Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Смысл Придворных и Числовых карт в системе Таро в психологической интерпретации




 

И нашей интерпретации системы Таро, ориентированной на психологическую парадигму мировосприятия и, в частности, на принципы юнгаанской аналитической психологии, мы делаем следующее смысловое разделение.

Старшие арканы – это архетипические принципы, символы, которые могут быть описаны в различных своих аспектах, однако сохраняют общий идейный стержень смысла. Так, «Императрица» (III) может быть возлюбленной, матерью, собственными материнскими качествами щедростью, влиянием на определенную территорию или людей, гиперопекой, властью предопределенности, трудовым коллективом и т.д. Общим для всех этих явлений будет женский (материнский) принцип влияния, а также значительная, по сути – мифологическая, его значимость для реальной жизни. При этом Старшие арканы – это отнюдь не наивысшая степень присутствия данного принципа в действительности, а всего лишь одержимость, поглощенность, захваченность его Идеей. Это будет происходить внутри человека или придет к нему извне, но смысл этого будет выше и больше буквально происходящего. Так, беременные и роженицы вытаскивают карту «Смерть» как символ трансформации. Это что-то, что в данный момент выше и больше трезвого разума и объективных обстоятельств. Но это и то, что даст кровь жизненной силе и высшей осмысленности себя и своего места в мире, – архетипы.

Придворные карты – в нашем представлении это ролевые архетипы[2]. Социальные образы, роли и маски, которые люди представляют в обществе. Это та ступень общественной системы и иерархии, на которую человек заявлен. Кроме того, это принципы мировоззрения, восприятия себя и окружающей действительности, методы действия и социальная ориентация. Та роль или маска, которую мы, вольно или невольно, надеваем в различных ситуациях. В отличие от множества характерологических систем человек не ограничен одной ролью или совокупностью качеств, а может развиваться внутри своей излюбленной масти: более того, это рекомендуется как в сторону повышения степени, так и в сторону усваивания личных ресурсов из более младших степеней. Более того, мы рекомендуем развивать и все остальные масти в соответствии с их степенями и свойствами. Это не просто расширяет социальный ролевой репертуар, но и дает возможность личностного роста.

Числовые карты показывают цикл развития принципа каждой масти, от зарождения через кризисы и расцветы до истощения и конца. Эта часть системы – единственная, которая описывает реальность в достаточно объективной степени. Это уровень бытового описания действительности, в отличие от Больших идей Старших арканов и ролей Придворных карт.

 

Глава 2

 

ПРИНЦИПЫ МАСТЕЙ

 

 

Придворные и Числовые карты Таро соотносятся с четырьмя мастями. Это Жезлы, Чаши, Мечи и Диски[3]. Жезлы соответствуют стихии Огня, Чаши – стихии Воды, Мечи – стихии Воздуха, Диски – стихии Земли.

 

Жезлы

Огненный принцип соответствует мотивационному импульсу, стимулу, желанию. Он выражается в экспансии, проявлении своей воли и в сопротивлении давлению внешней среды. Это часто яркость, выразительность демонстрации, кроме того, центрированность па своих желаниях (это наиболее заметно в Придворных картах). Эта масть имеет отношение к общественным процессам и групповой динамике. Мир из масти Жезлов воспринимается как стимульный материал: объект желания, соперничающий субъект или временно подавляющая окружающая среда.

В старое время эта масть соотносилась с благородным сословием, в настоящее время ею хорошо описывается социальная жизнь и существование публичного человека.

По близким принципам этой масти будут родственны арканы «Колесница» и «Сила»: как экспансия и сопротивляемость среде, «Шут» – как оптимистичная открытость разнообразию мира, «Маг» – как проявление своей воли и демонстративность, а также «Солнце» – как центрированность на себе самом.

 

Чаши

Водный принцип масти здесь соответствует эмоциям и чувствам, как более длительным, постоянным или глубоким переживаниям. Это интуитивно-чувственное восприятие мира через свои переживания и ощущения. Чаши часто имеют отношение к любовным, романтическим отношениям, но, кроме того – к дружеским, эмоционально-близким связям, к творчеству и фантазиям. Мир, воспринимаемый через Чаши, далек от реальности, это приятные или, наоборот, пугающие фантазии, полные переживаний. Эта масть издавна показывала мировосприятие лиц духовного звания или женщин, а нынче – творческих людей и праздных домохозяек.

Родственными по свойствам Чаш будут Старшие арканы «Умеренность» как сугубо интровертные переживания, «Луна» как блуждание в бессознательном и «Дьявол» как ловушка иллюзий. Отчасти ей будут близки феминные начала «Жрицы» как интуитивного восприятия мира (она может проживаться близко к Чашам, но и к Мечам) и «Императрицы» в ее частной, принимающей, сопереживающей ипостаси.

 

Мечи

Принцип стихии Воздуха в данном случае выражается как интеллектуальное начало, когнитивное развитие, сознание и осознание. Также это правила, инструкции и порядок. В результате масть становится отражением самого мировоззрения, представлений человека о мире, существующих по определенным правилам и в соответствии с некоторым, ему понятным порядком. В былые времена она соотносилась с рыцарским сословием, в настоящее время это также обычная масть военных, остальных «людей в форме», принадлежащих функциональным субкультурам, а кроме того – юристов и принципиальных чиновников (коррумпированные будут относиться уже к Дискам, потому чаще в них встречается сочетание этих двух мастей).

Близкими по свойствам масти Мечей будут Старшие арканы «Справедливость», в котором есть функции, как оценки, так и вердикта, определения. Отчасти ей будут родственны маскулинные или патриархатные «Император» и «Иерофант», как определенные суммы указаний и упорядоченные системы, а также «Отшельник» как поиск внутренних правил. Может показаться удивительным, но этой масти близка и «Звезда», с ее идеализмом и принципами.

 

Диски

Принцип стихии Земли здесь отражается как нахождение, переработка, трата или накопление ресурсов. Это единственная масть, которая может быть соотнесена с непосредственным, эмпирическим опытом и безусловной реальностью. Ее положения невозможно мотивировать по-другому (как в Жезлах) или переоценить (как в Чашах или Мечах). Она есть данность, сугубо материальная и бесчувственная к идеям и отношениям.

Характерным отношением к жизни, переданным через масть Дисков, будет сугубо земной, реалистичный и практический взгляд на жизнь. Не случайно эта масть при старом порядке соотносилась с крестьянским сословием.

Родственными по свойствам этой масти будут следующие карты Старших арканов: «Императрица» в ее генеративной, земной ипостаси, «Смерть» с ее окончательной данностью финала и «Башня» с ее определенностью[4].

 

Тут следует заметить, что, хотя Жезлы и Мечи являются мужскими стихиями, а Чаши и Диски – женскими, мы не можем приравнять их к экстравертному (ориентированному на внешние объекты) и интровертному (ориентированному на внутренний смысл) восприятию. Точнее, если масти кардинальных стихий – Жезлы и Чаши могут быть восприняты как экстравертная и интровертная позиция соответственно, то Мечи и Диски могут быть как экстравертными, так и интровертными.

В то же время масти могут быть отчасти соотнесены с функциями К.-Г. Юнга таким образом: Жезлы – чувства, Чаши – интуиция, Мечи – мышление, Диски – ощущение. По К.-Г. Юнгу функциональной сущностью ощущения является установить, что нечто существует; мышление говорит нам, что означает это нечто; чувство – какова его ценность; а интуиция предполагает, откуда оно появилось и куда следует. Ощущение и интуиция были признаны К.-Г. Юнгом иррациональными функциями, потому что они обе имеют дело непосредственно с тем, что происходит, и с действительными или потенциальными реалиями. Мышление и чувство, будучи функциями различительными, были определены им как рациональные. Мы можем иметь в виду эти положения при работе с мастями Таро, хотя и не следует отождествлять обе эти системы.

 

Глава 3

 

ПРИНЦИПЫ СТЕПЕНЕЙ

 

 

Мы будем говорить о Придворных и Числовых картах, различая систему Уэйта и его последователей, систему Кроули и оригинальные частные системы отдельных колод. Источниками служат, прежде всего, сами колоды как иллюстративно-символические произведения и наиболее приближенная к интерпретации этих колод литература. Она указана в списке литературы в конце данной книги[5].

Придворные карты системы Таро делятся на масти и на степени:

· Паж/Принцесса;

· Рыцарь (Принц в системе Кроули);

· Королева;

· Король (Рыцарь в системе Кроули).

