Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы решения дискретных задач




Мы убедились, что с помощью булевых переменных можно решать часто встречающиеся задачи оптимизации. Но как решать?

Есть три метода решения задач с булевыми переменными:

■ метод ветвей и границ;

■ метод сплошного перебора;

■ метод фильтрующего ограничения.

Методом ветвей и границ задачи дискретного програм­мирования решаются, как обычные задачи целочисленного программирования. При этом на каждую переменную накладывается два требования:

Совершенно очевидно, что выполнение этих двух требо­ваний обеспечивает получение в решении значений  [0; 1] т. е. равных 0 или 1.

Пример 4. Требуется решить систему методом сплошного перебора:

max L = 3 1 - 2 2 + 5 3

Решение. Так как 1, 2, 3 могут принимать значе­ния 0 или 1 в любом сочетании, рассмотрим все возможные сочетания (табл. 5) в следующей последовательности.

Таблица 5.

№ варианта 1 2 3 (1) (2) (3) (4) L
1 0 0 0 0 0 0 0 0
2 1 0 0 1 1 1 4 3
3 0 1 0 2 4 1 0 -2
4 0 0 1 -2 1 0 1 5
5 1 0 1 0 2 1 5 8
6 1 1 0 3 5 2 4 1
Требование       <2 <4 <3 <6 max

 

1. Заполнить все возможные сочетания допустимых зна­чений 1, 2, 3.

2. Определить и записать значения левых частей огра­ничений (1)-(4) и целевой функции.

3. Вычеркнуть те варианты, в которых не удовлетворя­ется хотя бы одно ограничение, как приводящие к недопу­стимым решениям.

4. Из оставшихся вариантов принимается тот, в кото­ром целевая функция максимальна. В примере max L = 8 — в шестом варианте (оптимальном), в котором  =  = 1; .

Из этого примера видно, что в данном случае всего вариантов будет 23 = 8 и для каждого варианта надо вычислить четыре ограничения и целевую функцию, т. е. выполнить N = 8(4 + 1) = 40 вычислительных операции. Значит, в общем случае  N = 2n(m + 1), где n — число переменных, m – число ограничений. Следовательно, при увеличении размерности задачи число вычислений резко возрастает (табл. 6).

Таблица 6.

n

ТО

4 10 15
3 40 88 120
5 160 352 512
10 5120 11264 16384

 

Для сокращения трудоемкости полного перебора при­меняют различные методы.

Метод фильтрующего ограничения предполагает следую­щую последовательность действий.

1. Принимают некоторые значения 1, 2, 3, например: 1, 0, 0.

2. Определяют значение целевой функции при таком на боре переменных L = 3 1 - 2 2 + 5 3 = 3*1 – 2*0 + 5*0 = 3.

3. Далее устанавливают новые значения переменных и целевой функции; причем если полученная целевая функ­ция меньше 3, то этот вариант не рассматривают. Дли исключения возможного рассмотрения такого варианта, вво­дят дополнительное ограничение 3 1 - 2 2 + 5 3 ≥ 3, кото­рое называют фильтром (Ф).

4. Составляют таблицу (табл. 7), в которой для каж­дого варианта проверяют выполнение всех ограничений, включая Ф.

Если вычисление прекращается и величины не опреде­лены, то в клетках таблицы ставится прочерк.

Введение фильтрующего ограничения Ф привело к сокра­щению числа вычисляемых величин (24 вместо 40, т. е. 60%).

№ варианта 1 2 3 F = Ф (1) (2) (3) (4)
1 0 0 0 - - - - -
2 1 0 0 3 1 1 1 4
3 0 1 0 -2 - - - -
4 1 1 0 1 - - - -
5 0 0 1 5 -1 1 0 1
6 1 0 1 8 0 2 1 5
7 0 1 1 3 1 5 - -
8 1 1 1 6 2 6 - -
Требование       > 3 < 2 < 4 < 3 < 6

 

Число вычислений можно уменьшить, если фильтр бу­дет не постоянным для всего цикла вычислений, а изменяю­щимся, т. е. если в ходе вычислений при каком-либо набо­ре переменных значение целевой функции окажется луч­ше, чем у фильтра, то это новое допустимое решение принимают для следующих вычислений в качестве нового фильтра. Такой фильтр называют адаптивным.

Например, из таблицы видно, что в пятом варианте Ф = 5. Поэтому для дальнейших вычислений в качестве фильтрую­щего ограничения принимаем 3 1 - 2 2 + 5 3 ≥ 5 (Ф1). Од­нако для следующего варианта значение целевой функции будет еще больше (Ф = 8) и в качестве фильтрующего огра­ничения принимается 3 1 - 2 2 + 5 3 ≥ 8 (Ф2). Для седьмо­го и восьмого вариантов значение целевой функции не удов­летворяет требованиям фильтра Ф2 и значения ограничений не вычисляем. Значит, трехкратный фильтр (Ф, Ф1, Ф2) позволил сократить вычисления еще на 4, т. е. надо выпол­нить 20 вычислений вместо 40 (50%). Более значительное сокращение трудоемкости достигается методом Беллмана с фильтром, где наибольший Ф получают сразу.

 

 

Заключение

При выполнении данной курсовой работы были получены навыки решения специальных задач линейного программирования, а также  рассмотрены модели оптимизации и этапы принятия решений.

В этой работе был осуществлен обзор и анализ специальных задач линейного программирования, описана полная классификация и структура математических методов.

 



Список используемой литературы

1. Глухов В. В., Медников М. Д., Коробко С. Б. Математические методы и модели для менеджмента.2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издательство «Лань», 2005. – 5 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература).

2. «Исследование операций в экономике»: Учебное пособие для вузов / Кремер Н. Ш., Путко Б. А., Тришин И. М., Фридман М. Н.: под ред. проф. Кремера Н. Ш. – М.: ЮНИТИ, 2004

3. Харчистов Б.Ф. Методы оптимизации: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-вo ТРТУ, 2004. - 140с.

4. «Линейное и нелинейное программирование» под общей редакцией профессора Ляшенко И. Н., Киев – 1975

5. «Математические методы и модели в коммерческой деятельности»: Учебник, 2-е изд., перераб. и дополн. / Фомин Г. П. – М: Финансы и статистика, 2005

6. «Математические методы и модели исследования операций»: Учебное пособие / Кутузов А. Л. – издательство СПб ГПУ, 2005

7. «Математические методы: Учебник» / Партика Т. Л., Попов И. И. – М: ФОРУМ: ИНФРА, 2005

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 363.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...