Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Концепция создания в РФ МФЦ и проблемы ее реализации.




Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации содержит детальный план мероприятий, направленных на создание в России международного финансового центра (МФЦ), рассчитанный на 5 лет.

В соответствии с международным опытом, для создания МФЦ необходимо повышение конкурентоспособности сразу по нескольким критериям. Соответственно, необходимо осуществить комплекс мер, направленных и на улучшение регулирования финансовых рынков, и на уровень развития национального финансового рынка, и на его интегрированность в глобальный рынок, на улучшение общих условий жизни и ведения бизнеса, развития человеческого капитала и мер по повышению общей конкурентоспособности российской экономики.

Важно подчеркнуть, что речь идет о системном развития всего российского финансового рынка, как с географической, так и с институциональной точки зрения. Вариант территориального анклава с льготным налогообложением типа оффшорного центра не является приемлемым, поскольку, как правило, ориентирован на трансграничные расчеты и не стимулирует формирование развитой инфраструктуры и национального финансового рынка. Напротив, предлагаемые меры затронут всю российскую финансовую систему (с опорой на организованный рынок).

В указанном плане последовательно рассматриваются шаги по созданию МФЦ, однако их анализ дает основания полагать, что они недостаточны для достижения поставленной цели. Перечисленные в плане меры в большинстве своем представляются обоснованными, однако они необходимы для нормального функционирования любого финансового рынка, независимо от наличия у него претензий на статус МФЦ. В качестве примера можно привести задачу «Создания системы компенсаций на финансовом рынке». Из ее формулировки прямо не вытекает содержание, стоимость и эффективность такой системы. Ответственными за ее разработку указаны все экономические ведомства (ФСФР, Минэкономразвития, Минфин, Банк России), что вызывает вопросы о степени достижимой координации их работы в данном направлении. Даже если все запланированные в Концепции и Стратегии мероприятия будут успешно осуществлены, трудно предположить, что этого хватит для превращения Москвы (или Сколково) в международный финансовый центр, сопоставимый с первой десяткой рейтинга глобальных финансовых центров (в котором Москва и Санкт-Петербург в настоящее время занимают соответственно 68-е и 70-е места).

Единственное в перспективе значимое действие государственных органов из числа фактически осуществленных, способное положительно влиять на формирование МФЦ, — создание ФСФР нормативных предпосылок для обращения иностранных ценных бумаг в РФ.

Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что вышеупомянутые Концепция и Стратегия разрабатывались до кризиса 2008 г. Однако причиной того, что по пути к МФЦ мы продвинулись незначительно, является не столько сам кризис, сколько неэффективность сложившегося механизма регулирования финансового рынка в РФ, т. е. одна из его (кризиса) первопричин.

При внимательном изучении содержания указанных документов обращает на себя внимание несовпадение идеологических основ Концепции и Стратегии, что явно не осознается их авторами, следствием чего является, с одной стороны, дублирование ставящихся целей, а с другой — размывание способов их достижения. На наш взгляд, концепция создания любого МФЦ должна быть ориентирована на восприятие претендующего на этот статус субъекта (города/территории) иностранными инвесторами, а стратегия развития национального рынка предполагает сделать акцент на решении задач, востребованных в первую очередь отечественными участниками финансового рынка. Для взаимной увязки этих непротиворечивых, но по-разному сформулированных и ориентированных на различный круг получателей установок необходимо правильно расставить приоритеты. Например, определить , что Стратегия является составляющей Концепции создания МФЦ, т. е. ее подпрограммой. Было бы разумным предположить при этом, что Концепция должна исходить из того, что сфера ее реализации выходит за пределы узко понимаемой национальной юрисдикции и носит подлинно международный характер.

В связи с этим необходимо ставить и решать задачу построения русскоговорящего МФЦ, который будет ориентирован на потребности финансовых рынков стран постсоветского пространства, и прежде всего участниц ЕврАзЭС. Последнее, в свою очередь, представляется наиболее жизнеспособным из существующих ныне объединений бывших республик СССР, которое функционирует с 2000 г. и является по своему содержание экономическим, а не политическим объединением

1. Для создания МФЦ разработчикам его Концепции необходимо мысленно выйти за пределы границ РФ на «просторы постсоветского пространства».

2. Целесообразно задействовать механизмы ЕврАзЭс для создания на его базе МФЦ, работающего на экономики всех стран-участниц.

3. Необходимо создать общую информационно-технологическую среду для участников финансовых рынков из стран ЕврАзЭс (и Украины) и обеспечивающую ее функционирование информационную инфраструктуру.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 355.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...