Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вставьтепропущенныебуквы,в скобках напишите проверочное слово, где это необходимо.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Контрольнаяработа(вариант № 1) По дисциплине «Русский язык и культура речи» Инструкция. Текст контрольной работы должен быть представлен в рукописном виде в тетради с полями. Тексты, написанные неразборчиво и неаккуратно, проверке не подлежат.
1.Запишитепредложения,вставьтепропущенныебуквы,объяснитеивыделитеизучаемуюорфограмму(чередующиесягласныекорня),подчеркнитеиобъяснитедругиеорфограммыипунктограммы.
1.Заг…релыетелапл…вцовнапоминалиоюге.2.Небоповременамоз…рялось зарницами.3. Мыпрекл…няемсяпередпамятьюпавшихбойцов. 4.Больнобылоприк…сатьсякушибленномуместу.5.Теоретическиепол…жениядолжныподтверждатьсяпрактикой.6.Оборудованпл…вучийдомотдыха. 7.Утки пряталисьвзар…слях тростника.8.Упавшийбегун вск…чилна ноги. 9. Яловыесапоги не пром..кают.10. Отстающий учениквыр…внялсявучебе.11.Школьныетоварищичастособ…ралисьвместе.12.Глазазаст…лалисьслезами.13.Лекторк..снулсярядавопросов.14.Игрокиприл…галивсеусилия,чтобыотыграться.15.Всадникипроск…калидальше.16.Поступилив продажу выр…щенныевтеплицеогурцы.
Вставьтепропущенныебуквы,в скобках объяснитеорфограммы. Ск…катьвдольдороги;переск…читьчерезпрепятствие;заск…катьотрадости;выск…читьнаулицу;доск…катьдодеревни;небольшойскач..к;заносчивыйвыск…чка;вск…читьнаходу;остановитьсянаск…ку;степныеск…куны;ск…читеккомандиру. Держатьр…внениеврядах;совершатьр…вномерноедвижение;разр..внятьгрядки;ср..внитьдвачисла;неср…внимыевеличины;подр..внятькустысирени;увеличитьур…веньпроизводства;р…внятьсянапередовиков;решитьур…внение;удачноеср…внение;зар…внятьканаву;великолепнаяр…внина.
Распределитеприведенныенижесловапо столбцамв соответствиис формальнымпоказателемвыбора гласной буквы. Заг…релый,приб…рать,р…внина,предл…жить,пом…катьсухарьвчай,прид…раться,уст…лить,претв…рять,ср…внятьсземлей,прир..щение,выг…рки,к…снуться,вым…ченнаярыба,выч…тать,тв…рчество,покл…н,прииск…кать,з…ревать,утв…рь,обм…кнутькистьвкраску,бл…стеть,к…сательная,скл…ниться,вым…кнутьподдождем,бл…снуть,выр…сти,Р…стов, водор…сли, изг…рь, на ск…ку, пл…вчиха, уст…лать, р..внение по росту,решатьур…внение,ур…веньпроизводства.
4.Перепишите.Вставьте, где это необходимо,пропущенныебуквы,раскройте скобки при написании случаев орфограммы «НЕ с различными частями речи». В скобках объясните выбор написания в соответствии с определенной орфограммой. Толькосоверше…но(не)заинтересова…номувзглядурусскаяприродакажетсябеднойинисколько(не)разнообразной.(Не)броская,нокакая-тососредоточе…наяисразу(не)раскрывающаясякрасотаеёвызывает(не)повторимое,долго(не)забывающ…есячувствощемящейгрусти.Янезнаюничегоболеетрогательного,чемпервыйснег,который,несмотрянасвоюхрупкость,влас…номанитдальюещёпочти(не)проторё…ыхдорог. Сколькопесенсложе…нопрозиму,сколькопоэмпосвяще…ною…нойкрасавицевсарафанеизсеребр…нойпарчи,анамвсё(не)достаёт.Когдаособеннобе…ветре…аирумяназорька,(не)спешаумыва…тсяонастудё…ымрассыпчатымснегом.Акакповедётпотомсинимиочамииз-подопуще…ыхинеемресниц,таккаждыйповер…т,чтотакаякрасотаникеминигде(не)видана. Чеготольконевспомнишьиздалёкойпорыю…ности!Ядосихпорвижудугисузорами,писа…ымимасл…ойкраской,золочё…уюупряжьконейслебед…ымишеями,которыенамасл…ойнеделе,едва(не)сцепившисьоглоблями,наперегонкимчатнаспововсе(не)узкойдеревенскойулице.Частозамнойприезжалбрат,имы,ниминуты(не)медля,отправлялисьвсоседнеесело.Заметив,чтоязагляделсяпосторонам,онс(не)привыч…ноймнеловкостьювыталкивалменяизсанейипускалобындевевшегоконявгалоп. Втяж…лыхваленкахиовчи…номсвежедублё…номполушубкебыстронепобежишь,нояналегализовсехсил,абратнеостанавливалконей,покаяненач…налспотыкаться.Носколькон…пробовалявытолкнутьегоизсаней,этомне(н…)когданеудавалось. Нет,русскойзимынельзя(не)любить.Люди,(не)видевшиееё,досыта(не)залюбовавшиесяею,непоймутрусскойжизниирусского характера.
Вставьтепропущенныебуквы,в скобках напишите проверочное слово, где это необходимо. I. Ж…сткийдиван,искусственныйш…лк,мельничныйж…рнов,утлыйч…лн,леснаятрущ…ба,чугуннаяреш…тка,крепкаябеч…вка,купитьподеш…вке,ч…порныйчеловек,спелыйкрыж…вник,тяж…лыйож…г,подж…гсарая,ож…груку,борьбассаранч..й,отправитьсязабагаж…м,идтиснош…й,быстрыйскач…к,забавнаясобач…нка,смешноймедвеж…нок,парч…ваяскатерть,камыш…ваяякрыша,ноч…вкавлесу,вооруж…нноенападение,асфальтированноеш…ссе,ш…коладныйцвет,буржуазныйш…винизм.
II. Тихийш…рох,говоритьобщ…,выступатьгоряч…,боч…ноксводой,искусныйж…нглер,опытныйш…фер,деш…выйтовар,двойнойш…в,вертетьтрещ…тку,печ…ныеяблоки,холщ…выймеш…к,мягкаяш…рстка.
III. Ц…кольныйэтаж,ц…каньекопыт,получитьписьмец…,идтисотц…м,погрозитьпальц…м,молодц…ватыйвид,отличныйтанц…р,танц…ватьмазурку,гарц…ватьналошади,облиц…вкастен,облиц…ватьздание,склонитьсянадколодц…м,пунц…выегубы.
6. Повторитеправописаниенаречий;отличиесоюзовчтобы,зато,также,тожеотместоименийинаречий;правописаниекорней–равн-/-ровн-,-лаг-/-лож-,-скак-(-скач-)/-скоч-;правописаниестрадательныхпричастийпрошедшеговремени;правописаниенеспричастиями. Вспомнитеправилапостановкизнаковпрепинанияприпрямойречи;правилапостановкизапятойпередсоюзомивсложносочиненномпредложении.Вставьтепропущенныебуквыизнакипрепинания,раскройтескобки. Пр…хотливоизвива…щаясялиниям…ршрута ползетпокарте (в)след занамииврезается(в)глубьВладимирскихземель. Двапаренькалетподвенадцатиедутснамизаво…чиков.ОдногозовутКолядругогоНиколай.Таконипросилиназыватьихчто(бы)небылопута…ицы.Онирове...ники,одногор...сточка,оба(русо)головые,бойкие,смышле...ые.Кажетсяиразницавсямеждунимитольковпроизношенииихто(же)одинаковыхимен.Чу…твуетсячтоКоляиНиколай(не)твердознаютдорогуиволнуются как (бы)незавезтичужихлюдейкуда(не)надо. Устраивайтеськакследует(по)хозяйскипредл...гаетКоля.Мальч...нкиуходят вкусты ивозвращаютсяс двумяохапками(не)давнонакош...нойтравыперемеш…нойсцветами.Ониразравниваютеепотелеге.Едем(не)спеша.Наподъемевгоруяспрыгнулстелегиипошел(по)тихоньку(с)задиКолясНиколаемто(же)соскочили. Такиедем:(по)ровномуместунателеге,вгорупешком,асгорытрусц..йидаже(в)скач…. Плывут(на)встречуперелескиосталась(по)задистари…аярощаи(в)скоремыв…жаемвсамыйнастоящийлесперепута…ый(на)столькочтобезтопораинепробра…ся.Это,(в)сущности,(не)простолеса полебитвы(не)прекращающ…ся(не,ни)днем,(не,ни)ночью. Чемдальшемыехали(в)глубьлеса поу…койдорогепокоторойдонас(в)рядликтопроехалвпред…дущиедвамесяцатемтревожнейпереш…птывалисьКоляиНиколай.(Не)ожиданнопереднамивозникла(не)широкая,ноглубокаяк…наваизкоторойт…рчалидваоблома...ыхсколь…кихбревна. Обязанностираспр…делилисьтакятянуллошадь(под)уз…цыКоляправилаНиколайпонукалупира…щуюсялошадь. (В)сторону!вдруг(не)своимголосомзакричалодинизмальчиков.Инст...нктивнояотпрянул(в)сторонуивто(же)мгновениенаур..внемоеголицамелькнуловвоздухе кова...оелошади...оекопыто. Нужнобылообладатьотнюдь(не)мальчишескойопытностью,что(бы)пр…угадатьпрыж..клошадии(во)времяпр...дупредитьонем. Алошадьужекакн..(в)чемн..бывалостояланатомберегу,утопаявразноцветь...иразнотравь…. Через(пол)часамыв...ехаливДубки,то(есть)попалинамоще…уюдорогусоединяющуюВладимирсКольчугин...м.(От)сюдахорошобылоогляну...ся(на)зад.Дог…ризонтаспло...р...ст…лалисьлесачерные(в)близии(темно)синие(в)дали.Там,(по)зади,прот…нулась(не)зримаяниточкапройд…ного намипути. (ПоВл. Солоухину.)
7. Выполнитетестпосинтаксису и пунктуации.
7.1. Пунктуация– это: 1. Учениео правильном написаниисловиморфем. 2. Наукаовыразительнойикрасивойречи. 3.Разделграмматики,изучающий стройязыка, строениеизначениесинтаксическихединиц. 4. Система правил,в которых описываются современные нормыпунктуационногооформленияписьменноготекста. 5.Правилапроизношениясловисловосочетаний,постановкиударения.
7.2. Запятаявпредложении«Засыпьте пропастьневежества,и выуничтожитепритон преступлений» служит для: 1.Выделениячастисложногопредложения; 2.Выделенияобособленныхчленовпредложения. 3.Оформлениясравнительногооборота; 4.Оформлениявводных словиконструкций.
7.3.Впервыезнакипрепинаниябылииспользованы: 1. АлександромМакедонским; 2. ДионисиемФракийским; 3. АристофаномВизантийским; 4. ФеофаномГреком; 5.ЮлиемЦезарем.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 257. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |