Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1 Национально - региональный компонент в системе музыкального образования.




Национально-региональный компонент в подготовке будущего учителя музыки

Курсовая работа

студентки 2 курса

профиля «Музыка»

Воробьёвой Н.А.

Научный руководитель:

Доктор педагогических наук, профессор

Быкасова Л.В

 

Дата сдачи «___»___________________20___г.

Дата защиты «___»_________________ 20___г.

Оценка___________________________

Научный руководитель    Быкасова Л.В____

 

Таганрог

2016

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

С.

Введение………………………………………………………………..  3

Глава 1. Национальный - региональный компонент в системе музыкального образования………………………………………….. ..  5

1.1.Фольклор Ростовской области ……………………………. .……  7

1.2.Структура и содержание подготовки учителя музыки………….. 12

Вывод…………………………………………………………………… 13

Глава 2. Алгоритм по подготовки учителя музыки на основе

национально-регионального компонента ……………………………. 15

2.1 .Задание №1 «Мы едины» ……………………………….. ………. 17

2.2.Задание №2 «Музыка народов» …………………………………..  19

Вывод …………………………………………………………………...  21

Заключение……………………………………………………………...  23

Литература ……………………………………………………………...  25

                                                                                                                  


ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа посвящена вопросу подготовки учителя музыки по национально - региональному компоненту. Знания фольклора, применяемые в обучении студентов, позволяют им глубоко окунуться в будущую профессиональную деятельность полиэтничности образовательного пространства.

Первостепенность и важность познания национально - региональных компонентов будущими учителями музыки определены задачами, стоящими перед педагогическими вузами сегодня - подготовка квалифицированных специалистов способных воплощать свою педагогическую деятельность в культуру народа. Бесспорно, момент исследования музыки планомерен, основателен и труден. Он обязан представлять единый, развивающий нравственность и строиться на теоретической, методической и практической подготовке. Необходимо рассмотреть ряд моментов, установленных особенностью современного течения в культуре, изучая процесс освоения народных компонентов будущими педагогами-музыкантами: с одной стороны, является стремление к внедрению в общемировой культуре контекста с признанием общечеловеческих ценностей; с другой, важность сохранения уникальности национальных культур с их самобытным ценностно-смысловым содержанием. Средние учебные заведения и высшие учебные заведения региона многонациональны по составу, а, значит, обстоятельства, при которых происходит изучение лишь только одной конкретной культуры, представляются обедненными, более того, неэтичными. Учитывая эти показатели, в педагогике важно умение опираться на музыкальные традиции различных национальных культур и приучать учащихся к музыкальному многообразию.

В последние годы было создано огромное количество исследовательских работ, разрабатывающих и рассматривающих вопросы художественной, в том числе музыкальной культуры регионов в контексте образования. Нынешний педагог-музыкант встречает в собственной практической работе как с дефицитностью обоснования содержания регионального компонента, и с задачей формирования культурологических, психолого-педагогических.

Целью исследования является формирование педагогических основ содержания, организации и развития вузовской подготовки будущего учителя музыки с внедрением национально-регионального компонента в музыкальном образовании.
     Объект исследования - процесс профессиональной вузовской подготовки учителя музыки.

Предмет исследования- национальный-региональный компонент в подготовке будущего учителя музыки.

Задачи:

1) проанализировать содержание и специфику музыкальной культуры (на  примере Донского казачества).

2) выявить структуру и содержание подготовки будущего учителя музыки.

3) выявить педагогические условия, характеризующие эффективность реализации содержания национального-регионального компонента в музыкально-педагогическом образовании.

 

Любовь к Отечеству и человечеству. Противники патриотического воспитания приводят следующий довод: "Любовь к человечеству выше любви к Отечеству, любовь к людям вообще шире любви к людям, живущим в одном государстве" [1, с. 8]. Нельзя не согласиться с таким аргументом. Однако возразим, что любовь к "ближним вообще" является абстрактным понятием для ребенка и может быть воспитана в нем при помощи любви к семье, к родным, с которыми он непосредственно связан и которые своим поведением вызывают у него эмоциональное переживание. С любви к окружающим начинается любовь к Отечеству.

 

 


Глава 1 Национально - региональный компонент в системе музыкального образования.

На сегодня самое большое внимание в современной педагогике уделяется региональному компоненту в системе образования. В «Положении о государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования» (№ 940 от 12.08.1994 г.) вместе с федеральным компонентом был введен и региональный, при этом содержание регионального компонента, в отличие от федерального, с установленным обязательным минимумом содержания основных профессиональных образовательных программ, носит вариативный характер и имеет учет региональной специфики. Перед нами предстает проблема процесса регионализации. Напомним, что в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (2003 г.) было сформулировано понятие «национально - региональный (вузовский) компонент». [1]. Одна из первых монографий, посвященных исследованию регионального компонента музыкального и музыкально-педагогического образования – исследование Н. Р. Туровец .Автор отмечает, что : «решение задач регионализации музыкального образования осуществляются весьма непросто и разносторонне, потому что ощущается недостаток новых идей, концепций, теорий, кроме того, говорится о дефицитности познаний, которые имели возможность лечь в основу стратегии и становления отечественного музыкального образования » [2;с5-11].

