Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Желание усиливать конфронтацию или гармонию полов во взаимоотношениях в семье




Гендерные отношения супругов в процессе выполнения ими родительских ролей зависят от того, какой стратегии они придерживаются. Если их цель — улучшать свои отношения и воспитать хороших детей, то в отношении к ним они выступают «единым фронтом». Они не подрывают авторитет мамы или папы вылазах ребенка, поддерживают требования и действия другого супруга. И напротив, супруги могут вести войну друг с другом, вовлекая в нее и детей:

В исследованиях было установлено, что отцы в два раза чаще поддерживают мать, чем наоборот. Возможно, это связано с тем, что мать больше занимается ребенком и супруг считает, что она более компетентна и делает все правильно. А возможно, женщины больше стремятся воевать со своими мужьями, выражая в этой войне свою обиду на нежелание мужчин участвовать в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Эмпирически были установлены проявления разных стратегий взаимодействия супругов при воспитании детей. Маккоби приводит примеры таких стратегий:

1) комбинирование усилий родителей (мать и отец вместе ведут одну линию, помогая и дополняя друг друга);

2) отец выступает в роли помощника матери (она — главный воспитатель, он поддерживает ее и помогает ей);

3) отец использует ребенка, чтобы показать свою власть и превосходство над женой (к примеру, открыто смеется, когда ребенок не слушает ее, или иронически отзывается о формулировке ее требований);

4) мать тайком разрушает влияние отца на ребенка ( в отсутствие отца позволяет ему делать то, что запретил отец, или даже прямо говорит: «Подожди, папа уйдет, и я тебе включу компьютер»);

5) мать — посредник между отцом и ребенком (у ребенка и отца нет времени на общение, или они не понимают друг друга, или ребенок боится поговорить с отцом, и мама помогает им наладить отношения; здесь важно помнить, что подлинно гармоничные отношения возникают все же при прямом общении, поэтому такая стратегия возможна лишь как временное средство);

6) родители имеют в виду разные цели при воздействии на ребенка (к примеру, мать, жалея плачущего сына, думает о сиюминутном его состоянии, а отец, будучи к нему строгим, заботится о его будущем — когда тот будет взрослым).

Эти разные стратегии порождают различные типы гендерных отношений — как между супругами, так и между родителями и детьми. Совершенно очевидно, что одни стратегии ведут к конфронтации полов, а другие — к их гармонии. Важно информировать родителей о том, какая из стратегий ведет к ухудшению или улучшению взаимоотношений, и учить их создавать хорошую атмосферу в семье.


Девиантные отношения 325

Таким образом, реализуя свои родительские роли, женщины и мужчины либо усиливают конфронтацию полов, либо уменьшают ее. Девочки и мальчики, наблюдая за поведением родителей, усваивают гендерные роли матери и отца. И в своих будущих семьях они будут воспроизводить ситуацию, которую видели в своей родительской семье. Поэтому исключительно важна исследовательская и коррекционная работа с мужчинами и женщинами для благородной цели — создания гармоничных взаимоотношений в семье и в целом между представителями разных полов в обществе.

Однако отношения полов могут принимать форму открытой вражды. Наверное, правомерно назвать их девиантными. Их мы и рассмотрим далее.


Девиантные отношения

Под таким названием я объединила поведение мужчин и женщин и их взаимоотношения в конфликтных ситуациях и в условиях правонарушения.

При разрешении конфликтов необходимо учитывать различные особенности участников переговоров, в том числе и гендерные.

По моему представлению, гендерный подход к разрешению конфликтов состоит в учете гендерных различий по личностным характеристикам и социальному поведению участников конфликта, в учете гендерных стереотипов, на основе которых строятся представления участников конфликта друг о друге, и в ожидании соответствующего поведения, а также в коррекции этих представлений' и ожиданий в соответствии с данными научных исследований и практикой общения с конкретным участником.

Как показывают данные исследований, половые различия поведения в конфликтной ситуации проявляются:

1) в наличии гендерных стереотипов, влияющих на восприятие участника конфликта — представителя другого пола;

2) в существовании у мужчин и женщин личностных черт, которые могут вести к конфликту;

3) в предпочитаемых способах разрешения конфликта;

4) в использовании разных речевых паттернов на переговорах, которые могут вести к взаимному непониманию обоих полов.

Рассмотрим эти особенности более подробно.

Существующие гендерные стереотипыоказывают влияние на поведение участников конфликта. Некоторые свойства личности (например, склонность к агрессии) Е. Н. Иванова (1997) справедливо связывает с конфликтностью людей. Обычно мужчинам приписывается большая агрессивность, ассертивность, конкурентность, доминантность, а женщинам — большая эмоциональность и меньшая агрессия, кооперативное поведение, подчиненность.

Если проанализировать этот «гендерный набор», то может сложиться впечатление, что по целому ряду качеств (исключая, возможно, малую эмоциональность) мужчины, согласно стереотипу, обладают качествами, провоцирующими конфликт. Однако строгие научные исследования далеко не всегда подтверждают существующие стереотипы. Напомним результаты, которые можно интерпретиро-


326 Глава 9. Гендерные отношения

вать как имеющие отношение к конфликтам (о них шла речь в главе о личностных характеристиках).

Личностные характеристики

Если мужчины превосходят женщин по проявлению прямой физической агрессии, то женщины — по скрытой вербальной агрессии. Вряд ли эти данные можно интерпретировать как большую агрессивность, провоцирующую конфликты, у какого-то одного пола: скрытая агрессия может быть в такой же степени конфликто-генной, как и явная.

Доминантность и ассертивность — качества, которые также могут быть связаны со склонностью к конфликтам, особенно если носителями их являются несколько участников конфликта. Хотя в исследованиях было установлено превосходство мужчин над женщинами по доминантности и ассертивности, девочки и женщины тем не менее не являются более «подчиненным» полом, проявляя контрдоминантность. И такое сочетание личностных черт у мужчин и женщин может вести к межполовым конфликтам.

Мальчики и девочки прибегают к разным манипулятивным стратегиям (макиавеллизм): первые используют прямое принуждение по отношению к другим детям, а последние действуют более тонко. Взрослые мужчины — большие макиа-веллы, чем женщины. Эти половые различия также могут вызывать конфликты между тем, кто манипулирует, и тем, на кого направлено манипулятивное влияние.

Большая эмоциональность женщин, связанная с одним из наиболее устойчивых и распространенных гендерных стереотипов, также может ассоциироваться с конфликтогенностью. Однако в исследованиях было установлено, что'по одним проявлениям более эмоциональны женщины, а по другим — мужчины. «Мужские» гнев, агрессия и презрение, так же как и «женские» печаль, страх и тревога, могут одинаково осложнять взаимопонимание между полами в конфликтной ситуации.

Проявление различных эмоциональных реакций женщинами и мужчинами в одной и той же конфликтной ситуации может вести к взаимному непониманию и усугублять конфликт. Логика участников может быть примерно такой: «Мне тоже тяжело, но почему я не гневаюсь (или не показываю страха)?»

На вопрос о том, какой пол является более конкурентным, а какой — кооперативным, пожалуй, нет определенного ответа. Довольно часто обнаруживается, что мужчины и женщины не отличаются друг от друга в этом плане. Пожалуй, более важными являются возраст испытуемых и отношения с партнером по конкурентной ситуации: если мальчики и девочки порой демонстрируют одинаковую конкурентность, то молодые девушки уже не решаются конкурировать со своими друзьями противоположного пола. Можно сказать, что мужчины и более конкурентны, и более кооперативны (см. главу о социальном поведении).

Половые различия в конкурентном поведении могут проявляться и при разрешении конфликта. Что же показали конкретные исследования?

Предпочитаемые способы разрешения конфликта

В ряде зарубежных исследований обнаружено, что в этом плане также существуют гендерные различия (здесь данные цит. по: Cross, Madson, 1997). Женщины


Девиантные отношения 327

выбирают те стратегии, которые способствуют сохранению существующих взаимоотношений, а не достижению личных целей (например, сделку, компромисс, уменьшение враждебности). Мужчины же используют давление и стараются доминировать над партнером, чтобы добиться своего (Линда и коллеги).

В этом плане женщины и мужчины оказались похожими на представителей соответственно восточной коллективистской и западной индивидуалистической культур (Льюинг и коллеги).

Американские психологи С. Кросс и Л. Мэдсон (Cross, Madson, 1997) объясняют эти данные наличием различных я-концепций у женщин и мужчин: у первых она «взаимозависимая», т. е. построена на связи с другими людьми, а у последних — «независимая», когда взаимоотношения с другими людьми служат лишь средством к достижению индивидуалистических целей (более подробна эта концепция изложена в главе 1).

Половые различия в способах разрешения конфликтов были обнаружены и в отечественных исследованиях.

В дипломнойч работе Л. А. Волосевич, выполненной под моим руководством, лри изучении 20 супружеских пар, половина которых имела стаж супружеской жизни от 1 года до 5 лет (группа А), а другая половина — от 20 до 25 лет (группа Б), выяснилось, что длительность брака является более мощным фактором, чем ген-дер: более опытные супруги обоего пола отличались от неопытных по частоте использования конструктивных способов разрешения конфликтов (50 описаний таких способов оценивались 15 профессиональными психологами, состоящими в браке, либо как конструктивные, например: «Мы стараемся найти компромиссное решение, удовлетворяющее нас обоих», либо как деструктивные, например: «Во зремя конфликта я всегда настаиваю на собственной правоте»). В то же время с помощью методики К. Томаса были выявлены гендерные различия: если не было возможности избежать конфликта, то женщины демонстрировали поведенческую реакцию, характеризующуюся как приспособление, а мужчины — конкуренцию. Впрочем, мужчины с большим супружеским стажем обнаружили тенденцию к использованию приспособления, что противоречит существующему гендерному стереотипу. В молодых парах ведущую роль в разрешении конфликта играли мужчины, а в опытных — женщины.

Другая моя дипломница, О. Н. Пауль, изучив 10 мужчин и 10 женщин (возраст — от 18 до 52 лет), клиентов центра психологической консультации, установила, что в конфликтной ситуации женщины предпочитают стратегию избегания исотрудничества, а мужчины — компромисс и избегание; наименее предпочитаемой стратегией для обоих полов является приспособление (Томас).

Эти данные не вполне согласуются с существующими гендерными стереотипами. Оказалось также, что стратегия поведения в конфликтной ситуации связана с личностными качествами испытуемого: чем выше его самооценка и эмоциональная устойчивость, тем чаще он прибегает к сотрудничеству и реже — к компромиссу.

Кого эмоционально сильнее затрагивает конфликтная ситуация? Согласно стереотипу — женщин, в силу их якобы большей эмоциональности. Однако напомню изложенные выше данные о том, что мужчины (по крайней мере, по их мнению) более тяжело по сравнению с женщинами переживают разрыв романтических отношений, инициаторами же такого разрыва чаще выступают женщины. В то же время в семье женщины чаще мужчин подвергаются серьезным оскорбле-


328    Глава 9. Гендерные отношения

ниям и обидам со стороны партнера по браку, и, может быть, поэтому они реже мужчин вступают в повторный брак после развода. Женщины более сильно переживают и дистресс, связанный с конфликтами во взаимоотношениях с друзьями. При разрешении конфликтов часто используются переговоры, где участниками являются мужчины и женщины.

Использование различных речевых паттернов на переговорах

У. Ф. Линкольн, О. В. Аллахвердова и коллеги (1998) справедливо замечают, что не все конфликты могут быть предметом переговоров, однако эти переговоры играют важную роль в разрешении целого ряда конфликтов. Поэтому интересно рассмотреть, как ведут себя на них женщины и мужчины. Напомню результаты исследований половых, различий речевого поведения (о них говорилось в главе 8).

И в деловых и в интимных переговорах мужчины больше говорят и чаще прерывают партнера, а женщины задают много вопросов, часто их повторяя. Женщины также чаще выражают сомнение или отрицание по поводу своих высказываний, чтобы смягчить свое мнение и выразить хотя бы минимальную поддержку другому говорящему. Были обнаружены гендерные различия и в невербальном поведении, в частности в улыбке и смехе, — женщины смеются и улыбаются чаще мужчин.

В то же время получены данные о речевых различиях у лидеров и последователей разного пола. Менеджеры обоего пола говорят как мужчины, а подчиненные — как женщины.

Интимные партнеры ведут себя сходным образом, причем это обнаруживается и в гетеросексуальных парах, и в парах гомосексуалов обоего пола. Лидеры во всех трех типах пар чаще прерывают партнера по общению, чем ведомые, а последние чаще используют поддерживающие речевые паттерны.

Добавлю и другие данные (цит. по: Hustone, Aschmore, 1986). В гетеросексуальных интимных парах партнеры разного пола используют различные речевые стратегии. Мужчины, чтобы добиться своего, прибегают к директивному стилю: они настойчивы, дают указания, настаивают, торгуются, убеждают женщин. Женщины же прибегают к деликатной стратегии: используют намеки, советы, уходы, отказ от обещания (Фалбо и коллеги).

Такое различие речевых паттернов может вызывать раздражение и непонимание у обоих полов. Он может упрекать ее: «Скажи прямо, чего ты хочешь», а она — его: «Неужели нельзя быть поделикатнее?» Поэтому часто в интимных взаимоотношениях во время конфликта женщины плачут, сердятся и критикуют мужчин за недостаток внимания и нечувствительность. Мужчины же в это время гневаются, отвергают слезы и призывают к логическому и неэмоциональному подходу к проблеме и сами ищут логические причины объяснения конфликта (Келли и коллеги). Очевидно, что каждая сторона считает свое поведение более приемлемым, и такое сочетание стратегий не будет способствовать разрешению конфликта.

О чем бы ни говорили супруги (на интимные или не интимные темы), жены чаще обнаруживают большую эмоциональную вовлеченность и личностные переживания (Мортон). Они пропускают через себя мировые события, что непонятно для мужей.


Девиантные отношения 329

Полученные данные объясняются следующим образом: речевые паттерны женщин  обусловлены их более низким по сравнению с мужчинами положением в обществе. Разговоры женщин с их «заботливостью» подчиняются правилам политеса — обходительного общения, а мужчины же в разговорах обычно доминируют и нарушают правило очередности; т. е. речь женщин является «речью безвластных», а мужчин — речью лиц, обладающих властью. При этом нередко речевое поведение мужчины (и то, что он принадлежит к высокостатусному полу — мужскому) является более мощным фактором, чем даже обладание официальной властью у женщины.

Так, в работе Г. Фейрхерста (Fairhurst, 1993) описан случай, когда гендер, наряду с другими демографическими характеристиками, выступал как фактор, определяющий речевое поведение участников деловых переговоров и провоцирующий конфликт. Одним участником была женщина-менеджер (молодая, образованная, но неопытная негритянка), а другим — мужчина-подчиненный (значительно старший по возрасту, белый, опытный, но необразованный). Оба участника диады вступили в конфликт, разыгрывая модель, соответствующую гендерным стереотипам, когда доминирующее положение занимает мужчина. Несмотря на свою подчиненную позицию, именно он становился лидером на переговорах, используя различные приемы усугубления конфликта: отмалчивался, когда к нему обращались; если намечался проблеск в принятии решения, он тут же уводил разговор в сторону или переводил его в новую конфликтную область. В итоге «победу» одержал мужчина, показав, что его неформальный статус, выше формального положения Женщины-менеджера. И она, настаивая на своем праве демонстрировать власть, сопровождающую ее должность, лишь способствовала развитию конфликта.

Несмотря на то что исследования рисуют более сложную картину гендерных различий по личностным характеристикам и социальному поведению людей, в том числе и в конфликтных ситуациях, чем трактуют гендерные стереотипы, можно констатировать широкое распространение последних. Популярная литература наполнена высказываниями типа; «В конфликте он ищет решение, а она проявляет эмоции», а читатели воспринимают такие высказывания как аксиому. Практический психолог, работая с такими клиентами, должен в первую очередь скорректировать его взгляды на людей, в том числе и в гендерном плане. Эта кор-рекционная работа с участниками конфликта должна строиться с учетом данных научных исследований и с помощью обучения приемам познания и общения с конкретным партнером.

Однако нередко и сами специалисты находятся в плену у гендерных стереотипов. Напомним, что в исследовании Д. Айвея и К. Коноли (Ivey, Conoley, 1994), где испытуемыми выступали практикующие консультанты и психотерапевты, было установлено, что эти специалисты рассматривали патриархальный тип взаимоотношений в семье как более здоровый, чем матриархальный, а женское лидерство — как признак патологии семьи, несмотря на то, что эгалитарных современных семей с распределением лидерства между мужем и женой в разных сферах становится все больше и нелепо рассматривать их как патологические. Эти результаты вызывают тревогу за судьбу клиентов, и практические психологи, выступающие посредниками в конфликтах, должны прежде всего скорректировать свое «гендерное мировоззрение», чтобы строить свою работу на основе достижений совре-


330 Глава 9. Гендерные отношения

менной психологии, а не устаревших гендерных предубеждений и стереотипов — в этом также видится нам осуществление идеи гендерного подхода к разрешению конфликтов.

Иногда конфликтные взаимоотношения как внутри одного пола, так и между полами доходят до уровня правонарушений и квалифицируются как преступления. В семье женщины чаще мужчин подвергаются серьезным оскорблениям и обидам со стороны партнера по браку (данные обзора Cross, Madson , 1997). Может быть, поэтому они реже мужчин вступают в повторный брак после развода.

При этом общество нередко склонно возлагать вину на женщину-жертву. До сих пор распространено мнение, что «женщину невозможно изнасиловать, если она сама этого не хочет», хотя уже давно доказано, что это представление не соответствует действительности. Точно так же считается, что если муж бьет жену, то она этого заслуживает. Эта особенность нашей культуры вызывает тревогу за женщин и вряд ли способствует улучшению взаимоотношений между полами.

Рассмотрим еще несколько примеров из исследований о взаимоотношениях между полами при совершении преступлений.

Т. Армстронг и коллеги (Armstrong et al., 2001) изучали конфликт с совершением физического насилия у интимных сексуальных партнеров разного пола. Оказалось, что такой конфликт вызывал сильную эмоциональную реакцию у испытуемых и они не помнили подробностей. В то же время женщины помнили об этом конфликте гораздо больше, чем мужчины, и каждая сторона считала (так это запечатлелось в ее памяти), что правой в конфликте была она. Такая избирательность памяти может свидетельствовать о защитном механизме забывания неприятных событий, и эта особенность памяти более свойственна мужчинам. Если мужчина забыл, что он избил женщину, а она помнит это во всех подробностях, то ее обида может еще больше усилиться: мало того, что причинил боль, но еще и не чувствует себя виноватым. Кроме того, настаивание на своей правоте у обоих партнеров может быть препятствием для урегулирования взаимоотношений.

Вспомним данные о поле преступника и жертвы (материал о социальной перцепции). Здесь существуют два явления. Первое связано с широко известным гендерным стереотипом (Люептов и др. — цит. по: Lindholm, 1999) о том, что жертвой насилия принято считать женщину. Поэтому в эпизодах, где мужчина выступает жертвой, ему чаще будет приписываться вина за эпизод (он якобы спровоцировал ситуацию, и большая доля ответственности за преступление ложится на него). В основе второго явления лежит также гендерный стереотип, но его можно было, бы назвать реверсивным (обратным, противоположным): женщины-свидетели более резко судят не мужчин-преступников (что соответствовало бы прямому гендерному стереотипу), а, напротив, — женщин в этой роли (Бьернет и Мэнис — цит. по: Lindholm, 1999).

Выше (в главе о перцепции) был описан эксперимент шведского психолога Т. Линдхольма (Lindholm, 1999). Он установил, что вина и ответственность за преступление чаще возлагается на мужчину, а не на женщину — и в том случае, когда речь шла о преступнике, и в том, когда речь шла о жертве (здесь его обвиняли, что он спровоцировал нападение). Таким образом, в отношении мужчин свидетели обоего пола демонстрировали более жесткие суждения, чем в отношении женщин.

Такие стереотипные представления ведут к дискриминации мужчин. Их действия могут не получить адекватную правовую оценку, так как существуют пред-


Девиантные отношения 331

убеждения против мужчин. И нужны специальные исследования, которые подходили бы к проблеме без этих гендерных предубеждений.

Литературные данные позволяют разделить результаты таких исследований на 3 категории: а) те, где обнаружена большая склонность мужчин к насилию против других; б) женщин — против себя и в) отсутствуют половые различия. Приведу примеры результатов всех трех категорий.

В литературе, как правило, отмечается, что суицидные попытки чаще встречаются у женщин, чем у мужчин. Но «успешный» (т. е. завершенный, закончившейся смертью индивида) суицид одинаков у алкоголиков разного пола, а также наркоманов. Иногда женщины-наркоманки превосходят мужчин-наркоманов по этому показателю. Завершенные суицидные попытки чаще встречаются в состоянии наркотического опьянения у обоего пола (Rossow et.al., 2001).

Однако часто эти данные искажаются какими-либо привходящими факторами. Обычно считают число попыток (неудачных, когда человек остался жив), о которых стало известно. Но женщины чаще мужчин склонны сообщать о них — в силу или большей искренности и откровенности, или большей демонстративности поведения, а возможно, мужчины скрывают такие попытки как проявление слабости.

Более точным представляется подход норвежских ученых И. Россовай коллег (Rossow et al., 2001). Они включили в перечень параметров суицидального поведения два показателя: суицидальные попытки и суицидальные намерения (т. е. мысли о самоубийстве). Включение суицидальных попыток в число параметров суицидального поведения вполне оправданно, так как эти мысли, многократно повторяясь, в дальнейшем либо приводили к суицидальным попыткам, либо, так же как и попытки (успешные или нет), свидетельствуют о психологическом неблагополучии индивида.

Таким образом, можно выделить следующие стадии суицидального процесса: вначале мысли, затем попытка (порой — намеренно неуспешная, демонстративная, как крик о помощи) и, наконец, завершенный суицид.

По данным норвежских ученых, вопреки бытующим стереотипным представлениям, среди девиантной молодежи (употребляющей наркотики) не было половых различий по суицидным попыткам. Среди 800 испытуемых обоего пола (61% мужчин и 40% женщин, основная группа испытуемых: возраст 20-39 лет) 38% совершали такие попытки.

У обоих полов наиболее значимыми факторами, провоцирующими желание или попытку совершить самоубийство, были следующие:

1) алкоголизм отца, сопровождавшийся насилием в отношении детей;

2) психическое нездоровье матери;

3) употребление испытуемыми наркотиков, особенно в юном возрасте;

4) испытанные в детстве дистресс и душевная боль (наркотики начинали употреблять, чтобы справиться с психологическими проблемами);

5) депрессивное эмоциональное состояние одинаково часто встречалось у наркоманов обоего пола (среди обычной выборки депрессия чаще встречается у женщин).

Женщины чаще мужчин сообщают о своих суицидных мыслях. При этом среди мужчин такие мысли появляются лишь у тех, кто в детстве испытал серьезную психологическую травму.


332 Глава 9. Гендерные отношения

Эти данные дают почву для размышлений специалистам, работающим с молодежью, и рисуют картину, где проявляется не только сходство неблагополучных индивидов разного пола, но и некоторое своеобразие полов.

Следует различать данные, когда сравниваются обычные выборки мужчин и женщин, и специфические выборки: либо это лица, неоднократно совершающие преступление, либо — пациенты психиатрических клиник. Шведские психологи С. Штрепд и X. Белфрсйг (Strand, Belfrage, 2001) выбрали для исследования как раз таких пациентов (63 женщины и 85 мужчин), совершивших акты насилия. Выяснилось, что картина девиантного поведения таких людей в целом схожа у представителей обоего пола (подобные данные были получены и на канадской выборке). Правда, обнаружились и некоторые отличия.

Мужчины впервые прибегают к насилию в более молодом возрасте, чем женщины, и для них характерны более антисоциальные взгляды и ценности, т. е. их девиантная реакция направлена скорее против общества, в то время как у женщин — на разрушение личности. Женщины также более импульсивны и сильнее переживают стресс.

Как видим, женщины также могут совершать насилие, и их девиантное поведение не менее опасно, чем мужское. Эти данные — серьезный аргумент против тех, кто распространяет мифы о том, что женщинам угрожает насилие со стороны мужчин. Хотя никто не возражает, что такие женщины нуждаются в защите, но необходимо изучать и другую сторону вопроса — о насилии со стороны женщин.

В моей консультационной практике был характерный случай подобного рода: клиент рассказал, что его молодая привлекательная беременная жена каждый раз во время ссор бросалась на него с кулаками, царапала ему лицо. Соотношение физических сил было не в ее пользу (тем более что юноша имел спортивные достижения по самбо), но тем не менее он был в растерянности из-за того, что не мог позволить себе физически защищаться от ее нападок. Успокаиваясь, она не придавала значения своему поведению, считая, что «просто вспылила». Юноше было стыдно все время ходить в ссадинах и царапинах, поведение жены было далеко от его идеальных представлений о женщинах, и в конце концов они расстались.

Итак, оба пола могут совершать насилие.

Пожалуй, некоторую ясность в вопрос о половых различиях в проявлении насилия внес американский ученый С. Воллум (Vollum, 2001). Он приводит данные по США. где, к примеру, в 1997 г. мужчины совершили убийств с летальным исходом в 9 раз больше, чем женщины. Если взять пропорцию: число самоубийств разделит» на число убийств, то это соотношение значительно выше у женщин, чем у мужчин. Он предложил интегративную модель, объясняющую половые различия в насильственном поведении. Убийства и самоубийства — это явления одного порядка. Дело лишь в направлении насилия. Мужчины больше убивают других, а женщины — себя.

Эти исследования должны быть продолжены для выяснения психологических причин таких различий. Возможно, они закладываются достаточно рано, когда мальчики и девочки, по существу, растут в разной среде, где формируются отличающиеся друг от друга субкультуры, в том числе и девиантные. Необходим также гендерный подход и к индивидам с поведением, отклоняющимся от принятых социальных норм.

\


Выводы 333

Таким образом, гендерные отношения между полами формируются и развиваются в сложных условиях. На протяжении всей жизни и в различных ситуациях во взаимодействии подов проявляются тенденции половой сегрегации или конвергенции, которые ведут либо к конфронтации полов, либо к их хорошим взаимоотношениям. Две субкультуры (мужская и женская), которые вначале являются следствием половой сегрегации, в дальнейшем усиливают взаимное непонимание и конфронтацию полов. Однако ситуация не безнадежна. Достижения гендерной психологии могут помочь подлинному пониманию мужчинами и женщинамидруг друга и установлению замечательных гармоничных отношений между ними.









Выводы

Психология гендерных отношений — сравнительно молодой и малоисследованный раздел гендерной психологии. Эмпирические данные о гендерных отношениях получены: а) в детских группировках; б) в деловых группах; в) в интимных группах (дружеских и сексуальных); г) в супружеских парах; д) между родителями и детьми); е) в ситуации конфликта; ж) в девиантных ситуациях.

В этих группах и ситуациях проявляются две тенденции: к половой сегрегации (раздельному общению полов) и конвергенции (взаимодействию полов). Следствием первой тенденции является конфронтация во взаимоотношениях между полами, а следствием второй — формирование хороших, гармоничных отношений. Различия между мальчиками и девочками, которые ведут к стремлению к половой сегрегации (первичные различия), в дальнейшем в результате сегрегации усиливаются — это вторичные половые различия, которые существуют в виде двух субкультур — мужской и женской.

По Э. Маккоби, половая сегрегация имеет возрастную специфику.

В 1-2 года существуют две равнозначные тенденции: наличие предпочтения партнеров своего пола и его отсутствие.

Как стремление отделиться от противоположного пола половая сегрегация появляется на третьем году жизни у девочек и на четвертом — у мальчиков.

Факторами, влияющими на нее, являются игры, увеличение круга общения, количественный рост однополых группировок в условиях автономии общения от взрослых и характер культуры — с преобладанием гендерного неравенства или равенства.

С началом школьного обучения растет влияние культуры. В странах, где стре
мятся к уменьшению половой сегрегации, в присутствии взрослых она мало за
метна. Но в свободном общении (в школьном коридоре, в столовой, в играх, после
окончания занятий) она продолжает существовать. Сегрегация по полу выражена
сильнее, чем по возрасту и расовой принадлежности. Она относительно независи
ма от влияния взрослых.                                                                                                     ,

В результате половой сегрегации складываются две детские субкультуры: принадлежащие мальчикам и девочкам. Показатели этих культур: игровые стили, игровые фантазии и роли, характер активности и интересы, речевые паттерны, устойчивость группировок и дружба.

Половая сегрегация (и конфронтация полов) наряду с конвергенцией (и сотрудничеством) в деловом мире взрослых проявляется, несмотря на политику равных возможностей.


334 Глава 9. Гендерные отношения

Признаками неблагоприятных гендерных отношений в организациях являются конкуренция за рабочие места и руководящие должности, использование мани-пулятивных инграциационных стратегий, чтобы повлиять на представителей другого пола, восприятие женщин как чужаков, препятствия карьерному росту по гендерному признаку (в том числе лишение информации), отсутствие сочувствия успешных женщин к неуспешным, стремление женщин доказать свою сверхкомпетентность и сверхполезность организации как защитная стратегия при сравнении с мужчинами, осуждение женщины-менеджера со стороны близких и друзей, предпочтение подчиненными мужчины в роли босса, психологическая изоляция наиболее успешных женщин-менеджеров, наличие гендерных конфликтов в организациях, половая сегрегация (со стороны и мужчин и женщин) в неформальном общении на работе, фаворитизм по признаку пола и сексуальные домогательства на работе.

Более ответственны за половую сегрегацию в деловом мире мужчины, женщины же стремятся найти с ними общий язык. Однако в организациях могут складываться и благоприятные гендерные отношения.

В однополой дружбе при стремлении обоих полов к интимности и теплоте мужчины используют описательное самораскрытие, а женщины — эмоциональное.

Уже в младшем школьном возрасте складываются две различные сексуальные субкультуры, принадлежащие разным полам, и этот процесс продолжается до юношеского возраста. Различие сексуальных установок может вести к конфликтам в межгендерных отношениях.

Специфика мужской и женской субкультур сохраняется и во взрослости. Это проявляется в различии: предпочитаемых и отвергаемых любовных стилей, характера эмоциональных реакций на измену, поведения после измены, сексуального поведения, установок по отношению к гомосексуализму.

Существуют некоторые общие черты у гомосексуалов обоего пола (демографические и психиатрические), но есть и специфические. У них наблюдаются психологические и психиатрические отклонения, которые обычно свойственны другому полу: у гомосексуалов — депрессия и тревога, а у лесбиянок — алкогольная или наркотическая зависимость.

Выделяют три типа гомогендерных сексуальных отношений: подобие с гетеросексуальной моделью, возрастная модель и равенство возраста и социального положения.

На отношения между супругами влияют несколько факторов: тип брака, связь сексуальных отношений с иерархической структурой общества, тотфакт, работает ли жена или занимается домашним хозяйством, кто лидер в семье и культура, в которой складываются представления о гендерных супружеских ролях.

Гендерные роли матери и отца по отношению к детям отличаются по следующим параметрам: разделению видов ответственности за детей, стилям родительского поведения, демонстрации гендерно-типичных черт своего пола, различию или сходству поведения по отношению к сыну и дочери и желанию усиливать половую сегрегацию или конвергенцию по отношению к детям. Они влияют на гендерные взаимоотношения между родителями и детьми и между супругами.

Половые различия поведения в конфликтной ситуации проявляются во влиянии гендерных стереотипов на восприятие участника конфликта — представителя другого пола, в существовании конфликтогенных личностных черт у мужчин


Вопросы для самопроверки 335

и женщин, в предпочитаемых способах разрешения конфликта, в использовании разных речевых паттернов на переговорах, которые могут вести к взаимному непониманию обоих полов.

В девиантном поведении мужчин и женщин имеются сходные черты, проявляющиеся в мотивации употребления наркотиков после эмоциональных дистрессов, пережитых в детстве, факторах, провоцирующих употребление наркотиков, картине девиантного поведения людей, совершивших акты насилия, и в возложении основной вины и ответственности за преступление на мужчину — как в роли преступника, так и в роли провоцирующей жертвы. Однако есть и отличия, касающиеся памяти об эпизоде насилия, отношения свидетелей к преступнице и большей склонности к насилию по отношению к другим — у мужчин и к себе — у женщин (убийства и самоубийства соответственно).








Вопросы аля самопроверки

1. Что такое половая сегрегация? Как она проявляется в разные возрастные периоды? Обоснуйте свой ответ эмпирическими данными.

2. Расскажите о проявлениях мужской и женской субкультур в детстве. Обоснуйте свой ответ.

3. В чем проявляется конфронтация полов в детстве?

4. Что такое политика равных возможностей?

5. Приведите примеры половой сегрегации и неблагоприятных гендерных отношений в деловых организациях.

6. Что такое конвергенция полов? В каких областях жизни она проявляется у взрослых?

7. Чем отличаются описательное и оценочное самораскрытие? К какому виду более склонны мужчины? Женщины?

8. Сравните сексуальные установки у разных полов в детстве и юношестве. Чем они отличаются?

9. Расскажите о половых различиях в предпочитаемых и отвергаемых любовных стилях.

 

10. В чем сходство и отличие реакций мужчин и женщин на измену сексуального партнера и разрыв отношений?

11. Какие различия в сексуальном поведении мужчин и женщин выявлены в исследованиях?

12. Расскажите об особенностях гомогендерных сексуальных отношений. Назовите 3 модели этих отношений.

13. Какие факторы влияют на супружеские отношения? Проиллюстрируйте свой ответ эмпирическими данными.

14. Назовите типы брака и охарактеризуйте каждый тип.

15. Какие психологические проблемы возникают у мужа работающей жены?

16. Расскажите об исследованиях лидерства в семье.

17. Перечислите параметры, по которым различаются гендерные роли матери и отца по отношению к детям. Что означает каждый параметр?


336   Глава 9. Гендерные отношения

18. Назовите 3 вида родительского вовлечения в воспитание детей. Какие из них свойственны мужчинам, а какие — женщинам?

19. Чем отличаются родительские стили поведения у мужчин и женщин?

20. Одинаково ли поведение матери и отца по отношению к дочери и сыну?

21. Какие вызнаете стратегии взаимодействия супругов при воспитании детей?

22. В чемпроявляются половые различия поведения в конфликтной ситуации?

23. Назовите сходные и отличительные черты девиантного поведения, мужчин и женщин.


Учебные задания

1. Внимательно изучите параграф о детской половой сегрегации. Составьте план беседы с детьми о выяснении признаков такой сегрегации в России. Затем, учитывая этот план, побеседуйте с детьми-ровесниками: мальчиком и девочкой. Обсудите результаты в группе.

2. Проведите в своей группе дискуссию на тему «Причины половой сегрегации в детстве».

3. Побеседуйте с 3 своими знакомыми мужчинами и 3 женщинами о мужской и женской дружбе. Спросите, встречали ли они случаи дружбы (без любви) между мужчиной и женщиной. Проведите в группе обсуждение результатов своего исследования.

4. Проведите в группе дискуссию на тему «Любовные стили у мужчин и женщин».

5. Побеседуйте с мужчиной и женщиной одного возраста о том, как они относятся к возможной измене своего сексуального партнера. Проведите в группе дискуссию на тему «Мужчины и женщины в ситуации измены».

6. Опросите 5 супружеских пар (задавая вопросы мужу и жене по отдельности) о том, кто лидер в их семье и по каким признакам они это определяют. Обсудите в своей группе вопрос о том, как лидерство в семье влияет на взаимоотношения супругов.

7. Напишите сочинение на тему «Каким должно быть поведение матери и отца, чтобы у мальчиков и девочек формировалась здоровая гендерная идентичность».

8. Изучите материал о различиях в поведении мужчин и женщин в конфликтных ситуациях. Придумайте две ситуации гендерного конфликта (причина — половые различия личностных и поведенческих характеристик мужчины и женщины). Разыграйте в группе эти ситуации и обсудите способы разрешения подобных конфликтов.

9. Проведите в группе дискуссию на тему «Насилие против женщин и против мужчин: его проявления и причины».

10. Напишите сочинение на тему «Конфронтация полов: миф или реальность» и обсудите его в группе.


 




ГЛОССАРИЙ ...................................................................

Авторитарный лидерский стиль— поведение лидера, характеризующееся сосредоточением у него всей полноты власти.

Агапэ— альтруистический любовный стиль.

Агрессивная доминантность— стиль поведения, для которого характерно стремление подчинять себе других с помощью демонстрации агрессии.

Акселерация— ускорение развития поколения, родившегося позже, по сравнению со старшими поколениями.

Андрогиния— баланс, гармоничное сочетание в личности и поведении маскулинных и фемининных черт.

Андрогины— мифические существа, соединяющие в себе одновременно свойства мужчины и женщины; третий пол.

Астенический тип телосложения— тип телосложения, характеризующийся преобладанием продольных размеров тела над поперечными, узким лицом и костями, пониженным жироотложением, общей худобой и вытянутостью.

Атлетический тип телосложения— тип телосложения, характеризующийся развитым скелетом и мышцами, большими конечностями (особенно кистями и стопами), плоским животом и широкими плечами.

Аутокинетический эффект— иллюзия движения собственного тела.

Бисексуальность— потенциальное соединение в человеке возможностей для развития и мужского, и женского пола.

Болевая толерантность— устойчивость к боли, способность терпеть сильную боль как на физиологическом, так и на психологическом уровне.

Боязнь успеха— мотив достижения, при котором индивид в ситуации конкуренции со значимыми людьми отказывается от победы над ними из-за возможных негативных последствий.

Вводные слова— один из признаков «поддерживающего» речевого стиля, когда индивид часто употребляет слова, которые могут смягчить его высказывания и продемонстрировать сомнение в своей правоте: «Возможно, я не прав»; «Может быть, надо сделать так» и т. п.

Вегетативный коэффициент— энергетическая установка испытуемого по отношению к активным, мобилизующим цветам (красному и желтому) и пассивным, связанным с бездействием цветам (синему и зеленому).

Величина половых различий (индекс d) показатель, используемый в метаана-лизе при оценке степени половых различий; выделяют малую, среднюю и большую степени различий (все — статистически значимые).

Вербальная агрессия— агрессия, выражающаяся в оскорбительных словах, кличках, иронических высказываниях.


338 Глоссарий

Вербальная память— запоминание слов, предложений, рассказов, имен, названий картинок.

Волевое мышечное усилие— способность удерживать мышечное напряжение на определенном уровне с помощью моторики и воли.

Вторичная пропорция полов— соотношение родившихся живыми новорожденных мальчиков и девочек.

Гендер— социальный пол, пол как продукт культуры; употребляется в зарубежной психологии в четырех значениях: а) как противопоставление биологическому полу; б) как синоним пола; в) как расширительный термин для обозначения и биологических и социальных проявлений пола; г) как символ неравенства полов, их иерархической организации: доминантный мужской и подчиненный — женский (последнее — в основном в феминистской литературе).

Гендерная дискриминация— нарушение прав человека по признаку пола, лишение возможности удовлетворения основных потребностей и развития личности.

Гендерная диспропорция— неравное число мужчин и женщин в группе, организации, обществе и органах управления.

Гендерная идентичность— отождествление себя с определенным полом, освоение правил и норм, характерных для этого пола, и демонстрация их в своем поведении.

Гендерная идеология— бытующее в обществе представление о качествах, которые являются предпочтительными для мужчины и женщины, а также о различии и сходстве между ними.

Гендерная сегрегация— преимущественное общение с партнерами своего пола и ограничение контактов с представителями противоположного пола; наблюдается в детских играх без участия взрослых, а во взрослости — в дружеских и деловых отношениях.

Гендерная ситуация— характеристика среды, в которой действует индивид, попризнакам, связанным с полом.

Гендерно-атипичное поведение— проявление в поступках, словах и жестах признаков, характерных для противоположного пола.

Гендерно-типичное поведение— проявление в поступках, словах и жестах признаков, характерных для данного пола.

Гендерно-типичные эмоции— эмоциональные реакции и состояния, проявляющиеся преимущественно у представителей определенного пола.

Гендерное неравенство— привилегированное положение одного пола и лишение привилегий другого пола; наблюдается в обществе в целом или в конкретной организации (предоставление рабочих мест, информации, назначение на должности по признаку пола).

Гендерное равновесие— практически равное количество женщин и мужчин в группе, организации, обществе.

Гендерные предубеждения— негативная установка (не всегда осознаваемая) по отношению к представителям своего или противоположного пола; проявляется в эмоциональном неприятии, осуждении, отрицательных высказываниях, ограничении контактов.


Глоссарий 339

Гендерные установки— позитивный или негативный настрой, отношение к своему и противоположному полу: желание быть представителем определенного пола; предпочтение соответствующих половых ролей, занятий; позитивная или негативная оценка пола.

Гендерный аутостереотип— шаблонное мнение о поведении и характеристиках личности представителей своего пола.

Гендерный гетеростереотип— шаблонное мнение о поведении ихарактеристиках личности представителей противоположного пола.

Гендерный стереотип— шаблонные житейские представления о разлігчиях между мужчинами и женщинами, предписание мужчинам и женщинам вести себяв соответствии с выработанными в обществе правилами для представителей определенного пола.

Гендерный стиль— стиль поведения индивида, соответствующий гендерным стереотипам для данного пола.

Гендерный эффект— явление, при котором фактор пола оказывается более значимым, чем другие факторы (например, оценка успешности руководителя по половому признаку).

Демократический лидерский стиль— поведение лидера, характеризующееся делегированием власти последователям, распределением ее между несколькими участниками.

Дивергенция полов— стремление к общению и взаимодействию преимущественно с представителями своего пола.

Директивные речевые паттерны— набор речевых способов, приемов, оборотов, для которых характерны напор, стремление подавить собеседника; проявления: прерывание партнера, стремление большую часть времени говорить самому, использование повелительного наклонения, начальственный тон, избегание контакта глаз и т. п.

Доминант— полноправный член группы, который по определенному признаку представляет ее большинство (к примеру, по полу, этнической принадлежности).

Доминантность— стремление навязать свое мнение, влияние с помощью силовых методов.

Дублирование— образец речевого «поддерживающего» поведения, когда собеседник вступает в разговор одновременно с партнером.

Женская субкультура— совокупность проявлений психики, которые формируются у девочек и женщин вследствие половой сегрегации и отличаются от аналогичных проявлений у мальчиков и мужчин.

«Звездная болезнь»— метафора, которая используется для обозначения явления, когда успешные женщины, якобы «зазнавшись», не помогают другим женщинам сделать карьеру и считают ситуацию с женским лидерством благополучной.

Звуковой фон (угу-поддакивания)— речевой паттерн «поддержки» партнера, а также прием активного слушания, который выражается в демонстрации согласия с собеседником, активного внимания к его речи: кивками головы, мимикой заинтересованности, восклицаниях типа: «Да-да!».


340 Глоссарии

Знаковая память— запоминание материала, который относится к классу «знаки»: цифры, буквы, знаки препинания, символы, знаки дорожного движения и т. п.

Зрительно-пространственные способности— совокупность показателей, получаемых прирешении задач и тестовых заданий, связанных со зрительным анализатором,пространственными представлениями, ориентацией в пространстве.

Инграциация— совокупность способов, приемов и стратегий воздействия на другого человека (мишень инграциации) с целью создания у него благоприятного впечатления и позитивного отношения к инграциатору.

Инструментальная гендерная роль— обычно требуемое от мужчины поведение, связанное с ориентацией на задачу, решение проблем (в семье — еще и на материальное обеспечение).

Интернальный локус контроля— особенность человека, когда он принимает ответственность за события своей жизни на себя и их причины видит в своем поведении исвоих личностных характеристиках.

Исследовательский плач— плач младенца как реакция познания среды — в ответ нановый стимул или новую ситуацию.

Когнитивный компонент эмпатии— способность распознать, что испытывает другой человек, расшифровать исходящие от него сигналы.

Коллаборативный лидерский стиль— стиль поведения, основанный на сотрудничестве лидера с последователями.

Коллаборативный речевой стиль— использование речевых оборотов и невербальных средств для того, чтобы обеспечить сотрудничество с партнером по общению: демонстрация внимания и доброжелательности, активное слушание и т. п.

Коммуникативное внимание— внимание, направленное на собеседника, его слова, эмоциональное состояние, невербальные проявления и позволяющее сделать общение эффективным и приятным.

Коммуникативный плач— плач младенца, который связан с общением со взрослым: призыв о помощи, жалоба, страх перед незнакомцем, реакция на отсутствие матери и т. п.

Конвергенция полов— явление, противоположное сегрегации, стремление двух противоположных полов к совместному общению, деятельности.

Конкурентность— отношения и взаимодействие, характеризующиеся соперничеством, напряженностью.

Контрдоминантность— нежелание подчиняться при отсутствии стремления к доминированию.

Конфронтация полов— враждебные взаимоотношения между полами.

Кооперативность— сотрудничество во взаимодействии с партнером.

Культуральная гипотеза— объяснение половых различий влиянием культуры.

Лидерский стиль поведения, ориентированный на взаимоотношения,— значимость для испытуемого прежде всего личных проблем окружающих, стремление удовлетворить их потребности.

Лидерский стиль поведения, ориентированный на задачу,— значимость для испытуемого прежде всего деловых интересов, решения проблем, требований деятельности.


Глоссарий 341

Лифтинг— подъем тяжестей.

Личностная ориентация— ориентация на общение с другим человеком, внимание к его личности.

Любовный стиль— преобладающий у индивида характер интимных отношений.

Людус— игровой любовный стиль, характеризующийся легкими отношениями.

Макиавеллизм— неагрессивное манипулирование людьми, игнорирование их эмоций и потребностей, преследование во взаимодействии с ними своей личной выгоды.

Маниакальный любовный стиль— болезненный любовный стиль, характеризующийся чрезмерной привязанностью, ревностью.

Маскулинность— набор личностных и поведенческих черт, соответствуюішгхстереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе,властность и т. п.

Математическая тревога— завышенные опасения по отношению к математике, математическим задачам, неуверенность в своих возможностях справиться с ними.

Мезоморфный тип телосложения— тип телосложения, характеризующийся высоким уровнем развития скелетно-мышечной системы.

Метаанализ— метод вторичной математической обработки данных однородных исследований, посвященных одной проблеме; используется как основа для обобщения результатов, полученных разными авторами; дает возможность установить степень различий между мужчинами и женщинами: малую, среднюю, большую — индекс d.

Мотивация аффилиации— стремление принадлежать к группе, стремлении к успеху во взаимоотношениях с другими людьми-.

Мотивация власти— стремление доминировать над людьми, подчинять их себе и управлять ими.

Мотивация достижений— стремление к успеху в деятельности.

Мужская субкультура— совокупность проявлений психики, которые формируются у мальчиков и мужчин вследствие половой сегрегации и отличаются от аналогичных проявлений у девочек и женщин.

Нарциссическая тревога— эмоциональные реакции, проявляющиеся в чрезмерном беспокойстве по поводу того, что индивида недостаточно ценят и любят, в потребности к повышенному вниманию и восхищению со стороны окружающих.

Негативное прерывание партнера— речевой паттерн, заключающийся в попытках перебивать собеседника, не дав ему договорить, и демонстрации неуважительного к нему отношения: пренебрежительных интонациях, мимике и жестах, игнорировании его высказываний и т. п.

Неуспешное прерывание партнера— попытка перебить собеседника, закончившаяся неудачей: тот продолжает говорить.

Нормальный нарциссизм— элемент самооценки и уверенности в себе обычного человека, потребность в том, чтобы его любили и им восхищались; возникает в первые два года жизни.

Объективный компонент здоровья— длительность заболевания (временной интервал немощи и потери трудоспособности).


342 Глоссарий

Описательное самораскрытие— склонность индивида при установлении интимных отношений рассказывать о себе без эмоциональной окраски, излагая только факты и события.

Ориентация на задачу— тип мотивации, при котором на первое место ставится цель,связанная с деятельностью, решением проблемы.

Открытая агрессия— способ демонстрации враждебности, когда человек не скрываетсвоих намерений.

Оценочное самораскрытие— склонность индивида при установлении интимных отношений рассказывать о своих переживаниях, сокровенных мыслях, взглядах.

Парное доминирование— доминирование в сообществе животных между двумя особями,результатом которого становится установление, кто кому подчиняется: уступает дорогу, пищу, сексуального партнера и т. п.

Патологический нарциссизм— чрезмерное восхищение и любование собой, потребность вызывать восторг окружающих.

Паттерны поддержки— набор речевых приемов, оборотов, высказываний, невербальных проявлений, призванных помочь собеседнику выразить его мысль, установить с ним контакт.

Первичная пропорция полов— соотношение мужских и женских зигот при оплодотворении.

Пикнический тип телосложения— тип телосложения, характеризующийся относительным преобладанием поперечных размеров тела над продольными, обильным жироотложением, узкими плечами и маленькими конечностями.

Повторение— речевой паттерн поддержки, заключающийся в том, что для возникновения эмоционального контакта с собеседником слова и фразы (свои исобеседника) произносятся несколько раз.

Позитивное прерывание партнера— речевой паттерн, проявляющийся в попытках перебивать собеседника с целью демонстрации согласия с его высказываниями и уважительного к нему отношения; сопровождается интонациями, мимикой и жестами одобрения и восхищения.

Политика равных возможностей— система мероприятий, направленных на уравнивание шансов обоих полов сделать деловую карьеру.

Половая сегрегация— см. «Гендерная сегрегация».

Прагма— любовный стиль, характеризующийся подходом к интимным отношениям с позиции разума и рациональных суждений.

Предметная память— запоминание предметов физического мира, одушевленных и неодушевленных.

Проективная тенденция— характерные для патологического нарциссизма стремление обвинять других людей и неспособность признавать свои слабости иошибки.

Проективный образ— в методике ТАТ тот герой, с которым себя идентифицирует испытуемый при написании рассказа.

Просоциальная доминантность— стремление подчинить себе другого человека, заставить его что-то делать для его же пользы: есть полезную пищу, избегать опасностей и т. п.


Глоссарий 343

Пространственная память— запоминание пространственного расположения предметов, людей, физических стимулов.

Прямой гендерный стереотип— соответствие поведения конкретного испытуемого бытующему представлению о том, как должен вести себя представитель определенного пола.

Реверсивный гендерный стереотип— несоответствие поведения конкретного испытуемого бытующему представлению о том, как должен вести себя представитель определенного пола, демонстрация поведения, противоположного ожидаемому.

Речевая субкультура— складывающиеся в среде мужчин или женщин ииспользуемые речевые паттерны, высказывания, выбор слов и фраз, анекдотов, предпочитаемых невербальных средств общения.

Родительский стиль «взаимности»— поведение родителей по отношению кдетям на основе равенства, уважения к личности, взаимопонимания.

Родительский стиль «властной ассертивности»— поведение родителей по отношению к детям на основе установления иерархии, субординации, подчинения младших старшим, жесткого подавления их спонтанных желаний и поведенческих реакций.

Самопрезентация— создание у других людей определенного представления о себе путем разыгрывания ролей, демонстрации своих достоинств или, напротив, недостатков, сообщение о себе позитивной или негативной информации.

Самоусиление— набор приемов, которые позволяют улучшить представление о себе у окружающих, очаровать их: сообщение выгодной информации, манера поведения, вербальные и невербальные характеристики общения.

Сверхболезненность женщин— характерные для женщин более частые, чем у мужчин, жалобы на здоровье и обращения к врачу.

Сверхсмертность мужчин— уровень смертности у мужчин, значительно превосходящий этот показатель у женщин.

Сегрегация полов— см. «Гендерная сегрегация».

Сексизм— позитивное отношение к одному и негативное — к другому полу.

Сексуальные установки— отношение к сексу, представление о допустимых и недопустимых нормах сексуального поведения для себя и других. 4

Секулярный тренд— высокие темпы акселерации, наблюдавшиеся на протяжении XX в.

Скрытая агрессия— способ поведения, когда субъект не может выразить свою враждебность в открытой форме и прибегает к злословию, остракизму, иронии и сарказму, игнорированию собеседника.

Скрытая гендерная программа— набор установок, взглядов, ценностей и предубеждений, связанных с отношением к своему и противоположному полу, которые проявляются в поведении и не всегда осознаются их носителем.

Сомнение и отрицание— речевые паттерны «поддерживающего» поведения, когда говорящий после высказанной мысли пытается смягчить воздействие на собеседника, выражая неуверенность в своей правоте, к примеру: «Наверное, это неправильно».


344 Глоссарии

Социальная память— память, проявляющаяся в общении с другими людьми: на лица, имена собеседников, их голоса, события их жизни.

Социальная самооценка— оценка своей способности выполнять социальные роли, общаться и взаимодействовать с окружающими.

Социальная тревожность— беспокойство и страх, проявляющиеся во взаимодействии и общении с людьми.

Социальное безделье— феномен групповой жизни, который проявляется, когда в присутствии людей, активно действующих в достижении групповой цели, человек снижает свое участие в этой деятельности, перекладывая ответственность на других.

Социальные стимулы— раздражители, характеризующие человека и общение с ним:лицо, голос, речевые высказывания, невербальные проявления.

Спонтанное речевое поведение— характерные для неформального общения незапланированные и непроизвольные высказывания, восклицания, мимика, жесты.

«Стеклянный потолок»— метафора, характеризующая ситуацию в обществе по отношению к женщинам, делающим карьеру: на их пути выдвигаются реальные, но невидимые барьеры; поскольку они неявны, их труднее преодолевать (к примеру, лишение женщин необходимой деловой информации, о котором можно только догадываться).

Сторге— любовный стиль, основанный на дружбе.

Стратификация полов— неравное положение полов в обществе, проявляющееся в преимуществах одного пола перед другим в виде привилегий, возможностей для развития.

Структурирующий лидерский стиль— действия лидера и руководителя, направленные на организацию деятельности последователей и подчиненных.

Токен— «символ»; неполноправный член группы, который по определенному признаку (пол, раса, этническая принадлежность и т. п.) представляет ее меньшинство и служит для большинства образцом всех носителей данного признака.

Третичная пропорция полов— соотношение лиц женского и мужского пола в отдельных возрастных группах.

Успешное прерывание партнера— удачная попытка перебить собеседника, приводящая к тому, что он замолкает и перебивший продолжает говорить.

Уточняющие вопросы— образец речевого «поддерживающего» поведения, с помощью которого собеседнику демонстрируют, что его активно слушают, либо дают понять, что он компетентен что-то разъяснить, рассказать.

Фальшивая уникальность— преувеличение своей неповторимости, непохожести на других, оригинальности.

Фантазия грандиозности— одно из проявлений патологического нарциссизма, которое выражается в чрезмерном преувеличении своей личности, достоинств, достижений, переживаний, страданий, а по отношению к окружающим — в высокомерии и обесценивании их.

Фейсизм(от англ. face — лицо) — тенденция, заключающаяся в том, что по телевидению при показе мужчин демонстрируются преимущественно голова, лицо, а женщин — фигура, что приводит к ассоциированию мужчин с интеллектом и духовностью, а женщин — с низменными инстинктами.


Глоссарии 345

Фемининность— совокупность личностных характеристик, соответствующих стереотипу женственности: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т. п.

Физическая агрессия— враждебное поведение по отношению кокружающим, которое выражается в нанесении им ударов, толчков, пинков.

Эгалитарные взгляды— представление о равенстве полов (в правах, возможностях, в проявлении лидерства во взаимодействии) как естественном принципе построения человеческих отношений в обществе, как ценности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 348.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...