![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЖУРНАЛИСТИКА КАК СФЕРА МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСтр 1 из 5Следующая ⇒
ЛИЧНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА КАК ОСНОВА ЖУРНАЛИСТИКИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА Темы для обсуждения, контрольные вопросы 1. Формирование целостной, гармонически развитой личности журналиста - залог успешной деятельности СМИ в демократическом обществе. Структура личности журналиста-профессионала как совокупность взаимозависимых компонентов. Требования профессии к работнику СМИ и возможности индивидуально-своеобразного сочетания свойств личности журналиста. Роль профессиональных знаний в процессе становления журналистской личности. Широта и узкая направленность знаний журналиста: грани соприкосновения. Можете ли Вы описать, каким образом компоненты личности журналиста представлены в Вашем собственном внутреннем мире? 2. Профессиональные качества журналиста. Перспективы развития личностных свойств и возможностей. Уникальность профессиональных качеств. Интеллектуальное и образное мышление. Особенности эмоционально-психологического склада журналистской личности: тип личности, темперамент, характер. Гуманизм как внутренний стержень журналистской личности. Социально-демографическая структура журналистского сообщества. Каковы результаты наложения анализа Вашего собственного характера на общие профессиональные характеристики журналиста? 3. Журналист как творческая индивидуальность и член творческого коллектива. Коллектив или группа сотрудников? Уникальность или взаимозаменяемость? Место журналиста в коллективе. «Корпоративное мышление» и возможности для творчества. Журналистские объединения и основания их множественности. Возможности развития корпоративной солидарности в условиях политического плюрализма и рыночных отношений. Насколько важно, с Вашей точки зрения, такое качество журналиста как умение работать в коллективе? Каковы, по Вашему опыту и (или) наблюдениям, основы взаимоотношений журналиста и коллектива сотрудников редакции в практике СМИ? 4. Понятие профессии и особенности журналистской профессии. Виды специализаций в журналистике. Роль журналистской профессии в обществе и профессиональное самосовершенствование журналиста. Соотношение «личностного» и «технологического» в журналистике периода информационных технологий. Какие требования лично к Вам предъявляет журналистика новой информационной эры? Каковы способы наиболее адекватного вхождения в профессию?
Практическое задание Составить «портрет современного журналиста», подобрав примеры обсуждения в прессе различных черт и качеств журналистов российских СМИ.
Литература Аграновский В.А. Ради единого слова. М., 1978. Азарх Л.Д. Ключи к эфиру. В 2-х книгах. Книга 2. Основы мастерства: Опыт, практические советы. М., 2007. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2007. Дзялошинский И.М. Творческая индивидуальность в журналистике. М.,1984. Журналисты ХХ века: Люди и судьбы. М., 2003. Засорина Т., Федосова Н. Профессия: журналист. М., 1999. Засурский Я.Н., Колесник С.Г., Свитич Л.Г.,Ширяева А.А. Журналист. Российско-американские социологические исследования. М., 1998. Качкаева А.Г. Телерадиоэфир: история и современность. М., 2008. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., 2000. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 2000. Ламберт Э.Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе к журналистской профессии. М., 1998. Маркелов К. Карьера журналиста. К вершинам профессии. М., 1999. Огородников Ю.А. Нравственный выбор журналиста. М., 2001. Петровская И.Е. Сто одна неделя с Ириной Петровской. М., 1998. Социальный статус журналиста в России. М., 1995. Третьяков В. Как стать знаменитым журналистов. М., 2004. Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПб., 1999. Становление духа корпорации. Правила честной игры в сообществе журналистов. М., 1995. Свитич Л.Г. Введение в специальность: Профессия: журналист. М., 2007. Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналистское образование: Взгляд социолога. М., 1997. Ученова В.В. Беседы о журналистике. М., 1985. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Стокгольм, 1999. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей. М., 2008 Шостак М.И. Журналистика: профессионализм и этика. М., 2003.
ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ КУРСА Темы для обсуждения, контрольные вопросы 1. Важность понимания предназначения изучаемого учебного материала для достижения «эффекта» процесса обучения - формирования личности журналиста-профессионала. Место журналистских дисциплин в системе университетского журналистского образования и задачи «пропедевтического» журналистского курса. Зачем нужны журналисту социально-экономические и гуманитарные знания? 2. Общие закономерности деятельности журналистики. Журналистика как функционирующая система («действующие силы», связи, взаимодействие). Факторы порождения оптимального текста в СМИ. В чем единство принципиальной схемы функционирования для разных исторических периодов и политических систем? 3. Научное знание как систематизированное знание об общих закономерностях. Наука о журналистике или теория журналистики? Три структурных составляющих науки о СМИ: теория, история, социология. Основные типы теоретических знаний и специфика теоретического знания о журналистике. Для чего нужны теоретические знания о журналистике журналисту-практику? 4. Понятие «журналистика» в широком спектре ее проявлений и определений, происхождение данного понятия. Синонимичные понятию «журналистика» варианты (средства массовой коммуникации, средства массового общения, средства массовой информации и пропаганды, mass media и др.), особенности значений. СМИ как наиболее предпочтительный термин по отношению к понятию «журналистика». А что журналистика означает лично для Вас? 5. Понятийный аппарат науки о журналистике. «Понятие» и «категория». Почему «массовая информация» является центральным понятием в структуре системы категорий. Основные цепочки категорий, определяющих закономерности массово-информационной деятельности. Насколько, с Вашей точки зрения, данная система категорий полно описывает журналистику как вид деятельности: можно ли что-то добавить, убрать или по иному провести связи между элементами? 6. Что означает утверждение: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория»? Как интерпретировать это положение применительно к курсу? В чем разница между журналистикой как предметом изучения в учебных заведениях и иными формами журналистики, использующими информационные технологии?
Практическое задание Подобрать и прокомментировать материалы на тему «Журналисты о журналистике»
Литература Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999. Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики. М., 2008. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003. Бродский И. Большая книга интервью. М., 2000. Бусленко Н.И. Правовые основы журналистики. М., 2006. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 2001. Деннис Э.,Меррилл Дж. Беседы о масс-медиа.М., 1997. Засурский Я.Н. Тенденции функционирования СМИ в современной структуре российского общества// Средства массовой информации России. М., 2005. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. М., 1999. Коновалова О.В. Основы журналистики. М., 2005. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2001. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов-на-Дону, 1999. Основные понятия теории журналистики. М.,1993. Правовые и этические нормы в журналистике. М., 2008. Рэнди Рэддик, Элиот Кинг. Журналистика в стиле он-лайн. М., 1999. Сиберт Ф.С.,Шрамм У.,Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998. Цвик В.Л. Введение в журналистику. М., 2000.
ЖУРНАЛИСТИКА КАК СФЕРА МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Темы для обсуждения, контрольные вопросы Роль журналистики в информационном обеспечении жизнедеятельности общества. Развитие форм информационного общения: история и современность. Отличия пражурналистских явлений от журналистики. «Ведомости» - первая газета в России. Техническое эволюционирование журналистики. Новые информационные технологии: проблема соотношения индивидуализации информации и необходимости интегрирующего подхода к явлениям современности. Какое культурно-историческое событие положило начало возникновению журналистики? Множественность значений термина «информация» при его использовании в повседневной журналистской деятельности. Качественная специфика теоретического содержания понятия «информация». Информация потенциальная, принятая и реальная. Что Вы назовете «информацией» в номере газеты? Для чего важна строго научная характеристика понятия «информация? Массово-информационная природа журналистики. «Информационный базис» личности как сочетание массовой, специальной и индивидуально-личностной информации. Признаки «массовой» информации. Какой оттенок значения «массовый» теряется, когда речь идет о «средствах массовой информации»? Три этапа массово-информационного процесса. Семантика, синтактика, прагматика текста. Трансформация форм осознания действительности журналистом в структурные компоненты создаваемого текста. Характеристика структурных компонентов текста и варианты их организации в тексте. «Информационная насыщенность» и «информативность» – в чем принципиальная разница понятий? Проблема прагматической адекватности как центральная при анализе на «информативность». Три критерия информативности. Соотношение интересов и потребностей в журналистских произведениях. Понятие «информированность» и его значение для деятельности журналиста. При каких условиях ваше состояние сознания может быть оценено как «информированное»? Взаимосвязь информации и управления. Сущность дезинформации. Опасность использования непроверенных сведений. Информационная борьба и информационная война. Информационная безопасность как обеспечение подлинной информированности аудитории и охрана ее от деструктивного информационного воздействия. Зачем нужно поддерживать «информационный порядок» в обществе?
Практическое задание Проиллюстрировать на подборке газетных материалов: структурные компоненты текста (дескриптивные, валюативные, нормативные, прескриптивные). Отметить в найденных текстах варианты их организации с точки зрения набора (полный, редуцированный), интенсивности (сбалансированная, акцентированная) и порядка (композиции) расположения этих элементов в тексте. Учитывая аудиторную направленность выбранного издания, оцените информационную насыщенность текстов и их информативность. Литература Афанасьев В.Г. Социальная информация. М., 1994. Березин Б.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003. Гитис А.Х. Толковый словарь информационных терминов. М., 1995 Голицын Г.А. Петров В.М. Информация - поведение - творчество. М., 1991. Доктрина информационной безопасности РФ//Российская газета, 2000, 28 сентября. Зыков В.В. Основы информационной культуры. Тюмень, 1999. Информационное общество: информационные войны, информационное управление, информационная безопасность. СПб., 1999. Информация как социальный и экономический ресурс. М., 1997. Кедровский О.В. Информация и власть// Информационные ресурсы России.1996.№2 Коган В.З. Теория информационного взаимодействия. Новосибирск, 1991. Копыленко А.Л. Власть информации. Киев, 1991. Коренной А.Л. Информация и коммуникация. Киев, 1986. Костюк В.Н. Информационные процессы и постиндустриальном обществе// ОНС.1996. Текст: структура и функционирование. Барнаул, 1994. Уэбстер Фрэнк Теории информационного общества. М., 2004. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996.
ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ Темы для обсуждения, контрольные вопросы 1. Функции как сущностные характеристики СМИ. Социальное предназначение журналистики - адекватное информационное обеспечение жизнедеятельности общества. Понятие «функция». Функциональный подход к журналистике как виду деятельности: цель – средство – функционирование – результат. Целеполагающий характер журналистского труда. Какие цели Вы ставили перед собой, выбирая журналистику как профессию? Можно ли разделить их на сущностные и второстепенные? 2. Система функций журналистики. Различные подходы к классификации. Возможности и пути обобщения и систематизации подходов. Чем система функций отличается от набора функций? Система функций и связь с необходимостью «дублирования» всех процессов жизнедеятельности общества. В чем практическое значение знания функций журналистом? 3. Коммуникативные основы журналистской деятельности. Техническая роль или содержательное наполнение? Понятие коммуникации. Межличностные, специальные, массовые коммуникации. Коммуникация как основа выполнения функций. Доверие к изданию и его авторитет как условия успешного общения СМИ и аудитории. Каким образом СМИ могут налаживать контакт с аудиторией? 4. Идеологические функции. Идеология как система ориентаций в жизни общества различных его групп. Понятие «идеология» и его теоретическая нейтральность. Формы осознания действительности (дескриптивные, валюативные, нормативные и прескриптивные) в структуре идеологических представлений. Зависимость общечеловеческого характера идеологии от степени адекватности этих представлений реалиям жизни. Носители идеологии и идеологические различия. Идеологическая деятельность и массовое сознание. Структура массового сознания. Специфика взаимодействия с ним СМИ. Что такое общественное мнение и каковы его характеристики? 5. Непосредственно-организаторские функции и взаимодействие с социальными институтами. Формы и направления реализации непосредственно-организаторских функций. Характер «властных полномочий» журналистики и особенности управленческой роли журналистики в отношении социальных институтов. Какой характер носят рекомендации журналистов, высказанные ими в своих материалах о деятельности социальных институтов: обязательный или консультативный? Культуроформирующие, рекламно-справочные и рекреативные функции. Культуроформирующая деятельность как часть идеологической деятельности. Журналистика в ряду институтов культуры. Понятие «культура» и всестороннее развитие человека. Подлинная культура как составляющая цивилизации. Значение культуроформирующих функций в ходе формирования новой, информационной цивилизации. Рекламно-справочные функции как продолжение культуроформирующих функций на бытовом уровне. Причины современного расширения рекламно-справочных функций в СМИ. Рекреативные функции и их роль в реализации других функций. Каковы Ваши функциональные предпочтения как журналиста-практика? Почему? Функции журналистики как система и их «представленность» в разных СМИ. Взаимодействие функций журналистики. Функциональные особенности отдельных каналов, программ, изданий СМИ. Виды текстов с функциональной точки зрения: монофункциональный, полифункциональный, с доминирующей функцией. Какая функциональная организация текстов наиболее предпочтительна в журналистике и почему? Практическое задание Подобрать материалы с выраженной направленностью функций: идеологической, непосредственно-организаторской, культуроформирующей, рекреативной, рекламно-справочной. Охарактеризовать выбранные тексты по видам с функциональной точки зрения.
Литература Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. Львов, 1986. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев, 1991. Герасимов В.М. Общественное мнение в зеркале политической психологии. М., 1994. Горелова В.Н. Обыденное сознание как философская проблема. Пермь, 1993. Горшков М.К. Общественное мнение. М., 1988. Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. М., 1968. Дар или проклятие? Мозаика массовой культуры. М., 1994. Иваницкий В.Л. Проблематика СМИ: информационная повестка дня. М., 2008. Засурский Я.Н. Тенденции функционирования СМИ в современной структуре российского общества// Средства массовой информации России. М., 2005. Иванов А.В. Мир сознания. Барнаул, 2000. Историческое сознание: сущность, функции, формы //Вестн.Ставроп.ун-та.1996.вып.4. Кириллов Н.П. Массовое сознание. В 2-х кн. Томск, 1995. Кирьякова А.В. Теория ориентаций личности в мире ценностей. Оренбург, 1996. Кузьмен О.В. Социология общественного мнения. Новосибирск, 1996. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. М., 1996. Общественное мнение России по социально-политическим проблемам. М., 2000. Прохоров Е.П. Журналист и массовое сознание. М., 2007. Сознание и история. Барнаул, 1993. Спивак Д.Л. Измененные состояния массового сознания. СПб., 1996. Судас Л.Г. Массовое сознание: в поисках новой парадигмы. М., 1996. Туманов С.В. Современная Россия: массовое сознание и массовое поведение. М., 2000. Тюнюкова Е.В. Формируем общественное мнение. Новосибирск, 1999. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. Спб., 2003. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Спб., 1997. Шереги Ф.Э. Историческое сознание россиян // Вестник РАН,1999,т.69,№ 4.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 787. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |