Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ КАББАЛА КАК «УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК МАГИИ»
Интерес к каббале как мистическому учению среди европейских гуманистов появляется в XV веке. Эпоха Возрождения в Италии способствовала развитию интереса к философско-мистическим знаниям и оккультным наукам, в том числе развитым вне общего христианского идейного поля. В связи с этим вспоминается, прежде всего, имя Пико делла Мирандолы, который в кружке падуанских аверроистов (исследователей писаний арабского философа Аверроэса) изучал арабских и еврейских мыслителей, а в дальнейшем проявил интерес к каббале. В 1496 году он составил «Речь о достоинстве человека», посвященную особому предназначению человека в мироздании и исходному единству всех Философско-религиозных систем в истории идей, которую прочел на публичном диспуте в Риме. Также влияние каббалы усматривают в его взгляде на описание Творения мира не в буквальном, а в философском прочтении. Стремление к «примирению философов» Пико делла Мирандолы оставило серьезный след в истории европейской мысли. Его культурных потомков в их идейном универсализме мы видим в оккультистах XVIII–XIX веков. О принятии иудейской каббалы в чистом виде гуманистами и магами христианской Европы говорить не приходится. Подобно нынешнему времени, любопытствующие в оккультных науках были практически «всеядны», с той лишь разницей, что ими занимались люди очень образованные, свободные и достаточно обеспеченные. Потому в гримуарах можно встретить влияние, как иудейской мистики, так и арабской, наравне с христианскими воззрениями. Европейская оккультная «каббалистика» того времени – это плотный конгломерат различных учений. Преувеличение влияния каббалы на историю европейской мысли характерно для ее современной популяризации и профанирования. К христианскому осмыслению относится популярная современная схема Древа Сефирот, использующаяся в Золотой Заре и составленная в свое время Афанасием Кирхером (1602–1680). Для нас здесь важной окажется неопределенность количества сфир у разных авторов. Мы видим десять сфир в системе иудейского каббалиста Моше Кордоверо (1522–1570), одиннадцать (включая Даат) у известного уже нам Ицхака Лурия (1534–1572) и вновь десять у иезуита и энциклопедиста (католика, разумеется) Афанасия Кирхера. Соответственно, и количество путей между сфирами в системах этих авторов (в восприятии комментаторов, потому что И. Лурия, например, ничего не записывал) различно: шестнадцать у Моше Кордоверо, двадцать два пути, уже связанные с древнееврейскими буквами, у Ицхака Лурия и столько же у Афанасия Кирхсра. Однако же расположенность путей у Кирхсра и Лурия, с очевидностью, отличается. У Лурия наблюдаются пути между сфирами Вина и Хссед, а также Хокма и Гебура, которых пет в схеме Кирхсра. В то же время Кирхер показывает пути, связывающие сфиру Малкут с Ход и Нецах. Атрибутация букв к путям тоже сильно отличается у этих двух авторов.
ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ КАББАЛА МАГИЧЕСКОГО ОРДЕНА ЗОЛОТОЙ ЗАРИ
Герметическая каббала Золотой Зари, как мы выяснили, строится на схеме Древа Сефирот, составленной Афанасием Кирхером, энциклопедистом, католиком и иезуитом, отличной от схемы Древа Сефирот иудейской Лурианской каббалы, в которой, очевидно, и был введен порядок соответствия путей между сфирами буквам алфавита. Первым соотнес Старшие арканы Таро (благо их 22) с буквами древнееврейскою алфавита Элифас Леви. Через него произошла и первичная атрибутация к картам трех стихий: Огня, Воды и Воздуха; семи планет септенера и двенадцати знаков зодиака через соответствующую атрибутацию букв в труде Сефер Йецира. Напомним, что прямого соответствия с европейским астрологическим представлением о планетах и знаках в них пет. Однако же в Золотой Заре были придуманы другие соответствия букв путям. Соответствие сфир планетам (септенеру) также пришло от Элифаса Леви. При этом верхняя триада сфир, Соответствие сфир планетам (септенеру) также пришло от Элифаса Леви. При этом верхняя триада сфир, сопоставлявшаяся с христианской Троицей или же с христианской космологией (в которой за планетными сферами следуют звезды, а затем Перводвигатель), оставалась вне этого соответствия, равно как и нижняя сфира Малкут, соотносившаяся с Землей (в том числе как со сборником трех изначальных стихий). Септенер с Солнцем в сфире Тифсрст образовывал гексаграмму (шестиугольник) и использовался для обрядов церемониальной магии. В дальнейшем высшим сфирам выпускники Золотой Зари атрибутировали высшие планеты: Уран, Нептун и Плутон В разных вариациях. Придворные карты в системе Золотой Зари соответствовали четырем буквам Тетраграмматона. Числовые карты мастей были атрибутированы к четырем Древам Сефирот В четырех мирах творения; Адилут, мире эманации (Жезлы); Брии, мире творения (Кубки); Йецире, мире формирования (Мечи), Асии, мире свершения (Диски). Это может привести к неочевидным для настоящего развития системы Таро выводам. Например, о большей «материальности» Мечей, нежели Чаш, в то время как сейчас, как правило, Чаши как чувства и эмоции в обычном восприятии воспринимаются более реально и непосредственно, чем умопостроения и рациональность Мечей. При этом несомненен вывод о том, что каббала Золотой Зари является не «универсальным языком магии», а собственной разработкой ордена. Это в большей степени скрытая логика исследований и практик ордена, нежели отдельный символический язык или система, каковой является иудейская каббала в ее развитии.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 422. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |