Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Телекоммуникативные технологии как средство доступа к удаленным ресурсам




 

О


 


Соблюдение авторских прав

 

Одним из основных вопросов, связанных с функционированием служб электронной доставки, является вопрос соблюдения авторских прав и отчисления выплат владельцам за использование их произведений. Проблема авторского права при копировании и доставке документов электронным способом возникла практически одновременно с зарождением служб ЭДД.

Возникает ситуация, когда библиотеки, музеи, архивы, с одной стороны, обязаны соблюдать права авторов произведений, с другой, обеспечить широкое использование их произведений в целях образования, просвещения и научной деятельности пользователей (читателей, посетителей). Эти вопросы еще только изучаются как в отдельных странах, так и на международном уровне в рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), ИФЛА и других организаций, в той или иной степени эти вопросы затрагиваются на конференциях и совещаниях, в профессиональной печати.

Кроме того, до настоящего времени не существует принятого определения понятия "электронного документа" как нового вида издания, хотя само понятие активно используется в практической деятельности библиотек. К разработке законопроекта "Об электронном документе", в котором могло бы содержаться это определение только планируется приступить. Поэтому в качестве рабочего определения используется следующее: электронный документ -- документ, предоставленный в электронной форме (оцифрованный в компьютере), имеющий электронную подпись, идентифицирующую его подлинность.

В число объектов авторского права входят следующие электронные документы:

· электронные издания (классическая литература и редкие книги, энциклопедии и справочные издания, издания по изобразительному искусству, архитектуре, периодические и продолжающиеся издания: журналы, газеты, бюллетени, информационные библиографические издания, компьютерные обучающие и развивающие программы или мультимедийные программные продукты и другие полнотекстовые документы),

· базы данных и электронные каталоги,

· программы для ЭВМ,

· текстовая информация, предоставляемая в электронных сетях.

Программам для ЭВМ и электронным изданиям предоставляется правовая охрана как произведениям литературы. Базам данных, электронным каталогам, являющимися библиографическими базами данных -- как сборникам. Распространение на них авторской правовой охраны закреплено ст. 7 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". Однако данный закон лишь устанавливает авторские права на эти объекты, не фиксируя детально особенности этих электронных документов. Специфику их использования и взаимоотношения собственника и пользователей устанавливает специальный Закон РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".

Этот закон определяет механизм правового регулирования отношений, возникающих между обладателями прав на программы и базы данных и пользователями на основе государственного учета и регистрации, стандартизации и сертификации (ст. 9, 11, 12, 13, 14).

Что касается текстовой информации, предоставляемой в электронных сетях, в России до настоящего времени отсутствует специальное законодательство, регламентирующее авторские права и использование этих документов.

Тем не менее, отдельные положения действующего законодательства в той или иной степени отражают специфику деятельности библиотеки и отношения, возникающие между библиотекой -- производителем и потребителем электронных документов и пользователями. Так, в частности. Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене" определяют объекты и субъекты международного информационного обмена (ст. 3), законодательно признает полноправное участие в нем муниципальных информационных служб, в котором можно отнести библиотечно-информационные учреждения соответствующего уровня (ст. 5).

Закон предусматривает договорные отношения между собственниками (владельцами) электронных документов и пользователями. При этом указано, что сам факт оказания информационной услуги не создает для последнего право авторства на полученную документированную информацию (ст. 6, п. 2). Этим законом также предусмотрен механизм правового регулирования -- лицензирование деятельности библиотек по международному информационному обмену (ст. 18).

Отдельные аспекты библиотечно-информационной деятельности, права субъектов, участвующих в информационных процессах, отражены в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" (1995 г.). IV глава Закона непосредственно касается деятельности библиотек, связанной с созданием и использованием БД и электронных каталогов и картотек (ст. 16--19).

Права авторства и право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут принадлежать разным лицам, являющимся разработчиками средств обеспечения автоматизированных информационных систем, баз и банков данных, их сетей, иных информационных технологий. Библиотека-собственник информационной системы, технологии и средств их обеспечения обязана защищать права их авторов в соответствии с законами РФ "Об авторском праве и смежных правах" и "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (ст. 18).

Вопросы авторского права, возникающие в средствах массовой информации, регулируются отдельными положениями Закона РСФСР "О средства массовой информации" (1992 г.). В частности, раскрываются понятия выхода в свет продукции, средств массовой информации (ст. 27, 28), порядок ее распространения (ст. 25).

Правовая защита электронных документов осуществляется Уголовным кодексом Российской Федерации, введенным в действие с 1 января 1997 г. В Уголовном кодексе Российской Федерации представлены статьи о преступлениях в сфере компьютерной информации (гл. 28), напрямую затрагивающие интересы библиотек как производителей так и пользователей баз и банков данных, о неправомерном доступе к компьютерной информации (ст. 272), издании, использовании и распространении вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273), нарушении правил эксплуатации ЭВМ и их сетей (ст. 274). Предусмотрено также уголовное наказание за нарушение авторских прав (ст. 146). Специальная статья Гражданского процессуального кодекса РСФСР (1964 г.) посвящена порядку обращения взыскания на авторское вознаграждение за использование авторами своего авторского права (ст. 385).

Защита электронных документов, предоставляемых в сетях, регулируются подзаконными нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, положения которых следует учитывать библиотекам. Это следующие акты: Приказ Генерального директора Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации № 158 (23.09.99 г.) "Об утверждении Положения о порядке разработки, производства, реализации и использовании средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну" и приказ Председателя Государственного комитета Российской Федерации по телекоммуникациям № 22 (21.07.99 г.) "Об утверждении Положения о порядке, общих условиях и принципах использования на территории Российской Федерации систем глобальной подвижной персональной спутниковой связи (ГППСС) и требованиях по обеспечению информационной безопасности для российских сегментов, указанных систем". Эти правовые акты защищают форму предоставления электронных документов, а не их содержание.

Специалисты по авторскому праву применяют к авторским отношениями все те правила Гражданского Кодекса Российской Федерации, которые носят общий характер и регулируют все гражданские правовые отношения, касающиеся сделок (ст. 524, 971, 974, 986, 990, 992. 1003--1005), право- и дееспособности (от. 21, 22, 29), средств и способов защиты нарушенных прав (ст. 19, 1103) и т. п.

Новая третья часть Гражданского Кодекса Российской Федерации, которая сейчас разрабатывается, по мнению специалистов, должна содержать только общие вопросы авторских прав, их охраны и использования, обозначить значение и место авторских прав в системе гражданского права.

Отметим также, что в России до настоящего времени не утверждены основополагающие законодательные акты, положения которых могли быть приняты во внимание при обсуждении вопросов защиты авторских прав библиотек-производителей и распространителей электронных документов. Это следующие законопроекты "О государственной тайне", "О праве на информацию", "Об электронной цифровой подписи", "Об информации персонального характера", "О правовом регулировании глобальной информационной сети ИНТЕРНЕТ в Российской Федерации".

Не приняты также подзаконные акты общего характера по авторскому праву, регулирующие правоотношения в библиотечно-информационных учреждениях, которые должны разрабатываться Министерством культуры РФ, Министерством РФ по делам печати, телевидения и средств массовой информации, Министерством РФ по связи и информатизации и другими органами управления функционального назначения.

Значительно затрудняет использование в библиотеках электронных документов отсутствие терминологических и технологических стандартов, обеспечивающих единые требования к средствам воспроизведения информации на электронных носителях, обработку, хранение, доступ и предоставление электронных документов в сетях. Разработку этих стандартов только планируется начать в рамках системы СИБИД.

Как показывает зарубежный опыт, законодательство должно быть одним из самых мобильных. Даже в тех государствах, где, казалось бы, давно и стабильно действует законодательство по авторскому праву, периодически принимаются поправки и дополнения, что связано, прежде всего, с изменениями практической деятельности библиотек. Так, например, в США разработан законопроект об авторском праве в электронной среде, представленный на рассмотрение Американского Конгресса. В этом законопроекте учитываются интересы создателей, распространителей и пользователей электронной информации и возможности урегулирования вопросов авторского права. Не дожидаясь утверждения законопроекта Библиотека Конгресса, Национальная федеральная служба реферирования и индексирования, Американская ассоциация издателей приняли практические решения, заключив соглашение о введении регистрации авторского права на издания, выпускаемые на оптических компакт-дисках.

В США также действует закон о телекоммуникациях, предусматривающий значительные льготы на оплату телекоммуникационных услуг для библиотек.

Особое внимание в США уделяется обеспечению свободного доступа к электронной информации пользователей. Так, представители библиотечных, научных, образовательных организаций на Конгрессе по добровольному использованию информации в 1997 г. приняли заявление о защите прав пользователей электронной информации. Американской библиотечной ассоциацией было издано руководство "Доступ к электронной информации, службам и сетям", основной задачей которого является защита прав пользователей библиотек в электронных сетях в информационном пространстве.

Изменения в законодательство об авторском праве некоторых положений, касающихся программного обеспечения были внесены в ФРГ в 1992 г. Объединение книготорговцев ФРГ и Федеральное объединение национальных библиотечных союзов приняли Положение совместной декларации о соблюдении Федерального Закона об авторском праве при реализации проекта "Инициатива федеральных земель ФРГ по совершенствованию работы МБА". На основе этого документа была создана специальная правовая комиссия на базе немецких библиотечных союзов, контролирующая соблюдение авторских прав при выдаче программ для ЭВМ по МБА.

Особое внимание в принятом в ФРГ новом "Законе о регламентации основных положений работы служб информации и коммуникации" уделено правовым аспектам использования Интернет и электронных публикаций, что потребовало внесения изменений в Закон о защите авторских прав.

Дополнения к законодательству об авторском праве" касающиеся охраны БД, прав авторов в электронной среде и позиций библиотечного сообщества, приняты в 1997 г. в Великобритании.

Таким образом, как в России, так и за рубежом вопросы авторского права являются определяющими в развитии библиотечно-информационного обслуживания, обеспечении эффективного функционирования современных служб электронной доставки документов через глобальные телекоммуникационные системы.

Действующее в настоящее время в России федеральное законодательство по авторскому праву и внутрибиблиотечные подзаконные акты не создали единого правового пространства, регулирующего взаимоотношения между авторами, издателями, библиотеками-производителями электронных документов, их распространителями и пользователями. Библиотеки сталкиваются со следующими проблемами:

-- необходимость обеспечения свободного доступа пользователей к фондам электронных документов и возможностей их копирования и репродуцирования в режиме "офлайн" и "онлайн", не нарушая при этом прав авторов и издателей;

-- защита авторских прав библиотек-производителей и распространителей электронных документов;

-- защита прав пользователей (читателей) библиотек на свободный доступ к электронным документам;

-- защита электронных документов, предоставляемых в сетях (маркировка, криптография, система идентификатор цифровых объектов).

Необходимость решения этих проблем в условиях, когда практика библиотек опережает законотворческую деятельность, вполне очевидна.

В этой ситуации целесообразно перенести рассмотрение части вопросов авторского права электронных документов с федерального и внутриведомственного (отраслевого) уровня на локальной внутриучрежденческий уровень, т. е. осуществлять решение всех необходимых вопросов защиты авторских прав непосредственно в библиотеке.

В связи с этим библиотеки, как правило, разрабатывают и утверждают внутренние акты, являющиеся нормативными документами в системе российского законодательства, с учетом динамики развития библиотек, специфики ее вхождения в информационное общество и развития электронных сетей. Прежде всего, вносятся изменения и дополнения в правовые и организационно-распрорядительные документы: положения, уставы и другие документы, касающиеся обслуживания пользователей, комплектования фондов, в положения о структурных подразделениях, а также договора, определяющие систему взаимоотношений библиотеки с обладателями авторских прав и пользователями.

Эти документы, хотя и не имеют прямого отношения к регулированию авторских прав и авторским отношениям, тем не менее, играют существенную роль в механизме правового регулирования, особенно при заключении авторских договоров с индивидуальными и коллективными пользователями, связанными с использованием произведений, переводом их в электронную форму, лицензированием деятельности библиотек по оказанию библиотечно-информационных услуг, сертификацией средств передачи информации.

Так, действующее в настоящее время Положение о РГБ, утвержденное Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации 2 августа 1993 г. № 740 и Устав библиотеки не соответствует современному уровню развития библиотечно-информационного обслуживания пользователей. В РГБ активно функционируют Служба электронной доставки документов "Русскiйкурьеръ", компьютерный класс и другие подразделения, использующие электронные ресурсы.

В этих условиях специалисты РГБ ведут активный поиск путей решения данной проблем, самостоятельно разрабатывая механизм управления этим процессом Служба электронной доставки документов "Русскiйкурьеръ" заключает договора с коллективными держателями авторских прав Российским Авторским обществом (РАО) и Российским Обществом по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС) об отчислении части средств от коммерческой деятельности на выплату авторского гонорара членам Обществ. Однако такая практика пока является единичной и не дает эффективных результатов.

ЦНСХБ Россельхозакадемии, которая проводит большую работу по распространению текстовой информации в электронных сетях, в целях охраны авторских прав выдает авторам текстовых документов, представленных в сети Интернет, ксерокопии этих документов о электронным адресом, заверенные администрацией библиотеки. Однако эти меры также не всегда могут служить в качестве защиты авторских прав.

В РГБ может быть использована действующая в Информкультуре система депонирования рукописей в сочетании с электронным тиражированием документов и проставлением знака охраны авторского права. Возможны и другие варианты решения этой проблемы.

Дискуссии по этому вопросу, проведенные в ходе круглого стола "Электронные библиотеки и авторское право", организованном Службой электронной доставки документов "Русскiйкурьеръ", выявили, с одной стороны, заинтересованность библиотек и обществ, коллективных держателей авторских прав, в решении сложных и многообразных вопросов защиты авторских прав и свободного использования электронных документов для обслуживания пользователей, с другой стороны, недостаточность правовой" нормативной и организационно-распорядительной документации, содержащей механизм управления данной деятельностью библиотек. Что может в дальнейшем вызвать судебные споры, возникающие из авторских правовых отношений.

В зарубежных странах, например в США, широко распространена практика лицензионных соглашений, являющаяся средством регулирования доступа к информации в электронной среде. С этой целью разработаны специальные методические рекомендации для библиотек, касающиеся заключения таких соглашений. При этом в рекомендациях ряда стран предусмотрено широкое использование электронных документов в библиотеках, вплоть до свободного и бесплатного доступа к ним всех читателей, в других оговорены существенные ограничения, касающиеся целей использования (образовательные, научные), либо в соответствии с условиями лицензионных соглашений или правилами записи в библиотеку.

В целях защиты авторских прав в электронной среде США разработана и получила распространение система идентификатор цифровых объектов (DOI), предназначенная для маркировки электронных документов и защиту их от несанкционированного доступа в сетях, в том числе в Интернет. Этот проект был представлен в сентябре 1997 г, на книжной ярмарке во Франкфурте на Майне. Специалисты считают, что процесс маркировки электронных документов сходен с процессом издания, т.е. наделения авторского произведения кодом, встраивающим его в сеть общественного сознания.

В США также создана коллегия по сетевой информации, основная цель которой -- защита сведений, содержащихся в электронной среде.

В Великобритании фирма SCRAN, осуществляющая сетевой доступ к информационным ресурсам в области культуры, проставляет на электронные документы специальный водяной знак, который не стирается при сканировании, и знак охраны авторского права, защищающий исключительные права авторов.

Использование библиотеками для защиты электронных документов, передаваемых по сетям, специальных технических средств: индикатора цифровых объектов в сочетании с включенными в текст водяными знаками и знаком охраны авторского права, может послужить основой для подтверждения подлинности документа и решения возникающих проблем.

Исходя из всего вышесказанного следует отметить, что дальнейшее совершенствование законодательства об авторском праве должно проводиться комплексно во взаимодействии и взаимопонимании всех проблем, гармонизации с национальным и международным законодательством в соответствии с развитием средств телекоммуникации, современными достижениями науки и техники, с учетом особенностей информатизации общества.

Можно предположить следующие возможные пути развития законодательства об авторском праве.

