Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДЕЙСТВЕННОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ




Темы для обсуждения, контрольные вопросы

1. Возможные варианты воздействия СМИ на потребителя информации. Результативность как мера функционального целедостижения по критерию «информированность». «Формула» результативности. Проблема результативности как проблема прагматики журналистской деятельности: характер и результаты отношений с «потребителями» массовой информации. Связь между функциями и характером результативности. Виды результативности. Можете ли Вы сказать, что большинство Ваших материалов носило функциональный характер? Как соотносятся объективно необходимые результаты, позиции СМИ и личные мотивы журналистов?

2. Действенность как результативность непосредственно-организаторских функций. Условия и пути повышения действенности произведений. Анализ ситуации и разработка рекомендаций. Реакция социальных институтов на выступления СМИ. Проблема юридической регламентации: достаточно ли «права на ответ»? Проблема гражданской и этической ответственности за ответ. Часто ли Вы встречаете в газете материалы, требующие принятия «мер»?

3. Эффективность как мера результативность взаимодействия с массовой аудиторией. Характеристики аудитории: «первичная» - «вторичная», «реальная – потенциальная – расчетная». Система необходимых знаний об аудитории и способы их использования для создания информативных текстов. Характер отношений с аудиторией: «хвостистский», «манипуляторский», «лобовой», «реалистический». Удовлетворение потребностей при учете интересов, запросов, мотивов. Творческие факторы эффективности. Учет требований оптимального восприятия и освоения информации. Каковы Ваши методы достижения популярности у аудитории?

Практическое задание

    Провести анализ материалов «на эффективность»: какие цели были поставлены и как реализованы? Подобрать материалы, направленные на получение реакции со стороны социальных институтов.

 

Литература

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М., 1991.

Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблема измерения. М., 1979.

Лубкович И.М. Местная печать: проблема повышения эффективности. Львов, 1989.

Мельник Г.С. Методы журналистики. М., 2006.

Прохоров Е.П. Эффективность деятельности СМИ. М., 2008.

Рощин С.К. Психология и журналистика. М., 1999.

Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 2001.

 

 

ДЕОНТОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Темы для обсуждения, контрольные вопросы

        1. Журналистская деонтология как система знаний о профессиональном долге. Внешняя и внутренняя ответственность: объективный характер и субъективное осознание. Принципиальное требование деонтологии – формирование прогрессивной социальной позиции гуманистической направленности в целях достижения социального согласия. Деонтологические принципы и их фиксация в нормативных документах. Деонтологическое сознание и основные сферы ответственности. Все ли в журналистской деятельности требует деонтологического анализа?

        2. Гражданская ответственность журналиста и формирование «адекватного гражданина». Информированность аудитории с учетом «частных» и «общих» интересов. Убежденность в выборе своей социальной позиции и нормы взаимоотношений с представителями иных СМИ. Ответственность за максимальную реализацию творческого потенциала. Ответственность за свой уровень компетенции и результаты журналистской деятельности. На каких стадиях журналистской работы должна проявляться гражданская ответственность?

        3. Правовая ответственность журналиста. Журналист как субъект права: правовое правосознание журналиста. Законодательная база функционирования журналистики. Уставные документы, регламентирующие деятельность редакции. Права и обязанности журналиста по Закону о СМИ. Правовая компетентность журналистов. Ответственность за злоупотребление свободой журналистской деятельности. Защита журналистов от неправомерных действий: закон и практика. Авторское право в журналистике. Какие примеры из журналистской практики, связанные с проблемами правовой ответственности, Вы можете привести?

        4. Этическая ответственность журналиста. Профессиональная этика. Нормы отношений с аудиторией, авторами произведений, источниками информации, персонажами своих произведений, коллегами и др. лицами и институтами, с которыми журналист сталкивается в процессе выполнения своей деятельности. Этические кодексы. Контроль за их соблюдением. Как могут разрешаться этические конфликты в журналистской практике?

       

Практическое задание

     Подобрать материалы, показывающие соблюдение (нарушение) журналистами этических норм.

 

Литература

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.

Дзялошинский И.М. Творческая индивидуальность в журналистике. М., 1984.

       Засурский Я.Н., Колесник С.Г., Свитич Л.Г., ,Ширяева А.А. Журналист. Российско-американские социологические исследования. М., 1998.

          Закон Российской Федерации о средствах массовой информации (по любому источнику).

Кодекс профессиональной этики российского журналиста (по любому источнику).

       Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 2008.

        Ламбет Э.Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе к журналистской профессии. М., 1998.

        Маркелов К. Карьера журналиста. К вершинам профессии. М., 1999.

        Оуэн Л. Приобретение и продажа авторских прав на литературное произведение. М., 1997.

              Право и этика в работе журналистов. Екатеринбург, 1993.

              Прохоров Е.П. Структура и проблемы деонтологии в России// Вестн.Моск.ун-та, Сер.10 Журналистика, 2002, №4.  

              Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М., 2002.

              Татевосян В.П. Авторское право в вопросах и ответах. Самара, 1997.

 

              Некоторые из указанных учебных пособий, а также электронные учебные материалы по журналистике можно найти в сети по следующим адресам:

              http://www.journ.msu.ru/downloads

             http://www.zhurfak.edu.by

              http://www.vbooks.ru

              http://windows.edu.ru

             http://portal.gersen.ru

             http://library.cjes.ru

             http://evartist.narod.ru

             http://studedu.narod.ru

             










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 621.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...