Придворные карты мы видим в качестве ролей, социальных масок, ролевых архетипов, способов поведения, различных обликов Персон, в юнговском понимании. Это принципиально важно понимать при раскладах карт и мантическом их прочтении: Придворная карта – это некий характерный признак, характерная роль в наличествующей ситуации, но не обещание счастья или трагедии в зависимости от характера персонажа. (Реальные события и действия происходят на Числовых картах. Без них картина зыбка и малопредсказуема.)

Придворные карты в современном прочтении Таро обычно воспринимаются как:

· роли кверента;

· роли окружения кверента;

· качества кверента или окружения в ситуации;

· способы действия для кверента.

Таким образом, Придворные карты – это обозначение ролей, масок или способов действия того или иного человека. В каждом индивидууме присутствует потенциал развития всех четырех мастей Придворных карт (как и наличие стихий). Однако часто наиболее подходящими для социального выхода оказываются одна-две масти и, соответственно, ролевые превращения степеней в рамках этих мастей. Это делает их достаточно отчетливыми, но одновременно и «пораженными». Чем менее задействованы уравновешивающие их иные масти, тем более исходная и знакомая масть способна проявлять свои негативные качества.

 

Паж – начальная карта каждой масти Придворных карт. Это ее начало, потенциал развития, концентрированный, многообещающий, но неразвитый. Это аналог Туза Числовых карт масти. Можно сказать, что Придворные карты раскрываются из Пажа/Принцессы, а Числовые из Туза, как разложенный веер. Так к ним относились в Золотой Заре, и мы вполне готовы поддерживать эту традицию. Являясь началом развития масти, Паж еще незрел в ее проявлении. Он готов продемонстрировать лишь начальное ее освоение. Обычно при этом присутствует ориентация на внешние правила, инструкции или социальные отношения, в соотношении с которыми Паж является лишь субъектом их применения и волн. В старых гадательных традициях Пажа интерпретировали как слугу или ученика. В настоящее время это подростки, студенты, подчиненные, рядовые офисные работники, домработницы, мелкие служащие.

Степени Пажей соответствует по традиции Золотой Зари, которую мы здесь принимаем, стихия Земли. Это некоторое указание на приспособляемость Пажей и Принцесс, прикладной характер их действий, ориентация на реальность и труд. Пажам могут соответствовать все профессии и род занятий, связанные с непосредственным контактом с материалом или ресурсом работы. Это те, кто работает – как говорят юристы – «на земле», подразумевая, например, непосредственную работу с населением (обычно это Пажи Дисков, Пажи Мечей). Потому, несмотря на небольшую величину властных полномочий, они компетентны в деталях – и в больших структурах в реальности очень многое зависит от них. Обычно само выполнение распоряжений.

Принцесса – сравнительно новое развитие начальной степени Придворных карт. Принцессы появились в традиции Золотой Зари, были задвинуты А. Уэйтом, но развиты А. Кроули. Их существование в системе поддерживает равновесие мужского и женского начал в системе Придворных карт Таро.

Принцессы встречаются нам в колодах «Таро Тота Кроули», «Таро Хайндля», Таро «Колесо Изменений» и других изданиях посткроулианской традиции, кроме того – в уникальной колоде «Таро Элементов», возможно, некоторых других. По своим качествам Принцессы являются более естественным, натуральным проявлением принципа масти. Они не столько «служат» своей стихии, сколько ее проявляют. Довольно занятно, что А. Кроули отрицает за «представителями» Принцесс «всякое чувство ответственности и нравственной твердости», полагая карты сигнификаторами конкретных лиц. В современных интерпретациях, равно как и немантической работе с Таро, мы уже отказываемся от такой предопределенности.

 

Рыцарь – уже динамический, развитый принцип масти. Активный, целенаправленный, в соответствии с характером своей стихии. Рыцарь подчинен своему принципу без всяких сомнений и центрирован на своей цели, не будучи способным заметить что-либо в окружающем пространстве, если это не связано с искомым им Граалем. Окружающие люди для Рыцаря являются нечасто его Пажами (Пажами любят себя окружать больше Королевы), часто – соперниками или препятствиями (другими воображаемыми Рыцарями) и в особых случаях – его идеалом или начальством (Королевами или Королями). В его мире прежде всего существуют «Я» и «Они» («хорошие и свои» или «плохие, чужие»), остальное – камни. Так писатель Т. Пратчетт говорил про хищников, для которых мир делится на то, что можно съесть, с чем можно спариться, и камни.

Рыцарь явно или смутно ориентирован на то, что у него есть некая миссия, в крайнем случае, линейный набор однообразных или последовательных поступков, который ему по каким-то причинам необходимо выполнять. Он самоутверждается не через принадлежность и адаптивность к системе или сообществу, как Паж, а сугубо через свои действия, вне территории и сферы влияния (как Королева) и вне структуры (как Король). Поэтому Рыцари хорошо и успешно сбиваются в группы для преследования врагов или сопротивления превосходящим силам.

Характерным конфликтом Рыцаря с Королевой является непонимание между подросшим сыном и матерые Королева приходит в мир Рыцаря со своими правилами: она знает, что это за мир, и описывает его с привычной для нее точки зрения, не учитывая «уникальности миссии» Рыцаря, которую он если не осознает, то всегда чувствует. Для Рыцаря ее правила становятся враждебной территорией, вражеским станом, откуда он либо уберется, либо будет сражаться, если бежать некуда. Подобным же конфликтом Рыцаря будет несовпадение взглядов взрослого сына и авторитарного отца, если предлагаемая семейная структура или предполагаемое положение в обществе, предложенные последним, не устраивают его отпрыска. Разумеется, подобные конфликты характерны не только для семейных отношений, но и социальной сферы в целом.

Принц колоды Тота Кроули изображается на колеснице. Это своего рода намек на инструментальное овладение и использование своей масти, а также на использование объединенных энергий Рыцаря (Короля) и Королевы. Принцы этой системы – плод союза родителей, но связанный с интеллектуальным путем развития. Это также демонстрация, манифестация силы своей стихии, но, кроме того, как указывает А. Кроули, это и жертва ради своего предназначения, «Умирающий бог».

 

Королева – достаточно полное и целостное развитие принципа масти. В ней есть самодостаточность и стабильность. Вместе с тем стоит учесть, что развитие Королевы (как и Императрицы из Старших арканов) «горизонтально», в отличие от «вертикальной» системы Короля (и Императора Старших арканов[6]). Она управляет пространством посредством приближения и удаления субъектов относительно своей персоны как источника власти, таким образом, вскармливая или лишая поддержки свое окружение.

Королева воспринимает мир как свое пространство или как очевидное понимание его законов. Для Королевы Чаш, например, мир – это то, что она чувствует и переживает; для Королевы Мечей – то, что она считает правильным и неправильным, для Королевы Жезлов мир – это то, что она может подавить, или те, с кем предпочтительнее договориться. Это обычно чрезвычайно удачно для сфер влияния, но бывает рискованно на чужом поле. Паж способен подчиниться королеве или категорически избегать ее. Рыцарь будет конкурировать, соперничать и, очевидно, проявит безжалостность (для него она если не идеал и не кормящая сфера, то враг). Король либо допустит ее на свою территорию, либо нет, либо выделит небольшой участок влияния, но тут с ним тягаться в спорах для нее совершенно бесперспективно. В то же время Королева, совершенно очевидно, конкурирует с другими Королевами: здесь и соперничество, и раздел сфер влияния, и передел. В этом смысле под Королевами мы можем понимать не только конкретных людей и их роли, но и сообщества.

Мужчины, воплощающие принцип Королевы, растворены в своей системе, как в семейной структуре; это не идеологи, но адепты различных общественных течений и сообществ, не столько активная, сколько стабильно поддерживающая масса. Само сообщество является для них Матерью, потому они ее дети, но также и воплощенный ее Голос или Взгляд (суждение о чем-либо), так называемые «знающие люди» в той или иной социальной сфере.

Королевы в системе Кроули принимают исходную, чистую энергию Рыцарей (соответствующих Королям других систем), вынашивают ее и передают дальше. Они предназначены для исполнения определенных функций и способны «контейнироватъ» свою стихию.

 

Король – наивысший контроль и полнота владения принципом масти. Его власть «вертикальна», то есть системно иерархична. Он управляет своей системой благодаря разветвленной системе делегирований функций и достаточно четкой последовательной иерархии взаимоотношений. В этом смысле он менее зависим от общей сферы своего влияния, нежели Королева: для него обратная связь не настолько принципиальна. Короли могут быть представлены и людьми, и организациями, общественными структурами, социальными институтами.

Для того чтобы воплотить принцип Короля, человеку необходимо уметь пользоваться сферой Королевы. Это способность держать и контролировать свою территорию влияния, взаимодействие с сообществом целиком, «как с женщиной», терпеливо, уважительно, но властно. Так можно отличить лидера-Рыцаря от лидера-Короля: первый пытается бежать впереди всех и звать за собой, он ищет соратников-двойников и ориентируется на идеальную власть, второй приходит как хозяин, понимая разнородность своего сообщества и обладая способностью им управлять.

Рыцарь колоды Тота Кроули – наиболее яркое и активное воплощение стихии, потому фигуры изображаются на коне и в доспехах. При этом их действие стремительно и интенсивно, но кратковременно, в отличие от проявления Королей других систем.

 

Здесь следует сказать о том, что каждая из Придворных карт – это лишь маска, роль и способ поведения. Ни одна из них не способна вместить в себя всю личность человека. Отсюда сложности в атрибутировании знакомых и близких, в отличие от легких предположений касательно малознакомых людей. Придворные карты – наиболее яркие контуры социального проявления индивидуума.

 

 

Атрибутация стихий

 

Степени так же, как и масти, соответствуют стихиям: Короли связаны со стихией Огня, Королевы – со стихией Воды, Рыцари – со стихией Воздуха, Пажи/Принцессы – со стихией Земли. Это позволяет говорить о комбинации двух стихий в одной карте. Так,

Паж Жезлов – это Земля Огня.

Рыцарь Жезлов – это Воздух Огня.

Королева Жезлов – это Вода Огня.

Король Жезлов – это Огонь Огня.

 

Паж Чаш – это Земля Воды.

Рыцарь Чаш – это Воздух Воды.

Королева Чаш – это Вода Воды.

Король Чаш – это Огонь Воды.

 

Паж Мечей – это Земля Воздуха.

Рыцарь Мечей – это Воздух Воздуха.

Королева Мечей – это Вода Воздуха.

Король Мечей – это Огонь Воздуха.

 

Паж Дисков – это Земля Земли.

Рыцарь Дисков – это Воздух Земли

Королева Дисков – это Вода Земли

Король Дисков – это Огонь Земли.

 

Тут мы можем заметить, что некоторые карты воплощают одну стихию. Это Король Жезлов (Огонь Огня), Королева Чаш (Вода Воды), Рыцарь Мечей (Воздух Воздуха), Паж Дисков (Земля Земли). Это говорит нам о наиболее полном, целостном, «без примесей» воплощении стихии. А. Кроули говорил так только о Королях. Однако, с одной стороны, обычный язык не способен указать на все тонкости архетипического аспекта, потому о достаточно разных характеристиках приходится говорить похожими словами. С другой – здесь мы имеем в виду то, что принцип карты в рамках одной стихии остается незамутненным, несмешанным, наиболее аутентичным своей стихии, что говорит не о степени контроля над ней, как это происходит в Королях, но о степени насыщенности или даже однородности принципа. Карты с однородным качеством стихии замкнуты на себе более чем другие, им легче проявить себя, но сложнее войти в контакт с другой стихией, и их взаимодействие неразнообразно.

Карты, в которых соединены две стихии, содержат в себе внутренний союз стихий, равновесие или же конфликт. Это связано с дружбой или враждой стихий. Так. Огонь враждует с Водой, Земля враждует с Воздухом. Огонь дружит с Воздухом и в нейтральных отношениях с Землей. Вода дружит с Землей и в нейтральных отношениях с Воздухом. Таким образом, карты, содержащие враждующие стихии, будут внутренне более противоречивыми, более напряженными, чем другие. Рыцарь Дисков (Воздух Земли) несет в себе такое противоречие, в то время как Король Мечей (Огонь Воздуха) очень устойчив и уверен в рамках своего принципа.

Такой взгляд на карты дает нам возможность увидеть взаимодействие принципов карт как ролевых масок друг с другом. В этом смысле друг другу понятны и комплементарны могут быть карты симметричные по стихиям. Классический пример: Королева Жезлов (Вода Огня) и Король Чаш (Огонь Воды). Так, яркие, активные, помпезно-творческие дамы легко становятся объектом манипуляций хитрых иллюзионистов. Еще раз напомним, однако, что речь идет лишь о ролевых сценариях и «позах», а не о предначертанности характера и судьбы.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 378.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...