1. Обеспечить гармонизацию информационного и библиотечного законодательства с гражданским, уголовно-процессуальным и интеллектуальным законодательством России и международными правовыми актами, прежде всего со Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве и Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений.

2. В ситуации, когда проблемы авторского права не решены на федеральном и внутриотраслевом уровнях, целесообразно перенести решение этих вопросов на библиотечный (локальный) уровень. С этой целью создать при РГБ Межведомственную группу для разработки программы деятельности библиотек в этом направлении, предусматривающую решение законодательных, организационных, договорных, технических вопросов, возникающих в связи о предоставлением электронных документов в информационных сетях, защитой авторского права, доступности электронной информации для пользователей.

 

 


 


Выводы к Главе 1

 

Технология ЭДД в целом напоминает традиционный МБА - пользователь проводит поиск в базе данных (или иным способом узнает о существовании необходимого ему источника), передает заказ в службу ЭДД, которая выполняет электронную копию (или использует уже готовую) и пересылает ее читателю.

Технология ЭДД в России начинает развиваться значительно позже, чем за рубежом, где к этому времени уже был накоплен огромный опыт по доставке электронных копий удалённым пользователям. Но это же дало огромный толчок для развития российских служб ЭДД, не заставляя их разрабатывать существенно новые пути развития.

Сравним каждое звено технологической цепи, чтобы оценить состояние ЭДД в начале пути Россиии стран с развитой информационной технологией этого же периода.

Поиск информации.Активно развиваются и размещаются во Всемирной паутине отечественные библиографические базы данных и электронные каталоги, но по возможностям поиска интересующих изданий по сравнению с американскими и западноевропейскими библиотеками и информационными центрами они не так сильны, что показывает и то, что заказы из-за рубежа на копирование отечественных источников, и заказы, поступающие из разных городов России, основаны в основном на пристатейных ссылках, а не на результатах поиска в БД. Также широко не распространены электронные системы избирательного распространения информации (ИРИ) и электронные системы предоставления перечней содержаний журналов. В то время как примерами такого типа служб за рубежом являются Автоматизированный библиотечный центр с интерактивным доступом (OCLC), Союз научных библиотек шт. Колорадо (CARL), Группа научных библиотек (RLG), Центр доставки документов Британской библиотеки (BLDSC) и др.

Заказ копии. Наиболее удобна форма заказа, совмещенная с поиском в БД. В последних зарубежных разработках поисковых систем предусматривается такая технология. Особенно это касается заказа журнальных статей. Привести примеры российских аналогов довольно трудно. Кроме того, в некоторых системах предусмотрена проверка локальных фондов и производится автоматическое размещение заказов в других службах ЭДД. Иногда в эти системы встроены алгоритмы выбора самого дешевого или оперативного поставщика. Российские же поставщики зачастую не просто не взаимодействуют, но и не знают о существовании друг друга.

Передача заказов в службу электронной доставки осуществляется по электронной почте, реже - по факсимильной связи. Еще большую оперативность обеспечивают системы типа InternetRelayChat (диалоговые окна, чаты), позволяющие принимать заказы на копии в режиме реального времени и - что немаловажно - получать подтверждения служб ЭДД о приеме и доставке заказа. IRC обладают безусловно большей оперативностью и надежностью, чем электронная почта.

Изготовление копий. Для изготовления электронных копий в российских библиотеках и информационных центрах используется отечественное программное обеспечение, позволяющее создавать для технической литературы и полиграфически несовершенных изданий главным образом image-копии, а для источников по гуманитарным наукам — ASCII-копии на кириллице. Эти программы (как, например, FineReader), несмотря на некоторые шероховатости, вполне отвечают требованиям электронного копирования научных работ, которое предполагает минимальное количество ошибок при распознавании текстов.

Хранение копий. Зарубежные службы ЭДД, владеющие передовой технологией, практикуют архивирование выполненных электронных копий на машиночитаемых носителях. Это позволяет ускорить ответы на запросы пользователей, а в ряде случаев и применять полностью автоматическую процедуру поиска и передачи копии заказчику. Один из примеров - система Адонис, которая хранит полный текст в формате изображений - около 500 журналов по биомедицине на CD-ROM. Эта система размещена в Британской библиотеке и связана с системой Automatch. Она позволяет автоматически определять, есть ли в системе запрашиваемый документ, сортировать запросы и выполнять заказы. Запросы индивидуальных пользователей могут направляться на рабочие станции и распечатываться без участия человека. И в условиях российскихслужб такое хранение копий должноявляеться необходимым условием, но лишь на определенной стадии развития служб ЭДД, когда появляется значительное число заказчиков, чьи запросы могут дублировать друг друга.

Передача копий заказчикам. Используется как электронная почта, средства пересылки файлов в Интернет, так и факсимильные средства связи. Передача больших объемов данных (как правило, image-копий) по электронной почте не выгодна, а другие средства пересылки могут быть недоступны пользователю. В западных системах копия может направляться не к конечному пользователю, а к посреднику, который находится в одном с ним регионе, а ужепосредник передает копию заказчику, используя в том числе традиционные способы доставки, например, обычную или курьерскую почту. В наших условиях пока требуется наличие у заказчика хотя бы электронной почты, поскольку посредник в регионе, как правило, отсутствует.

Можно заметить, что практически во всех составляющих процесса ЭДД зарождающиеся российские службы не имеют тех достижений, которые присущи современным западным службам.

ЭДД - одна из наиболее стремительно развивающихся информационных услуг в развитых странах. Этому способствуют:

Ø распространение глобальных информационных сетей и повышение скорости передачи информации;

Ø возможность интерактивного дистанционного поиска в электронных каталогах и БД, совмещенного с электронными системами заказа копий документов,

Ø автоматическая обработка запросов;

Ø появление электронных изданий и средств хранения огромных объемов полнотекстовой информации (CD-ROM);

Ø технические и программные средства сканирования и распознавания текста.

Такие характеристики ЭДД как скорость и надежность предоставления электронных копий (получить электронную версию любой опубликованной информации в течение 24 часов из любой точки мира - сейчас уже не проблема, во всяком случае - не техническая, и даже в России), возможность взаимоиспользования ресурсов библиотек превращает ее в один из важнейших способов библиотечного обслуживания.

 

Список использованной литературы.

 

1. http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea96/report/DOC1/15.html

2. Глухов, Виктор Алексеевич. Электронная доставка документов / В.А. Глухов, О.Л. Лаврик ; Рос.акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. - М. : ИНИОН, 1999. - 132 с.

3. Виртуальная справочная служба и электронная доставка документов : методические рекомендации / Нац. б-ка Респ. Бурятия, Информ.-библиогр. отд. ; [сост.: Г.Д. Дабаева ; отв. ред.: М.Д. Дагбуева]. - Улан-Удэ : Национальная библиотека Республики Бурятия, 2008. - 40, [1] с.

4. Сводный каталог периодики библиотек России. Проект "Электронная доставка документов" : методическое пособие / Ассоц. Региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН) ; [В. И. Бородавкина и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического университета, 2008. - 175 с. : ил., табл.

5. http://elibrary.ru/download/31277444.pdf

6. http://elibrary.ru/download/46467416.pdf

7. http://elibrary.ru/download/29705026.pdf

8. http://www.spsl.nsc.ru/lisa/index.htm

9. http://diplomkurs.ru/informprogr/322-eldostvbibliotekah.html

10. http://knowledge.allbest.ru/programming/2c0b65635b3ac68b5c53a89421216c37_0.html

11.  Яковлева, Н. Что нужно знать об электронной доставке документов / Н. Яковлева, Т. Деревяшкина // Библиотека. — 2002. — N 4. — С. 17-18.

12.   Красильникова, И. Электронные средства доставки [документов] // Библиотека. — 2000. — N 9. — С. 41-43.

13. http://www.bibliograf.ru/issues/2003/4/9/2/30/

14. http://www.bibliograf.ru/issues/2009/7/130/0/987/

15. https://vivaldi.gpntb.ru/ntb/ntb98/1/f1_22.pdf

16. Аветисов, М. А. Электронная доставка документов проблемы и решения (на примере ЦНСХБ) / М. А. Аветисов, Е. В. Крамчанинов // Науч. итехн. б-ки. -2003. №4. -С. 78 - 86.

17. Бойкова, О. Ф. Библиотека и авторское право: проблемы использования / О. Ф. Бойкова // Библиотечное дело XXI век. - М., 2002. - С. 53 - 68.

18. Гиляревский, Р. С. Научная библиотека в эпоху электронных коммуникаций / Р. С. Гиляревский // Науч. итехн. б-ки. 1998. - № 7. - С. 3 - 12.

19. Глухов, В. А. Развитие электронной доставки документов в библиотеках России / В. А. Глухов, О. Л. Лаврик // 275 лет на службе науке: библиотеки и институты информации в системе РАН. М., 2000. - С. 192 - 204.

20. Глухов, В. А. Электронная доставка документов / В. А. Глухов, О. Л. Лаврик // Библиотека. 1998. - № 7. - С. 34 - 36.

  Глухов, В. А. Электронная доставка документов в России: в начале пути /

83. B. А. Глухов, О. Л. Лаврик // Теория и практика общественно-научной информации. 1997. - Вып. 13. - С. 111 -120.

84. Глухов, В. А. Электронная доставка документов: практика и перспективы / В. А. Глухов, О. Л. Лаврик // Автоматизированные библиотечно-информационные системы. Новосибирск, 1996. - С. 108 - 113.

21. Еронина, Е. А. Закон об авторском праве и его влияние на деятельность служб МБА и доставки документов библиотек России / Е. А. Еронина // Науч. итехн. б-ки. 1998. - № 9. - С .95 - 101.

22. Кириллова, О. В. Развитие системы доставки документов в информационном центре / О. В. Кириллова, В. А. Цветкова // Науч. итехн. б-ки. 2003. -№4.-С. 87-91.

23.  Красильникова, И. Ю. Проблемы МБА и электронной доставки документов / И. Ю. Красильникова // Пятые Макушинские чтения : тез.докл. науч. конф., 25 26 мая 2000 г. - Новосибирск, 2000. - С. 374 - 378.

24.  Красильникова, И. Ю. Развитие межбиблиотечного абонемента и доставки документов (1990-е начало 2000-х гг.) / И. Ю. Красильникова // Библиотечные ресурсы региона. - Новосибирск, 2005. - С. 102 - 110.

25.  Красильникова, И. Ю. Электронные средства доставки / И. Ю. Красильникова // Библиотека. 2000. - № 9. - С. 41 - 43.

26. Лисицина, Г. С. Современные технологии в обслуживании пользователей библиотек: МБА и служба доставки документов / Г. С. Лисицина // Библиотечное обслуживание пользователей информации. М., 1996. - С. 38 - 39.

27. Мазов, Н. А. Опыт построения распределенных информационных систем на основе протокола Z39.50 / Н. А. Мазов, О. П. Жижимов, С. В. Скибин // Науч. итехн. б-ки. 2003. - № 2. - С. 24 - 28.

28. http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2000/part6/rozhkov

29.

30.    Глухов, В. А. Исследование, разработка и построение системы электронной доставки документов в библиотеке : автореф. дис. . канд. техн. наук / 76. B. А. Глухов. Новосибирск, 2000. - 18 с.

 

http://knowledge.allbest.ru/programming/3c0b65625b2bd78a4c53b88521316d27_0.html

http://www.dissercat.com/content/mezhbibliotechnyi-abonement-i-dostavka-dokumentov-v-informatsionno-bibliotechnoi-sisteme-ros

http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2001/part2/boikovaавторскоеправо

http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2000/part1/dementievaз39.50

http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2000/part2/zakharovинформ.-программная совместимость

http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2000/part2/kourovaэддкакмба

http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2000/part2/pavlenkoэддкакмба

http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2000/part5/kirillova задачи и перспективы

Глухов В.А. Доступ читателей к фондам библиотек и новые технологии // Теория и

практика общественно-научной информации / ИНИОН РАН. - М., 1996. - Вып. 12. -

С. 95-96. -- ИНИОН, первые опыты

http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea97/doc/s1/s1doc20.html выводы к гл1

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...