Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Показатели оценки рынка и их основные формулы расчета (2 повтора)




Для оценки масштаба рынка определяются такие показатели, как потенциал, емкость, доля, темп роста рынка.

Производственный потенциал(потенциал с позиции предло­жения) – объем продукции, который возможно произвести при полном использовании имеющихся ресурсов рассчитывается по следующей формуле:

где N i—единица производства;

Wj — удельная мощность производственной единицы;

Fi — прочие факторы;

п — число i-x единиц производства.

Потребительский потенциалрассчитывается обычно за год в денежном или натуральном выражении, он показывает состояние совокупного потенциального спроса:

где Q — потребительский потенциал рынка;

п — число покупателей конкретного товара на конкретном рынке при задан­ных условиях;

q — среднее число покупок в год;

р — цена средней единицы покупки.

 

Количественной характеристикой объема товарного рынка явля­ется такой показатель, как емкость рынка, отражающая фактический объем сбыта на рынке всех его участников в денежном или натураль­ном выражении. Емкость рынка характеризует потенциал с точки зре­ния предложения:

где Е — емкость рынка;

Аi — объем продаж i-ro предприятия;

п — количество предприятий.

В случае отсутствия информации об объемах продаж предприя­тий-продавцов для расчета емкости рынка можно воспользоваться сле­дующей формулой:

 

где Е — емкость рынка;

П — объем поставок товара на рынок местными производителями;

VBTобъем ввоза товара на территорию рынка;

V’BTобъем вывоза товара за пределы рынка.

При наличии запасов товарной продукции расчет емкости рынка производится по формуле:

 

где A1 — товарные запасы на начало периода (года);

A2поступление товара на рынок из всех источников за период;

A3 — вывоз товаров за пределы рынка за период;

A4 — товарные запасы на конец периода.

 

Исследование емкости рынка связано с определением доли рынка, рассчитываемой как процентное соотношение объема сбыта конкретной фирмы к объему данного рынка по формуле:

где Dj — доля на рынке i-ro предприятия;

Aj — объем предложения i-ro предприятия;

Е — емкость рынка.

Доля рынка рассчитывается за определенный период (год) и по­зволяет определить роль фирмы на рынке.

Для определения динамики рынка рассчитывается показатель темпа роста рынка по формуле:

где Тттемп роста рынка;

Vm — объем рынка в конце базисного периода;

Vт1 - объем рынка в конце анализируемого периода;

t — длительность периода.

Если Тт > 1,4, то рынок находится в состоянии ускоренного роста, при изменении Тт от 1,4 до 0,7 рынок находится в состоянии стагна­ции, если Тт < 0,7, то ожидается кризис рынка.

Анализ структуры рынка осуществляется с помощью количест­венных методов оценки уровня его концентрации.

Для характеристики концентрации на рынке может служить по­казатель размера крупнейших фирм — пороговая доля рынка.

Для полного исследования рынка в этом направлении использу­ются следующие показатели.

1. Коэффициент рыночной концентрации (GR), который рас­считывается как процентное отношение реализации продукции опре­деленным количеством крупнейших продавцов (3—25) к общему объ­ему реализации на данном рынке.

 

 

где Vj — объем поставки товара i-м продавцом;

Vm - общий объем поставки товара на данном товарном рынке;

п — количество продавцов, действующих в географических границах рынка.

 

Индекс концентрации не учитывает, однако, особенностей рыночной структуры «на окраине» отрасли. Так, по данным цензов, в 70-х гг. в производстве сигарет в США помимо четырех крупнейших фирм имелось еще девять компаний, тогда как в производстве авиационных двигателей и деталей к ним 185 фирм дополняли четверку крупнейших. При этом индекс концентрации в обеих отраслях был одинаков (80 %), хотя рыночная ситуация в них, очевидно, различна. Более того, индекс концентрации вуалирует различия и в самом "ядре" рынка. Представим две отрасли с одинаковым индексом концентрации - 80. Но в одной "ядро" представлено четырьмя фирмами, контролирующими каждая по 20 % рынка, а в другой "ядро" представлено четырьмя фирмами, контролирующими соответственно 55, 20, 4 и 1 % рынка, т. е. имеет место явное доминирование ведущей фирмы.

При расчете индекса концентрации не учитывается доля рынка, покрываемая за счет импорта, и рассчитывается он лишь для отечественных поставщиков.

2. Недостатки, присущие индексу концентрации, критика его использования при проведении антимонопольной политики привели к тому, что в июне 1982 г. Департамент юстиции США официально отказался от этого показателя и принял в качестве главной характеристики структуры рынка так называемый Индекс Герфииделя Гиршмана (IHH).

IHH можно рассматривать также как показатель концентрации, однако он характеризует не долю рынка, контролируемую несколькими крупнейшими компаниями, а распределение «рыночной власти» между всеми субъектами данного рынка.

Индекс Герфииделя — Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы на рынке:

 

где D- — доля хозяйствующего субъекта — продавца на рассматриваемом рынке;

п — количество продавцов, действующих в географических границах рынка.

Этот индекс используется в США в качестве ориентира для опре­деления возможности слияния фирм.

В соответствии с различными значениями коэффициентов кон­центрации и индексов Герфинделя - Гиршмана выделяются три типа рынка:

1 тип — высококонцентрированные рынки:

при 70% < GR < 100%; 2000 < HHI < 10 000;

2 тип —умеренно концентрированные рынки:

при 45% < GR < 70%; 1000 < HHI < 2000;

3 тип — низкоконцентрированные рынки:

при GR < 45%; HHI < 1000.

В большинстве российских промышленных отраслей более одной трети подотраслей относятся к разряду высококонцентрированных и требуют пристального внимания антимонопольного комитета.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 372.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...