Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 3. Социолингвистика: проблемы изучения языковых ситуаций




 

Именно при встрече языка и общества, языка и соц. институтов, языка и этноса и культуры народа возникает проблематика и предмет такой области современного языкознания, которая обычно называется СОЦИОЛИНГВИСТИКОЙ (её разновидность –этнолингвистика в Америке и Западной Германии)

Степень разработанности проблемы изучения языковых ситуаций.
Основным содержанием лингвистики XIX - первой четверти XX вв. были поиски общих законов эволюции языка. В центре внимания исследователей оказалась история языка, которая на первых порах стала средством реконструкции отдельных эпох истории народа. С развитием и углублением лингвистических исследований произошло разграничение подходов к языку как сложному и многоаспектному явлению.
В работах И.А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. де Соссюра, Ф.Ф. Фортунатова, К. Бругмана наметились разграничения внешней и внутренней лингвистики. В 1920-е годы начала формироваться отечественная социолингвистика, занимающаяся проблемой взаимодействия языка и общества. В 1950-е годы за рубежом стала интенсивно развиваться социология языка, обретая национальную специфику в соответствии с научными традициями той или иной страны. Социология языка включала в себя научные дисциплины: социолингвистику, этнолингвистику, лингвосоциологию, диалектологию, культурную антропологию. В дальнейшем каждая дисциплина стремилась к автономии, к установлению своего предмета исследования и задач.
Развитие социолингвистических исследований в России обусловило появление работ, обосновавших понятийный аппарат отечественной социолингвистики. Это работы Ю.Д. Дешериева, В.А. Аврорина, Л.Б. Никольского, А.Д. Швейцера, А.Н. Баскакова, В.Ю. Михальченко и многих других. В связи с разработкой теоретических положений новой дисциплины появилась проблема разграничения синхронической и диахронической социолингвистики.
Синхроническая социолингвистика стала изучать отношения, существующие между языком и обществом на определенном этапе (т.е. статику связей), а диахроническая социолингвистика - процессы, характеризующие социально обусловленное функционирование языка, поскольку всякий процесс протекает во времени (т.е. динамику этих отношений). Но такое разграничение считается условным, т.к. при изучении тех или иных состояний языка важен учёт исторического фактора, а изучение истории языка осуществляется путем сравнения синхронных срезов, характеризующих состояние языка в тот или иной момент его развития [Беликов, Крысин, 2001] (с. 6).
Одним из основных понятий социолингвистики считается «языковая ситуация». По мнению В.А. Аврорина, языковая ситуация, или конкретный характер деятельности и развития языка с точки зрения его функциональной стороны, является органическим компонентом общей структуры жизнедеятельности конкретного общества, как по оси синхронии, так и по оси диахронии [Аврорин, 1975. - С. 245].






БИЛЕТ 5.

Вопрос 1. Проблема уникальности человеческого языка как средства коммуникации.

Данный вопрос специально обсуждается в статьях Г. Терраса, Г. Майлс и Р. Футса. 2. Проблема видовой специфичности, уникальности человеческого языка или в качестве альтернативы возможность выявления единой линии в эволюционном развитии средств коммуникации. В решении этой проблемы, по мнению Э. Симмеля, решающую роль должен сыграть бихевиорально-генетический подход, включающий анализ влияния естественного отбора на формирование видов, наиболее приспособленных к общению посредством знаков, а также анализ функциональной роли и эволюционного значения языка. Другие исследователи видят выход в более точном определении сущностных особенностей языка (Г. Террас), в выявлении особенностей протекания процессов коммуникации у разных видов живых существ (С. Стеббинг), в отделении проблемы врожденности языка от проблемы его видовой специфичности (М. Атертон и Р. Шварц). 3. Проблемы этического порядка, связанные с обучением приматов человеческому языку и другим средствам коммуникации. Решение этих проблем предполагает разработку положения о «моральном статусе» приматов, об ответственности человека за их судьбу (Т. Саймон и М. Бенджамин).

Вопрос 2. Лингвистическая типология как раздел языкознания

Типология — раздел лингвистики, занимающийся выяснением наиболее общих закономерностей различных языков, не связанных между собой общим происхождением или взаимным влиянием. Типология стремится выявить наиболее вероятные явления в различных языках. В случае, если некоторое явление выявляется в представительной группе языков, оно может считаться типологической закономерностью, применимой к языку как таковому.

Типологический анализ можно вести на уровне звука (фонетическая и фонологическая типология), на уровне слова (морфологическая типология), предложения (синтаксическая типология) и надсинтаксических структур (типология текста или дискурса).

Вопрос 3. Филология как содружество гуманитарных дисциплин. Виды и рода словесности.

Филоло́гия — название группы дисциплин (лингвистика, литературоведение, текстология и др.), изучающих человеческую культуру через текст. Лингвистика не всегда включается в филологию: во-первых, она не обязательно исследует тексты, во-вторых, не всегда затрагивает культурологическую сторону вопроса (хотя связь языка и культуры — лингвофилософская проблема, которая нередко ставится); для лингвистики характерна бо́льшая близость к точным наукам, чем для других дисциплин, традиционно относимых к филологии. В России лингвистика (в том числе общее языкознание) обычно изучается на факультетах, именуемых филологическими; в западноевропейских странах и в Америке под филологией подразумевают изучение древних (классическая филология) и средневековых текстов, а изучение языков и особенно теории языка считается отдельной дисциплиной.

Словесность - в широком смысле это совокупность всех произведений человеческого творчества, выраженных словами. Включает в себя не только литературу ("изящная словесность"), но и прочие виды, например, устные произведения (фольклор), письма, дневники.

Если используется как термин, значение рекомендуется искать непосредственно в тексте, где употреблено, т.к. полностью общепринятого значения в настоящее время не существует.

Также устаревшее название филологических наук.

Устная речь противостоит всем остальным родам речи как естественное использование языка искусственному, поскольку и орудие и материал устной речи — человеческий организм и окружающая человека воздушная среда.

Письмопредставляет собой искусственную графическую семиотическую систему, знаки которой обозначают единицы естественного языка. Различаются два основных вида письма — идеографическое (иероглифическое) и фонетическое.

БИЛЕТ 6.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 308.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...