Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЖУРНАЛИСТИКА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ




            Темы для обсуждения, контрольные вопросы

   1. Проблема «информационного пространства» и его составляющих («информационных полей» разных СМИ и «информационной среды» конкретного слоя аудитории). Условия и факторы формирования единого информационного пространства региона, страны, мира. Оптимальная организация информационного пространства: возможности обеспечения информированности. В чем причины наличия на «информационном рынке» огромного множества СМИ?

  2. Специфика коммуникационных возможностей разных каналов СМИ. «Достоинства» и «недостатки» различных каналов СМИ (прессы, радиовещания и телевидения, Интернета, медиа-телефонии). Общее, особенное и единичное у них при передаче массовой информации. Необходимость учета в творческой деятельности. СМИ и глобальная информационная сеть. Каковы перспективы развития каналов СМИ, связанные с техническим прогрессом?

   3. Инфраструктура СМИ как совокупность обеспечивающих нормальное функционирование СМИ систем. Информационная инфраструктура (агентства, пресс-службы и др.) и ее динамическое развитие. Роль и характер деятельности других инфраструктур (технических, управленческих, учебно-научных и т.д.). Что в номере газеты является продуктом функционирования инфраструктур?

  4. Структура системы СМИ. Формирование типологического облика СМИ на пересечении разных типообразующих факторов: социальных, исторических, творческих. Область жизни – социальная позиция – особенности аудитории – регион распространения – периодичность – творческое лицо. «Информационная ниша» издания или программы. Оцените собственный выбор газеты, программ ТВ и РВ.

5. Взаимодействие СМИ и его перспективы на современном информационном рынке. Макровзаимодействие между СМИ как поиск своей информационной «ниши» в информацинном пространстве (макросистеме) и его типы. Формы «дружеского» и «враждебного» взаимодействия. Диалогическое взаимодействие и соответствие объективной логике общественного развития. Микровзаимодействие как система отношений со СМИ, выбранными одной аудиторией (микросистеме) и его формы. Как Вы оцените собственный выбор газеты, программ ТВ и РВ? Как оценить ситуацию, когда конкретное СМИ «игнорирует» наличие других СМИ в микросистеме?

 

Практическое задание

  Подобрать материалы, показывающие различные типы взаимодействия каналов СМИ.

 

Литература

      Беляев С., Коробицын В. Радиостанции России: государственное и независимое вещание. М., 1995.

Борецкий Р. Телевидение на перепутье. М., 1998.

В поисках своего лица: общероссийская пресса на информационном рынке. М., 1998.

Волчинская Е., Терещенко Л., Якушев М. Интернет и гласность. М., 1999.

Взаимодействие СМИ, народа и институтов власти в процессе демократизации. Минск, 1991.

Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М., 2004.

Журнальная периодика России. М., 1996.

Качкаева А.Г. Цифровизация телерадиовещания: опыт перехода в России и мире. М., 2008.

Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М., 2005.

Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. Серия «Интернет-журналистика». М., 2005.

Машкова С.Г. Интернет-журналистика. М., 2006.

Муратов С.А. ТВ – эволюция нетерпимости. М., 2000.

Пресса региона. Томск, 1993.

Радиожурналистика. М., 2000.

Райков А.Н. Развитие России и единое информационное пространство // Вестник РФФИ, 1999, № 3.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

Региональная пресса России и структуры гражданского общества: Сотрудничество во имя развития. М., 1999.

Реснянская Л.Л. Общероссийские периодические издания. М., 1999.

Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. М.,1999.

Средства массовой информации России. М., 2008.

Типология местной прессы Ростов-на-Дону, 1991.

Хелемендик В.М. Союз пера, микрофона и телекамеры. М., 1985.

Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. М., 2008.

Шкондин М.В. Типология периодической печати. М., 2008.

Шостак М.И. Еженедельник как тип издания. М., 1986.

 

 

ЖУРНАЛИСТИКА КАК ОБЛАСТЬ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Темы для обсуждения, контрольные вопросы

1. Творчество как создание «нового» в любой из сфер человеческой деятельности. Репродуктивные и продуктивные формы деятельности. Специфика творческой деятельности в СМИ: сущность, разнообразие характера и «продуктов». Основные виды творческой деятельности: редакторская, авторская, организаторская. На основе Вашего опыта работы в журналистике можете ли охарактеризовать, чем отличаются и как связаны между собой три вида творческой деятельности?

2. Ядро творческой деятельности и объединяющий фактор работы редакции - информационная политика. Составляющие информационной политики: формирование направления, аудиторная ориентация, взаимодействие с другими СМИ. Пропагандистско-агитационно-организующий характер творческой деятельности по реализации информационной политики. Творческие формы реализации информационной политики: проблемно-тематические линии, постоянные рубрики, кампании, материалы обозревателей (колумнистов). Диапазон отношения к действительности (поддерживающее, критическое, полемическое и др.). Все ли составляющие информационной политики можно проследить по конкретному номеру газеты?

3. Типы творчества. Место научного, художественного, публицистического типов творчества в журналистике в целом и в определенном СМИ в частности. Публицистический тип творчества как центральный тип творчества в журналистике. Множественность трактовок понятия «публицистика». Сущность публицистического отражения действительности и его характерные черты. Публицистичность произведений разных типов творчества как постановка современных вопросов в связи с проблемами текущей действительности. Можно ли говорить о «публицистичности» как обязательном качестве любого журналистского материала?

4. Методологическая культура журналиста. Взаимодействие в ней общенаучной, специально-журналистской (теоретической и эмпирической) методологии и методов сбора и интерпретации полученных данных. Процесс творческой работы над замыслом, фактами, гипотезами, выводами. Содержание и форма произведения. Единство темы-проблемы-идеи в журналистском материале. Ступени творчества: технология - искусство - мастерство. В чем проявляется индивидуальность автора произведения?

 

Практическое задание

    Подобрать вырезки, показывающие характер творческой деятельности по проведению информационной политики и творческие формы ее реализации.

 

Литература

      Бобков А.К. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2005. 

Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. М., 1994.

Вайнцванг П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990.

Горохов В.М. Слагаемые мастерства. М., 1982.

Жарков Е.С., Золотов А.Б. Как приблизить час открытий. Кишинев, 1990.

Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2007.

Лукина М.М. Технология интервью. М., 2008.

Мельник Г.С. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2008.

Методы журналистского творчества. М., 1982.

Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М., 1986.

Николко В.Н. Творчество как новационный процесс. Симферополь, 1990.

Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2005.

Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М., 1984.

Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. М., 2007.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2008.

Тертычный А.А. Социальное познание в журналистике. М., 2008.

Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики. М., 1976.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 602.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...