Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДЕЙСТВЕННОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Темы для обсуждения, контрольные вопросы 1. Возможные варианты воздействия СМИ на потребителя информации. Результативность как мера функционального целедостижения по критерию «информированность». «Формула» результативности. Проблема результативности как проблема прагматики журналистской деятельности: характер и результаты отношений с «потребителями» массовой информации. Связь между функциями и характером результативности. Виды результативности. Можете ли Вы сказать, что большинство Ваших материалов носило функциональный характер? Как соотносятся объективно необходимые результаты, позиции СМИ и личные мотивы журналистов? 2. Действенность как результативность непосредственно-организаторских функций. Условия и пути повышения действенности произведений. Анализ ситуации и разработка рекомендаций. Реакция социальных институтов на выступления СМИ. Проблема юридической регламентации: достаточно ли «права на ответ»? Проблема гражданской и этической ответственности за ответ. Часто ли Вы встречаете в газете материалы, требующие принятия «мер»? 3. Эффективность как мера результативность взаимодействия с массовой аудиторией. Характеристики аудитории: «первичная» - «вторичная», «реальная – потенциальная – расчетная». Система необходимых знаний об аудитории и способы их использования для создания информативных текстов. Характер отношений с аудиторией: «хвостистский», «манипуляторский», «лобовой», «реалистический». Удовлетворение потребностей при учете интересов, запросов, мотивов. Творческие факторы эффективности. Учет требований оптимального восприятия и освоения информации. Каковы Ваши методы достижения популярности у аудитории? Практическое задание Провести анализ материалов «на эффективность»: какие цели были поставлены и как реализованы? Подобрать материалы, направленные на получение реакции со стороны социальных институтов.
Литература Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М., 1991. Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблема измерения. М., 1979. Лубкович И.М. Местная печать: проблема повышения эффективности. Львов, 1989. Мельник Г.С. Методы журналистики. М., 2006. Прохоров Е.П. Эффективность деятельности СМИ. М., 2008. Рощин С.К. Психология и журналистика. М., 1999. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 2001.
ДЕОНТОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Темы для обсуждения, контрольные вопросы 1. Журналистская деонтология как система знаний о профессиональном долге. Внешняя и внутренняя ответственность: объективный характер и субъективное осознание. Принципиальное требование деонтологии – формирование прогрессивной социальной позиции гуманистической направленности в целях достижения социального согласия. Деонтологические принципы и их фиксация в нормативных документах. Деонтологическое сознание и основные сферы ответственности. Все ли в журналистской деятельности требует деонтологического анализа? 2. Гражданская ответственность журналиста и формирование «адекватного гражданина». Информированность аудитории с учетом «частных» и «общих» интересов. Убежденность в выборе своей социальной позиции и нормы взаимоотношений с представителями иных СМИ. Ответственность за максимальную реализацию творческого потенциала. Ответственность за свой уровень компетенции и результаты журналистской деятельности. На каких стадиях журналистской работы должна проявляться гражданская ответственность? 3. Правовая ответственность журналиста. Журналист как субъект права: правовое правосознание журналиста. Законодательная база функционирования журналистики. Уставные документы, регламентирующие деятельность редакции. Права и обязанности журналиста по Закону о СМИ. Правовая компетентность журналистов. Ответственность за злоупотребление свободой журналистской деятельности. Защита журналистов от неправомерных действий: закон и практика. Авторское право в журналистике. Какие примеры из журналистской практики, связанные с проблемами правовой ответственности, Вы можете привести? 4. Этическая ответственность журналиста. Профессиональная этика. Нормы отношений с аудиторией, авторами произведений, источниками информации, персонажами своих произведений, коллегами и др. лицами и институтами, с которыми журналист сталкивается в процессе выполнения своей деятельности. Этические кодексы. Контроль за их соблюдением. Как могут разрешаться этические конфликты в журналистской практике?
Практическое задание Подобрать материалы, показывающие соблюдение (нарушение) журналистами этических норм.
Литература Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1999. Дзялошинский И.М. Творческая индивидуальность в журналистике. М., 1984. Засурский Я.Н., Колесник С.Г., Свитич Л.Г., ,Ширяева А.А. Журналист. Российско-американские социологические исследования. М., 1998. Закон Российской Федерации о средствах массовой информации (по любому источнику). Кодекс профессиональной этики российского журналиста (по любому источнику). Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 2008. Ламбет Э.Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе к журналистской профессии. М., 1998. Маркелов К. Карьера журналиста. К вершинам профессии. М., 1999. Оуэн Л. Приобретение и продажа авторских прав на литературное произведение. М., 1997. Право и этика в работе журналистов. Екатеринбург, 1993. Прохоров Е.П. Структура и проблемы деонтологии в России// Вестн.Моск.ун-та, Сер.10 Журналистика, 2002, №4. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М., 2002. Татевосян В.П. Авторское право в вопросах и ответах. Самара, 1997.
Некоторые из указанных учебных пособий, а также электронные учебные материалы по журналистике можно найти в сети по следующим адресам: http://www.journ.msu.ru/downloads http://www.zhurfak.edu.by http://www.vbooks.ru http://windows.edu.ru http://portal.gersen.ru http://library.cjes.ru http://evartist.narod.ru http://studedu.narod.ru
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 694. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |