Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стратегическое управление персоналом.




Ключевые характеристики управления Оперативное управление Стратегическое управление
Преимущественная концентрация внимания менеджмента Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов (человеческих) Взгляд вне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении
Учет фактора времени Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу Ориентация на долгосрочную перспективу
Основные факторы построения системы управления Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология Люди, системы информационного обеспечения, рынок
Управление персоналом Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и функций Взгляд на работников как на основу организации, ее основную ценность и источник ее благополучия

 

2. Методы стимулирования работников.

Стимулирование - это процесс использования различных стимулов для мотивирования людей, где стимулы выполняют роль рычагов воздействия , вызывающих действие определенных мотивов. Цель стимулирования - не вообще побудить человека работать, а побудить его делать лучше то, что обусловлено трудовыми отношениями. Стимулирование делится на:

       1)Материальное стимулирование.

                   Материальное денежное стимулирование использует денежные средства, как стимул. Сюда относятся оплата по тарифам и окладам, премии, депремирование и др. Предмет потребности - деньги.

                   Материальное неденежное стимулирование управляет объектом посредством материальных благ, которые по каким - либо причинам затруднены для приобретения за деньги (жилье, путевки, др. материальные блага), т. е. Предмет потребности - набор жизненно важных материальных благ.

       2)Моральное стимулирование.

         Морально-социальныестимулы - создание необходимых условий высокопроизводительного труда. К таким условиям относят: оптимальную организацию рабочего места, отсутствие отвлекающих шумов (особенно монотонных), достаточную освещенность, темп, режим труда и др.             Морально-психологические стимулы. Возможность достижения поставленной цели. Признание. Людям необходимо знать что их достижения оценены должным образом. Ответственность. Можно создать у людей побудительные мотивы, предоставив им большую ответственность за выполненную работу. Влияние. Побудительным мотивом для людей может быть стремление к власти.

 

Билет 11.

1. Японская модель управления персоналом. Японские руководители и специалисты по управлению предпочитают термин "управление людьми", подчеркивая необходимость воздействия на персонал, основанные на глубоком понимании человеческой психологии и эффективные социально-психологические методы.Японские корпорации управляют своими служащими таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую технику управления кадрами(эффективные системы заработной платы, анализ организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и др.)Японские корпорации больше используют преданность своих служащих компаниям. Сильное отождествление служащих с корпорацией создает крепкую мораль и ведет к высокой эффективности. Японская система управления стремится усиливать это отожествление, доводя его даже до жертвенности интересам фирмы. Управление, включает четыре основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Ключевым аспектом японского менеджмента является управление персоналом. То ключевое значение, которое придается этому направлению , является признанием того факта, что именно он является фундаментом успехов фирмы во всех аспектах и направлениях управления. Основной чертой и особенностью японского менеджмента является то, что управление фирмами строится в зависимости от возможностей человека, а не машины или производственных функций. Эта особенность стала основополагающей. Поэтому в японских фирмах с течением времени сложилась развитая схема управления человеческими ресурсами, которую можно представить в виде следующейтаблицы.

Стратегия Концептуальные установки Методы  
  Преимущественная ориентация на эффективное использование "человеческого фактора" в управлении     Система долгосрочного (пожизненного) найма     Развитая система морально-психологического и материального стимулирования     Развитая система интеграции персонала   Медленное продвижение по лестнице (принцип "старшинства") Комплексная система оценки эффективности Горизонтальная ротация кадров   Ориентация на групповые методы работы Взаимозаменяемость кадров. Универсализм в профессиональной подготовке.   Постоянная переподготовка кадров по принципу "сверху вниз" Развитая система коммуникации и взаимодействия Внешнее сглаживание социальных различий между руководством   и рабочими Консультативный (групповой) характер принятия решений Повышенное внимание к работнику

Японский служащий тесно отожествляет себя с нанявшей его корпорацией. Как высшие должностные лица, так и рядовые - считают себя представителями корпорации. В Японии каждый работающий убежден, что он важное и необходимое лицо для своей компании. Другим проявлением является то, что японский работник в ответ на вопрос о его занятии называет компанию, где он работает. Многие служащие редко берут дни отдыха, и часто не полностью используют свой оплачиваемый отпуск, так как убеждены, что их долг работать, когда компания в этом нуждается, тем самым проявляя свою преданность компании. Японские корпорации гарантируют своим служащим работу и используют систему вознаграждений, основанную на трудовом стаже, для того, чтобы предотвратить уход работника в другую фирму. Перешедший в другую компанию лишается стажа и начинает все сначала. Вся система пожизненного найма основана на гарантии занятости работника и на гарантии его продвижения. В свою очередь, каждый служащий или рядовой работник получает удовлетворение от собственной эффективности в работе, зная, что его действия когда-нибудь будут обязательно оценены. Занятость в Японии это не только вопрос контракта между работодателем и работником. Она имеет эмоциональный и моральный подтекст.

2. Мотивация трудового поведения. Трудовое поведение определяется мотивацией трудовой деятельности, которая в свою очередь формируется под воздействием потребностей, интересов, ценностей, ценностных ориентаций, мотивов, установок. Потребности выступают глубинными источниками возникновения интересов. Интересы формируют мотивы и ценности. В свою очередь на интересы и ценности оказывает непосредственное влияние трудовая ситуация, складывающаяся из совокупности плановых и оценочных показателей, административных решений и системы стимулов. Между мотивами и ценностными ориентациями существует обратная связь, т.е. они взаимно воздействуют друг на друга. Мотивы, установки и ценностные ориентации напрямую формируют трудовое поведение. Общая схема механизма регулирования:

Билет 12.

1.Функции управления персоналом.

Планирование кадров
Вербовка персонала
Отбор персонала
Зарплата и льготы (мотивация)
Профессиональная адаптация
Обучение
Аттестация (оценка эффективности)
Перестановка и подготовка руководителей

К важным функциям кадровых служб - относят оформление личных дел, регистрация и исполнение кадровых решений, расстановка кадров, составление должностных инструкций и т.п. технические задачи. Эти традиционные функции сохранились, но они уже не определяют главное содержание кадровой работы. (около 10% от общего времени).

2. Западные модели управления персоналом. Общими критериями по подбору кадров являются образование, практический опыт работы, психологическая совместимость, умение работать в коллективе. Руководящие кадры в фирме назначаются. Условия труда: внедрение автоматизации в производстве внесло существенные изменения условий труда персонала: замена жестких перечней профессий и должностных инструкций более широкими, приемлемыми и удобными для работников; - уменьшением объема работы в центральных службах и сокращением административного аппарата; переход на гибкие формы оплаты труда; объединение инженеров, ученых и производственников в сквозные  – проектно-целевые группы.. Фирмы ориентируются на узкую специализацию менеджеров, инженеров и ученых. Американские специалисты- профессионалы в узкой области знаний, и поэтому продвижение их по иерархии управления происходит только по вертикали. Финансист - будет делать карьеру только в этой области. Это ограничивает возможности продвижения по уровням управления, обуславливает текучесть управленческих кадров, их переход из одной фирмы в другую. При приеме на работу все кандидаты проходят тестирование для выявления профподготовки. Обычно каждая фирма разрабатывает свои критерии отбора и порядок найма работников. После приема на работу проводится процедура введения в должность, когда работника знакомят с его обязанностями по инструкциям, соответствующим его узкой специализации, деятельностью фирмы в целом и ее организационной структурой. В американских фирмах увольнение персонала, включая менеджеров, всегда сопровождается серией оценочных и воспитательных приемов, за исключением экстремальных ситуаций (воровство, мошенничество, очевидное нарушение порядка). Оценка каждого работника проводится один или два раза в год. Результаты проведенной оценки обсуждаются работниками и его начальником и подписываются ими. Они содержат перечень недостатков в работе и путей их ликвидации, а также, в случае необходимости, предупреждение об увольнении или о том, что дальнейшее пребывание в должности зависит от улучшения работы. Окончательное решение об увольнении работника принимает руководитель на два-три уровня выше непосредственного начальника. Причины увольнения обсуждаются с представителями профсоюза в соответствии с трудовым соглашением. Работник в любом случае может обжаловать решение об увольнении на более высоком уровне руководства или через суд. В некоторых фирмах имеются комиссии по трудовым спорам, которые разбирают жалобы работников в связи с увольнением. В состав таких комиссий входят как представители администрации, так и рабочие.В большинстве фирм в современных условиях преобладает тенденция к сокращению числа работников функциональных служб в процессе реорганизации фирмы в целом.

Билет 13.

1. Информационное обеспечение управления персоналом. - собой совокупность реализованных решений по объему, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системе управления. Оно включает оперативную информацию, нормативно-справочную информацию (НСИ), классификаторы технико-экономической информации и системы документации (унифицированные и специальные).

Внемашинное информационное обеспечение включает: систему классификации и кодирования информации; системы управленческой документации; систему организации, хранения, внесения изменений в документацию Обмен информацией реализуется в виде движения документов между управляемой и управляющей системами: от органа управления к объекту следуют документы, содержащие плановую информацию (приказы, распоряжения, плановые задания, планы-трафики и т.п.); по линии обратной связи - от объекта к органу управления -следуют документы, содержащие учетно-отчетную информацию (информация о текущем или прошлом состоянии объекта управления). Внемашинное информационное обеспечение позволяет провести идентификацию объекта управления, формализовать информацию, представить данные в виде документов.

Внутримашинное информационное обеспечение содержит массивы данных, формирующие информационную базу системы на машинных носителях, а также систему программ организации, накопления, ведения и доступа к информации этих массивов. Основным элементом внутримашинного ИО является информационный массив, представляющий собой совокупность однородных записей. Структура массива, состав, порядок следования записей в массиве не зависят от типа машинного носителя. Поэтому на логическом уровне оценивается структура информационного массива, а на физическом уровне осуществляется реализация информационной базы с использованием современных технических средств.

К разработке информационного обеспечения службы управления персоналом предъявляется ряд организационно-методических требований: рациональная интеграция обработки информации при минимальном дублировании информации в информационной базе, сокращение числа форм документов; возможность машинной обработки информации, содержащейся в документах и во внутримашинной сфере; необходимая избыточность информационного обеспечения, позволяющая пользователям различного уровня получать информацию с различной степенью детализации.

2. Аутплейсмент. Аутплейсмент (англ. outplacement) — 1)консультации по трудоустройству сокращаемых сотрудников за счет бывшего работодателя. 2)услуга по консультированию и продвижению на рынок труда сокращаемого персонала. 3)услуга по организации процесса увольнения сотрудников наиболее щадящим способом, форма расторжения трудовых отношений между компанией и работниками, предусматривающая привлечение специализированных организаций в целях оказания помощи в трудоустройстве уволенным сотрудникам. Аутплейсмент, как вид HR-консалтинга, оказывают кадровые и рекрутинговые агентства. Потребность в нем возникает в случаях реорганизации компании, необходимости сокращения персонала. Суть услуги сводится к тому, что компания вынуждена расстаться с компетентным и квалифицированным сотрудником, для которого нет места в компании. Аутплейсмент позволяет смягчить негатив от самого факта увольнения, проявить заботу о человеке и таким образом, кроме помощи в трудоустройстве, сохраняет позитивный имидж компании в глазах увольняемых сотрудников. Позитивный имидж оказывает влияние и на тех, кто продолжает работу в компании. Основные преимущества аутплейсмента:

Ø Применение аутплейсмента при увольнении помогает избежать многих судовых разбирательств и других проблем, связанных с увольнением.

Ø Иногда бывший работник компании может ей помочь в каком-то вопросе, и только от того, как произошло увольнение, зависит его решение о помощи.

Ø В период кризиса и вынужденного сокращения штатов особенно аккуратно необходимо подойти к процессу увольнения, ведь придёт то время, когда потребуется снова нанимать специалистов, а «выращенные» компанией, но в последствие уволенные работники, не захотят возвращаться в компанию.

Ø Применение аутплейсмента важно и для поддержания хорошего отношения работников компании к руководству, лояльного их отношения к кадровой политике предприятия.

Ø При увольнении сотрудника с помощью применения аутплейсмента, руководитель может быть уверен в сохранении сотрудником коммерческой тайны, информации о компании, которую не должны знать конкуренты.

Ø Эффективный аутплэйсмент позволяет компании избежать лишних социальных выплат

Ø Мягкое увольнение позволяет избежать стресса, психологического расстройства сотрудника, которого сократили.

«Закрытый» аутплейсмент — это увольнение топ-менеджера, который ничего об этом не подозревает. Если топ-менеджер по каким-то причинам не сошелся с руководством и от него хотят избавиться, то увольнять напрямую часто опасно. Он может навредить компании, уйдя к конкурентам, или запросить значительную компенсацию. Стараясь избежать неприятных последствий, фирма «заказывает» работника кадровому агентству, и для кандидата готовится несколько интересных предложений, от которых он не сможет отказаться. В итоге сотрудник сам с радостью уходит из компании на новую интересную работу.

 

Билет 14.

1. Планирование и управление карьерой. - мероприятия, проводимые кадровой службой организации, по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из целей, потребностей и возможностей организации и самого работника.

Мероприятия по управлению деловой карьерой:

Ø - повышают преданность работника интересам организации;

Ø - повышают производительность труда;

Ø - уменьшает текучесть кадров; и

Ø - более полно раскрывает способности человека.

Механизм управления карьерой персонала - совокупность средств воздействия и кадровых технологий, которые обеспечивают управление профессиональным опытом персонала в организации, реализацию ее карьерной стратегии. Планирование деловой карьеры - составление плана горизонтального и вертикального продвижения работника по системе должностей или рабочих мест, начиная с момента принятия работника в организацию и кончая предполагаемым увольнением с работы.

 

2. Организация обучения персонала.

Обучение персонала может осуществляться на рабочем месте и вне его (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение).

Каждый из типов обучения - предполагает различные способы организации этого процесса. В первом случае можно выделить следующие:

Ø смену работы, смену рабочего места (ротация);

Ø чередование действий и операций;

Ø командировку в другие организации (дочерние фирмы, филиалы);

Ø специальный подбор заданий для обучения;

Ø наставничество, т.е. повышение мастерства у более квалифицированного работника;

Ø систему быстрого реагирования после наставничества («натаскивание» сотрудника на выполнение определенных действий, операций);

Ø использование рабочих инструкций (вариант самостоятельной подготовки и переподготовки);

Ø стенды, тренажеры, которые имитируют какую-либо операцию или ситуацию.

Организация обучения с отрывом от производства предусматривает обучение сотрудника на различных курсах повышения квалификации, которые могут проводиться в специализированных центрах или вузах. При этом одним из распространенных методов обучения является чтение лекций, на которых излагаются теоретические и методические основы, а так же результаты передового опыта.

 

 

Билет 15.

1. Профессиональная компетентность менеджера по персоналу -перечень стандартов, которые четко описывают, что необходимо знать и уметь для того, чтобы наилучшим образом выполнять свою работу. Компетенции HR - менеджера:

ü Высшее образование в области психологии или экономики

ü Знание трудового законодательства

ü Навыки разработки политик по управлению персоналом

ü Навыки подбора персонала

ü Умение самостоятельно принимать решения, ответственность

ü Навыки работы с ПК/знание спецпрограмм

ü Навыки ведения кадрового делопроизводства

ü Умение разрабатывать и внедрять мотивационные схемы

ü Коммуникабельность

ü Умения разрабатывать систему оценки

ü Опыт организации обучения

ü Опыт развития корпоративной культуры

ü Навыки бюджетирования

ü Умение разрешать конфликтные ситуации

ü Навыки расчета заработной платы

 

2. Аттестация персонала.Аттестация персонала - это проверка профессиональных знаний работника и его деловых качеств. Как правило, работодатель проводит аттестацию с целью проверки уровня квалификации работника и соответствует ли он занимаемой им должности. Работодателям, чтобы избежать возможных недоразумений с работниками рекоменуется включить в трудовой договор пункт об обязательной аттестации.

Периодичность время проведения аттестации организация устанавливает самостоятельно, ориентируясь на штатную численность аттестуемых сотрудников и другие факторы. Как правило, для это берется срок от трех до шести месяцев. При этом для различных категорий работников они могут быть разными, однако одинаковыми для работников одной и той же категории. В среднем же аттестация проводится как правило один раз в четыре-пять лет (п. 4 постановления № 470/267). Формы аттестации подбираются в зависимости от специфики трудовой деятельности. Это может быть как письменное тестирование, так и собеседование, практическое занятие, письменный экзамен, изготовление образца и т.д. Согласно порядку проведения аттестации работодателю необходимо выполнить следующие действия:

- утвердить положение об аттестации;

- издать приказ о проведении аттестации;

- утвердить состав комиссии которая будет проводить аттестацию;

- поставить сотрудников в известность о проведении аттестации;

- провести аттестацию;

- подвести итоги аттестации, провести и оформить решения, принятые на основании ее результатов.

Положение о проведении аттестации персонала Конкретных рекомендаций по разработке положения об аттестации действующий Трудовой кодекс не содержит. Как правило, при разработке положения об аттестации персонала за основу берутся нормы постановления № 470/267, если он не противоречат действующему ТК РФ.

В обязательно порядке необходимо в положении прописать регламент проведения аттестации, иначе решения, принятые по ее итогам (например, перевод сотрудника на другую должность или увольнение), могут быть оспорнеы работником в судебном порядке.

В положении об аттестации должны быть также указаны:

- стандартные требования к квалификации сотрудников;

- список должностей сотрудников, которые подлежат аттестации;

- регламент проведения плановых и внеплановых аттестаций;

- принцип формирования и состав аттестационной комиссии;

- методология процедуры аттестации;

- оформление результатов аттестации.

Согласно 68 Трудового Кодекса РФ, положение об аттестации должно пройти обязательное утверждение у руководителя организации. Так же с принятым положением об аттестации необходимо в обязательном порядке ознакомить под роспись всех работников организации, а так же каждого вновь принимаемого на работу сотрудника.

Приказ о проведении аттестации персонала

Перед проведением аттестации руководитель организации должен оформлить соответствующий приказ, в котором необходимо указать:

- сроки и место проведения аттестации персонала;

- список сотрудников, подлежащих аттестации;

- состав аттестационной комиссии;

- основания проведения аттестации (если аттестация внеплановая);

- регламент оформления результатов аттестации.

В приказе нужно указать обязанности сотрудников, а так же сроки подготовки документов необходимых для аттестации. Помимо этого, установить порядок подготовки и передачи в аттестационную комиссию сведений о том, кто из сотрудников и когда повышал квалификацию, аттестационных листов по предыдущей аттестации, отзывов клиентов и коллег и др. Перед аттестацией желательно проверить, на все ли должности в организации составлены должностные инструкции. Дело в том, что при их отсутствии суд может признать результаты аттестации недействительными, а последующее увольнение работника - незаконным.

На основании решения, подготовленного аттестационной комиссией, руководитель издает приказ о мероприятиях по итогам аттестации. Согласно приказу необходимо подготовить приказы по каждому пункту: о переводах, поощрениях и других назначениях сотрудников. Сроки, в течение которых по итогам аттестации работодатель вправе принять решение о продолжении, изменении или прекращении трудовых отношений с работниками, Трудовым кодексом не установлены. В пункте 12 постановления № 470/267 сказано, что принять решение о переводе работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия руководитель может в течение не более двух месяцев со дня аттестации. Если работника невозможно перевести на другую работу, руководитель организации может в тот же срок расторгнуть с ним трудовой договор. Таким образом, по истечении двух месяцев перевод сотрудника на другую работу или его увольнение по результатам проведенной аттестации не допускается.

Все это должно быть подробно изложено в положении об аттестации персонала. Кроме того, в нем необходимо установить, с какого момента ведется отсчет срока, в течение которого руководитель может принимать решения по итогам аттестации. Если работник признан не соответствующим занимаемой должности, руководитель фирмы может его уволить на основании подпункта 3 части 1 статьи 81 ТК. Но вначале сотруднику нужно предложить другую работу. Об этом говорится в части 3 статьи 81 Трудового кодекса. Работнику необходимо представить перечень всех имеющихся должностей, которые он может занять в соответствии со своей квалификацией. Если сотрудник отказался от предложенных вакансий, он может на самом предложении написать «От предложенной работы отказываюсь» или подать заявление на имя руководителя организации. Если работник от предложенных вакансий отказался или в организации не было подходящих вакансий, его увольняют. Но у организации обязательно должны быть соответствующие доказательства (п. 31 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Оформление увольнения по итогам аттестации

Если работника увольняют по итогам аттестации, руководитель фирмы должен издать приказ по форме № Т-8 (№ Т-8а), утвержденной постановлением № 1.

 

Приказ следует составить в одном экземпляре. После того как документ подпишет руководитель фирмы, с ним под роспись нужно ознакомить сотрудника. Далее в трудовую книжку работника вносится запись об увольнении «Уволен в связи с недостаточной квалификацией, подтвержденной результатами аттестации, пункт 3 части 1 статьи 81 ТК РФ» (п. 5.3 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69).

 

Билет 16.

1. Правовое обеспечение управления персоналом. - это совокупность документов организационного, методического, распорядительного, технического, нормативно-технического, технико-экономического и экономического характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации труда и управления персоналом и утвержденные компетентным соответствующим органом или руководством организации.

Нормативно-методическое обеспечение создает условия для эффективного процесса подготовки, принятия и реализации решений по вопросам управления персоналом. Оно состоит в организации разработки и применения методических документов, а также ведении нормативного хозяйства в системе управления персоналом.Типовая структура правил внутреннего трудового распорядка содержит следующие разделы:

Общие положения

•1.1. Право на труд. Определение дисциплины 1.2. Цели правил 1.3. Использование правил 1.4. Применение правил










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...