харчев.

Целью данной работы, является рассмотрение особенностей дошкольного воспитания и социализации детей.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. провести общетеоретический анализ социализации;
  2. рассмотреть понятие воспитания как социального института

3. провести анализ социологических исследований дошкольного воспитания, проводимых ранее в стране.

4. проанализировать результаты и дать интерпретацию, проведенному исследованию.

Курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава дает общетеоретический анализ социализации и рассматривает воспитание как социальный институт.

Вторая глава содержит анализ эмпирических исследований, которые проводились в стране, а так же анализ и интерпретацию собственного исследования.





Глава I. Воспитание и социализация как социально-педагогические явления

Общетеоретический анализ социализации

Автором термина «социализация» приме­нительно к человеку является аме­риканский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализацию» употребил его в значении, близком к современному, – «развитие социальной природы или характера индиви­да, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

В философии Гегелем была рассмотрена социализация как «усвоение будущим гражданином определенных норм поведения, определенной суммы общественно удостоверенных нормативов»[1].

В социологии одними из первых теоретическим анализом социализации, воспитания и образования начали заниматься Г. Спенсер и Э. Дюркгейм.

Спенсер считал, что человек по своей естественной природе в значи­тельной мере антисоциален, он становится социальным существом благо­даря прохождению через средоточие социальных институтов: домашних, обрядовых, политических, церковных и др., которые являются механизмами самоорганизации совместной деятельности людей.

Э. Дюркгейм понимал социализацию как средство воспроизведения обществом условий своего существования, при этом связал ее с будущим этого общества – молодежью. Он связывал социализацию с воспитанием,

Усвоение роли «обобщенного другого» в концепции  Дж. Мида предполагает обучение тому, как хорошо себя вести, быть аккуратным, говорить правду и т.д. Лишь с появлением у ребенка абстрактной концепции общества у него может сформироваться ясное представление о собственной личности. «Лич­ность» и «общество» во внутреннем опыте ребен­ка составляют две стороны одной медали.

На основе наблюдений за поведением детей Ч.Х. Кули пришел к выводу, что человек обретает свое «Я», представляя, как он воспринимается другими людьми. Кули назвал этот образ «зеркальным отражением». Каждый из нас есть «продукт представлений других людей о нас», стало быть, гордость и унижение - это специфические реакции на себя глазами других людей.

Американский социолог и этнограф Маргарет Мид полагала, что «в детях нужно воспитывать чувство многообразия жизненных стилей, чтобы каждый мог сделать выбор по своему нраву». Точно так же и «молодежь сама должна вырабатывать у себя новые стили поведения и служить образцом для своих сверстников»[2].

Именно Мид, в частности, на много лет вперед определила особый интерес психологической антропологии к исследо­ваниям детства: практике воспитания детей, и, прежде всего, – к обычаям ухода за младенцами, специфике детского туалета.

По Парсонсу, интегра­ция индивида в социальную систему происходит путем интернализации (внутреннего приятия) общепринятых норм на основе идентификации индивида со зна­чимыми фигурами (например, в детстве – с фигурой отца или матери, в подростковом возрасте – с фигурой лидера и т.д.).

В концепции Э.Г. Эриксона этапы социализа­ции связаны с жизненными циклами. Ее автор понимал социализацию не только как индивидуальный, но и, в значительной мере, как коллективный процесс, который формируется, в том числе, и благодаря механизму иден­тификации индивида со своей группой, народом, обществом. По мнению Эриксона, «идентичность» выражает «сущность уникального развития самой личности». «Идентичность» представляется Эриксоном «лишь одним из понятий более широкой концепции жизненного цикла человека» – кон­цепции, которая трактует «детство как последовательный процесс развер­тывания личности через фазоспецифические психосоциальные кризисы»[3]. Эриксон выделил восемь фаз: младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, юность, ранняя взрослость, взрослость, зрелость.

Отечественные ученые также проявляли интерес к процессу социализации. В работах Л.С. Выготского, А.Л. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии дан анализ соотношения биологического и социального в человеке, где приоритет отводится социокультурному фактору. Иными словами, социализация, по мнению советских ученых, это процесс превращения индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноценного члена общества.

Так, например, И. С. Кон определил социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность».

Итак, несмотря на все многообразие концепций, в современной теории социализации, по мнению социального психолога А.В. Мудрика,[4] сформированы два подхода, расходящиеся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.

Первый подход утверждает или предполагает пассивную пози­цию человека в процессе социализации, а саму социализацию рас­сматривает как процесс его адаптации к обществу, которое форми­рует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культу­рой. Этот подход может быть назван субъект-объектным (общест­во – субъект воздействия, а человек – его объект). У истоков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американ­ский – Толкотт Парсонс.

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптирует­ся к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъект­ный. Основоположниками такого подхода можно считать амери­канцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида.

Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию мож­но трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодейст­вии человека со стихийными, относительно направляемыми и целена­правленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека.

П. Бергер и Т. Лукман также выделяют две основные формы социализации: первичную и вторичную, полагая, что решающее значение для судьбы ин­дивида и функционирования общества имеет первичная социализация: «При первичной социализации нет никаких проблем с идентификацией, поскольку нет выбора значимых других... Родителей не выбирают... Так как у ребенка нет выбора значимых других, его идентификация с ними ока­зывается квазиавтоматической... Ребенок интернализирует мир своих зна­чимых других не как один из многих возможных миров, а как единствен­но существующий и единственно мыслимый. Именно поэтому мир, интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации»[5].

Согласно Бергеру и Лукману, «вторичная социализация представляет собой интернализацию институциональных или инсти­туционально обоснованных подмиров... Вторичная социализация есть при­обретение специфически ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда»[6].

Таким образом, нет единства мнений по поводу того, через какие стадии, этапы или фазы проходит процесс социализации. По степени завершенности этот процесс можно разделить на 2 крупные стадии – начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация – в основном область приписываемых статусов, завершающаяся – сфера достигаемых.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. Они играют важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление. К ним относятся люди и социальные институты.

Поскольку социализация подразделяется на два вида – ­первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делят­ся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации – те люди, которые связаны с вами личными отношениями (родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок). Тер­мин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосред­ственное, или ближайшее, окружение человека.

 Так, например, Ч.Кули считал семью «первичной», потому что она является первой группой, благодаря которой осущест­вляется процесс социализации младенца.

Именно Кули впервые ввел понятие «первичная группа» (1909 г). К ним он также относил группы друзей и группы бли­жайших соседей. В своей работе с одноименным названием «Первичные группы» он писал: «Под первичными группами я подразумеваю группы, характери­зующиеся тесными, непосредственными связями (associations) и сотрудничеством. Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом из-за того, что являются фундаментом для формирования социальной природы и идеалов индивида»[7].

Агенты вторичной социа­лизации – те, кто связан с вами формально-деловыми отношениями (представители администрации школы, университета, предпри­ятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.). Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное воздействие на человека.

И.С.Кон выделил несколько типов социализаторов:

- Функционально, по характеру их влияния, это опеку­ны (лица, осуществляющие уход за ребенком), авторитеты, дисц­иплинаторы и учителя-наставники; эти функции могут совме­щаться в одном лице, а могут и расходиться.

- По семейной принадлежности это могут быть роди­тели, другие члены семьи (деды и бабки, тетки и дядья по отцов­ской и материнской линиям, братья и сестры, прочие родствен­ники и домочадцы) и неродственники (соседи, компаньоны по играм, учителя).

- По возрасту социализаторы могут быть взрослыми, стар­шими детьми или сверстниками и т.п.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами.

Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социаль­ного слоя, того или иного возраста социали­зируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты матери­альной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практиче­ской деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

Итак, опираясь на многочисленные трактовки социализации, за основу в рамках данной работы будет взято определение, основанное на субъект-субъектном подходе к теории социализации. Таким образом, социализация – это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодейст­вии человека со стихийными, относительно направляемыми и целена­правленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 425.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...