Автор советует уделять внимание традиционному музыкальному искусству регионов и особому прогрессивному композиторскому развитию, решая вопросы содержания регионального компонента и его базовых элементов. Проблема содержания образования получает особенный смысл в регионах, меняющих свои социальный и политический статус, и остается одной из самых весомых, по мнению исследователей.

Полиэтничность Российской Федерации, образовавшаяся в результате ее поэтапного становления, бесспорно, считается одной из главных частей многогранной системы российского культуры и общества, его структурообразующей части.


  Она же определила направленность внедряя в процесс обучения социально-этнических моментов культуры, которые являются национально-регионально компонентов содержания образования. Благодаря общению представителей разных национальностей можно заметить вовлечение юного поколения в культуру, и, исходя из вышесказанного,многонациональное общество способствует развитию личности [1; 353].

На принципах историзма, гуманизации, региональности, комплексности и интегративности разрабатывается содержание национально-регионального компонента, о чем писал доктор философских наук Кемеров Е.В.: «процесс образования в современных учебных учреждениях должен ориентироваться на историческую, духовную, практическую преемственность поколений» [3;91]. Способ, метод, конфигурация той или иной деятельности имеет важное значение для общества или группы, обладая возможностью осваиваться другими, становясь таким образом эталонными [4; с.49-55].

Приобщение детей к национально-региональной культуре сейчас считается одним из действенных средств формирования национального самосознания и толерантности подрастающего поколения, делая упор на принцип поликультурности образования. Л. С. Выготский писал, что личность «…есть понятие социальное, она охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врождённа, но возникает в следствии культурного развития...» [5, с. 315]. Освоение этнокультурного навыка способствует пониманию того, что родная культура считается одной из форм культурного богатства мира, частью достижений целостного взаимозависимого общества. Акцент перемещается на заложенные в народных культурах значения, владеющие прогностическим значением, способствующие многостороннему развитию личности, социальному и научно-технологическому прогрессу, становлению добрососедских отношений и совместной работы на межличностном, государственном и международному уровнях в контексте поликультурного образования [6; с.421].

Д.Б.Кабалевский говорил: «главной задачей массового музыкального воспитания… является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность»[7;с.192]. Способность к активному эстетическому отношению подрастающего поколения, его восприятию и анализу произведений искусства, участие детей в создании прекрасного формируется с помощью эстетическое восприятия. [8;с.184]. Национально-региональная система обучения обязана внедряться с национальными традициями, особенностями, менталитета народа, обитающего на той или иной территории; с использованием учений о развитие национальной культуры, навыка многонациональной педагогики в воспитании чувственного восприятия и отношения, любви к природе своей родины, ответственности.

Будущий учитель музыки должен знать фольклор своего родного края, и, будучи преподавателем, должен качественно преподнести знания народного наследия, сохраняя все традиции. Рассмотрим фольклор на примере Ростовской области.
1.1. Фольклор РО (Ростовская область)
Музыкальная культура Ростовской области достаточно самобытна и имеет обширный культурный запас. Из покон веков сложилось так, что в области присутствуют отдельные моменты традиций и культур различных народов(русские, армяне, украинцы, турки).

Сейчас перед педагогами стоит задача сохрaнения казачьей культуры, бережного отношения к ней. Одной из самых действующих методик развитие культуры считается приобщению детей к почтения данной культуре .Культурологические причины исследования данной задачи характеризуют неотложного рaсмотрения специфики роста музыкальной культуры в Ростовской области, которые соединены с творением, развитием и сохранением общечеловеческих ценностей. Спецификой роста музыкальной культуры Ростовской области считается совокупность культур разных народностей, населяющих область, поэтому и появляется задача её сохранения. Развитие региональной системы музыкального образования в большой степени обусловлены способы и методы восстановления национальных традиций.Под воздействием культуры коренных народностей развивается традиционное музыкальное искусство региона, нынешнее композиторское творчество, которые обладает огромным образовательной и воспитательной силой.[9;с.206]

Определяя региональные моменты обучения педагогов, нужно обязательно иметь ввиду важность в исследовании музыкальной народной культуры казаков, методы ее практического применения и становления, изучения, развития.

В последнее время значительно вырос интерес к донскому фольклору, но, в то же время остро встала проблема сохранения и использования подлинно народной песни в репеортуаре современных исполнителей.

Фолькло́р (от англ. folk-lore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, традиции, идеалы[10].

Ориентация на устный способ передачи информации и традиционализм является важнейшей особенностью фольклора в отличие от особенностей литературы и современной книжной культуры. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).К моменту упразднения казачества как сословия и Области Войска Донского как административной единицы основным достижением в изучении фольклора и этнографии Дона стало то, что было собрано большое количество документальных источников. Они нашли отражение в основном в записях казачьего песенного фольклора, сделанных А.М. Савельевым (1866), А.М. Листопадовым и С.Я. Арефиным (1911), архивах Донской епархии. Обширный материал о быте и культуре казаков собрал учёный А.П. Митрофанов, который в 1920 г. участвовал в экспедициях по Северному Кавказу, а в предвоенные годы побывал на Верхнем Дону[11;с.64-74].

Фольклор казаков Верхнего Дона разнообразен и достаточно богат. Это сказки, предания, былины, пословицы и поговорки, рассказы-были о житейских случаях из прошлого, песни.

В фольклоре данной области существуют сюжеты сказок, характерные для юга России: «Гуси-лебеди», «Как кочеток царя победил», «Иван-царевич и серый волк», «Царевна-лягушка» и другие. Казачьи интерпретации и разночтение русских сказок интересны диалектными и традиционными особенностями, остротой языка и в сказках бытовых, «житейских». В былинах слушателям импонировал «донской казак Илья Муромец», а также Алёшу Поповича кличут «дончаком»[12].

Предания на Верхнем Дону рассказывают и в наши дни, но практически невозможно встретить исполнителей былин. Их распевы и тексты сохранились в пятитомном собрании А.М. Листопадова «Песни донских казаков». В сборнике, который является сегодня библиографической редкостью, около 1200 казачьих песен с нотной записью их распевов.

Казачья песня родилась более пяти столетий назад. Одной из самых старинных считается песня о том, как Ермака выбирали атаманом, ХVI века. Исполнение этой песни – своеобразный экзамен на умение «играть» настоящие казачьи песни, исполнять их в первозданном, исконном звучании.

«Верховая» манера исполнения – местная разновидность донской казачьей песни. В печатном отчёте об экспедиции 1902-1903 годов Листопадов привёл мнение народных исполнителей из Вёшенской и Еланской станиц – Гончарова и Макарова, что вёшенское исполнение гораздо мягче, по сравнению с тем, как поют на Нижнем Дону, – «там жёстко поют и грубо».

Часто без сопровождения исполняются «тяговые», протяжные песни, с «разливающимися» интонациями. Наиболее достоверно звучит ансамбль из пяти-семи исполнителей. На «балáх» – танцевальных вечеринках молодёжи использовались такие музыкальные инструменты, как гармонь, балалайка, скрипка и прочее. Гармонист и скрипач уже назывались «оркестром». Казаки привозили из заграничной службы такие танцы, как «полька», «карапет», «краковяк», «тустеп», «галоп», «падэспань», «кадриль» и другие танцы «из Европы».

«Казачка», «Барыню», «Камаринского», «Цыганку» отплясывали на свадьбах и гулянках, на «беседах» (вечеринках с застольем). Казачьи песни «под пляс», «частые» поются без музыкальных инструментов, они исполняются под ритмичные движения, хлопки, притопывания, выкрики в такт и из-за такта, и под бубен. Плясовые казачьи «частые», «круговые» гораздо ритмичнее, эмоциональнее плясовых песен «под гармонь» в средней полосе России. В них преобладает лихая удаль, умение зажечь весельем окружающих, скорость, широта распева.

В казачьем пении очень ценится мужской голос. Что касается женского пения, то оно характерно для бытовых, «семейных», «девичьих» лирических, свадебных песен и в «карагоде»-хороводе. Однако, женщины, при отсутствии мужчин, могут брать на себя мужскую партию в пении и исполнять те же «служивские», «походние» и строевые песни.

Многоголосное пение– одна из отличительных особенностей «Верховых» казаков. Песня состоит как бы из двух «пластов», нижнего и верхнего, контрастных и разнообразных по функции. «Басов» как таковых нет. Мужские голоса поют звонко, чтобы песня лилась легко, привольно, резво. Над «средним» регистром голосов парит «дúшкант», высокий голос – «подголосок». Нередко «дишканят» без слов, вокализируя на одни гласные – «а-о-э-е»[12].

Часто песня начинается с речитатива – «проговора». Первым вступает, запевает мужской голос, который и определяет тональную высоту песни и её темп. Остальные вели песенный напев каждый по-своему, импровизационно, но в гармонии общего многоголосья. В основном встречается четырёхголосие.

Также у казаков существует определенная специфика в отношении напева и слов в протяжных песнях. Они характеризуются особыми обрывами и повторениями слов, широкими слоговыми распевами, вставками гласных в середину слова, частыми междометиями и восклицаниями. Такие особенности иногда трудны для восприятия, но они передают неповторимый колорит казачьих песен. Народные песни изначально не предназначались «залу», зрителям, сценическому творчеству. Их пели своим кругом, для собственного удовольствия.

Песни донских казаков – исторические, «служивские», походные, бытовые, «под пляс», «под карагод», свадебные, лирические, плачи – бережно хранит фольклорный ансамбль «Зарница» музея-заповедника М.А. Шолохова[12].

Народное искусство на сегодняшний день достаточно интересно всё большей аудитории , что, в частности, является показателем - литературно-фольклорный праздник «Шолоховская весна», интерес к которому каждый год более ста десяти тысяч гостей и участников в станице Вёшенской. Люди тянутся к народному творчеству, к их обычаям и традициям, имеют неподдельный интерес к древним народным казачьим песям, и это служит важным аспектом в сохранения и песен, и национального единства народа.

1.2.Структура и содержание подготовки учителя музыки
     Продуктивное, полезное и увлекательное в подготовке уроков музыки в большинстве случаев зависит от этапов в музыкально-педагогической и методического обучения педагогов-музыкантов, изученной педагогами в условиях среднего и высшего специального музыкального образования.

Как справедливо указывает Л.Г.Арчажникова: "Подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности проецируется в стенах института. Профессиональную компетентность и методическую оснащенность определяет социально-культурный опыт в применении к музыкально-педагогическому образованию. Учитель музыки должен не только хорошо знать свой предмет, ему необходимо усвоить определённый объем философских, эстетических, социальных, психолого-педагогических знаний и уметь их применять в своей работе" [13;с.111].

Профессиональное обучение педагога-музыканта обусловливает такие разнообразные знания как:

1)основные профессиональные определения и термины, которые необходимы для усвоения компонентов специальной подготовки

2)практические знания основ музыкального искусства и музыкальной деятельности, без которых невозможно ощутить специфику последней;

3)определения, объясняющие обобщенность между предметами и особенностями музыкального искусства и музыкально-педагогической работой педагога;

4)музыкально теоретическая информация, обобщающая различные взгляды на особенности и методы музыкальной обучения;

5) практические способы музыкального и педагогического обучения, особых методов изучения [14;с.400].

В педагогическом процессе обучения необходимо определить три основные структуры: педагогическую, методическую, психологическую.

Педагогическая структура - это совокупность целей, задач, принципов, содержания, методов, средств и форм организации учебной педагогической деятельности. Все эти элементы существуют в любом педагогическом процессе.

Методическая структура в педагогическом процессе является последовательностью обусловленных этапов достижения поставленной цели.

Момент обучения учеников и педагогов предопределяет психологическая структура: мотивы и интересы обучения и воспитания, психофизиологические и психические процессы восприятия и прочее. С помощью этих трех структур и строится формирование любого педагогического процесса, его способы и методики.

Что касается преподавателя, то большую роль в его деятельности играют организаторские ораторские способности, умения, проявляющиеся в организации своих педагогических действий (логическое построение объяснений, лекций, рассказов, бесед, семинара, музыкальной иллюстрации), а также в организации работы детей (индивидуальной, групповой и коллективной). Организаторская деятельность педагога в процессе работы в среднем общеобразовательном учреждении получает довольно широкий диапазон, как правило он зачастую является основным и, пожалуй, главным проводником музыкально-эстетической культуры.

Вывод:

Качество и мастерство исполнения любого музыкального произведения, в частности присущим композициям национально-регионального компонента, в большинстве случаев зависит от точности и глубины теоретических и историко-музыковедческих познаний музыканта. Главными моментами специальных знаний о национальной и народной музыке и творчестве композиторов региона, на наш взгляд, являются:

· Изучение основных компонентов фольклора не только своего региона, но и ближнего зарубежья и стран СНГ;

· Способность находить связь композиторского творчества с общим направлением художественной культуры своего народа и России в целом;

· Способность анализировать музыкальные произведения;

· Знать о различных стилевых особенностях, особенностях музыкального языка, способов музыкальной выразительности произведений национальных авторов.

Обобщение полезных свойств, мотивов и потребностей в процессе познания творчества наций и региона способствует будущему педагогу-музыканту, научившись применять полученные знания о родном ему национальным репертуаре или музыкальным наследии региона, самостоятельно изучит творчество прочих народов России и зарубежья. В связи с этим для положительной реализации себя в своей грядущей профессиональной деятельности перед учащимся открываются огромные возможности в среде полиэтничности нынешнего образования [15;с.384].

Огромную роль в развитии системы высшего музыкально-педагогического образования играет процесс регионализации, что обуславливается культурологическими, психолого-педагогическими факторами, которые способствуют развитию музыкальной культуры региона, сохранению, развитию[16].










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 313.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...