Структура управления персоналом.
Введение
Создание производства всегда связано с людьми, работающими на предприятии (фирме). Правильные принципы организации производства, оптимальные системы и процедуры играют важную роль. Однако производственный успех зависит от конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотиваций, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению. Поэтому, для того чтобы предприятие работало эффективно, необходимо правильно организовать труд работников, при этом постоянно контролируя деятельность работников, используя различные методы управления персоналом. В связи с эти актуальность темы работы не вызывает сомнения.
Целью курсовой работы является изучение системы управления персоналом . Выявление всех возможных отрицательных моментов в системе управления персоналом и разработка предложений по улучшению существующей системы.
Проведение анализа деятельности учреждений УИС, выявление слабых, сильных сторон, а также всевозможные угрозы и возможности связанные с деятельностью данного учреждения. И выявление причин предложенных для изменения и совершенствования системы управления персоналом.
Управление персоналом.
Персонал (кадры) — весь штатный состав работников организации, выполняющих различные производственно-хозяйственные функции. В настоящее время целесообразно рассматривать персонал как основное богатство любой организации. Это важнейший потенциал хозяйственной системы. От его качества и полноты реализации зависит в значительной степени успех в достижении поставленных перед организацией целей. Умелое управление персоналом должно быть направлено на максимально возможную реализацию персонала как потенциала.
Управление персоналом — это совокупность логически связанных действий, направленных на оптимизацию трудовых ресурсов предприятия (персонала) в аспекте их деятельности, качественных и количественных характеристик, с целью рационального достижения поставленных перед организацией целей. Оно осуществляется через определенный механизм. Этот механизм состоит из элементов управления. Элементами управления являются: объекты управления, его субъекты, структура, методы и процедуры управления. Объект управления — элемент, на который направлено управление. В данном случае это отдельные работники или коллективы. Субъект управления — менеджер или работник аппарата управления, непосредственно осуществляющий разработку и реализацию решений.
Структура управленияперсоналом — совокупность подразделений, непосредственно занимающихся персоналом, и их качественные и количественные взаимосвязи. Методы управления — это способы воздействия на объект управления (в данном случае на персонал). Процедуры управления — определенные, формально узаконенные приемы воздействия субъекта на объект управления, или наоборот. Методы и процедуры управления призваны обеспечить реализацию управленческих решений. Совокупность процессов, осуществляемых в рамках механизма управления персоналом, является системой управления персоналом.
Система управления персоналом — это подсистема управления организацией в целом. Поэтому она имеет свою внешнюю и внутреннюю среду. К внешней среде можно отнести подсистемы управления производством, финансами, снабжением и т. д. Внутреннюю среду образуют элементы самой системы управления персоналом, названные выше. Ее деятельность зависит от внешней среды. Поэтому она является открытой системой.
В системе управления персоналом можно выделить две подсистемы: тактическую и стратегическую.
Тактическая подсистема направлена на формирование структуры персонала; его набор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации; организацию распределения, перемещения, продвижения, увольнения работников; оценку деятельности конкретных работников и разработку рекомендаций по их использованию; текущий учет и планирование потребностей в персонале в рамках года, на основе анализа его состояния.
Стратегическая подсистема ориентирована на разработку структуры персонала, кадровой политики на основе анализа структуры персонала, эффективности использования рабочего времени, прогнозов развития производства, занятости и т. п. Следует иметь в виду, что всегда существуют формальная и неформальная системы управления. Формальная представлена выше. Неформальная основывается на неофициальных межличностных отношениях. Только в идеальном случае эти системы совпадают. На практике следует стремиться к максимально возможному сближению этих систем. Это одна из задач, стоящих перед управляющим персоналом.[1,3]
Функции управления персоналом реализуются с помощью определенных методов: организационных, административных, экономических и социально-психологических.
Организационные методы представляют собой установление и регулирование определенных связей и отношений между должностями персонала и элементами его управления. Эти методы носят пассивный характер. Они обеспечивают функционирование и развитие персонала, упорядочивают управление и представляют собой его базу. Они являются первичными по отношению к другим методам.
Административные методы — это управление и регулирование деятельности персонала на основе приказов, распоряжений, конкретных заданий исполнителям. При этом последним предоставляется минимальная самостоятельность в процессе выполнения порученной работы. Эти методы могут сопровождаться поощрениями и санкциями за успешную или неуспешную работу.
Принципиальная особенность данных методов — субъективность. Они поощряют исполнительность, а не инициативу. Их эффективность в значительной степени зависит от руководителей и почти не зависит от исполнителей.
Экономические методы представляют собой косвенное воздействие на объект управления (персонал). Их сущность в том, что исполнителям устанавливаются цели, ограничения и общая линия поведения. Своевременность и качество выполнения заданий поощряется материальными вознаграждениями за счет получаемой: экономии или дополнительной прибыли. Размер вознаграждений напрямую должен зависеть от достигаемого результата.
Эти методы имеют свои недостатки. Например, они малоэффективны для людей интеллектуальных профессий в тех случаях, где требуется слишком длительный период для получения результата, в случаях выполнения стратегической деятельности.
Социально-психологические методы предполагают побуждение работников к эффективной деятельности и через психологическое моральное и социальное воздействие. Они нацелены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между членами персонала. С другой стороны, они необходимы для раскрытия личного потенциала способностей каждого работника. Основная цель этой группы методов — самореализация всех членов коллектива предприятия.
Каждый из перечисленных методов может оказываться оптимальным в конкретных ситуациях. Поэтому вес они находят применение в той пли иной степени, в соответствии с развивающейся ситуацией. Причем следует подчеркнуть, что в управлении персоналом особое внимание необходимо уделять социально-психологическим методам управления. Это определяется тем, что сближение формальной и неформальной структур управления в значительной степени опосредуется данным методом. [2,4,5]
Структура управления персоналом.
Структура службы управления персоналом во многом определяется характером и размерами организаций, особенностями производства товаров или услуг. В мелких и средних организациях многие функции по управлению персоналом выполняют преимущественно линейные руководители, а в крупных формируются самостоятельные структурные подразделения по реализации функций. В ряде организаций создаются структуры управления персоналом, объединяющие все подразделения, имеющие отношение к работе с кадрами, под единым руководством заместителя директора по управлению персоналом. В зависимости от размеров организации состав подразделений изменяется: на мелких предприятиях одно подразделение может выполнять функции нескольких подсистем; на крупных функции каждой подсистемы, как правило, выполняет отдельное подразделение.
В состав службы управления персоналом многих организаций входят следующие подразделения:
• отдел кадров; • отдел обучения и развития; • отдел оценки персонала и оплаты труда; • отдел социальной защиты и другие отделы социальной инфраструктуры; • отдел охраны труда и техники безопасности; • отдел охраны окружающей среды; • юридический отдел; • отдел организации труда, производства и управления; • отдел научно-технической информации; • патентно-лицензионный отдел, бюро рационализации и изобретательства.
Исходя из целей стратегического управления, можно выделить функциональные подсистемы в системе управления персоналом, в которых решаются задачи стратегической важности.
1. Подсистема планирования и маркетинга персонала: • разработка кадровой политики; • разработка стратегии управления персоналом; • анализ кадрового потенциала; • анализ рынка труда; • организация кадрового планирования; • планирование и прогнозирование потребности в персонале; • организация рекламы; • поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами.
2. Подсистема найма и учета персонала:
• организация найма персонала; • организация собеседований, оценки, отбора и приема персонала; • учет приема, перемещений, поощрений и увольнений персонала; • профессиональная ориентация персонала; • организация рационального использования персонала; • управление занятостью персонала; • делопроизводственное обеспечение системы управления.
3. Подсистема трудовых отношений: • анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений; • анализ и регулирование отношений руководства; • управление производственными конфликтами и стрессами; • социально-психологическая диагностика; • соблюдение этических норм взаимоотношений; • управление взаимодействием с профсоюзами.
4. Подсистема условий труда: • соблюдение требований психофизиологии труда; • соблюдение требований экономики труда; • соблюдение требований технической эстетики; • охрана труда и техника безопасности; • охрана окружающей среды; • военизированная охрана организации и отдельных должностных лиц.
5. Подсистема развития персонала: • обучение персонала; • переподготовка и повышение квалификации персонала; • введение в должность и адаптация новых работников; • оценка кандидатов на вакантную должность; • текущая периодическая оценка кадров; • организация рационализации и изобретательства; • реализация деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения; • организация работы с кадровым резервом. 6. Подсистема мотивации поведения персонала:
• управление мотивацией трудового поведения; • нормирование и тарификация трудового процесса; • разработка систем оплаты труда; • разработка форм участия персонала в прибыли и капитале; • разработка форм морального поощрения персонала; • организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом.
7. Подсистема социального развития: • организация общественного питания; • управление жилищно-бытовым обслуживанием; • развитие культуры и физического воспитания; • обеспечение здравоохранения и отдыха; • обеспечение детскими учреждениями; • управление социальными конфликтами и стрессами; • организация социального страхования; • организация продажи продуктов питания и товаров народного потребления.
8. Подсистема развития оргструктур управления: • анализ сложившейся оргструктуры управления; • проектирование новой оргструктуры управления; • разработка штатного расписания; • формирование новой оргструктуры управления; • разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства.
9. Подсистема правового обеспечения: • решение правовых вопросов трудовых отношений; • согласование распорядительных документов по управлению персоналом; • решение правовых вопросов хозяйственной деятельности; • проведение консультаций по юридическим вопросам. Подсистема информационного обеспечения: • информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом; • обеспечение персонала научно-технической информацией; • организация работы органов массовой информации организации.[6,7,8] Перечисленные подсистемы наиболее типичны для крупных организаций.
|