Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История развития ЭДД за рубежом   




Электронная доставка документов

Курсовая работа

 

 

Выполнила:

студентка 21313 группы

 III курса БИФ

Снеткова А.А.

Проверила:

Серебренникова Т.О.

 

 

СПб 2012

Содержание:

Оглавление

                                                                                                                                                                                                               

Введение_______________________________________________________________________________ 3

Глава 1. Внедрение электронной доставки документов_____________________________________ 5

§ 1. История развития ЭДД за рубежом__________________________________________________ 5

§ 2. История развития ЭДД в России____________________________________________________ 12

Выводы к Главе 1_____________________________________________________________________ 19

Список использованной литературы._____________________________________________________ 23

 

1. Введение

2. Глава 1. Внедрение электронной доставки документов

§ 1. ЭДД за рубежом

§ 2. ЭДД в России

§ 3. Телекоммуникативные технологии как средство доступа к удаленным ресурсам

§ 4. Соблюдение авторских прав

Выводы к Главе 1

3. Глава 2. Технологические процессы и средства ЭДД

§ 1. Передача и обработка заказа

§ 2. Этапы изготовления электронной копии

§ 3. Хранение и передача электронной копии

Выводы к Главе 2

4. Заключение

5. Список использованной литературы

Введение

Количество информации, поступающее в науку, промышленность, управление и другие сферы человеческой деятельности, доходит до тревожных значений. Всё чаще говорят о том, что время удвоения объёма информации, накопленного человечеством, составляет около 2-3 лет. Разрыв между приростом фондов библиотек и объемом новой информации не перестаёт увеличиваться.

Резко сократившееся финансирование на приобретение новой литературы и столь же резко возросшая стоимость транспортировка изданий поставили наши библиотека на грань катастрофы.

Таким образом, библиотеки становятся все менее в состоянии удовлетворить нужды своих читателей. На помощь приходят информационные технологии и всемирное информационное пространство, именуемое WWW (WorldWideWeb).

При этом следует заметить, что благодаря широкому внедрению информационных технологий растет информированность читателей об информационных источниках и меняется, качественно и количественно, их информационная потребность, с которой они приходят в библиотеку. В этой ситуации чрезвычайную актуальность приобретает задача интеграции библиотек и библиотечных фондов. Одним из перспективных путей решения этой задачи становится развитие систем электронной доставки документов (ЭДД).

Электронная доставка документов является своего рода "мостом" между традиционными библиотечными и новыми информационными технологиями.

Сегодня можно с уверенностью констатировать, что работа служб доставки документов в России стала реальностью. Несмотря на некоторые еще имеющиеся проблемы финансового и правового характера библиотеки, центры научной информации и коммерческие фирмы принимают и выполняют заказы, создавая и пересылая друг другу электронные копии документов. Услуги по доставке документов широко рекламируются в Интернет, реально становись фактом сетевого взаимодействия.

Предмет исследования – электронная доставка документов в библиотечной деятельности.

Целью данной работы является выявление проблем и перспектив электронной доставки документов.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

● Изучение истории внедрения электронной доставки документов в библиотеки России и других стран

● Исследование проблем, возникающих в ходе осуществления ЭДД

● Выявление перспектив развития ЭДД

Глава 1. Внедрение электронной доставки документов

 

История развития ЭДД за рубежом   

 

Сама идея электронной доставки документов, как дополнительного средства обслуживания пользователей библиотеки, зародилась в США ещё до эпохи повсеместного распространения Интернета. Первые эксперименты по электронной доставке документов начались в середине 60-х годов прошлого века: в 1967 г. в Калифорнийском университете на базе более 100 библиотек был реализован экспериментальный проект по доставке документов с помощью факсов. Первый период истории развития электронной доставки документов был связан исключительно с факсимильными средствами передачи данных.

Уже в Швеции, в 1978 г. в библиотеке Технического университета Чалмерса (высшее учебное заведение в Гётеборге) начали разработку проекта DOCLINE. Эти эксперименты были очень ограниченными, так как использовался частный протокол. В 1982 г. эксперимент продолжили и использовали два полностью совместимых факсах стандарта 3 с Центром доставки документов Британской национальной библиотеки (BLDSC) в Бостон Спа. Надо отметить, что для своего времени этот эксперимент был очень успешным. Средняя скорость передачи одной страницы составляла менее 2 минут и всего лишь 25% информации приходилось передавать повторно из-за проблем с качеством. С этого времени факсимильная доставка документов была организована в BLDSC на постоянной основе и стала дополнительной, очень удобной формой обслуживания удалённых пользователей библиотеки. Но эта технология по ряду причин подходила только для срочно запрашиваемых публикаций, так как имели большое количество недостатков, например: высокая стоимость специальной бумаги, относительно низкая скорость передачи, невысокое качество получающихся в результате сканирования копий и другие. Однако, уже через 10 лет в этом проекте участвовали около 120 библиотек из Северной Европы и Скандинавии и 5 западноевропейских поставщиков документов, включая BLDSC. И на долгое время передача файлов по факсу была единственным способом электронной доставки документов. В настоящее время средства факсимильной связи стали гораздо удобнее для использования и продолжают активно использоваться (более высокое разрешение, распечатывают на обычную бумагу).

Создание в 1980-х годах персонального компьютера означало большой скачок в области обработки информации. Наряду с новыми техническими средствами появились и новые возможности, например, высокая скорость выполнения операций, увеличение объёма памяти, как оперативной, так и дисковой. Это привело к возможности обработки новых видов документов (графика, изображения), возможности автоматического распознавания текстов.

Параллельно с технологией персональных компьютеров стали развиваться системы компьютерного набора и обработки текстов в процессе подготовки печатных изданий. Очевидно, что использование текстовых форматов данных в процессе электронной доставки имеет значительные преимущества по сравнению с передачей графических изображений по факсу:

●  значительно уменьшился объем данных

● возможность использования программ для сжатия объёмов информации, которые являются более эффективные для текстовых файлов

В это же время появляются первые проекты проекты по ЭДД, использующие большие хранилища текстов публикаций на ПК. Одним из первых был проект немецкой фирмы “G+J” (“Gruner+Jahr”. Образована в 1964 году), которая в 1984 году создала базу данных для журналистов, содержащий 2 млн страниц факсимильных копий текстов в электронной форме, которые выводились автоматически за несколько секунд. Ежедневно в систему вводилось около 1000 и выводилось 2,800 страниц.

Что касается проектов относительно хранения больших объёмов цифровой информации, одним из самых успешных был проект Библиотеки Конгресса США (1982 год). К этому времени уже был изобретён специальный сканер для оцифровки документов, отличающийся высокой скоростью, расширились границы возможных объёмов хранения информации, появилось большое разнообразие офисной техники, и всё это было с успехом применено в данном проекте. Управление системой здесь обеспечивалось мини-компьютером, соединенным с центральной ЭВМ. Этот мини-компьютер получал запросы, производил поиски в базе данных библиотеки и передавал поисковые команды в компьютер. Мини-компьютер также передавал изображения документов на терминалы, откуда поступили запросы.

Уже к 1986 г. были оцифрованы и проиндексированы страницы 24 основных научных журналов за последние 3 года и некоторых других коллекций документов для обеспечения экспериментального прогона БД на компьютере IBM. Находясь в Библиотеке Конгресса, пользователи проводили поиски со своих терминалов, и найденные страницы с оптических дисков передавались на терминалы для просмотра. Целями этого эксперимента были: сохранить оцифрованные копии важных документов, испытать альтернативные технологии и оценить реакцию пользователей.

Примерно в это же время появляются новые технические средства для сканирования документов, что позволило сильно расширить хронологические границы доставляемых документов -- в оборот помимо современных изданий включаются и архивные библиотечные коллекции. Разработка программ оптического распознавания символов привела, как уже отмечалось, к значительному снижению объемов передаваемой информации.

С середины 80-х годов XX века начинается также теоретическое осмысление процесса электронной доставки документов -- исследуются экономические, технические и организационные аспекты.

Появление в это же время оптических компакт-дисков позволило решить проблему хранения больших массивов полнотекстовой информации, появляющихся как побочный продукт издательской деятельности. В это же время активно развивались библиографические базы данных с удаленным пользовательским доступом. Соединение этих технологий позволило построить на их основе автоматизированные системы поиска информации, заказа и передачи копий. В это время начались работы по проектам EIDOS, IANI и ADONIS, в рамках которых создавались большие хранилища копий документов на компакт-дисках, а доставка документов осуществлялась по факсу и позднее - по электронной почте.

Но все же главным предметом исследовательских проектов и экспериментов оставалась технология передачи информации. К началу 80-х гг. была полностью разработана крупномасштабная система Artemis по оцифровыванию печатной информации и ее передачи по сети Euronet для работы в европейском масштабе. Считалось, что она будет способна оперативно доставлять документы по минимальной цене за страницу, сопоставимой с оплатой за копирование и пересылку по почте запрошенного документа. Однако этот проект так и не был реализован. Такая же судьба постигла и проект Hermes.

Самым значительным достижением 80-х годов можно считать работу над проектом ADONIS. Консорциум ADONIS был сформирован еще в конце 70-х годов рядом издателей из-за потребности противостоять крупномасштабному фотокопированию журналов. Одной из целей ADONIS было предоставление требуемых статей из журналов, принадлежащих издателям в консорциуме. Система контролировала использование отдельных статей так, чтобы оплата авторского права могла поступать издателям. Планировалось, что это будет система баз данных на оптических дисках, охватывающая значимые научные статьи и статьи по медицине нескольких издательств. Ответом на интерактивный запрос должна была стать доставка через спутник полного текста и графики на основные станции в центрах распространения, которые должны были распечатывать электронные копии и далее методом экспедиции осуществлять местную или региональную доставку.

Проект был отложен, прежде всего, потому, что в это время еще не существовало соответствующей дешевой технологии. Однако проект был переориентирован как система распространения информации на базе компакт-дисков и проходил испытания, близко имитируя реальную мировую службу конца 80-х годов. Испытания показали, что поиск и распечатка с компакт-дисков ADONIS и рабочих станций даст экономию затрат до 50% по сравнению с затратами на обычное фотокопирование. Здесь могла бы быть и другая существенная экономия, связанная с экономией на расстановку на полки, затрат на переплет и т.п. Почти 200 тыс. статей были сканированы и накоплены в ходе испытаний.

Работа по проекту ADONIS была продолжена в 1990 году, после чего было принято решение о переходе на коммерческое обслуживание. Уже спустя год ADONIS представил службу доставки статей, работающую на базе CD-ROM, и подписное коммерческое обслуживание на основе 400 с лишним журналов. Скорость передачи копий по каналам электросвязи была 2400 знаков в секунду, а скорость печати на принтере - от 4 до 7,5 страниц в минуту. Подписчики, в основном работающие в области фармакологии, ежедневно получают диски, содержащие библиографические описания статей. Все сделанные распечатки регистрируются в системе, и на основе этих данных выписывается фактура для подписчика и отчисления издателю. Издатели, следовательно, получают существенную плату, а также могут использовать детальные данные о доступе к их изданиям.

Лишь относительно недавно стала доступна технология передачи полных текстов, что позволило транспортировать файлы большого размера. С 1992 - 1993 годов начался невероятно быстрый прогресс развития в области телекоммуникаций и информационных технологий, что привело, в свою очередь, к широкому распространению сети Интернет со всеми ее возможностями, включая также и доставку документов прямо конечному пользователю, находящемуся на своем рабочем месте. Приблизительно в это же время появились другие технические разработки. Это - рост мощности электронного хранения, как магнитного, так и оптического. Появление оптических компакт-дисков, а не так давно и DVD, позволило записывать и долговременно хранить до сотен тысяч страниц текста на дисках диаметром около 12 см, которые можно быстро и дешево тиражировать, что также открыло перспективы компьютерной обработки полнотекстовых документов. В результате появились электронные журналы и книги на компакт-дисках. Прогресс в развитии методов создания электронных текстов с применением HTML-технологий несомненно также способствовал решению задач электронной доставки документов.

Основным результатом, в котором максимально полно использовались данные достижения, явилась разработка американской компанией RLG системы Ариэль. Ариэль - это программное обеспечение ЭДД. Рабочая станция представляет собой компьютер, подключенный к сети Интернет и оборудованный сканером и лазерным принтером. Документ, который необходимо передать по сети, сканируется, ему присваивается имя и дается краткое пояснение, указывается адрес другой станции, после чего он переводится в очередь на отправку. Периодически станция пытается установить связь с другими станциями Ариэль и пересылает им соответствующие документы в компактном формате. Одновременно станция может получать материалы, передаваемые ей с других станций. Принимаемые документы можно сначала просмотреть на экране компьютера, а потом распечатать на лазерном принтере. Из электронных образов материалов можно организовать базу данных и обращаться к ней в случае повторения запросов. Кроме того, без потери в качестве, материал можно вновь переслать на другие станции. Этот способ пересылки материалов по Интернет используется многими библиотеками.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...