Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности конфликтов в классных коллективах младших школьников




 

Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым [14], наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух (и более) лидеров и их группировок за первенство в классе. А также конфликты в отношениях с одноклассниками, причиной которых является особенность возраста - формирование морально - этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены (слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту).

Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями: [23]

) первый его участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику путем физических действий, демаршей, заявлений и т. д.;

) второй участник сознает, что эти действия направлены против него;

) второй участник в ответ предпринимает активные действия против инициатора конфликта; с этого момента можно считать, что он начался.

Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон.

На появление конфликта влияют социально-психологические причины: [18]

) возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;

) непонимание людьми того, что обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон;

) выбор людьми различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга;

) психологическая несовместимость;

)внутригрупповой фаворитизм, т. е. предпочтение членов своей группы представителям другой группы;

)ограниченные способности человека к децентрации, т. е. изменению собственной позиции в результате сопоставления её с позициями других людей;

)осознанное или неосознанное желание получать от окружающих больше, чем отдавать им;

)стремление к власти и т. д.

Психологи выделяют пять наиболее распространенных стратегий поведения младших школьников в конфликте. [21]

Соперничество. При этой стратегии ребенок стремится настоять на своем, достичь желаемого во что бы то ни стало. Он идет на открытое противоборство, не считается с потребностями и интересами товарища, не дорожит сохранением отношений с ним. Действует целенаправленно, напористо, активно отстаивает собственную позицию.

Компромисс. В этом случае конфликтующие между собой школьники идут на взаимные уступки. Компромисс отличается двоякой направленностью - на результат и на сохранение отношений. Оба ребенка не останутся в проигрыше, но своих интересов и потребностей не достигнут в полной мере. Это высокопродуктивная стратегия.

Уход. Это стратегия, при которой один или оба участника конфликта уклоняются от конфликтного столкновения, жертвуя как своими и партнера интересами, так и взаимоотношениями. Стратегия малопродуктивная, но при несущественных трениях избегание - приемлема. Причина конфликта завтра будет забыта, а неприятного столкновения просто не было.

Уступка. В этом случае один из участников конфликта идет на уступки, отказывается добиваться своего. Тем самым второй достигает нужного ему результата, а первый приспосабливается к сложившемуся положению. Стратегия бывает очень вредной, если ребенок не умеет, боится отстаивать свои интересы и вынужден из-за своей нерешительности терпеть то, что ему неприятно. Бывает и иначе: ребенок сознательно ради дружбы или иных высших интересов поступается своими потребностями, проявляя благородную жертвенность.

Сотрудничество. При этой стратегии оба участника стремятся к взаимному выигрышу. Это совместные активные действия, направленные на возможно полное удовлетворение интересов конфликтующих сторон при сохранении взаимоуважения. Самая продуктивная стратегия. Если при компромиссе участники стремятся свести к минимуму проигрыш, то при сотрудничестве - добиться максимального взаимного выигрыша.

Таким образом, мы установили причины возникновения конфликтов в младшем школьном возрасте. Это как личностно-психологические причины, так и социально-психологические; рассмотрели пять основных стратегий поведения младших школьников в конфликте. Это соперничество, компромисс, уход, уступка, сотрудничество.

59.Региональная конфликтология(далее – РК) – учебная дисциплина, комплексного характера, базирующаяся на социологическом, политологическом, регионоведческом, конфликтологическом знании. РК составляет важную область антропологических, социально-гуманитарных знаний. Дисциплина обращена к феномену региональных отношений и процессов в их противоречивом, конфликтогенном, зачастую антагонистическом выражении. Дисциплина раскрывает детерминанты, причины, факторы, поводы региональных противоречий и конфликтов. РК изучает группы интересов, движущие силы региональных конфликтов, процесс их институционализации, предоставляет комплекс знаний о типологии региональных конфликтов. Также РК содержит системные знания о миротворчестве, разрабатывает принципы, приёмы, формы и методы антиконфликтогенного менеджмента, конфликтологического мониторинга на уровне региона. Также РК позволяет моделировать и проецировать сценарии развития конфликтных ситуаций в регионе, осуществлять реактивное и проективное реагирование на проблемы и противоречия на региональном уровне.

 

60.

61.

Регион

В политическом словаре термин «регион» появился относительно недавно, ему предшествовало понятие «провинция» – собирательное имя для территориальных сообществ. Для описания структуры территории (пространства) в региональной конфликтологии используются многочисленные понятия: ареал, регион, район, область, провинция, зона, пояс, край, страна и др.

Многообразие понятий, сходных с понятием «регион», сбивает с толку, а также порождает соблазн провести границы между ними. Однако четкое разделение этих понятий представляется невозможным и ненужным. Среди них есть и понятия, сформировавшиеся в русском языке, и понятия заимствованные, причем в разных обстоятельствах, с разными, подчас меняющимися смыслами.

Но систематизация терминов все же необходима. Наиболее важными понятиями в рамках курса для нас являются «регион» и «район».

Регион – это «безразмерное» понятие. Оно часто используется для обозначения любого участка земной поверхности, обладающего набором специфических свойств. Регион – это целостность и одновременно часть целого.

Американские профессоры П.Джеймс и Дж. Мартин в исследовании «Все возможные миры» под регионом понимают «целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами… На профессиональном языке географов слова «регион» и «район» применяются по отношению к территориям самой разной площади, которые характеризуются определенной однородностью, являющейся специфической и служащей основанием для того, чтобы выделить эти территории*» .

Наиболее строгое и целостное определение понятия «регион» можно найти в словаре Э. Алаева. Согласно этому определению, «регион – это территория, по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность – объективное условие и закономерный результат развития данной территории» .

«Хартия регионализма», принятая Европейским парламентом в 1988 году, определяет регион как гомогенное пространство, при этом гомогенность устанавливается на основе таких критериев, как:

физико-географическая общность;

этническая, языковая, конфессиональная или культурная общность населения;

общее прошлое;

общность хозяйственных структур (хозяйственного профиля).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что регион – это определенный комплекс явлений, которые характеризуются единством и целостностью. Регион – это ни в коем случае не «пустая» площадка, очерченная некой границей.

Понятие «регион» – удобное и содержательное понятие, с помощью которого можно обозначать территорию, выделенную по определенным признакам и отделенную по этим признакам от другой территории, то есть другого региона.

Безразмерность понятия «регион», его применимость для территорий совершенно любого размера и масштаба нуждается, тем не менее, в оговорках, важных для региональной конфликтологии. Понятие «регион», например, активно используется в геополитике, в международных отношениях, где им обозначают крупный территориальный блок (например, Азиатско-Тихоокеанский регион).

В геополитике регион рассматривается как часть общемирового политического пространства, то есть под регионом часто понимаются различные объединения стран в блоки, союзы по экономическим или политическим причинам. Однако изучение конфликтов между такими регионами не является предметом региональной конфликтологии. Изучение данных конфликтов является предметом другой научной дисциплины, а именно – вышеупомянутой геополитики. Эти конфликты не подпадают под предмет региональной конфликтологии в силу своего масштаба.

Понятие «регион» можно рассматривать в узком и широком смысле этого слова.

В узком смысле «регион» – это одна из единиц территориальной структуры национального государства, то есть субнационального уровня, ячейка сетки административно-территориального деления, где действуют региональные властные институты с определенными компетенциями и соответствующими финансовыми ресурсами для их реализации. Это главная формальная, т. е. официально определенная в законодательстве, ячейка государственного пространства. В России регионами – единицами первого субнационального уровня – можно назвать субъекты Российской Федерации, в США – отдельные штаты. Соответственно, единицами второго субнационального уровня в России будут муниципальные образования.

В широком смысле «регион» – это часть государственной территории, которая характеризуется определенными, специфичными для нее качествами и характеристиками. В этом случае единый регион могут составлять различные части разных субъектов, объединенные сходными характеристиками.

Таким образом, регион может быть формальным, т.е. существовать де-юре, являясь, например, административной единицей, и регион может быть неформальным, т.е. его существование определяется самими учеными на основании специальных исследований территориальной структуры государства.

Также необходимо отметить, что при проведении различия между понятиями «регион» и «район», последний является уже частью «региона». То есть «регион» - понятие родовое, а район – понятие видовое. В российской практике, в частности, понятие район имеет свой формальный смысл, связанный с административным делением. Районами у нас принято называть административные единицы, на которые делится субъект федерации. Именуются они муниципальными образованиями. Если использовать строго формальный подход, то Ярославская область – регион – субъект РФ делится на районы – муниципальные образования. Муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Таким образом, через понимание того, что есть регион, можно выйти на объект и предмет региональной конфликтологии.

Объект региональной конфликтологии – региональный конфликт как особая форма региональной политики.

Далее нам необходимо дать более подробную и развернутую характеристику регионального конфликта.

 

Региональные конфликты – разновидность социальных конфликтов. Социальные конфликты – это конфликты, происходящие в обществе, связанные с борьбой за ценности и с притязаниями на статус, власть и ресурсы, в ходе этой борьбы оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников. Таким образом, региональные конфликты – разного рода социальные конфликты, возникающие между участниками, разделенными административной границей в рамках единого государства, и конфликты между центром и регионами.

Региональным конфликтам обязательно присуща пространственная характеристика и вовлечение в них значительного количества людей.

В основе региональных конфликтов лежат противоречия в сфере экономики, политики, религии, идеологии, и они, как правило, протекают в русле национально-этнических и религиозных столкновений. Такие конфликты носят затяжной характер и оказывают непосредственное воздействие на систему международных отношений.

Региональные конфликты отличаются составом субъектов. Региональные конфликты – это противоречия в ситуациях, когда, по крайней мере, одной из конфликтующих сторон выступает регион (как формальное или неформальное образование).

Региональные конфликты характеризуются определенной динамикой протекания.

 

Корни конфликтных ситуаций часто уходят в далекое историческое прошлое и связаны с традициями народов, их социально-экономическим и культурным развитием.

Формирование образа конфликтной ситуации направляется политической элитой с активным использованием СМИ, а также средств и методов информационной войны.

Открытое конфликтное взаимодействие в региональных конфликтах может протекать в различных формах: идеологическом противостоянии, экономических санкциях, войне и вооруженных конфликтах.

Региональные конфликты носят затяжной характер. Как правило, в своем развитии они проходят несколько циклов.

Разрешение подобных конфликтов протекает очень сложно и носит поэтапный характер. Нередко в их разрешении участвуют международные организации (ООН, ОБСЕ). Разрешение региональных конфликтов всегда сопровождается подписанием договоров, соглашений, других документов.

Место региональных конфликтов в системе социальных конфликтов определяется указанной выше особенностью региональных конфликтов в виде основы их возникновения, к которой могут относиться противоречия как в сфере экономики, так и политики, религии, идеологии и т.п. Таким образом, региональные конфликты по объектам пересекаются с такими видами конфликтов как политические, экономические, этнические, экологические, информационные, духовные.

Что же составляет предмет региональной конфликтологии?

Предмет региональной конфликтологии – источники и причины, проявления, закономерности динамики и последствия регионального конфликта, а также способы и механизмы его разрешения и регулирования.

Предметом региональной конфликтологии является изучение:

конфликтов между различными регионами, которые являются частями какого-либо государства (например, конфликт между Косово и Сербией, которые являлись частями государства Югославия);

конфликтов между регионом и государством как таковым (РФ и Чечня);

конфликтов между государствами по поводу какого-либо региона (например, конфликт между Россией и Японией относительно Курильских островов). (В рамках курса не изучаются конфликты между блоками стран и между отдельными государствами, возникающие вследствие столкновения общегосударственных интересов. Также предметом региональной конфликтологии не является изучение конфликтов внутри района).

конфликтов между регионом и районом как его составной частью (например, конфликт между областными и муниципальными властями в Ярославской области).

 

Исходя из того, что конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования, соответственно, региональная конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития, завершения региональных конфликтов, а также о способах и приемах их конструктивного регулирования.

Раскрывая подробнее предмет региональной конфликтологии, выделим структурные характеристики регионального конфликта:

Границы конфликта: пространственные (регион); временные;

Субъекты: органы государственной власти, органы местного самоуправления, конкретные представители власти, общественные организации, этносы, граждане, группы граждан;

Объект конфликта – то, что притягивает внимание и устремление субъектов конфликта и одновременно противопоставляет их, выступая объективной основной возникновения конфликтных ситуаций.

Предмет конфликта – характеристики объекта, по поводу которых противостоят субъекты.

 

Объекты региональных конфликтов Предметы региональных конфликтов
Территория легитимность власти на территории суверенитет над территорией или ресурсами
Ресурсы баланс власти распределение власти между группами возможности группы по политическому влиянию доступ к ресурсам право собственности на ресурсы «своей» территории
Статус политический статус группы
Ценности ценности различных групп, их соотношение приоритеты в ценностях

Типы региональных конфликтов:

По предмету конфликта: реалистичные (конфликт как средство достижения цели, рациональный конфликт; направлен на достижение результата; есть возможность конструктивного регулирования) и нереалистичные (конфликт как самоцель, иррациональный; нет возможности влиять конструктивно; функция – снять эмоциональное напряжение);

По социальным последствиям: конструктивные и деструктивные.

По форме проявления: латентные (скрытые) и актуализированные (имеются внешние формы проявления), спонтанные, инициативные и спровоцированные, неизбежные, вынужденные, нецелесообразные.

По ресурсу: с нулевой суммой (интересы сторон полностью противоположны) и с ненулевой суммой (интересы противоречивы);

По масштабам, длительности и напряженности: общие и локальные, бурные быстротекущие, кратковременные; острые длительные, затяжные; слабовыраженные, вялотекущие; слабовыраженные, быстротекущие.

Конфликты интересов (столкновение интересов различных социальных субъектов в отношении ограниченных ресурсов или престижных статусов) и конфликты ценностей (противоречия из-за конкретных различий в разделяемых сторонами ценностях. Ценности – представления людей относительно целей и норм поведения, а также групповой идентичности).

По характеру конфликтного действия: насильственные и ненасильственные.

По коммуникативной направленности: горизонтальные, вертикальные, смешанные.

 

63.Под региональными конфликтами будем понимать такие конфликты, которые возникают на основе противоречий, складывающихся между отдельными государствами, коалициями государств или отдельными региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства, и охватывают большие географические и социальные пространства.

Под региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства мы будем понимать отдельные административно-территориальные образования со своими экономическими, политическими, духовными и иными интересами и ценностями.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 420.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...