Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности конфликтов в классных коллективах младших школьников
Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым [14], наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух (и более) лидеров и их группировок за первенство в классе. А также конфликты в отношениях с одноклассниками, причиной которых является особенность возраста - формирование морально - этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены (слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту). Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями: [23] ) первый его участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику путем физических действий, демаршей, заявлений и т. д.; ) второй участник сознает, что эти действия направлены против него; ) второй участник в ответ предпринимает активные действия против инициатора конфликта; с этого момента можно считать, что он начался. Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон. На появление конфликта влияют социально-психологические причины: [18] ) возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации; ) непонимание людьми того, что обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон; ) выбор людьми различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга; ) психологическая несовместимость; )внутригрупповой фаворитизм, т. е. предпочтение членов своей группы представителям другой группы; )ограниченные способности человека к децентрации, т. е. изменению собственной позиции в результате сопоставления её с позициями других людей; )осознанное или неосознанное желание получать от окружающих больше, чем отдавать им; )стремление к власти и т. д. Психологи выделяют пять наиболее распространенных стратегий поведения младших школьников в конфликте. [21] Соперничество. При этой стратегии ребенок стремится настоять на своем, достичь желаемого во что бы то ни стало. Он идет на открытое противоборство, не считается с потребностями и интересами товарища, не дорожит сохранением отношений с ним. Действует целенаправленно, напористо, активно отстаивает собственную позицию. Компромисс. В этом случае конфликтующие между собой школьники идут на взаимные уступки. Компромисс отличается двоякой направленностью - на результат и на сохранение отношений. Оба ребенка не останутся в проигрыше, но своих интересов и потребностей не достигнут в полной мере. Это высокопродуктивная стратегия. Уход. Это стратегия, при которой один или оба участника конфликта уклоняются от конфликтного столкновения, жертвуя как своими и партнера интересами, так и взаимоотношениями. Стратегия малопродуктивная, но при несущественных трениях избегание - приемлема. Причина конфликта завтра будет забыта, а неприятного столкновения просто не было. Уступка. В этом случае один из участников конфликта идет на уступки, отказывается добиваться своего. Тем самым второй достигает нужного ему результата, а первый приспосабливается к сложившемуся положению. Стратегия бывает очень вредной, если ребенок не умеет, боится отстаивать свои интересы и вынужден из-за своей нерешительности терпеть то, что ему неприятно. Бывает и иначе: ребенок сознательно ради дружбы или иных высших интересов поступается своими потребностями, проявляя благородную жертвенность. Сотрудничество. При этой стратегии оба участника стремятся к взаимному выигрышу. Это совместные активные действия, направленные на возможно полное удовлетворение интересов конфликтующих сторон при сохранении взаимоуважения. Самая продуктивная стратегия. Если при компромиссе участники стремятся свести к минимуму проигрыш, то при сотрудничестве - добиться максимального взаимного выигрыша. Таким образом, мы установили причины возникновения конфликтов в младшем школьном возрасте. Это как личностно-психологические причины, так и социально-психологические; рассмотрели пять основных стратегий поведения младших школьников в конфликте. Это соперничество, компромисс, уход, уступка, сотрудничество. 59.Региональная конфликтология(далее – РК) – учебная дисциплина, комплексного характера, базирующаяся на социологическом, политологическом, регионоведческом, конфликтологическом знании. РК составляет важную область антропологических, социально-гуманитарных знаний. Дисциплина обращена к феномену региональных отношений и процессов в их противоречивом, конфликтогенном, зачастую антагонистическом выражении. Дисциплина раскрывает детерминанты, причины, факторы, поводы региональных противоречий и конфликтов. РК изучает группы интересов, движущие силы региональных конфликтов, процесс их институционализации, предоставляет комплекс знаний о типологии региональных конфликтов. Также РК содержит системные знания о миротворчестве, разрабатывает принципы, приёмы, формы и методы антиконфликтогенного менеджмента, конфликтологического мониторинга на уровне региона. Также РК позволяет моделировать и проецировать сценарии развития конфликтных ситуаций в регионе, осуществлять реактивное и проективное реагирование на проблемы и противоречия на региональном уровне.
60. 61. Регион В политическом словаре термин «регион» появился относительно недавно, ему предшествовало понятие «провинция» – собирательное имя для территориальных сообществ. Для описания структуры территории (пространства) в региональной конфликтологии используются многочисленные понятия: ареал, регион, район, область, провинция, зона, пояс, край, страна и др. Многообразие понятий, сходных с понятием «регион», сбивает с толку, а также порождает соблазн провести границы между ними. Однако четкое разделение этих понятий представляется невозможным и ненужным. Среди них есть и понятия, сформировавшиеся в русском языке, и понятия заимствованные, причем в разных обстоятельствах, с разными, подчас меняющимися смыслами. Но систематизация терминов все же необходима. Наиболее важными понятиями в рамках курса для нас являются «регион» и «район». Регион – это «безразмерное» понятие. Оно часто используется для обозначения любого участка земной поверхности, обладающего набором специфических свойств. Регион – это целостность и одновременно часть целого. Американские профессоры П.Джеймс и Дж. Мартин в исследовании «Все возможные миры» под регионом понимают «целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами… На профессиональном языке географов слова «регион» и «район» применяются по отношению к территориям самой разной площади, которые характеризуются определенной однородностью, являющейся специфической и служащей основанием для того, чтобы выделить эти территории*» . Наиболее строгое и целостное определение понятия «регион» можно найти в словаре Э. Алаева. Согласно этому определению, «регион – это территория, по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность – объективное условие и закономерный результат развития данной территории» . «Хартия регионализма», принятая Европейским парламентом в 1988 году, определяет регион как гомогенное пространство, при этом гомогенность устанавливается на основе таких критериев, как: физико-географическая общность; этническая, языковая, конфессиональная или культурная общность населения; общее прошлое; общность хозяйственных структур (хозяйственного профиля). Таким образом, мы можем сделать вывод, что регион – это определенный комплекс явлений, которые характеризуются единством и целостностью. Регион – это ни в коем случае не «пустая» площадка, очерченная некой границей. Понятие «регион» – удобное и содержательное понятие, с помощью которого можно обозначать территорию, выделенную по определенным признакам и отделенную по этим признакам от другой территории, то есть другого региона. Безразмерность понятия «регион», его применимость для территорий совершенно любого размера и масштаба нуждается, тем не менее, в оговорках, важных для региональной конфликтологии. Понятие «регион», например, активно используется в геополитике, в международных отношениях, где им обозначают крупный территориальный блок (например, Азиатско-Тихоокеанский регион). В геополитике регион рассматривается как часть общемирового политического пространства, то есть под регионом часто понимаются различные объединения стран в блоки, союзы по экономическим или политическим причинам. Однако изучение конфликтов между такими регионами не является предметом региональной конфликтологии. Изучение данных конфликтов является предметом другой научной дисциплины, а именно – вышеупомянутой геополитики. Эти конфликты не подпадают под предмет региональной конфликтологии в силу своего масштаба. Понятие «регион» можно рассматривать в узком и широком смысле этого слова. В узком смысле «регион» – это одна из единиц территориальной структуры национального государства, то есть субнационального уровня, ячейка сетки административно-территориального деления, где действуют региональные властные институты с определенными компетенциями и соответствующими финансовыми ресурсами для их реализации. Это главная формальная, т. е. официально определенная в законодательстве, ячейка государственного пространства. В России регионами – единицами первого субнационального уровня – можно назвать субъекты Российской Федерации, в США – отдельные штаты. Соответственно, единицами второго субнационального уровня в России будут муниципальные образования. В широком смысле «регион» – это часть государственной территории, которая характеризуется определенными, специфичными для нее качествами и характеристиками. В этом случае единый регион могут составлять различные части разных субъектов, объединенные сходными характеристиками. Таким образом, регион может быть формальным, т.е. существовать де-юре, являясь, например, административной единицей, и регион может быть неформальным, т.е. его существование определяется самими учеными на основании специальных исследований территориальной структуры государства. Также необходимо отметить, что при проведении различия между понятиями «регион» и «район», последний является уже частью «региона». То есть «регион» - понятие родовое, а район – понятие видовое. В российской практике, в частности, понятие район имеет свой формальный смысл, связанный с административным делением. Районами у нас принято называть административные единицы, на которые делится субъект федерации. Именуются они муниципальными образованиями. Если использовать строго формальный подход, то Ярославская область – регион – субъект РФ делится на районы – муниципальные образования. Муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Таким образом, через понимание того, что есть регион, можно выйти на объект и предмет региональной конфликтологии. Объект региональной конфликтологии – региональный конфликт как особая форма региональной политики. Далее нам необходимо дать более подробную и развернутую характеристику регионального конфликта.
Региональные конфликты – разновидность социальных конфликтов. Социальные конфликты – это конфликты, происходящие в обществе, связанные с борьбой за ценности и с притязаниями на статус, власть и ресурсы, в ходе этой борьбы оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников. Таким образом, региональные конфликты – разного рода социальные конфликты, возникающие между участниками, разделенными административной границей в рамках единого государства, и конфликты между центром и регионами. Региональным конфликтам обязательно присуща пространственная характеристика и вовлечение в них значительного количества людей. В основе региональных конфликтов лежат противоречия в сфере экономики, политики, религии, идеологии, и они, как правило, протекают в русле национально-этнических и религиозных столкновений. Такие конфликты носят затяжной характер и оказывают непосредственное воздействие на систему международных отношений. Региональные конфликты отличаются составом субъектов. Региональные конфликты – это противоречия в ситуациях, когда, по крайней мере, одной из конфликтующих сторон выступает регион (как формальное или неформальное образование). Региональные конфликты характеризуются определенной динамикой протекания.
Корни конфликтных ситуаций часто уходят в далекое историческое прошлое и связаны с традициями народов, их социально-экономическим и культурным развитием. Формирование образа конфликтной ситуации направляется политической элитой с активным использованием СМИ, а также средств и методов информационной войны. Открытое конфликтное взаимодействие в региональных конфликтах может протекать в различных формах: идеологическом противостоянии, экономических санкциях, войне и вооруженных конфликтах. Региональные конфликты носят затяжной характер. Как правило, в своем развитии они проходят несколько циклов. Разрешение подобных конфликтов протекает очень сложно и носит поэтапный характер. Нередко в их разрешении участвуют международные организации (ООН, ОБСЕ). Разрешение региональных конфликтов всегда сопровождается подписанием договоров, соглашений, других документов. Место региональных конфликтов в системе социальных конфликтов определяется указанной выше особенностью региональных конфликтов в виде основы их возникновения, к которой могут относиться противоречия как в сфере экономики, так и политики, религии, идеологии и т.п. Таким образом, региональные конфликты по объектам пересекаются с такими видами конфликтов как политические, экономические, этнические, экологические, информационные, духовные. Что же составляет предмет региональной конфликтологии? Предмет региональной конфликтологии – источники и причины, проявления, закономерности динамики и последствия регионального конфликта, а также способы и механизмы его разрешения и регулирования. Предметом региональной конфликтологии является изучение: конфликтов между различными регионами, которые являются частями какого-либо государства (например, конфликт между Косово и Сербией, которые являлись частями государства Югославия); конфликтов между регионом и государством как таковым (РФ и Чечня); конфликтов между государствами по поводу какого-либо региона (например, конфликт между Россией и Японией относительно Курильских островов). (В рамках курса не изучаются конфликты между блоками стран и между отдельными государствами, возникающие вследствие столкновения общегосударственных интересов. Также предметом региональной конфликтологии не является изучение конфликтов внутри района). конфликтов между регионом и районом как его составной частью (например, конфликт между областными и муниципальными властями в Ярославской области).
Исходя из того, что конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования, соответственно, региональная конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития, завершения региональных конфликтов, а также о способах и приемах их конструктивного регулирования. Раскрывая подробнее предмет региональной конфликтологии, выделим структурные характеристики регионального конфликта: Границы конфликта: пространственные (регион); временные; Субъекты: органы государственной власти, органы местного самоуправления, конкретные представители власти, общественные организации, этносы, граждане, группы граждан; Объект конфликта – то, что притягивает внимание и устремление субъектов конфликта и одновременно противопоставляет их, выступая объективной основной возникновения конфликтных ситуаций. Предмет конфликта – характеристики объекта, по поводу которых противостоят субъекты.
Типы региональных конфликтов: По предмету конфликта: реалистичные (конфликт как средство достижения цели, рациональный конфликт; направлен на достижение результата; есть возможность конструктивного регулирования) и нереалистичные (конфликт как самоцель, иррациональный; нет возможности влиять конструктивно; функция – снять эмоциональное напряжение); По социальным последствиям: конструктивные и деструктивные. По форме проявления: латентные (скрытые) и актуализированные (имеются внешние формы проявления), спонтанные, инициативные и спровоцированные, неизбежные, вынужденные, нецелесообразные. По ресурсу: с нулевой суммой (интересы сторон полностью противоположны) и с ненулевой суммой (интересы противоречивы); По масштабам, длительности и напряженности: общие и локальные, бурные быстротекущие, кратковременные; острые длительные, затяжные; слабовыраженные, вялотекущие; слабовыраженные, быстротекущие. Конфликты интересов (столкновение интересов различных социальных субъектов в отношении ограниченных ресурсов или престижных статусов) и конфликты ценностей (противоречия из-за конкретных различий в разделяемых сторонами ценностях. Ценности – представления людей относительно целей и норм поведения, а также групповой идентичности). По характеру конфликтного действия: насильственные и ненасильственные. По коммуникативной направленности: горизонтальные, вертикальные, смешанные.
63.Под региональными конфликтами будем понимать такие конфликты, которые возникают на основе противоречий, складывающихся между отдельными государствами, коалициями государств или отдельными региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства, и охватывают большие географические и социальные пространства. Под региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства мы будем понимать отдельные административно-территориальные образования со своими экономическими, политическими, духовными и иными интересами и ценностями.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 420. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |