Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Показатели оценки рынка и их основные формулы расчета (2 повтора)
Для оценки масштаба рынка определяются такие показатели, как потенциал, емкость, доля, темп роста рынка. Производственный потенциал(потенциал с позиции предложения) – объем продукции, который возможно произвести при полном использовании имеющихся ресурсов рассчитывается по следующей формуле: где N i—единица производства; Wj — удельная мощность производственной единицы; Fi — прочие факторы; п — число i-x единиц производства. Потребительский потенциалрассчитывается обычно за год в денежном или натуральном выражении, он показывает состояние совокупного потенциального спроса: где Q — потребительский потенциал рынка; п — число покупателей конкретного товара на конкретном рынке при заданных условиях; q — среднее число покупок в год; р — цена средней единицы покупки.
Количественной характеристикой объема товарного рынка является такой показатель, как емкость рынка, отражающая фактический объем сбыта на рынке всех его участников в денежном или натуральном выражении. Емкость рынка характеризует потенциал с точки зрения предложения: где Е — емкость рынка; Аi — объем продаж i-ro предприятия; п — количество предприятий. В случае отсутствия информации об объемах продаж предприятий-продавцов для расчета емкости рынка можно воспользоваться следующей формулой:
где Е — емкость рынка; П — объем поставок товара на рынок местными производителями; VBT — объем ввоза товара на территорию рынка; V’BT — объем вывоза товара за пределы рынка. При наличии запасов товарной продукции расчет емкости рынка производится по формуле:
где A1 — товарные запасы на начало периода (года); A2 — поступление товара на рынок из всех источников за период; A3 — вывоз товаров за пределы рынка за период; A4 — товарные запасы на конец периода.
Исследование емкости рынка связано с определением доли рынка, рассчитываемой как процентное соотношение объема сбыта конкретной фирмы к объему данного рынка по формуле: где Dj — доля на рынке i-ro предприятия; Aj — объем предложения i-ro предприятия; Е — емкость рынка. Доля рынка рассчитывается за определенный период (год) и позволяет определить роль фирмы на рынке. Для определения динамики рынка рассчитывается показатель темпа роста рынка по формуле: где Тт — темп роста рынка; Vm — объем рынка в конце базисного периода; Vт1 - объем рынка в конце анализируемого периода; t — длительность периода. Если Тт > 1,4, то рынок находится в состоянии ускоренного роста, при изменении Тт от 1,4 до 0,7 рынок находится в состоянии стагнации, если Тт < 0,7, то ожидается кризис рынка. Анализ структуры рынка осуществляется с помощью количественных методов оценки уровня его концентрации. Для характеристики концентрации на рынке может служить показатель размера крупнейших фирм — пороговая доля рынка. Для полного исследования рынка в этом направлении используются следующие показатели. 1. Коэффициент рыночной концентрации (GR), который рассчитывается как процентное отношение реализации продукции определенным количеством крупнейших продавцов (3—25) к общему объему реализации на данном рынке.
где Vj — объем поставки товара i-м продавцом; Vm - общий объем поставки товара на данном товарном рынке; п — количество продавцов, действующих в географических границах рынка.
Индекс концентрации не учитывает, однако, особенностей рыночной структуры «на окраине» отрасли. Так, по данным цензов, в 70-х гг. в производстве сигарет в США помимо четырех крупнейших фирм имелось еще девять компаний, тогда как в производстве авиационных двигателей и деталей к ним 185 фирм дополняли четверку крупнейших. При этом индекс концентрации в обеих отраслях был одинаков (80 %), хотя рыночная ситуация в них, очевидно, различна. Более того, индекс концентрации вуалирует различия и в самом "ядре" рынка. Представим две отрасли с одинаковым индексом концентрации - 80. Но в одной "ядро" представлено четырьмя фирмами, контролирующими каждая по 20 % рынка, а в другой "ядро" представлено четырьмя фирмами, контролирующими соответственно 55, 20, 4 и 1 % рынка, т. е. имеет место явное доминирование ведущей фирмы. При расчете индекса концентрации не учитывается доля рынка, покрываемая за счет импорта, и рассчитывается он лишь для отечественных поставщиков. 2. Недостатки, присущие индексу концентрации, критика его использования при проведении антимонопольной политики привели к тому, что в июне 1982 г. Департамент юстиции США официально отказался от этого показателя и принял в качестве главной характеристики структуры рынка так называемый Индекс Герфииделя — Гиршмана (IHH). IHH можно рассматривать также как показатель концентрации, однако он характеризует не долю рынка, контролируемую несколькими крупнейшими компаниями, а распределение «рыночной власти» между всеми субъектами данного рынка. Индекс Герфииделя — Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы на рынке:
где D- — доля хозяйствующего субъекта — продавца на рассматриваемом рынке; п — количество продавцов, действующих в географических границах рынка. Этот индекс используется в США в качестве ориентира для определения возможности слияния фирм. В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфинделя - Гиршмана выделяются три типа рынка: 1 тип — высококонцентрированные рынки: при 70% < GR < 100%; 2000 < HHI < 10 000; 2 тип —умеренно концентрированные рынки: при 45% < GR < 70%; 1000 < HHI < 2000; 3 тип — низкоконцентрированные рынки: при GR < 45%; HHI < 1000. В большинстве российских промышленных отраслей более одной трети подотраслей относятся к разряду высококонцентрированных и требуют пристального внимания антимонопольного комитета.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 429. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |