Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вставьтепропущенныебуквы,в скобках напишите проверочное слово, где это необходимо.




Контрольнаяработа(вариант № 1)

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

Инструкция.

Текст контрольной работы должен быть представлен в рукописном виде в тетради с полями.

Тексты, написанные неразборчиво и неаккуратно, проверке не подлежат.  

 

1.Запишитепредложения,вставьтепропущенныебуквы,объяснитеивыделитеизучаемуюорфограмму(чередующиесягласныекорня),подчеркнитеиобъяснитедругиеорфограммыипунктограммы.

              

1.Заг…релыетелапл…вцовнапоминалиоюге.2.Небоповременамоз…рялось зарницами.3. Мыпрекл…няемсяпередпамятьюпавшихбойцов.

4.Больнобылоприк…сатьсякушибленномуместу.5.Теоретическиепол…жениядолжныподтверждатьсяпрактикой.6.Оборудованпл…вучийдомотдыха. 7.Утки пряталисьвзар…слях тростника.8.Упавшийбегун вск…чилна ноги. 9. Яловыесапоги не пром..кают.10. Отстающий учениквыр…внялсявучебе.11.Школьныетоварищичастособ…ралисьвместе.12.Глазазаст…лалисьслезами.13.Лекторк..снулсярядавопросов.14.Игрокиприл…галивсеусилия,чтобыотыграться.15.Всадникипроск…калидальше.16.Поступилив продажу выр…щенныевтеплицеогурцы.

 

Вставьтепропущенныебуквы,в скобках объяснитеорфограммы.

Ск…катьвдольдороги;переск…читьчерезпрепятствие;заск…катьотрадости;выск…читьнаулицу;доск…катьдодеревни;небольшойскач..к;заносчивыйвыск…чка;вск…читьнаходу;остановитьсянаск…ку;степныеск…куны;ск…читеккомандиру.

Держатьр…внениеврядах;совершатьр…вномерноедвижение;разр..внятьгрядки;ср..внитьдвачисла;неср…внимыевеличины;подр..внятькустысирени;увеличитьур…веньпроизводства;р…внятьсянапередовиков;решитьур…внение;удачноеср…внение;зар…внятьканаву;великолепнаяр…внина.

 

Распределитеприведенныенижесловапо столбцамв соответствиис формальнымпоказателемвыбора гласной буквы.

Заг…релый,приб…рать,р…внина,предл…жить,пом…катьсухарьвчай,прид…раться,уст…лить,претв…рять,ср…внятьсземлей,прир..щение,выг…рки,к…снуться,вым…ченнаярыба,выч…тать,тв…рчество,покл…н,прииск…кать,з…ревать,утв…рь,обм…кнутькистьвкраску,бл…стеть,к…сательная,скл…ниться,вым…кнутьподдождем,бл…снуть,выр…сти,Р…стов, водор…сли, изг…рь, на ск…ку, пл…вчиха, уст…лать, р..внение по

росту,решатьур…внение,ур…веньпроизводства.

 

Ударение Значениекорня Суффикс Качествопредшествующейсогласнойбуквы Исключение
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

4.Перепишите.Вставьте, где это необходимо,пропущенныебуквы,раскройте скобки при написании случаев орфограммы «НЕ с различными частями речи».

 В скобках объясните выбор написания в соответствии с определенной орфограммой.

Толькосоверше…но(не)заинтересова…номувзглядурусскаяприродакажетсябеднойинисколько(не)разнообразной.(Не)броская,нокакая-тососредоточе…наяисразу(не)раскрывающаясякрасотаеёвызывает(не)повторимое,долго(не)забывающ…есячувствощемящейгрусти.Янезнаюничегоболеетрогательного,чемпервыйснег,который,несмотрянасвоюхрупкость,влас…номанитдальюещёпочти(не)проторё…ыхдорог.

Сколькопесенсложе…нопрозиму,сколькопоэмпосвяще…ною…нойкрасавицевсарафанеизсеребр…нойпарчи,анамвсё(не)достаёт.Когдаособеннобе…ветре…аирумяназорька,(не)спешаумыва…тсяонастудё…ымрассыпчатымснегом.Акакповедётпотомсинимиочамииз-подопуще…ыхинеемресниц,таккаждыйповер…т,чтотакаякрасотаникеминигде(не)видана.

Чеготольконевспомнишьиздалёкойпорыю…ности!Ядосихпорвижудугисузорами,писа…ымимасл…ойкраской,золочё…уюупряжьконейслебед…ымишеями,которыенамасл…ойнеделе,едва(не)сцепившисьоглоблями,наперегонкимчатнаспововсе(не)узкойдеревенскойулице.Частозамнойприезжалбрат,имы,ниминуты(не)медля,отправлялисьвсоседнеесело.Заметив,чтоязагляделсяпосторонам,онс(не)привыч…ноймнеловкостьювыталкивалменяизсанейипускалобындевевшегоконявгалоп.

Втяж…лыхваленкахиовчи…номсвежедублё…номполушубкебыстронепобежишь,нояналегализовсехсил,абратнеостанавливалконей,покаяненач…налспотыкаться.Носколькон…пробовалявытолкнутьегоизсаней,этомне(н…)когданеудавалось.

Нет,русскойзимынельзя(не)любить.Люди,(не)видевшиееё,досыта(не)залюбовавшиесяею,непоймутрусскойжизниирусского характера.

 

Вставьтепропущенныебуквы,в скобках напишите проверочное слово, где это необходимо.

I. Ж…сткийдиван,искусственныйш…лк,мельничныйж…рнов,утлыйч…лн,леснаятрущ…ба,чугуннаяреш…тка,крепкаябеч…вка,купитьподеш…вке,ч…порныйчеловек,спелыйкрыж…вник,тяж…лыйож…г,подж…гсарая,ож…груку,борьбассаранч..й,отправитьсязабагаж…м,идтиснош…й,быстрыйскач…к,забавнаясобач…нка,смешноймедвеж…нок,парч…ваяскатерть,камыш…ваяякрыша,ноч…вкавлесу,вооруж…нноенападение,асфальтированноеш…ссе,ш…коладныйцвет,буржуазныйш…винизм.

 

II. Тихийш…рох,говоритьобщ…,выступатьгоряч…,боч…ноксводой,искусныйж…нглер,опытныйш…фер,деш…выйтовар,двойнойш…в,вертетьтрещ…тку,печ…ныеяблоки,холщ…выймеш…к,мягкаяш…рстка.

 

III. Ц…кольныйэтаж,ц…каньекопыт,получитьписьмец…,идтисотц…м,погрозитьпальц…м,молодц…ватыйвид,отличныйтанц…р,танц…ватьмазурку,гарц…ватьналошади,облиц…вкастен,облиц…ватьздание,склонитьсянадколодц…м,пунц…выегубы.

 

6. Повторитеправописаниенаречий;отличиесоюзовчтобы,зато,также,тожеотместоименийинаречий;правописаниекорней–равн-/-ровн-,-лаг-/-лож-,-скак-(-скач-)/-скоч-;правописаниестрадательныхпричастийпрошедшеговремени;правописаниенеспричастиями. Вспомнитеправилапостановкизнаковпрепинанияприпрямойречи;правилапостановкизапятойпередсоюзомивсложносочиненномпредложении.Вставьтепропущенныебуквыизнакипрепинания,раскройтескобки.

Пр…хотливоизвива…щаясялиниям…ршрута ползетпокарте (в)след занамииврезается(в)глубьВладимирскихземель.

Двапаренькалетподвенадцатиедутснамизаво…чиков.ОдногозовутКолядругогоНиколай.Таконипросилиназыватьихчто(бы)небылопута…ицы.Онирове...ники,одногор...сточка,оба(русо)головые,бойкие,смышле...ые.Кажетсяиразницавсямеждунимитольковпроизношенииихто(же)одинаковыхимен.Чу…твуетсячтоКоляиНиколай(не)твердознаютдорогуиволнуются как (бы)незавезтичужихлюдейкуда(не)надо.

Устраивайтеськакследует(по)хозяйскипредл...гаетКоля.Мальч...нкиуходят вкусты ивозвращаютсяс двумяохапками(не)давнонакош...нойтравыперемеш…нойсцветами.Ониразравниваютеепотелеге.Едем(не)спеша.Наподъемевгоруяспрыгнулстелегиипошел(по)тихоньку(с)задиКолясНиколаемто(же)соскочили.

Такиедем:(по)ровномуместунателеге,вгорупешком,асгорытрусц..йидаже(в)скач….

Плывут(на)встречуперелескиосталась(по)задистари…аярощаи(в)скоремыв…жаемвсамыйнастоящийлесперепута…ый(на)столькочтобезтопораинепробра…ся.Это,(в)сущности,(не)простолеса полебитвы(не)прекращающ…ся(не,ни)днем,(не,ни)ночью.

Чемдальшемыехали(в)глубьлеса поу…койдорогепокоторойдонас(в)рядликтопроехалвпред…дущиедвамесяцатемтревожнейпереш…птывалисьКоляиНиколай.(Не)ожиданнопереднамивозникла(не)широкая,ноглубокаяк…наваизкоторойт…рчалидваоблома...ыхсколь…кихбревна.

Обязанностираспр…делилисьтакятянуллошадь(под)уз…цыКоляправилаНиколайпонукалупира…щуюсялошадь.

(В)сторону!вдруг(не)своимголосомзакричалодинизмальчиков.Инст...нктивнояотпрянул(в)сторонуивто(же)мгновениенаур..внемоеголицамелькнуловвоздухе кова...оелошади...оекопыто.

Нужнобылообладатьотнюдь(не)мальчишескойопытностью,что(бы)пр…угадатьпрыж..клошадии(во)времяпр...дупредитьонем.

Алошадьужекакн..(в)чемн..бывалостояланатомберегу,утопаявразноцветь...иразнотравь….

Через(пол)часамыв...ехаливДубки,то(есть)попалинамоще…уюдорогусоединяющуюВладимирсКольчугин...м.(От)сюдахорошобылоогляну...ся(на)зад.Дог…ризонтаспло...р...ст…лалисьлесачерные(в)близии(темно)синие(в)дали.Там,(по)зади,прот…нулась(не)зримаяниточкапройд…ного намипути.

(ПоВл. Солоухину.)

 

 

7. Выполнитетестпосинтаксису и пунктуации.

 

7.1. Пунктуация– это:

1. Учениео правильном написаниисловиморфем.

2. Наукаовыразительнойикрасивойречи.

3.Разделграмматики,изучающий стройязыка,    строениеизначениесинтаксическихединиц.

4. Система    правил,в которых описываются    современные    нормыпунктуационногооформленияписьменноготекста.

5.Правилапроизношениясловисловосочетаний,постановкиударения.

 

7.2. Запятаявпредложении«Засыпьте   пропастьневежества,и выуничтожитепритон преступлений» служит для:

1.Выделениячастисложногопредложения;

2.Выделенияобособленныхчленовпредложения.

3.Оформлениясравнительногооборота;

4.Оформлениявводных словиконструкций.

 

7.3.Впервыезнакипрепинаниябылииспользованы:

1. АлександромМакедонским;

2. ДионисиемФракийским;

3. АристофаномВизантийским;

4. ФеофаномГреком;

5.ЮлиемЦезарем.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...